«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»
материал по информатике и икт (8, 9 класс)

Калкина Диана Владимировна

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект, работа в группах. Раскрывается их практическое применение и обоснованность использования данных технологий на уроках информатики. Предлагаемый материал адресован учителям информатики и поможет начинающим педагогам грамотно применять современные педагогические технологии на своих уроках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Аннотация

        Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект, работа в группах. Раскрывается их практическое применение и обоснованность использования данных технологий на уроках информатики. Предлагаемый материал адресован учителям информатики и поможет начинающим педагогам грамотно применять современные педагогические технологии на своих уроках.

        

        Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

        Целью современных педагогических технологий является формирование активной и творческой личности, которая способна самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. При этом процесс разработки и освоения предусматривает поэтапную деятельность.

        Актуальность использования современных педагогических технологий заключается в том, что в современной социально-экономической среде уровень образования в значительной мере зависит от результативности внедрения этих технологий обучения, что основывается на различных принципах, которые развивают деятельный подход к образованию.

        Цель моего доклада состоит в том, чтобы наглядно показать использование современных педагогических технологий на уроках информатики, которые так же применяются в современном педагогическом процессе.         

             

        Главная цель УКП (учебно-консультационного пункта) – это обеспечение получения образования в соответствии с личностными особенностями обучающихся, создание основы для последующего образования и самообразования, осознанного выбора профессии, формирования общей культуры личности обучающегося. 

Особенности контингента УКП МОУ «СОШ №17»: 

1) Несовершеннолетние:  

* подростки с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и учебной деятельности вообще; 

* обучающиеся, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений;  

* несовершеннолетние мамы.  

2) Взрослые (в основном  с большим перерывом в учёбе, сопровождающимся утратой мотивов и навыков учебной деятельности):  

* обучающиеся, работающие на предприятиях города и за его пределами; 

* домохозяйки, занимающиеся воспитанием детей; 

* обучающиеся, вернувшиеся из мест лишения свободы; 

* обучающиеся, демобилизованные из армии; 

* осужденные учреждения ФКУ ИК – 4

Задачи УКП:создание ситуации успеха в любых формах учебной деятельности; формирование навыков самостоятельного обучения; ликвидация пробелов в знаниях; предоставление учащимся возможности выбора уровня усвоения учебного материала.  

                Основными формами обучения в УКП являются: урок; практическая работа; предметная консультация; индивидуальная консультация; групповая консультация; 

        Каждый учитель на своих уроках должен развить у обущающихся широкий комплекс общих учебных и предметных умений, овладеть способами деятельности, формировать познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

        К числу современных образовательных технологий можно отнести: развивающее обучение; разноуровневое обучение; исследовательские методы в обучении; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); проблемное обучение; проектные методы обучения; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии.

        Какие же педагогические технологии и современные подходы в организации образовательного процесса на уроках информатики применяются в УКП?

  1. Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Задание является актуальным, так как является одним из заданий ОГЭ. Например:

Знаки. Знаковые системы.

        От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

 •–•–••–••••–•––

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

Д

Е

П

Б

А

О

–•

••

•–

•–••

––

•–•

Определите текст радиограммы.

Ключ: ПОБЕДА

Вопросы: 

        1. Из каких элементов состоит сообщение? (Знаки, символы)

        2. Для чего используется знак? (Для передачи и хранения информации)

        3. Во время раскопок археологи нашли фрагмент древнеегипетского письма, помогите археологам, расшифруйте его.

        Проблема: невозможно расшифровать не имея ключа.

        Вывод: Знаки используются для хранения и передачи информации. Если не указано значение знаков, то сообщение не будет иметь смысла!!!

        2. Здоровьесберегающие средства - это технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Например: Комплекс упражнений для глаз желательно выполнять до и после работы с серьезной зрительной нагрузкой: а) «Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3 — 5 секунд, затем открыть их. Повторить 6 — 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает глазное кровообращение; б) Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3 - 4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение глаз; в) Закрыть глаза и массировать веки круговым движением пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает кровоснабжение глаз.

        

        3. Игровые технологии. Например: Кроссворд

        1. Носитель + насекомое = накопитель (дисковод)

        2.Вершина горы + каменно-грязевой поток в горах = минимальный элемент изображения (пиксель)

        3. Он всегда тебе поможет, сложит, вычтет и умножит (компьютер)

        4. Это вот ... (клавиатура) Вот где пальцам физкультура и гимнастика нужны! Пальцы прыгать там должны!

        5. У какого устройства часто образуется очередь? (принтер)

        6. Носитель информации город в Англии (винчестер)

        7. Термин, который произошел от латинского слова currere "бежать" (курсор)

        8. Я разбойник и пират Навредить программам рад. Я коварен и хитер Виртуальный я жонглер.

        9. Я задумал дело злое. И сейчас вам всем устрою, Раз-два-три-четыре-пять. Начинаю похищать. (вирус).

        4. Проектные методы. Использование метода мини - проектов при изучении теоретических тем информатики. Например:

        В качестве мини-проекта при изучении любой темы курса информатики может выступать составление кроссворда, чайнворд, натворд, содержащего основные понятия данной темы.         Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта кроссворды, чайнворды, натворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. (Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.)

        Заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда, чайнворда, натворда и его сетки в текстовом редакторе MS Word, тем самым проверяется не только знание темы, по которой составлен кроссворд, но и знание темы «Технология обработки текстовой информации».

        5. Работа в группах, в парах.

В своей работе, учитывая достаточно низкий базовый уровень знаний учащиеся,  стараюсь сделать упор на дифференцированный подход как при работе в классе на уроке, так и при индивидуальных консультациях.  Дифференциацию образовательного процесса осуществляю по 2 направлениям:

- по времени обучения;

- по условиям обучения.

            В первом случае кто-то занимается быстрее, кто-то медленнее, но если ученик не успевает выполнить необходимый объем заданий на уроке, предлагаю остаться на индивидуальную консультацию после уроков, или доделать работу дома, если есть ясное понимание цели работы. Если учащиеся, в силу обстоятельств, не может посещать уроки со своим классом, то посещение индивидуальных консультаций для него обязательно, или как вариант, приглашается на урок в другой день с классом по параллели.

            Во втором случае учитываются: разный темперамент, уровень знаний, индивидуальный особенности, предлагаются разно уровневые задания, но обязательно посильные для выполнения. Условно всех учащихся II ступени в нашей школе можно разделить:

- средний уровень знаний;

- низкий уровень знаний;

- очень низкий уровень знаний.

            Если есть в классе учащиеся со средним уровнем знаний, то после объяснения учителя, он работает самостоятельно, но при затруднениях обращается за помощью учителя в индивидуальном порядке, либо присоединяется к работе с классом в тот момент, когда идет разбор материала, в котором возникло затруднение. Одно и тоже упражнение на уроке ученики с разным уровнем подготовки могут выполнить по-разному: наиболее подготовленные учащиеся выполняют не только шаблонные задания, но и дополнительные, хотя таких учащихся у нас единицы. Основная масса учащихся работают с учебником или выполняют практическое задание. С такими учащимися работаю как у компьютера, так и индивидуально в течение урока, таким учащимся разрешено пользоваться шпаргалками.  Основная задача учителя – вовремя помочь ученику, не отбить желание, создать ситуацию успеха на уроке.

Организация учебных занятий на уроках зависит от разумного сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы. При проведении работы по само дифференцированию необходимо иметь в виду стремление ряда учеников выбрать работу попроще или неуверенность некоторых из них в своих силах.

Как правило, в школу приходят учащиеся, не владеющие навыками самостоятельной работы или владеющие ими в недостаточной степени. Самый рациональный путь на вводной групповой консультации подробно ознакомить учащихся с учебником по информатике.

При работе с учебником слабым учащимся необходимо указать страницы, где можно найти ответ на вопросы, практические задания.

            На индивидуальных консультациях с учащимися 9 – х классов готовимся к ОГЭ. Повторяем основные логические выражения,  циклический алгоритм обработки массива чисел и т.д.

            При выполнении контрольной и практической  работы так же применяется внутри классная дифференциация и индивидуализация – каждый учащийся для себя определяет, на какой ступени он находится:

I ступень – оценка «3»

II ступень – оценка «4»

III ступень – оценка «5»

 На III ступени обучения в нашей школе учится не большая часть ребят закончивших УКП II ступени (главная причина – работа) и ребята с большим перерывом в учебе, многие из них имеют свои семьи, работающие на 2-х работах, поэтому работа для них главное. Они и так теряют в заработной плате, учась 2 раза в неделю, так как лишь один день им оплачивается и то в размере 50% от общего заработка, а частные предприниматели вообще не отпускают и не оплачивают время учебы.

            Чтобы облегчить учебу работающей молодежи, обучение в основном ведется на уроке и во время индивидуальных консультаций. Каждый ученик выбирает для себя сам, на каком уровне ему нужен данный предмет. Условия одно – уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки.

        Вывод: Исходя из особенностей контингента учащихся УКП, можно смело сделать вывод, что совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики - это процесс обучения, который можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»

Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных  подходов  к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях ФГОС основного и среднего образования

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...

Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»

Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...

ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».

Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...