Результаты диагностики уровня социализированности детей-инвалидов
статья по психологии на тему

С целью изучения факторов социализации детей-инвалидов, находящихся на дистанционном обучении, динамики развития уровня социализированности обучающихся,  нами проведены входящая и контрольная диагностика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezultaty_sotsializirovannosti_ovz.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Областной семинар.   29.10.14

Результаты  диагностики уровня социализированности детей-инвалидов.

С целью изучения факторов социализации детей-инвалидов, находящихся на дистанционном обучении, динамики развития уровня социализированности обучающихся,  нами проведены входящая и контрольная диагностика.

Прежде чем рассмотреть  результаты диагностики, обратимся к словарю для уточнения понятий «социализация» и «социализированность».

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, норм поведения, норм морали.

. Социализированность- сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

         Успешную социализированность обеспечивают следующие характеристики личности: способность к изменению своих ценностных ориентаций, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. Cоциализированность имеет «мобильный характер», она может превратиться из успешной в неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям.

Обратимся к результатам диагностики.

Обучающимся предложена методика  «Изучение уровня социализированности», разработанная М.И. Рожковым, родителям- «Показатели социализированности» (А.В.Мудрик), классные руководители провели анализ социально- психологических условий семьи.

Цель методики Рожкова М.И.: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.

Рассмотрим определения показателей социализированности:

Социальная адаптированность – уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Адаптированность предполагает способность человека регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями), а также его умение взаимодействовать с окружающей средой, общаться. Человек может быть гармоничен и адаптирован либо дисгармоничен и дезадаптирован.

В научной литературе под личностной автономностью понимают некую степень свободы действий человека в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля. Кроме того автономность определяется как одно из сильных желаний действовать самостоятельно, управлять физическим и социальным окружением, быть компетентным и успешным.

Социальную активность определяют как социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность.

Нравственность- приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности.

В ходе проведения диагностики, учащимся предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием. Максимальная оценка, указывающая на высокий уровень развития качества у ребенка-4 балла, минимальная оценка-0 баллов.

Средние результаты уровня социализированности обучающихся стабильно высокие (более 3-х баллов по 4-х балльной шкале):

Показатели социализированности

2012-2013 уч.год

2013- 2014 уч. год

Социальная адаптированность

3,4

3,4

Автономность

3,2

3,3

Социальная активность

3,1

3,2

Нравственность

3,4

3,4

Анализ результатов анкетирования по данной методике позволил выявить также индивидуальные достижения и проблемы в социализации детей.          

Незначительный рост уровня социализированности по показателю «Социальная адаптированность» наблюдается у 4%опрошеных, по показателю «Атономность»- у 28% опрошенных, по показателю «Социальная активность»-24%, по показателю «Нравственность»- 20% опрошенных.  

В то же время у 4% опрошенных детей выявлен низкий уровень по всем показателям социализированности:

Показатели социализированности

Количество обучающихся (% опрошенных)

2012- 2013

2013-2014

Социальная адаптированность

4%

4%

Автономность

12%

4% (отмечена положительная динамика в формировании показателя «автономность»)

Социальная активность

4%

4%

Нравственность

4%

4%

Рассмотрим суждения, оцененные детьми низкими баллами (т.е.предложенные модели поведения у детей не проявляются или проявляются слабо):

1)показатель «Социальная адаптированность»:

  • Я считаюсь с интересами и мнением своих товарищей- 12%
  • Считаю, что каждый человек индивидуален и неповторим-20%
  • Считаю, что к людям нужно относиться так, как ты бы хотел, чтоб относились к тебе- 12%;

2) показатель «Автономность»:

  • Если мне не нравится человек, я ограничу с ним общение- 24%
  • Я горжусь собой, когда удается достигнуть успеха-24%
  • Если я с чем-то не согласен, отстаиваю свое мнение-12%

3) показатель «Социальная активность»:

  • Я становлюсь настойчивым, когда уверен, что я прав-20%
  • Если я что-то задумал, то обязательно сделаю-12%

4) показатель «Нравственность»:

  • Переживаю неприятности других, как свои- 28%
  • Считаю, что делать людям добро- это главное в жизни- 12%
  • Мне нравится помогать другим- 8%
  • Я умею прощать людей- 4%

Проанализировав данные ответы детей и специфику и уровень их заболеваемости, прямой закономерности в результатах мы не установили.

Анализ анкетирования родителей по методике «Показатели социализированности» (А.В.Мудрик) позволил нам судить о сформированности качеств личности обучающихся и определить проблемные аспекты, взаимосвязанные между собой,  во многом определяющиеся статусом обучающихся. В данной методике показатели объединены в три блока: психологический, коммуникативный, инструментальный блоки (на экране бланк опросного листа для родителей)

Проблемы с точки зрения родителей и педагогов:

  1. Маленький словарный запас, недостаточно развита речь (обучающиеся не всегда четко могут выразить свою мысль, что является следствием узкого круга общения, часто ограниченного преимущественно членами семьи, а также заболеваемостью ребенка);
  2.  Неуверенность в себе- следствие осознания ребенком собственных особенностей, невозможность что-то делать на уровне умений других сверстников;
  3. Неуверенность в общении со сверстниками, неумение работать в группе;
  4. Отсутствие практических навыков.
  5. Недостаточный уровень самостоятельности (в частности в принятии решений). Этому способствует постоянная опека со стороны родителей, вызванная тем, что ребенок самостоятельно не может выполнять определенные функции.
  6. Неумение и отсутствие стремления поддерживать хорошее физическое состояние (соблюдать режим дня, заниматься поддерживающей физической культурой, проводить гигиенические процедуры).

В конце 2013-14 учебного года была проведена повторная диагностика проблем, вот ее результаты:

Незначительный рост (от 0,4 баллов до 1 балла) уровня социализированности детей по данной методике отмечают:

  1. психологическом блок (повышение отмечают 20% опрошенных родителей):
  • возросла уверенность (самообладание, самоконтроль)-12%
  • повысился уровень критичности мышления-12%
  • повысилась способность самостоятельно решать собственные проблемы- 8%
  • развивается устойчивый интерес к чему-либо- 8%
  • Наличие собственных взглядов и умение их аргументировать-4%;
  1. коммуникативноый блок (повышение отмечают 16% опрошенных родителей):
  • повысилась уверенность в общении со сверстниками- 12%;
  • повысилось умение сотрудничать и общаться в группе- 8%

  1.  инструментальный блок (повышение отмечают 24% опрошенных родителей):
  • Повысилось стремление и умение поддерживать свое здоровье-12%
  • Повысилось экономическое сознание- 12%
  • Повысился уровень знаний об источниках поиска необходимой информации-8%
  • Повысился уровень практических умений- 8%

Таким образом, мы наблюдаем, что наша работа приносит ощутимую пользу семьям, воспитывающим ребенка с особыми образовательными потребностями.

Результаты диагностики лежат в основе работы с семьями обучающихся и учитываются при разработке участниками образовательного процесса (учителями, родителями, детьми) индивидуальных образовательных программ.

Перед нами в начале нашего пути стояла проблема недостаточного доверия некоторых родителей к  открытому сотрудничеству с социумом (наверное, небезосновательно: мы можем только предположить, с какой массой трудностей встречаются эти семьи при решении проблем). К сожалению, это недоверие стереотипно переносилось и на учебно- воспитательную работу. Немало времени и сил было положено на преодоление этого барьера;  помогли преодолеть эту трудность  высокий профессионализм наших педагогов и безграничная любовь родителей к своим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей детей c ОВЗ «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»

Ознакомление родителей  с целями, задачами, перспективами проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», организационными моментами, основными этапами работы по организации ...

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ИНВАЛИДОВ

ПАМЯТКА ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ,  ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ И ИНВАЛИДОВ...

Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»

В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ...