«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
материал

Рузалия Бикбулатова

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:

- Системно - деятельностный подход

-Дифференцированный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2023-24_ucheb.god_.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат»

г. Сорочинска Оренбургской области

Выступление на педагогическом совете на тему: «Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Подготовила:

учитель математики

Бикбулатова Р.Р.

2023-2024 учебный год

(Слайд 1) Тема: «Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Понятие «современный урок» и «современные подходы на уроках» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий.

(Слайд 2) Что такое урок?

Принято считать, что урок — это система воздействия учителя на учащихся, ограниченная смысловым, временным, организационным показателями учебного процесса. Это целостная динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия учителя на учащихся, включающихся в образовательный процесс.

- А что такое современный урок на сегодняшний день?

- И каким должен быть современный урок?

(Слайд 3) Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, умело используемый все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ.

(Слайд 4) В рамках введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов современный урок в специальной (коррекционной) школе определяет цель, которая должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные следующие задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.

Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.

Главное отличие современного урока от традиционного состоит в:

- уровне активности обучающихся;

- роли учителя на уроке;

- целях урока;

- методах, применяемых учителем;

- способах оценивания;

- структуре урока.(Слайд 5)

Отличия урока по ФГОС от традиционного урока.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

(Слайд 6) Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным, нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:

- Системно - деятельностный подход

-Дифференцированный подход

(Слайд 7) Деятельностный и дифференцированный подходы – основа Стандарта, осуществление которых предполагает:

  • признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющимся основным средством достижения цели образования;
  • развитие личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
  • личностное и познавательное развитие с учетом их особых образовательных потребностей;
  • рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Рассмотрим подробнее системно-деятельностный подход.

Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Что же представляет собой учение как деятельность?

Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу человека.

Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность.

Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.

Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.

Что же означает Системно - деятельностный подход?

(Слайд 8) Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

(Слайд 9) Основной результат системно - деятельностного подхода- это развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие – Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

(Слайд 10) Ученики – главные действующие герои на уроке, их деятельность должна быть осмыслена и значима (что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделаю).

(Слайд 11) Главная цель данного подхода в обучении - пробудить у детей интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования. Т.е. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

(Слайд 12) Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Рассмотрим дифференцированный подход.

Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, следовательно, необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

При этом надо учитывать, что развитие каждого ученика идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно.

Выделяя в качестве основной цели учебного процесса продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, актуальной и обязательной составляющей педагогического творчества становится проблема дифференциации учебной работы.

Дифференциация в переводе с латинского "differentia" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

(Слайд 13) Дифференцированный подход в обучении – это форма организации учебной деятельности, в рамках которой педагог работает с группой школьников, которая составлена с учетом наличия у них общих качеств. Его можно назвать составным компонентом дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для разных групп обучаемых.

Цель дифференцированного подхода в обучении – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:

- по содержанию задания;

- по форме организации работы на уроке;

- по способу педагогической поддержки;

- по способу восприятия информации

(Слайд 14) Форма дифференцированного подхода в обучении: работа в группе, работа в паре и индивидуально.

(Слайд 15) Первую группу составляют ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно, программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Во вторую группу вошли ученики, со средним учебными возможностями. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняют сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ и требуется небольшая помощь со стороны педагогов). Первая и вторая группы учащихся - это учащиеся-хорошисты в школе, их можно при дифференциации объединить.

К третьей группе относятся ученики, с низкими учебными возможностями. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные школьники.

Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приемов обучения.

Рассмотрим использование системно-деятельностного и дифференцированного подхода на уроках математики. Этот предмет очень сложен для учащихся коррекционной школы. Работа над новым материалом на уроках математики организуется следующим образом. В начале, как правило, ставится проблема, задача или вопрос, на который надо найти ответ в ходе коллективного обсуждения. В ряде случаев этому способствуют простые, доступные упражнения подготовительного характера. Особое место в системе упражнений занимают упражнения, которые носят ярко выраженный развивающий характер. Выполнение этих упражнений требуют от ребенка проявления самостоятельности мышления, смекалки, умения рассуждать.

