"Профилактика буллинга"
презентация к уроку по психологии (5 класс) по теме

Даниленко Марина Анатольевна

Программа для классных руководителей "Профилактика буллинга"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по профилактики буллинга для классных руководителей.

Даниленко Марина Анатольевна

  1. Организация пространства: убираем лишнюю мебель, участникам предлагается сесть в круг на стулья, чтобы все могли друг друга слышать и видеть (при презентации – предложить сесть в полукруг, чтобы было вино демонстрируемый материал, презентацию).
  2. Обозначение формата для участников (организационные моменты):

- в период работы отключить звук на мобильных устройствах;

- высказываться по поднятой руке;

- не перебивать друг друга;

- каждый говорит от себя;

- временные рамки – 45 минут.

  1. Раскрытие темы
  1. Цель встречи - ознакомление с терминологией и работа для создания условий успешного взаимодействия. “Цель нашей с вами встречи заключается в  создании  условий для содержательного обсуждения темы “Школьная травля,  или буллинг”. В процессе мы будем обращаться к вашему опыту ”.
  2. Результатом нашей встречи будут ответы на следующие вопросы:

- Как  можно понять, что в классе, где Вы являетесь классным руководителем, этой проблемы нет? 

- Какие есть  способы предупреждения этой проблемы?  

- Что  можно сделать, если появились первые признаки проблемы?

- Как можно понять, что данная проблема уже есть в классе?

  1. Вопрос классным руководителям: «Знакомы ли вы с этой проблемой, и актуальна ли, на Ваш взгляд, профилактика школьной травли?»

- Если  ответ: «нет», то можно спросить, что им позволяет (какие есть основания) не беспокоиться на эту тему, у всех ли так?

- Если же ответ:  «да», то -  почему они так думают.

  1. Определение буллинга: «О травле или моббинге (буллинге) можно говорить тогда, когда один или несколько индивидов регулярно, на протяжении длительного времени подвергаются негативным действиям со стороны одного или нескольких индивидов» (Ден Ольвеус 1983г). Можно сказать о распространенности буллинга.
  2. Спорные утверждения (мифы). Педагогам предлагает обсудить спорные высказывания на тему буллинга.

Спорное утверждение № 1: “Травля – нормальный и безвредный процесс взросления”.

Спорное утверждение № 2: Детей с необычным поведением будут обижать в любом коллективе”.

Спорное утверждение № 3: Родители бессильны против проблемы, если она поселилась в классе”.

  1. Факторы риска  и последствия буллинга

Травля (буллинг, моббинг) в школе – проблема, с которой сталкиваются очень многие. Буллинг – не нормативный и не безвредный этап взросления. Буллинг – это насилие, имеющее тяжелые последствия для всех участников и сообщества в целом.

- те дети, которых преследуют испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энеруз, совершают попытки суицида.

- дети, которые преследуют, чаще сверстников демонстрируют девиантное поведение, включающее драки, воровство, вандализм, хранение оружия, прогулы школы, употребление алкоголя и табака.

- дети, которые становятся свидетелями травли, испытывают страх, беспомощностью, стыд за свое бездействие и одновременно испытывают желание присоединиться к гонениям, иллюзорно поддержав свою персональную безопасность. Ели ни дети, ни взрослые не прекращают травлю в детской группе. Это ведет к снижению климата в школе (семье, обществе). В итоге не прекращенная травля способствует росту в обществе «молчаливого большинсвта», отсутствию людей с выраженной гуманистической позицией.

  1. Обсуждение темы в круге. Классным руководителям предлагает высказаться по кругу, как можно понять, что эта проблема существует в классе.
  2. Обсуждение мероприятий, которые необходимо (по мнению педагогов) предпринять в классе для разрешения данной проблемы, фиксация результатов.

- индивидуальная беседа с ребенком, которому причиняют страдания;

- индивидуальная беседа с ребенком, который причиняет неудобства и страдания другим;

- введение правил (целесообразно это делать в начале учебного года, когда дети перешли в среднюю школу, или при приходе нового классного руководителя);

- привлечение детей с низкой самооценкой, высокой тревожностью к групповой совместной работе (например, подготовка выступления для другого класса)

- работа на командообразование

- внешкольня работа

- выстраивание взаимоотношений с родителями (рекомендации, договоренности)

- нормы взаимоотношений (традиции, правила)

В работе с буллингом важно четко понимать и соблюдать последовательность действий. Сначала  надо пресечь, и лишь затем актуальность обретает помощь жертве с психологическими и поведенческими проблемами. Если сначала проводить социальный тренинг или подобные мероприятия, то это сообщает жертве и остальным, что она сама виновата в травле – это деструктивно для жертвы и может оказать опасное воздействие на учеников и школьную атмосферу в целом.

  1. Таблица по итогам встречи.

- какую помощь хотели бы получить?

- как можно распознать данную информацию?

-способы предупреждения проблемы?

  1. Подведение итогов. Высказывание по кругу, все преподаватели говорят, чем данное мероприятие было им полезно, что понравилось, что не понравилось.

Можно предложить педагогам ответить на вопросы анкеты:

- Какая информация была полезна?

- Что будете использовать в своей работе?

- Что хотели бы узнать?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила педагог-психолог Даниленко М.А. Программа профилактики буллинга (для классных руководителей)

Слайд 2

БУЛЛИНГ О буллинге , или травле , можно говорить тогда, когда один или несколько индивидов регулярно , на протяжении длительного времени подвергаются негативным действиям со стороны одного или нескольких индивидов. (Ден Ольвеус 1983г )

Слайд 3

БУЛЛИНГ Индивиду, подвергающемуся буллингу, обычно нелегко себя защитить – он, как правило, относительно беспомощен. Ссора между примерно равными по соотношению сил индивидов не является буллингом. (Значимость этого аспекта была отмечена еще в 1983 году, когда в Норвегии была проведена первая в мире компания, направленная против моббинга.)

Слайд 4

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ БУЛЛИНГА: 13% школьников имеют опыт жертв , 20% – преследователей , причем в больших городах уровень буллинга выше, чем в сельской местности (Россия) (Ениколопов) 25% подростков хотя бы раз участвовали в буллинге (Россия) (Собкин, Маркина, 2009) - 68% учеников средней школы бывали свидетелями травли в школе (Канада) ( Trach , Hymel , Waterhouse , Neale , 2010)

Слайд 5

СПОРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ № 1 № : “ Травля – нормальный и безвредный процесс взросления ”

Слайд 6

СПОРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ № 2: “ Детей с необычным поведением будут обижать в любом коллективе ”

Слайд 7

СПОРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ № 3 : “ В ситуации травли учитель ничего не может сделать ”

Слайд 8

ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ, МОББИНГ) В ШКОЛЕ – проблема, с которой сталкиваются очень многие. Буллинг – не нормативный и не безвредный этап взросления. Буллинг – это насилие, имеющее тяжелые последствия для всех участников и сообщества в целом. Буллинг привычен для российской действительности, сложно его обнаруживать, сложно обсуждать, сложно изменять отношение к нему, как к норме.

Слайд 9

ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА И СВЯЗАННЫЕ С НИМ РИСКИ: жертвы испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида

Слайд 10

ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА И СВЯЗАННЫЕ С НИМ РИСКИ: дети, занимающиеся травлей, чаще сверстников демонстрируют девиантное поведение, включающее драки, воровство, вандализм, хранение оружия, прогулы школы, употребление алкоголя и табака.

Слайд 11

ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА И СВЯЗАННЫЕ С НИМ РИСКИ: дети, которые становятся свидетелями травли, испытывают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие и одновременно испытывают желание присоединиться к гонениям, иллюзорно поддержав свою персональную безопасность. Если ни дети, ни взрослые не прекращают травлю в детской группе, это ведет к снижению у свидетелей способности к эмпатии и к ухудшению социального климата в школе (семье, сообществе). В итоге не прекращенная травля способствует росту в обществе «молчаливого большинства» и отсутствию людей с выраженной гуманистической позицией.

Слайд 12

ОЧЕВИДНО, ЧТО ЭТА ПРОБЛЕМА ЗАСЛУЖИВАЕТ БОЛЬШОГО ВНИМАНИЯ Как можно понять, что в Вашем классе этой проблемы нет ? Какие есть способы предупреждения этой проблемы ? Что можно сделать, если появились первые признаки проблемы ? 1. 1. 1.

Слайд 13

В работе с буллингом важно четко понимать и соблюдать последовательность действий. Сначала надо пресечь буллинг, и лишь затем актуальность обретает помощь жертве с психологическими и поведенческими проблемами. Если сначала проводить социальный тренинг или подобные мероприятия, то это сообщает жертве и остальным, что она сама виновата в травле. Это деструктивно для жертвы и окажет опасное воздействие на учеников и школьную атмосферу в целом.

Слайд 14

индивидуальная беседа с ребенком, которому причиняют страдания; - индивидуальная беседа с ребенком, который причиняет неудобства и страдания другим; - введение правил (целесообразно это делать в начале учебного года, когда дети перешли в среднюю школу, или при приходе нового классного руководителя); - привлечение детей с низкой самооценкой, высокой тревожностью к групповой совместной работе (например, подготовка выступления для другого класса) - работа на командообразование - внешкольня работа - выстраивание взаимоотношений с родителями (рекомендации, договоренности) - нормы взаимоотношений (традиции, правила) МЕРОПРИЯТИЙ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО (ПО МНЕНИЮ ПЕДАГОГОВ) ПРЕДПРИНЯТЬ В КЛАССЕ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ

Слайд 15

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Богомолов В.А. Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе. 14 февраля 2013. http://www.sfbt.ru/2013/02/blog-post_5804.html Коновалов А.Ю. Особенности работы ШСП с ситуациями буллинга (школьной травли). Кутузова Д.А. Травля в школе: мифы и реальность. http://medportal.ru/budzdorova/child/625/ Куценко Е. Школьная травля: перезапуск отношений. Первое сентября, 2013, 10. http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201301024 Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М., «Генезис», 2012. Уильямс М. «Команды под прикрытием»: переопределение репутаций и трансформация отношений травли в школьном сообществе. Пер. И. Филимоновой под ред. Д.Кутузовой. https://narrlibrus.wordpress.com/2010/07/27/mwilliams1/

Слайд 16

Благодраю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...

Буклет. Профилактика буллинга в школе.

Буллинг -  школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей....

«Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»

laquo;Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Последнее время все больше и больше говорят о буллинге ,травле в образовательной организации.К сожалению не все педагоги обращают на это внимание и оставляютпроблему  на самотек.Однако своевремен...

«Профилактика буллинга в подростковой среде» тренинг для подростков

laquo;Профилактика буллинга в подростковой среде»тренинг для подростков...

: Доклад: «Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

Как бороться в образовательных школах с буллингом...