Занятие по профилактике агрессивного поведения "Дорогою добра"
план-конспект занятия по психологии (7 класс) по теме

Микрюкова Марианна Васильевна

      Данное занятие помогает педагогу    лучше узнать детей и раскрыть их  внутренний потенциал, развивает  нравственные качества подростков,  способствует снижению агрессии и  внутреннего напряжения. Данное занятие помогает педагогу лучше узнать детей и раскрыть их внутренний потенциал, развивает нравственные качества подростков, способствует снижению агрессии и внутреннего напряжения. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Также у ребят появляется возможность увидеть ситуацию выбора между добром и злом в символическом мире. Ведь здесь, на песке, все на глазах, все понятно. Строя мир на песке, делая нравственный выбор, ребята убеждаются в том, что и в жизни, многое зависит именно от них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogoyu_dobra.doc692 КБ

Предварительный просмотр:

Управление народного образования

Администрации Каракулинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каракулинская средняя общеобразовательная школа»

Дорогою добра

Микрюкова Марианна Васильевна

                                          Педагог-психолог

      с. Каракулино ул. Маслова д.1 кв 4

                                      8-922-501-17-00

2015

Аннотация

Данная методическая разработка посвящается проблеме агрессивности и агрессивного поведения детей и подростков. Занятие направлено на снижение внутреннего напряжения, агрессии. Помогает ребятам раскрыться, увидеть свои внутренние ресурсы и развивает умение делать сознательный нравственный выбор.

Введение

Почти в каждой группе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает и бьет их, провоцирует драку, одним словом, становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их. Особенно остро агрессия проявляется у детей подросткового возраста.

Есть много способов работы с агрессивными подростками. Один из самых эффективных – песочная терапия.

Именно на песке мы можем создавать разные миры, путешествовать по ним. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. В играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя ответы на трудные вопросы.

Строя картину из песка, ребенок переносит на песок ландшафт внутреннего мира. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт попадает в бессознательное. Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!

Агрессивным детям бывает очень сложно осознать и тем более рассказать о своем внутреннем состоянии, особенно в острые моменты. Вообще агрессия всегда связана с большим внутренним напряжением, мышечной зажатостью. Песок помогает таким ребятам снять напряжение. Именно здесь, в песочнице, можно выразить всю свою злость: закопать «противника», залить его водой, спрятать его в горе, можно даже применить силу против обидчика или позвать на помощь всемогущего дракона. Способов очень много. И при этом никто не скажет ребенку: «Так делать нельзя!» В песочной стране разрешается все!

Путешествие в песочную страну помогает ребенку раскрыться и научиться видеть ситуацию извне, с высоты. Кроме того, сам песок помогает снизить мышечную зажатость, помогает расслабиться.

У каждого человека есть выбор – какой дорогой пойти. Идти дорогой зла – причинять вред окружающим, не контролировать себя и свое грубое поведение. Или идти дорогой добра – а, значит, нести добро, красоту души, помогать людям, быть примером.

Данное занятие является одновременно диагностическим и коррекционно-развивающим. Включает в себя элементы сказкотерапии, песочной терапии. Занятие помогает ребятам узнать больше о добре и зле, помогает сделать внутренний выбор.

Основная часть

Занятие является первым в цикле занятий, направленных на снижение агрессивности и профилактику агрессивного поведения.

Цель занятия:  развитие способности делать сознательный нравственный выбор.  

Задачи:

1. Снизить внутреннее напряжение, агрессию;

2. Расширить знания ребят о добре и зле;

3. Научить подростков делать внутренний сознательный выбор в пользу нравственности, добра.

4. Раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка, его ресурсы.

Материалы и оборудование: деревянный ящик с чистым песком (размер 50*70*8 см), дно и борта ящика окрашены в голубой цвет, разнообразные игрушки из пластмассы или дерева (размер 8-10 см), вода в небольшой емкости, дополнительные материалы: камешки, ракушки, сухие цветы и др.

Количество участников: 4-5 человек.

Возраст: данное занятие направлено на работу с детьми подросткового возраста.

Ход занятия:

Приветствие: - Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие будет очень необычным. Я предлагаю вам начать его с выбора. А выбирать мы с вами будем конфетки.

- Да-да, именно, конфетки. Педагог предлагает ребятам из множества конфет ассорти выбрать по одной конфетке. Ребята берут по одной конфете.

