Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы
статья по психологии на тему
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Хотелось затронуть эту тему в связи с тем, что в школы Татарстана активно внедрялись образовательные технологии Сингапура. Начиная 2013–2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работали над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsibullina_ar.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы
Нацибуллина А.Р.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №127» Приволжского района города Казани,
Российская Федерация
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет [4].
Хотелось затронуть эту тему в связи с тем, что сейчас активно внедряется в школы Татарстана образовательные технологии Сингапура. Начиная 2013–2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работают над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.
Технологии внедряли сами преподаватели Сингапура, они же и дали несколько направлений этой образовательной парадигмы. Наша школа была пилотной, все учителя прошли обучение по направлению PBL (проблемно-ориентированное обучение) [2]. Я, в том числе прошла это обучение, и дополнительные семинары по менеджементу – лидерские курсы Сингапура. Многочисленные мониторинги, постоянное общение с зарубежными преподавателями позволили в какой-то мере проникнуться этой системой и выделить ее плюсы и минусы.
Давайте вспомним определение технологий. Технологии:
- Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
- Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка) [5].
Нужно сказать, что в процессе обучения наши преподаватели, особенно педагоги старой советской школы постоянно отмечали сходство сингапурских определений и упражнений с теми технологиями, которые уже широко у нас известны: технологии липецкой школы, проектное обучение широко применяемое у нас уже в 20-30 годах, с развивающими системами Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, методами ТРИЗ.
Я прочитала много статей, где педагоги делятся своими впечатлениями. Вот один из отзывов: «Сингапурская система обучения нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции. Обучающие структуры инновационной методики позволяют за счет разнообразных форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения» [1].
Что ж, звучит, кажется, позитивно и правильно. Начнем с плюсов. Как психолог, я с довольствием нашла множество упражнений, которые активно могу применять в работе. Первое, чем отличается урок данной системы – рассадка. Дети садятся по 4 человека, в крайнем случае – по 5. Работа в парах и мини-группах позволяет развивать навыки межличностного общения, умение рассуждать логически обосновывать свой выбор.
Вот несколько упражнений, которые я активно применяю на своих занятиях.
Coners – углы. Например, по теме – черты личности. В помещении развешано несколько понятий (гордость, воля, дружелюбие). Детям задается вопрос: «Какое из этих качеств личности, по-вашему, важнее для человека и его нужно развивать?». Дети пишут свой выбор на листочках и по команде отправляются к выбранному понятию. Затем обсуждают свой выбор в парах или группах и высказывают свое общее обоснованное мнение ведущему [3].
Take off – touch down – это всем известное упражнение «Встаньте те, кто…». Позволяет установить общие взаимосвязи между участниками, активизировать свое внимание [3].
Think-write-round robin – подумай, запиши, обсуди. Например задается вопрос «Как вы думаете, что имеется в виду, когда говорят «встречают по одежке, провожают по уму». Ребята сначала пишут свои рассуждения самостоятельно, затем зачитывают по очереди и обсуждают в группе. Высказывается каждый участник мини-группы, поэтому все получают максимум информации, учатся слушать и воспринимать чужое мнение [3].
A/R Guide – в начале занятия раздаются утверждения, дети отвечают, а затем в конце занятия еще раз их пересматривают, с учетом уже полученной информации. Развиваем критическое мышление, самоконтроль и мониторинг [3].
Пример:
Черты характера (поставьте + если согласны) | ||
До | После | |
Характер и темперамент это одно и то же | ||
Характер и поведение человека тесно связаны | ||
Чтобы понять человека нужно найти причины его действий, поступков | ||
Черт характера не очень много | ||
Ответственный – значит вежливый и приветливый | ||
Лицемер – человек, который легко поддается страху, испугу | ||
Воля – способность человека осуществлять свои желания и добиваться елей | ||
Упрямство – положительная черта характера |
Inside-outside circle – круг внутри-снаружи. Образуется два круга – один снаружи, другой внутри. Круги движутся в противоположные стороны на определенное число. Встречаются, здороваются и отвечают на заданный вопрос. Например «Если бы вернуться в прошлое. Какую профессию ты бы выбрал?».
Frayer Model – модель Фрейера. Выбираем понятие и записываем его обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры и противоположные примеры. Например: «Культурный человек» и т.п. Успражнение помогает лучше запомнить понятие, создать ассоциативные связи для закрепления материала [3].
Four Box Synectics – это мое любимое упражнение. Необходимо поделить листочек на 4 части, оставив в центре пустое место. Каждый член команды по очереди делает небольшие рисунки: что-то живое, неживое, двигающееся, любое. Затем ведущий озвучивает центральное понятие, и участники пробуют интерпретировать рисунки, связав их с понятием. Упражнение развивает креативность, абстрактное мышление [3].
Find the Fib – это тоже в принципе уже знакомое многим упражнение. Я пишу о себе 3 факта, 2 из которых правдивы, а один – правдивая ложь. Задача угадать, какой же факт обо мне неправда. Хорошо проводить это упражнение при сплочении команд [3].
Итак, дети учатся работать в команде, нести ответственность за свои высказывания, не боятся говорить и рассуждать, развитие коммуникативных навыков, происходит развитие логического мышления, креативности (в качестве конечного продукта на уроках часто бывает защита каких-либо проектов).
Перейдем к минусам. То, что недовольны многие педагоги – это понятно, всегда к новому тяжело привыкать, вылезать из своих раковин, учиться. Подсознательно неприятие вызывают вещи, навязанные нам сверху. Но большим минусом я все же считаю неверную стратегию внедрения сингапурской системы. Обучили педагогов с 1 по 11 класс и внедрять ее тоже нужно было во всех классах. Если первоклассники еще достаточно гибкие, легко воспринимают все нововведения, то со старшеклассниками ситуация была гораздо хуже. Они не привыкли высказываться, многие в группах просто отмалчивались, работают иногда один-два человека из четырех, тяжело им было воспринимать упражнения, где требовалось абстрактное или ассоциативное мышление. Их 9-11 лет учили по-другому, и перестраиваться естественно было тяжело. Если бы взяли именно 1-е классы, провели бы исследование, сравнили результаты классов использующих традиционные и сингапурские методики – это было бы намного полезнее.
Второй минус – в статичности сингапурской системы. Она запатентована, поэтому все названия нужно произносить именно так, как они написаны и переделывать их на русский язык их нельзя (у многих педагогов с этим возникают сложности). Система не меняется, не подстраивается под наш менталитет. Например, суть PBL в том, чтобы дети сами нашли ответ на заданный вопрос, и если они не успевают сделать это за урок, то сингапурские коллеги предлагают провести еще урок, и еще. У нас возникли сложности с пониманием планирования и т.п.
Минусом я считаю обезличенное обращение к детям по номерам, а также жесткую рассадку, когда под номером один мы сажаем ученика с потенциалом, а на третьем и четвертом месте бывают ученики послабее. Конечно, смысл в том, чтобы успешные и активные помогали слабым, но у нас получается так, что чаще всего за команду и работает только этот один активный ученик, остальные либо ленятся, либо стесняются.
Все согласятся с тем, что нужно сделать школьный период таким, где обе деятельности – учение+общение – объединились в единое целое и стали ведущими. Только на этой основе и можно внедрять технологические подходы в образовательный процесс.
Итак, а этой системе, как и во всех остальных, есть минусы и плюсы. Думаю, нужно взять все полезное и нужное, настроить себя на позитивное восприятие происходящих изменений, потому что так или иначе, но мы найдем свой путь.
Список использованный литературы и интернет-ресурсов:
- Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников [Текст] / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.
- Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления (пособие). - Казань, 2014.
- Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан (пособие). – Казань, 2013.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.)
- http://didacts.ru/dictionary/1057/word/tehnologija-obuchenija
- http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/143/6344/
- http://infourok.ru/material.html?mid=56324
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Современные педагогические образовательные технологии....
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
Использование тестов в образовательном процессе: плюсы и минусы
Статья посвящена вопросам использования тестового контроля при проведении оценки заний обучающихся. Рассматриваются плюсы и минусы тестового контроля, основные принципы составления тестов....
Современные педагогические информационные технологии в преподавании предмета «Технология»
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...
Самоанализ деятельности" Применение современных педагогических образовательных технологий на уроках математики в свете требований ФГОС"
самоанализ деятельности к аттестации...
О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (плюсы, минусы проблемы)
О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий(плюсы, минусы проблемы)...
«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»
Доклад содержит описание современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...