Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы
статья по психологии на тему

Нацибуллина Альбина Рустэмовна

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Хотелось затронуть эту тему в связи с тем, что в школы Татарстана активно внедрялись образовательные технологии Сингапура. Начиная 2013–2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работали над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natsibullina_ar.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы

Нацибуллина А.Р.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №127» Приволжского района города Казани,

Российская Федерация

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет [4].

Хотелось затронуть эту тему в связи с тем, что сейчас активно внедряется в школы Татарстана образовательные технологии Сингапура. Начиная 2013–2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работают над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.

Технологии внедряли сами преподаватели Сингапура, они же и дали несколько направлений этой образовательной парадигмы. Наша школа была пилотной, все учителя прошли обучение по направлению PBL (проблемно-ориентированное обучение) [2]. Я,  в том числе прошла это обучение, и дополнительные семинары по менеджементу – лидерские курсы Сингапура. Многочисленные мониторинги, постоянное общение с зарубежными преподавателями позволили в какой-то мере проникнуться этой системой и выделить ее плюсы и минусы.

Давайте вспомним определение технологий. Технологии:

  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка) [5].

Нужно сказать, что в процессе обучения наши преподаватели, особенно педагоги старой советской школы постоянно отмечали сходство сингапурских определений и упражнений с теми технологиями, которые уже широко у нас известны: технологии липецкой школы, проектное обучение широко применяемое у нас уже в 20-30 годах, с развивающими системами Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, методами ТРИЗ.

 Я прочитала много статей, где педагоги делятся своими впечатлениями. Вот один из отзывов: «Сингапурская система обучения нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции. Обучающие структуры инновационной методики позволяют за счет разнообразных форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения» [1].

Что ж, звучит,  кажется,  позитивно и правильно. Начнем с плюсов. Как психолог, я с довольствием нашла множество упражнений, которые активно могу применять в работе. Первое, чем отличается урок данной системы – рассадка. Дети садятся по 4 человека, в крайнем случае – по 5. Работа в парах и мини-группах позволяет развивать навыки межличностного общения, умение рассуждать логически обосновывать свой выбор.

Вот несколько упражнений, которые я активно применяю на своих занятиях.

Coners – углы. Например, по теме – черты личности. В помещении развешано несколько понятий (гордость, воля, дружелюбие). Детям задается вопрос: «Какое из этих качеств личности, по-вашему, важнее для человека и его нужно развивать?». Дети пишут свой выбор на листочках и по команде отправляются к выбранному понятию. Затем обсуждают свой выбор в парах или группах и высказывают свое общее обоснованное мнение ведущему [3].

Take off – touch down – это всем известное упражнение «Встаньте те, кто…». Позволяет установить общие взаимосвязи между участниками, активизировать свое внимание [3].

Think-write-round robin – подумай, запиши, обсуди. Например задается вопрос «Как вы думаете, что имеется в виду, когда говорят «встречают по одежке, провожают по уму». Ребята сначала пишут свои рассуждения самостоятельно, затем зачитывают по очереди и обсуждают в группе. Высказывается каждый участник мини-группы, поэтому все получают максимум информации, учатся слушать и воспринимать чужое мнение [3].

A/R Guide – в начале занятия раздаются утверждения, дети отвечают, а затем в конце занятия еще раз их пересматривают, с учетом уже полученной информации. Развиваем критическое мышление, самоконтроль и мониторинг [3].

Пример:

Черты характера (поставьте + если согласны)

До

После

Характер и темперамент это одно и то же

Характер и поведение человека тесно связаны

Чтобы понять человека нужно найти причины его действий, поступков

Черт характера не очень много

Ответственный – значит вежливый и приветливый

Лицемер – человек,  который легко поддается страху, испугу

Воля – способность человека осуществлять свои желания и добиваться елей

Упрямство – положительная черта характера

Inside-outside circle – круг внутри-снаружи.  Образуется два круга – один снаружи, другой внутри. Круги движутся в противоположные стороны на определенное число. Встречаются, здороваются и отвечают на заданный вопрос. Например «Если бы вернуться в прошлое. Какую профессию ты бы выбрал?».

Frayer Model – модель Фрейера. Выбираем понятие и записываем его обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры и противоположные примеры. Например: «Культурный человек» и т.п. Успражнение помогает лучше запомнить понятие, создать ассоциативные связи для закрепления материала [3].

Four Box Synectics – это мое любимое упражнение. Необходимо поделить листочек на 4 части, оставив в центре пустое место. Каждый член команды по очереди делает небольшие рисунки: что-то живое, неживое, двигающееся, любое. Затем ведущий озвучивает центральное понятие,  и участники пробуют интерпретировать рисунки, связав их с понятием. Упражнение развивает креативность, абстрактное мышление [3].

Find the Fib – это тоже в принципе уже знакомое многим упражнение. Я пишу о себе 3 факта, 2 из которых правдивы, а один – правдивая ложь. Задача угадать, какой же факт обо мне неправда. Хорошо проводить это упражнение при сплочении команд [3].

Итак, дети учатся работать в команде, нести ответственность за свои высказывания, не боятся говорить и рассуждать, развитие коммуникативных навыков, происходит развитие логического мышления, креативности (в качестве конечного продукта на уроках часто бывает защита каких-либо проектов).

Перейдем к минусам. То, что недовольны многие педагоги – это понятно, всегда к новому тяжело привыкать, вылезать из своих раковин, учиться. Подсознательно неприятие вызывают вещи, навязанные нам сверху. Но большим минусом я все же считаю неверную стратегию внедрения сингапурской системы. Обучили педагогов с 1 по 11 класс и внедрять ее тоже нужно было во всех классах. Если первоклассники еще достаточно гибкие, легко воспринимают все нововведения, то со старшеклассниками ситуация была гораздо хуже. Они не привыкли высказываться, многие в группах просто отмалчивались, работают иногда один-два человека из четырех, тяжело им было воспринимать упражнения, где требовалось абстрактное или ассоциативное мышление. Их 9-11 лет учили по-другому,  и перестраиваться естественно было тяжело. Если бы взяли именно 1-е классы, провели бы исследование, сравнили результаты классов использующих традиционные и сингапурские методики – это было бы намного полезнее.

Второй минус – в статичности сингапурской системы. Она запатентована, поэтому все названия нужно произносить именно так, как они написаны и переделывать их на русский язык их нельзя (у многих педагогов с этим возникают сложности). Система не меняется, не подстраивается под наш менталитет. Например, суть PBL в том, чтобы дети сами нашли ответ на заданный вопрос, и если они не успевают сделать это за урок, то сингапурские коллеги предлагают провести еще урок,  и еще. У нас возникли сложности с пониманием  планирования и т.п.

Минусом я считаю обезличенное обращение к детям по номерам, а также жесткую рассадку, когда под номером один мы сажаем ученика с потенциалом, а на третьем и четвертом месте бывают ученики послабее. Конечно, смысл в том, чтобы успешные и активные помогали слабым, но у нас получается так, что чаще всего за команду и работает только этот один активный ученик, остальные либо ленятся, либо стесняются.

Все согласятся с тем, что нужно сделать школьный период таким, где обе деятельности – учение+общение – объединились в единое целое и стали ведущими. Только на этой основе и можно внедрять технологические подходы в образовательный процесс.

Итак, а этой системе, как и во всех остальных,  есть минусы и плюсы. Думаю, нужно взять все полезное и нужное, настроить себя на позитивное восприятие происходящих изменений, потому что так или иначе,  но мы найдем свой путь.

Список использованный литературы и интернет-ресурсов:

  1. Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников [Текст] / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).  — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.
  2. Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления (пособие). -  Казань, 2014.
  3. Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан (пособие). – Казань, 2013.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.)
  5. http://didacts.ru/dictionary/1057/word/tehnologija-obuchenija
  6. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/143/6344/
  7. http://infourok.ru/material.html?mid=56324


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Современные педагогические образовательные технологии....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Использование тестов в образовательном процессе: плюсы и минусы

Статья посвящена вопросам использования тестового контроля при проведении оценки заний обучающихся. Рассматриваются плюсы и минусы тестового контроля, основные принципы составления тестов....

Современные педагогические информационные технологии в преподавании предмета «Технология»

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...

О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (плюсы, минусы проблемы)

О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий(плюсы, минусы проблемы)...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...