" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"
учебно-методический материал по психологии по теме

Егорова Елена Николаевна

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений.

Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт.

Кроме роста числа почти всех категорий детей с нарушением интеллекта, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"

На современном этапе развития социума вопросы оказания специальной помощи детям с нарушением интеллекта весьма актуальны. В каждой стране есть такие дети, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт. Кроме роста числа почти всех категорий детей с нарушением интеллекта, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

Психологическое сопровождение младших школьников ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально – психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.

Психологическое сопровождение: понятие, структура, содержание.

Школьный психолог занимается обоснованием педагогических программ и методов общения, диагностической подготовкой к обучению и усвоению различных специализированных программ, выявляют уровень психического развития ребенка, занимаются профориентацией и т. д.

Психолог строит свою профессиональную деятельность, которая направляется собственно психологическими целями и задачами, регулируется своими целями и задачами, регулируется своими ценностями, своими установками на ребенка, формы и методы работы с ним.

Психолог не воздействует на ребенка своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач или проблем. Кроме того, цель работы не в том, чтобы «заглянуть» в его внутренний мир, узнать, как устроен он, его отношения с миром и самим собой, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений.

Сопровождение — это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен школьный психолог. [14; стр.15]

В основе психологической деятельности школьного психолога лежат три основные идеи.

Идея первая: суть психологической деятельности — в научно-методическом руководстве учебно-воспитательным процессом в школе.

Идея вторая: смысл деятельности школьного психолога — в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей.

Идея третья: суть школьной психологической деятельности — в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения.

Сопровождение ребенка опирается на те, личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находиться в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне.

Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в модель      школьной      психологической       практики       закладываем безусловную ценность в н у т р е н н е г о мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.

Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Психолог может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. В процессе сопровождения психолог, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психологическое сопровождение, осуществляемое школьным психологом, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок, и ту систему обучения и воспитания, которую выбрали для него родители.

Цель сопровождения - создать в рамках объективно данной ребенку социально - педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

Психологическое сопровождение ребенка в школе осуществляется педагогическими средствами  через педагога и воспитательные воздействия. Психолог в свою очередь помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общения на конкретных учеников.

Концептуальные следствия идеи сопровождения.

Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность школьного психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Содержательные следствия идеи сопровождения.

Психологу нужно обоснованно и четко подойти к отбору содержания конкретных форм работы и самое главное — определить понятие социально-психологического статуса школьника. Тогда он может ответить на вопрос, что именно нужно знать о школьнике для организации условий его успешного обучения и развития. Социально-психологический статус школьника представляет собой систему психологических характеристик ребенка. В эту систему включают параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания благоприятных социально-психологических условий обучения и развития. В целом эти параметры могут быть условно разделены на две группы.

Первую группу составляют особенности школьника. Прежде всего, особенности его психической организации, интересов, стиля общения, отношения к миру и другое. Их нужно знать и учитывать при построении процесса обучения и взаимодействия.

Вторую составляют различные проблемы или трудности, возникающие у школьника в различных сферах его школьной жизни и внутреннем психологическом самочувствии в школьных ситуациях. Их надо находить и корректировать (развивать, компенсировать). И те, и другие нужно выявлять в процессе работы для определения оптимальных форм сопровождения.

Психолог справится со своей сложной профессиональной задачей только в том случае, если сможет наладить с педагогами школы прочный профессиональный контакт, истинное сотрудничество, позволяющее создавать детям комфортные и продуктивные учебные и развивающие условия.

Сопровождение же   представляет   собой   деятельность, направленную на создание системы социально-психологическое целое и способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной   среде.

Деятельность психолога в рамках сопровождения

предполагает:

  • осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития
  • определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников
  • разработку и внедрение определенных мероприятий форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников
  • приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат

Задача психолога создать такие условия, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведении, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире.

Дети с нарушением интеллекта обучаются в школах-интернатах. Вновь поступающие в интернатное учреждение дети - это отдельная проблема. Поступление в школу-интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних, может даже ещё худших для них условий. Детям трудно привыкнуть к отсутствию близких людей, возможно плохо заботящихся о них, к режиму учреждения, к новым взрослым-воспитателям, учителям, к большому числу воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму, к своей новой постели, к новой еде, наконец, к обучению в школе, к внутренней жизни самого детского коллектива, которая развивается по своим принципам и законам, и стать частью этого коллектива. Тем более, как показывает практика, дети не всегда хорошо относятся к новичкам. Поэтому вливание в коллектив часто оказывается весьма болезненной для ребёнка.

Зачастую причиной неуспешности ребенка является не только интеллектуальные нарушения, но и личностные особенности. Развитие направлено не только на развитие познавательной сферы, но и на коррекцию личностных особенностей учащихся (эмоциональная сфера, саморегуляция, самооценка, личностные отношения). Как показывает опыт  - это является наиболее результативным при коррекции недостатков у учащихся с нарушением интеллекта.

Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии не ограничивается только консультированием и психо - коррекционными занятиями. Эффективность психологической помощи в значительной степени зависит от воздействия на социально-психологическую среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии.

Следует выделять основные этапы процесса психологического сопровождения.

Подготовительный  этап включает в себя следующие задачи:

  1. установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка:
  2. определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;
  3. подготовка необходимой документации:
  4. составление графика работы.

Ориентировочный этап включает следующие задачи:

1.        установление контакта с родителями и родственниками ребенка;

  1. установление контакта с группой (классом), которую посещает ребенок, с классным руководителем или воспитателем;
  2. ознакомление  специалистов  с   результатами   психологического обследования;
  3. совместное обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка.

Этап планирования содержит в себе:

1.        создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;

2.        утверждение  этой  программы  со  всеми  специалистами,  которые работают с ребенком.

Составление программы сопровождения возможно только после тщательного клинико-психологического, психолого-педагогического обследования ребенка.

Этап реализации индивидуальной  программы включает в себя следующие задачи:

1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка и

педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением интеллекта для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей;

2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного
процесса;

3.Научно-просветительская и консультативная работа с
педагогами, дефектологами и логопедами, учителями,
воспитателями и др. специалистами, работающими с ребенком.

Деятельностный самый трудный и ответственный этап сопровождения должен обеспечить достижение желаемого результата. Специалисты по сопровождению координируют работу всех участников, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана, постепенно передавая свой опыт и свои функции родным и близким ребенка. Работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности. Исключается авторитарность в отношениях с семьей, которая фиксирует пассивность семьи и ее зависимость от специалистов.

При этом не может быть отдельной работы с ребенком, и не может быть отдельной работы с семьей. Главное - это обогащение и развитие семейной ситуации, расширение потенциала развития каждого его участника.

Заключительный этап включает в себя совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендациями по дальнейшей деятельности ребенка (дополнительные коррекционные занятия, продолжении обучения в специальном или общеобразовательном учреждении, обучение в школе с профессиональной ориентацией или получении профессионального образования).

Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы сопровождения, по решению той или иной проблемы.

Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения рекомендуется вести соответствующую документацию (дневник динамического наблюдения, где каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка). В этом дневнике психолог дает развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Такая форма работы позволяет проследить динамику изменений в процессе сопровождения и оптимизирует процесс коллективного взаимодействия специалистов во время его сопровождения.

Психологическое сопровождение должно осуществляться постоянным специалистом-психологом. Если ребенок обучается в специальной школе, его реализует школьный психолог. Ему необходимо помогать каждому воспитаннику коррекционной школы воспитывать в себе симпатию по отношению к другим детям, взрослым и формировать привычки, позволяющие в будущем хорошо заботиться о себе и об окружающих. При этом психологам необходимо быть терпеливыми и спокойными. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут. А чтобы добиться наилучших результатов, педагогам  и психологам необходимо знать и изучить психологические возможности детей с отклонениями в развитии.

Психологическое сопровождение процесса обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта включает:

  • изучение (диагностику) уровня развития детей;
  • организацию индивидуальных и групповых занятий психолога с детьми;
  • консультативную помощь педагогам;
  • консультативную помощь родителям.

Важным элементом психологическою сопровождения при обучении и воспитании детей с выраженным нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития. С результатами наблюдений необходимо знакомить родителей для координации совместных усилий психолога и воспитания в семье.

Выявив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т.е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оцепить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальных программ.

Психологическое обследование позволяет максимально индивидуализировать программы обучения детей, сделать наглядными их детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Обязательным условием работы с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный ребенку (группе детей), готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность, адекватно оценивать собственные усилия.

Целью каждого образовательного этапа являемся переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ему еще предстоит освоить. При первоначальном психолого-педагогическом обследовании выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступления ребенка в школу (Образовательный центр, УВК, ПМС и др.).

Для организации работы с учащимися, с выраженной умственной отсталостью, целесообразно вести записи о продвижении детей в различных аспектах обучения, что помогает учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам, работающим с данной категорией учащихся, определить задачи и содержание работы в текущий период, оцепить адекватность и эффективность проведенных коррекционных мероприятий

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий.

Как наиболее значимые, выделяем следующие уровни осуществления деятельности:

-деятельность  осуществляется   на  уровне  совместных действий  с педагогом;

  • деятельность осуществляется по подражанию;
  • деятельность осуществляется по образцу;
  • деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

-деятельность осуществляется   с   привлечением   внимания   ребенка взрослым к предмету деятельности;

 - самостоятельная деятельность;

  - умение исправить допущенные ошибки.

В процессе психологического сопровождения необходимо:

1.Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения.

2.Создать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения.

3.Создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Выделяют семь этапов психологического сопровождения: подготовительный, ориентировочный, этап планирования, этап реализации, деятельностный, заключительный, рефлексивный.

Выводы.

   

    Изучив литературу, можно сделать вывод, что  у  всех  детей младшего  школьного возраста с нарушением интеллекта, высшая  нервная деятельность и психические процессы имеют ряд особенностей.

    Умственно отсталые дети очень медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, не умеют  вовремя  воспользоваться  приобретёнными  знаниями  и умениями на  практике.  По  причине  замедленности  и  непрочности  процесса запоминания программу четырёх  классов  массовой  школы  дети  с  нарушением интеллекта  усваивают  за  7-8   лет.   Ослабление   активного   внутреннего торможения,   обусловливающее   недостаточную   концентрированность   очагов возбуждения, делает воспроизведение  учебного  материала   крайне  неточным.

Опосредованные приёмы запоминания малодоступны умственно отсталым детям.

    У умственно отсталых  младших школьников обнаруживается недостаточность всех форм мыслительной деятельности: практически – действенной,  наглядно  – образной и словесно  –  логической.  Все  мыслительные  процессы  отличаются своеобразием. Легко обнаруживается  неупорядоченность,   бессистемность  при анализе объекта, непоследовательное называние того, что бросается  в  глаза, без   выделения   существенных   признаков.   Отличительной   чертой    всей мыслительной   деятельности   умственно   отсталых    школьников    является тугоподвижность, стереотипность процесса мышления.

    У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения  в  речевом развитии разной степени выраженности. Речевое недоразвитие обнаруживается  в нарушениях всех компонентов речи. Звукопроизношение часто удаётся  исправить к  окончанию  начальной  школы,   а   бедность   словаря   и   недостаточная дифференцированность значений слов часто  сохраняется  до  старших  классов.

Употребляемые детьми с нарушением  интеллекта  предложения  часто  построены примитивно,  с  ошибками  в  согласовании  и    управлении,   распространены пропуски  членов  предложения,  иногда  даже   главных.   Уровень   развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации  человека,  у рассматриваемого контингента детей  крайне низкий, овладение  монологической речью  оказывается  чрезмерно  сложной  задачей.  Отставание  и  особенности становления устной  речи  обусловливают  трудности  в  овладении  письменной речью. Регулятивная функция  речи  также  недостаточно  сформирована.  Таким образом,  обнаруживается  тесная  взаимозависимость  в   развитии   речи   и мышления, патологическое формирование  которых  в  свою  очередь  связано  с нарушением формирования других психических процессов.

    Среди  особенностей  эмоционально  –  волевой  сферы  детей младшего   школьного возраста с нарушением  познавательной  деятельности   исследователи отмечают недостаток  инициативы,  неумение  руководить  своими действиями, неумение действовать в соответствии с отдалёнными  целями.  Всем свойственна    эмоциональная    незрелость,     недифференцированность     и нестабильность  чувств,  ограниченность   диапазона   переживаний,   крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.

Для детей младшего школьного возраста с  нарушением  познавательной деятельности    в    России    существуют    специальные     (коррекционные) образовательные  школы  VIII  вида,  школы  –  интернаты,  занимающиеся   по программам вспомогательных школ, допускается  домашнее обучение.

    Но, несмотря на ограниченность выбора  образовательного  учреждения,  в специальных  школах  России   оказывают  квалифицированную   педагогическую помощь.  Ребёнок  с  нарушением  интеллекта  получает психологическую помощь.

В нашем образовательном учреждении   каждому   ребёнку с  нарушением  интеллекта  оказывают  квалифицированную   педагогическую и психологическую помощь.

Список использованной литературы.

  1. Балуева Е.Б. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития (выдержки из статьи)
  2. Башун А. Л., Карпова Н. К., Карпов К. Н. Комплексная коррекция личности детей с диагнозом ЗПР в условиях специализированного ДОУ // Психология образования: региональный опыт. — М, 2005.
  3. Безух С.М., Лебедева С.С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей – инвалидов. Изд.: Речь, 2007 – С. 110.
  4. Воронкова В.В. Олигофренопедагогика. Пособие для ВУЗов. Изд.: Дрофа, 2009. – 397с.
  5. Гайфуллина Л. К. Личностно-ориетированная коррекция эмоциональных проявлений у младших школьников с задержкой психического развития. Автореф. канд. дисс. — М., 2004.
  6. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника.- СПб.: Речь, 2009. - 160 с.
  7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь 2006 – С. 53-208с.
  8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии СПб.: Речь, 2006 – 400с.
  9. Шипицына Л.М Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие.- СПб.: ВДАДОС Северо - Запад, 2010.- 279 с.: ил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида 2012 уч. год.

По результатом проведенного исследования психоэмоционального состояния учащихся, данные отражают в целом .Рекомендации психолога  классному руководителю  по осуществлению благоприятной адапт...

Методическа разработка. Коррекционно-развивающее сопровождение младшеклассников в условиях школы-интерната VIII вида

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведен...

Методическа разработка. Коррекционно-развивающее сопровождение младшеклассников в условиях школы-интерната VIII вида

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведен...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)

Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...

Сценарий Отчётного концерта "Волшебный мир искусства" учащихся и педагогов школы-интерната VIII вида.

Сценарий Отчётного концерта "Волшебный мир искусства" учащихся и педагогов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы-интерната VIII вида на тему: "Страна законов"

Занятие разработано для обучающихся 14-15 лет корреционных школ VIII вида. Цель занятия: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний....

Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы-интерната VIII вида на тему: "Страна законов"

Занятие разработано для обучающихся 14-15 лет корреционных школ VIII вида. Цель занятия: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний....