Результаты диагностики уровня социализированности детей-инвалидов
статья по психологии на тему
С целью изучения факторов социализации детей-инвалидов, находящихся на дистанционном обучении, динамики развития уровня социализированности обучающихся, нами проведены входящая и контрольная диагностика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezultaty_sotsializirovannosti_ovz.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной семинар. 29.10.14
Результаты диагностики уровня социализированности детей-инвалидов.
С целью изучения факторов социализации детей-инвалидов, находящихся на дистанционном обучении, динамики развития уровня социализированности обучающихся, нами проведены входящая и контрольная диагностика.
Прежде чем рассмотреть результаты диагностики, обратимся к словарю для уточнения понятий «социализация» и «социализированность».
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, норм поведения, норм морали.
. Социализированность- сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.
Успешную социализированность обеспечивают следующие характеристики личности: способность к изменению своих ценностных ориентаций, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. Cоциализированность имеет «мобильный характер», она может превратиться из успешной в неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям.
Обратимся к результатам диагностики.
Обучающимся предложена методика «Изучение уровня социализированности», разработанная М.И. Рожковым, родителям- «Показатели социализированности» (А.В.Мудрик), классные руководители провели анализ социально- психологических условий семьи.
Цель методики Рожкова М.И.: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.
Рассмотрим определения показателей социализированности:
Социальная адаптированность – уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Адаптированность предполагает способность человека регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями), а также его умение взаимодействовать с окружающей средой, общаться. Человек может быть гармоничен и адаптирован либо дисгармоничен и дезадаптирован.
В научной литературе под личностной автономностью понимают некую степень свободы действий человека в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля. Кроме того автономность определяется как одно из сильных желаний действовать самостоятельно, управлять физическим и социальным окружением, быть компетентным и успешным.
Социальную активность определяют как социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность.
Нравственность- приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности.
В ходе проведения диагностики, учащимся предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием. Максимальная оценка, указывающая на высокий уровень развития качества у ребенка-4 балла, минимальная оценка-0 баллов.
Средние результаты уровня социализированности обучающихся стабильно высокие (более 3-х баллов по 4-х балльной шкале):
Показатели социализированности | 2012-2013 уч.год | 2013- 2014 уч. год |
Социальная адаптированность | 3,4 | 3,4 |
Автономность | 3,2 | 3,3 |
Социальная активность | 3,1 | 3,2 |
Нравственность | 3,4 | 3,4 |
Анализ результатов анкетирования по данной методике позволил выявить также индивидуальные достижения и проблемы в социализации детей.
Незначительный рост уровня социализированности по показателю «Социальная адаптированность» наблюдается у 4%опрошеных, по показателю «Атономность»- у 28% опрошенных, по показателю «Социальная активность»-24%, по показателю «Нравственность»- 20% опрошенных.
В то же время у 4% опрошенных детей выявлен низкий уровень по всем показателям социализированности:
Показатели социализированности | Количество обучающихся (% опрошенных) | |
2012- 2013 | 2013-2014 | |
Социальная адаптированность | 4% | 4% |
Автономность | 12% | 4% (отмечена положительная динамика в формировании показателя «автономность») |
Социальная активность | 4% | 4% |
Нравственность | 4% | 4% |
Рассмотрим суждения, оцененные детьми низкими баллами (т.е.предложенные модели поведения у детей не проявляются или проявляются слабо):
1)показатель «Социальная адаптированность»:
- Я считаюсь с интересами и мнением своих товарищей- 12%
- Считаю, что каждый человек индивидуален и неповторим-20%
- Считаю, что к людям нужно относиться так, как ты бы хотел, чтоб относились к тебе- 12%;
2) показатель «Автономность»:
- Если мне не нравится человек, я ограничу с ним общение- 24%
- Я горжусь собой, когда удается достигнуть успеха-24%
- Если я с чем-то не согласен, отстаиваю свое мнение-12%
3) показатель «Социальная активность»:
- Я становлюсь настойчивым, когда уверен, что я прав-20%
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю-12%
4) показатель «Нравственность»:
- Переживаю неприятности других, как свои- 28%
- Считаю, что делать людям добро- это главное в жизни- 12%
- Мне нравится помогать другим- 8%
- Я умею прощать людей- 4%
Проанализировав данные ответы детей и специфику и уровень их заболеваемости, прямой закономерности в результатах мы не установили.
Анализ анкетирования родителей по методике «Показатели социализированности» (А.В.Мудрик) позволил нам судить о сформированности качеств личности обучающихся и определить проблемные аспекты, взаимосвязанные между собой, во многом определяющиеся статусом обучающихся. В данной методике показатели объединены в три блока: психологический, коммуникативный, инструментальный блоки (на экране бланк опросного листа для родителей)
Проблемы с точки зрения родителей и педагогов:
- Маленький словарный запас, недостаточно развита речь (обучающиеся не всегда четко могут выразить свою мысль, что является следствием узкого круга общения, часто ограниченного преимущественно членами семьи, а также заболеваемостью ребенка);
- Неуверенность в себе- следствие осознания ребенком собственных особенностей, невозможность что-то делать на уровне умений других сверстников;
- Неуверенность в общении со сверстниками, неумение работать в группе;
- Отсутствие практических навыков.
- Недостаточный уровень самостоятельности (в частности в принятии решений). Этому способствует постоянная опека со стороны родителей, вызванная тем, что ребенок самостоятельно не может выполнять определенные функции.
- Неумение и отсутствие стремления поддерживать хорошее физическое состояние (соблюдать режим дня, заниматься поддерживающей физической культурой, проводить гигиенические процедуры).
В конце 2013-14 учебного года была проведена повторная диагностика проблем, вот ее результаты:
Незначительный рост (от 0,4 баллов до 1 балла) уровня социализированности детей по данной методике отмечают:
- психологическом блок (повышение отмечают 20% опрошенных родителей):
- возросла уверенность (самообладание, самоконтроль)-12%
- повысился уровень критичности мышления-12%
- повысилась способность самостоятельно решать собственные проблемы- 8%
- развивается устойчивый интерес к чему-либо- 8%
- Наличие собственных взглядов и умение их аргументировать-4%;
- коммуникативноый блок (повышение отмечают 16% опрошенных родителей):
- повысилась уверенность в общении со сверстниками- 12%;
- повысилось умение сотрудничать и общаться в группе- 8%
- инструментальный блок (повышение отмечают 24% опрошенных родителей):
- Повысилось стремление и умение поддерживать свое здоровье-12%
- Повысилось экономическое сознание- 12%
- Повысился уровень знаний об источниках поиска необходимой информации-8%
- Повысился уровень практических умений- 8%
Таким образом, мы наблюдаем, что наша работа приносит ощутимую пользу семьям, воспитывающим ребенка с особыми образовательными потребностями.
Результаты диагностики лежат в основе работы с семьями обучающихся и учитываются при разработке участниками образовательного процесса (учителями, родителями, детьми) индивидуальных образовательных программ.
Перед нами в начале нашего пути стояла проблема недостаточного доверия некоторых родителей к открытому сотрудничеству с социумом (наверное, небезосновательно: мы можем только предположить, с какой массой трудностей встречаются эти семьи при решении проблем). К сожалению, это недоверие стереотипно переносилось и на учебно- воспитательную работу. Немало времени и сил было положено на преодоление этого барьера; помогли преодолеть эту трудность высокий профессионализм наших педагогов и безграничная любовь родителей к своим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей детей c ОВЗ «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
Ознакомление родителей с целями, задачами, перспективами проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», организационными моментами, основными этапами работы по организации ...
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ИНВАЛИДОВ
ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ИНВАЛИДОВ...
Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»
В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...
Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ
Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ...