Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"
план-конспект занятия по психологии (8, 9 класс) на тему
Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия: содействие социальной адаптации подростков через осознание ответственного отношения к жизни. В занятии прописаны принципы (шаги) построения гармоничной жизни с самим собою и окружающим миром. К каждому принципу прописаны практические упражнения. В конце занятия дано домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_mir_kotoryy_sozdayu_ya_sam.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие «Мир, который создаю я сам»
педагог-психолог Регионального
социопсихологического центра
г.о. Самара
Небаева Анжела Геннадьевна
Цель: содействие социальной адаптации подростков через осознание ответственного отношения к жизни.
Задачи:
- Развитие позитивного мышления
- Формирование положительной самооценки и принятие себя как ценности
- Осознание своего предназначения
- Формирование ответственного поведения
Аудитория: уч-ся 8-9 классов
Продолжительность занятия: 90 минут
Оборудование: листы формата А4, наборы цветных карандашей.
Разминка
Упражнение «Пожелание»
Цель: Создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы.
Ведущий: «Начнём нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, длиной буквально в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите, и одновременно произносите своё пожелание. Получивший его, в свою очередь, бросает мяч следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».
Знакомство
Упражнение «Имя»
Цель: Осознание участниками отношения к своему имени (его принятие или непринятие), расширение представлений о себе и других.
Ведущий: «Закройте глаза и представьте своё имя, написанное печатными или прописными буквами, любого размера и цвета. Выберите тот цвет, который вам нравится. Создайте в воображении наиболее приятный образ своего имени. Запомните этот образ, цвет, размер букв, звучание и другие его свойства. Подумайте: как часто и кто вас так называет?.. Откройте глаза».
Обсуждение:
Участники по очереди рассказывают о своём имени:
- Кто назвал их этим именем?
- Что оно обозначает?
- Были ли они названы в честь кого-то или их имена являются новыми в роду?
- Нравится ли им их имена, как им хотелось, чтобы их называли?
Комментарии: Отношение к своему имени (принятие или непринятие) обычно рассматривается как косвенный показатель принятия себя. Если у кого-то есть потребность в другом имени, необходимо уточнить, какими качествами оно обладает, и пояснить, что это именно те качества, которые человек может или должен в себе развить. А качества имени, которым человек обладает, но не принимает, являются качествами характера или поведения, которые он не хочет принимать в себе и в окружающих.
Работа по теме занятия
Эпиграф
«По своей воле вы оказались в мире, который создали для себя. Что держите в сердце своём, то и исполнится, чем больше всего восхищаетесь, тем и станете. Знайте, что вас повсюду окружает реальность мира любви, и в каждый момент у вас есть силы, чтобы преобразить свой мир в соответствие с тем, чему вы научились».
Р. Бах. Единственная
Ведущий: Мир, который нас окружает, мы создаём сами своими мыслями, отношением, поступками. По мнению большинства психологов, счастье – это жить в гармонии с самим собою и окружающим миром.
Давайте разберём некоторые принципы, которые помогут нам стать более радостными и счастливыми.
Принцип №1. Позитивное мышление (Умение радоваться и благодарить).
Радоваться – искусство, которому нужно учиться.
Проявление радости следует практиковать постоянно. Умение радоваться, как бы создаёт вокруг человека мощное энергетическое поле, которое называют «харизмой» или «Полем Любви». Такой человек притягивает к себе других.
Радость – это плод благодарности.
Упражнение «Утро завтрашнего дня»
Цель: Осознание позитивных событий своей жизни.
Ведущий: «Представьте, что наступило утро завтрашнего дня. Вы проснулись, открыли глаза, посмотрели в окно, увидели солнышко и улыбнулись. А теперь в течение 15 минут напишите список того, что доставляет вам радость, за что вы можете быть благодарны миру, людям, себе, используя для этой цели 15 слов или предложений».
Обсуждение:
Участники при желании зачитывают свои списки и отмечают для себя, радуются ли они тому, что имеют.
Ведущий: Для того чтобы, развить в себе чувство жизнерадостности, человеку необходимо ежедневно уделять время и внимание тому, что доставляет ему радость.
Принцип №2. Осознание своей ценности.
Ведущий: Исследования показали, как человек относится к себе, так к нему относятся и другие люди. Поэтому следует ориентироваться не только на внешнюю оценку своей личности другими, сколько, и это главное, - иметь собственное представление о себе.
Каждому человеку важно знать, что он – его индивидуальные особенности и внешность как часть личности – являются ценностью, и он не нуждается в том, чтобы кто-то подтверждал это. Такого, как Я – нет, и не будет.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Ведущий: «Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?» или «За что я себя ценю?»
Принцип №3. Осознание своего предназначения.
Упражнение: «Мой образ»
Цель: осознание своего предназначения, своего потенциала и того, что каждый может дать миру, в котором он живёт.
Ведущий: «Мы живём в мире людей и в мире вещей. И много знаем о качествах вещей, например то, что хрустальная ваза хрупкая, может разбиться, а шерстяная вещь – мягкая и согревает в холода. Мир людей не менее сложен. А потому важно знать как свои особенности, так и то, каковы качества других людей. Сейчас представьте себе, что у вас есть возможность попасть на другую планету. Не в своём теле, а в виде предмета, растения, животного или птицы. В качестве кого вы видите себя на этой планете, из какого материала сделаны, какого цвета? Какими свойствами обладаете? Каково ваше предназначение?
Если вы представили свой новый образ, нарисуйте его».
Время выполнения рисунка – 10 минут.
Обсуждение: Ведущий просит членов группы показать друг другу свои рисунки и рассказать о них от первого лица. Например, так: «Я настольная лампа, разноцветная, пластмассовая, очень прочная. Я здесь для того, чтобы светить всем желающим».
После обсуждения ведущий поясняет участникам, что это была их самопрезентация, своеобразный рассказ о себе.
Принцип №4. Принятие ответственности за свою жизнь
Ведущий: Первым шагом в направлении изменений является готовность взять на себя ответственность за собственную жизнь. Ни одну проблему нельзя решить, если верить, будто её решение от тебя не зависит. Часто мы виним обстоятельства или других людей, вместо того, чтобы сказать себе: «Я хозяин своей судьбы и сам сделал себя тем, кто я есть».
Каждый должен осознать: то, что мы имеем в настоящем, - результат наших действий или бездействия в прошлом».
«Никто не может прожить за меня мою жизнь. Если я умён, я сегодня же начну создавать мой собственный, более истинный и хороший мир, начиная изнутри». Горацио Дрессер.
Подведение итогов
Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, что было полезным и ценным на занятии. Какие чувства испытывали, и какие вопросы остались неразрешёнными.
Домашнее задание
1. Сочините рассказ на тему: «Счастливый день, максимально приближённый к реальности». Напишите в этом дне свой новый жизненный сценарий и вспоминайте о нём как можно чаще.
2. Заведите «Тетрадь Успеха». В конце каждого дня записывайте в неё то, что принесло Вам радость, что понравилось, что получилось. Не менее пяти пунктов. Перечитывайте «Тетрадь Успеха» в моменты сниженного настроения.
Список литературы:
- Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – Спб.: Речь, 2010. – 230с.
- Темплтон Д. Всемирные законы жизни: Роман/ Д.Темплтон; Пер. с англ. Т.Л. Черезовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 610 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Вещество, которое создало нашу планету"
В презентации материал о физических и химических свойствах воды, а также об аномалиях воды, о распространении и значении воды....
Урок искусства.1 урок. Тема: Мир, который создает человек
Представленный конспект урока разработан по программе Б.М.Неменского. Это вводный урок в предмет "Искусство"...
«Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» И. Гёте
Работа моей ученицы - победителя олимпиады "Талантливая молодежь Кубани"...
Презентация по теме "Субкультура которую я хотела бы создать" №1 (10 класс)
Презентация представляет собой творческую работу по теме "Субкультура", в которой учащийся описывает субкультуру, характерные черты, внешний вид, убеждения и поведение людей в молодежной группе, котор...
Презентация по теме Субкультура которую я хотела бы создать (10 класс) _№2_
Презентация представляет собой творческую работу по теме "Субкультура", в которой учащийся описывает субкультуру, характерные черты, внешний вид, убеждения и поведение людей в молодежной группе, котор...
"интерьер, который мы создаем" 7 класс
Конспект урока 7 класс по программе Б.М. Неменского «Интерьер, который мы создаем»...
Тренинг "Мир, который создаю я сам"
Содействие социальной адаптации подростков через осознание ответственного от...