- Ну вот, сейчас вы делали настоящий выбор, пусть и простой, на первый взгляд.

А были ли в вашей жизни ситуации, когда вам приходилось делать выбор?

Ребята рассказывают.

- Итак, наше занятие тоже будет про выбор. Только выбор это непростой и очень важный для вас. Но для начала, мне хотелось бы с вами поближе познакомиться.

Сейчас каждый из нас назовет свое имя и одно свое лучшее качество. Первым говорит педагог.

- Меня зовут Марианна Васильевна. Одним из моих лучших качеств является умение не отчаиваться, добиваться своего, даже если что-то не получается. А что вы можете сказать про себя?

Если кто-то из ребят затрудняется, остальные участники могут рассказать о нем сами.

- Ребята, а вы любит сказки? Вспомните, пожалуйста, какая сказка была у вас самая любимая в детстве?

Послушать ответы ребят.

- Мы с вами сегодня совершим путешествие в сказку. Эта сказка называется «Дорога добра и дорога зла».

Педагог рассказывает сказку.

Однажды путешествующий человек остановился на развилке двух путей. Левая дорога спускалась куда-то вниз, а правая дорога вела все время вверх. Не знал человек, что одна дорога называлась дорогой зла, а другая дорога называлась дорогой добра.

- По какому же пути мне дальше идти? - долго раздумывал человек, а потом решил. - Зачем мне лишние трудности, выберу-ка я ту дорогу, которая полегче.

И он стал спускаться вниз под горку. Очень легкой и ровной оказалась дорога в самом начале. Одно только было плохо: чем ниже дорога спускалась, тем дальше становилось солнце и тем темнее и страшнее становилось вокруг. Через несколько дней по сторонам от дороги стали появляться зловещие тени и откуда-то все время дуло неприятным холодом. Настроение человека стало совсем безрадостным и угрюмым, но возвращаться назад ему не хотелось. Ведь это было бы трудно: все время идти вверх. И он решил продолжать свой путь до конца, чтобы посмотреть, куда же приведет эта дорога. Он часто спотыкался и падал, и от этого все больше сердился на все вокруг и становился злым. В конце концов, стало так темно, что человек стал совсем плохо видеть дорогу. Теперь он шел медленно и перед тем, как сделать шаг, осторожно трогал ногою землю впереди себя. И вдруг его нога почувствовала пустоту. Впереди не было ничего твердого, на что можно было бы опереться ногой. Человек присел, нащупал рукой позади себя камень и швырнул его вперед, но удара об землю не послышалось. Он бросил еще один камень, побольше, но опять тишина. Казалось, что камень летел и летел в какую-то бесконечную черную бездну. Только теперь с ужасом понял человек, что стоит на самом краю какой-то бездонной и бесконечной пропасти. Испугался он, повернулся и торопливо пошел обратно. Трудно было идти вверх, но человек теперь знал, что другого пути у него нет. Потихоньку начинало светлеть, а дорогу уже можно было опять хорошо разглядеть.

- Сколько же неосторожных людей выбрало легкий путь и погибло, свалившись в эту бездну, - возвращаясь, думал человек. - Как же мне повезло, что я вовремя остановился и не сделал последнего шага в своей жизни.

Через много дней человек подошел к тому месту, откуда он начинал путь вниз. Теперь он, уже не раздумывая и не останавливаясь, продолжил свой путь по дороге, ведущей вверх.

Чем выше поднимался человек, тем ярче становилось солнце. На солнце искрились струи водопадов, радостно щебетали птицы, а такого богатого разнообразия цветов человек нигде никогда не видел. Казалось, все вокруг стремилось к солнцу и радовалось его теплым лучам. Да, дорога вверх была труднее и взбираться по ней было тяжело, но окружающая неповторимая красота помогала человеку отвлечься от трудностей и не думать о них. С каждым днем вокруг становилось все прекраснее и даже небо и облака стали менять свои обычные цвета на изумительные радужные оттенки. От окружающей красоты сердце человека все больше наполнялось радостью и счастьем и он становился лучше и добрее.

- Как было бы хорошо, если бы этот путь не кончался бы никогда! - громко и радостно воскликнул человек.

- Никогда, никогда, никогда, - ответило ему эхо.

- Неужели не кончится никогда? - громко переспросил человек.

- Не кончится никогда, не кончится никогда, не кончится никогда, - повторило ему эхо.

После прочтения сказки педагог задает ребятам вопросы. Ребята высказывают свое мнение.

- Как вы думаете, для чего я рассказала вам эту сказку, какой смысл скрывается в ней?

- Почему человек сначала выбрал дорогу зла?

- Почему человек сначала не хотел идти вверх, а потом все-таки пошел?

- Можно ли идти все время тяжелой дорогой добра вверх, если знать что впереди будет все красивее и красивее?

Были ли в вашей жизни, когда вам приходилось выбирать между добром и злом? Какой путь вы выбирали? Этот вопрос оставить без ответа, ребята могут просто подумать про себя.

- Ребята, перед вами ящик с песком. Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии.

- Но с песком нужно обращаться очень аккуратно, смотрите, чтобы песок не просыпался из ящика. Потрогайте песок.

- Что вы чувствуете?

- У вас есть удивительная возможность оживить эту песочную пустыню,  сотворить свою сказку.

- Для начала, давайте условно разделим этот ящик на 2 части. Итак, мы с вами будем создавать два государства: страну добра и страну зла.

Далее ребятам предлагается построить ландшафт в этих двух государствах.

- Вы можете сделать здесь горы, озера, реки и пустыни (педагог показывает, как это сделать). Для этого можно использовать воду, ракушки, белые камешки, сухие цветы, разноцветные стеклянные камешки и другие материалы.

Как только ребята начали строить песочную картину, педагогу важно занять такое место, где его не видно, но ему видно все. Очень важно наблюдать за ребятами: как дети проявляют себя в игре и контакте друг другом. Кто-то покажет себя лидером, кто-то ведомым. Один будет играть обособлено, другой «распространится» на всю территорию песочницы. Как у них получается договариваться, принимать решения.

Когда ландшафт готов, ребятам предлагается выбрать жителей этих государств.

- Итак, ребята сейчас вы можете выбрать жителей этих стран. Каждый из вас может выбрать по одной - две фигурки в каждую страну: добра и зла. Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает.

Когда подростки заканчивают создание сказочных стран (Приложение, рис.1), педагог просит рассказать о них:

- Как называются эти страны (ребята должны договориться, придумать вместе);

- Кто правит этими странами?

- В каких взаимоотношениях две страны, добра и зла, находятся между собой, ладят ли они?

- В какой стране вам хотелось бы жить? Почему?

Подведение итогов занятия.

- Ребята, что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии? Чему вас научило это путешествие? Что вы возьмете с собой?

Педагог, обращая внимания на песочницу, государства на ней, обращается к ребятам:

- Ребята, очень важно понять, что когда вы делаете выбор в пользу добра, когда у вас открытое чистое сердце и хорошие намерения, когда вы помогаете людям от души, вокруг вас тоже будет доброта, хорошие люди и мир будет казаться лучше, а жизнь ярче и интереснее, прямо как у нас на песке. Я желаю вам сделать правильный выбор!

Ну, а сейчас предлагаю вам мысленно поблагодарить своих героев и вернуть их на свое место.

Ребята возвращают героев, материалы на свои места. На этом занятие заканчивается.

Заключение

Данное занятие помогает педагогу лучше узнать детей и раскрыть их внутренний потенциал, развивает нравственные качества подростков, способствует снижению агрессии и внутреннего напряжения.

Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого.

Также у ребят появляется возможность увидеть ситуацию выбора между добром и злом в символическом мире. Ведь здесь, на песке, все на глазах, все понятно. Строя мир на песке, делая нравственный выбор, ребята убеждаются в том, что и в жизни, многое зависит именно от них. Они понимают, что очень важно выбрать свою «дорогу» уже сейчас. И выбор этот должен быть сознательным и ответственным.

Список использованных источников

1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах. Минск: Современное слово, 2003. – 280 с.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.

Приложение

C:\Users\104-1\Desktop\DSCN7145.JPG

Рис. Страна добра и страна зла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

конспект группового занятия педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения учащихся

Профилактика агрессивного поведения  учеников со сверстниками, а также выявление агрессивных действий к ним со стороны взрослых...

Внеклассное занятие по профилактике буллинга и агрессивного поведения в школе «Дорога добра»

Внеклассное занятие по профилактике буллинга и агрессивного поведения в школе «Дорога добра»...