(Слайд 16) Рассмотрим структуру уроков введения нового знания.

I. Мотивирование к учебной деятельности, так называемый организационный момент – 1-2 минуты.

(Обеспечение благоприятного настроя) В начале урока высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются; проверка рабочего места.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 4-5 минут.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знаний», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Проверка владения материала домашнего задания и материала прошлых уроков.

Игра «Верно? Неверно?», Устный счёт, математический диктант,

При проведении устного счета, делимся на две команды. Называю пример, а учащиеся дают ответ. У кого больше правильных ответов, та команда и победила.

Проведение арифметического диктанта – после завершения, дети проверяют самостоятельно по готовым ответам и исправляют допущенные ошибки.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целеполагание

(Создание проблемной ситуации)

Определяют тему урока при разгадывании анаграммы, ребуса или кроссворда.

Открытие нового знания

Организация «открытия» нового знания с опорой на подготовительную работу, на знание детей

Первичное закрепление

Организую первичное закрепление материала (фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа)

Организую работу по учебнику.

Самостоятельная работа

Предлагаю поработать самостоятельно (по учебнику, по карточкам), иногда предлагаю обменяться тетрадями для проверки друг у друга. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет.

Повторение и включение в систему знаний

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

И подведение итогов

4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Мы говорим сегодня о современном математическом образовании, о математике как учебном предмете.

Мы говорим сегодня о современном математическом образовании, о математике как учебном предмете.

На уроках математики выделяю три группы учащихся с различными возможностями усвоения математических знаний.

Для первой группы детей овладения знаниями по программе коррекционной школы не представляет трудности. Они быстро запоминают приемы вычислений, способы решения задач, редко нуждаются в предметной наглядности.

Обучающиеся второй группы испытывают на уроках математики некоторые затруднения. Эти школьники не могут представить те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается. Эти дети медленнее запоминают выводы, математические обобщения, овладевают приемами работы.

Обучающиеся третьей группы испытывают значительные трудности при изучении математических вопросов. Организация предметно – практической деятельности, использование наглядных средств обучения не гарантируют формирование у них полноценных знаний.

Я использую дифференциацию на разных этапах урока.

  1. При объяснении нового материала.
  1. Дифференцированный подход в процессе закрепления знаний.
  1. Дифференцированный подход во время устного счета.
  1. Дифференцированный подход в процессе работы с домашним заданием.

Заключение.

Подводя итог под моим выступлением, я точно могу сказать, что педагогика как наука не стоит на месте. Чтобы учить современных детей, учителя должны тоже учиться. Учитель особенно нуждается в повседневном совершенствовании своих знаний. Чтобы успеть за прогрессом науки и техники, чтобы быть на уровне современных требований, предъявляемых обществом к учителю, надо постоянно учиться. Необходимость этого обуславливается и особенностями учительской профессии (необходимо владеть искусством передачи знаний ученикам, умениями и навыками формирования в них личности). Таким образом, для учителя учение – ведущая форма интеллектуального развития и совершенствования педагогического мастерства.

Урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Цель учителя – применяя новые педагогические технологии и современные подходы, научить школьников учиться. Весь процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить -применить – проверить.

(Слайд 17)

Решение педагогического совета на тему «Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  1. Педагогическому коллективу продолжить работу по системно – деятельностному и дифференцированному подходу в обучении и воспитании обучающихся.
  2. Педагогическому коллективу применять в работе современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (интеллектуальными нарушениями) на 2016 - 2026 годы

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе федерального государственного...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология (ручной труд)» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая программа «Технология. Ручной труд» для дополнительного первого класса, составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) о...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Основное содержание курса напрвлено на узучение состава слова, частей речи, построение предложений4 на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ...