Психопрофилактическая работа с дошкольниками
консультация по психологии на тему

Чепурная Людмила Юрьевна

Психопрофилактическая  работа  с  дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihoprofilakt_rabota_s_doshkolnikami.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психопрофилактическая  работа  с  дошкольниками.

          Проблема  подготовки  детей  к  школе  является  одной  из  наиболее  актуальных проблем  в  современном  начальном  образовании. Важная  предпосылка  общедоступности  качественного  среднего  образования – повышение  стартовых  возможностей  первоклассников. Необходимо  создавать  условия  для  полноценного  развития  всех  дошкольников.                         Мы, как  психологи  школ, много  внимания  дошкольникам  уделять  не  в  состоянии, но  и  все-таки, работая  с  детьми  «Маминой  школы», можем  помочь  детям, идущим  в  первый  класс  в  преодолении  трудностей  в  период  адаптации.

Прежде  чем  приступить  к  занятиям  с  дошкольниками,  необходимо  определиться  с  целями  и  задачами  работы, вначале  уточним  понятие «школьная  готовность». Существуют  три  компонента  школьной  готовности: физиологический (физическое  созревание  организма, его  устойчивость  к  нагрузкам, новому  режиму), педагогический  (знания, умения, навыки – всё, чему  научили  ребёнка)  и  психологический  (совокупность  особенностей  развития  и  формирования). Какой  из  них  наиболее  важен  при  определении  школьной  готовности?

  Оказывается, психологическая  готовность  является  той  базой, на  которой  педагог  будет  формировать  знания, умения  и  навыки, что  позволит  избежать  различных  проявлений  дезадаптации, в  том  числе   и  «мнимых» (психосоматических)

   Основными  показателями  психологической  готовности  к  обучению  являются:

  • Зрелость  психических  процессов (определённый  уровень  развития  восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и т.д.)
  • Эмоциональная  готовность (наличие  у  ребёнка  желания  познать  новое, эмоциональная  устойчивость, отсутствие  импульсивности);
  • Наличие  волевой  регуляции  поведения (умение  подчиняться  требованиям);
  • Сформированность  навыков  общения (умение адаптироваться  в  коллективе  сверстников, строить  новые  взаимоотношения  со  взрослыми).

Нельзя  утверждать, что  какой-то  из  этих  показателей  является  главным. Психолог  должен  охватить  всё  вышеизложенное и  помочь  ребёнку  обрести  все  эти  качества.

Упражнения для  развития  навыков  общения  и  взаимодействия

Упр № 1 «Зеркало  и  обезьяна»

Участники разбиваются на пары и встают друг против друга.

Один из пары — «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой — зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны. (Через некоторое  время участники меняются ролями.)

Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также просить пары работать по очереди. Это поможет ведущему организовать наблюдение и обсуждение.

Спросите участников, какая роль («обезьяны» или «зеркала»), давалась легче и почему?

В процессе обсуждения участники приходят к выводу, как важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения  собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к  тому, что происходит вокруг.

Упр. № 2

Игра «Иголка и нитки»

Выбирается водящий с помощью «Мирной считалки»

М.Д. Яснова (разучиваем с детьми):

На дороге, у развилки,

повстречались две дразнилки.

 Повстречались, подразнились,

не сдержались — и сцепились!

Прибежали разнималки — помешали перепалке.

И к развилке на кобылке прискакали две мирилки. Прекратилась перепалка, и тогда пришла считалка:

 Раз-два-три-четыре-пять —

Хорошо друзей считать!

Водящий будет «иголкой»,

а остальные дети — «нитка».

«Иголка» ходит по комнате, «петляет», а нитка — за ней.

 

Упражнения  на развитие  навыков  управления  эмоциями  и  эмоциональными  состояниями

Упр № 1 «Мимическая гимнастика»

Предложить детям выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. При этом детям задаются вопросы типа: «Когда мы так делаем?» Возможно и обратное задание: изобразите ту или иную эмоцию (например, страх).

  • Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение минуты.
  • Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
  • Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно — равнодушие).
  • Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться.

•        Расслабить веки, лоб. щеки (лень, хочется

подремать). Расслабиться.

•        Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).
Беседа

  • Что вы чувствуете, когда вам весело и радостно?
  • На что похоже ваше настроение?
  • Что такое радость? Варианты ответов:

Радость — это когда все радуются, всем весело; когда у всех праздник; когда никто не плачет, ни один человек; когда нет войны: когда все здоровы.

— Что вы делаете, когда вам весело?

Упр № 2

Этюд «Кто как радуется»

Дети становятся в крут. Предлагается им изобразить, показать без слов (используя выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания), как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями.

Упр № 3 «Игры  с  внутренней  бесконечностью»

Сядьте  так, как:

  • Как  сидит  котёнок, который  греется  на  солнышке;
  • Как  сидит  обезьяна, которая  впервые  увидела  себя  в  зеркале
  • Как  сидит  Золушка, которую  не  пустили  на  бал
  • Зарычите, как  лев, который  увидел  добычу
  • А  теперь  добычу, которая  увидела  льва
  • Сядьте, как  собака, ждущая  своего  хозяина
  • Все  встанут  и  пойдут  по  кругу, как  гордый  лев  попустыне

Упр № 4   «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ»

На столе картинками вниз раскладываются карточки. Это могут быть схематичные изображения эмоций, а могут — небольшие сюжетные картин-

Герои демонстрируют различные состояния. Каждый участник по очереди открывает одну карточку, не показывая ее остальным. Задача   играющего   узнать   эмоцию   и   изобразить   ее   мимикой и голосовыми интонациями.

В ходе этого упражнения выясняется, что одна и та же эмоция может  быть выражена по-разному, с разной силой, с разной интенсивностью (страх —ужас, растерянность — подавленность, радость — восторг). Если есть время,

работу можно продолжить в малых группах. Дети самостоятельно придумывают сюжеты, в которых эмоции проявляются с различной интенсивностью.

Упр. № 5  «ПАЛЬЦЫ»

Садитесь поудобнее, руки положите на колени, сплетите пальцы рук, оставив большие пальцы свободными. Когда я подам команду: «Начали!», вы начнете  медленно вращать пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном  направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточьтесь  на этом движении. По команде: «Стоп!» вы остановитесь.

На упражнение отводится не менее пяти минут. По окончании упражнения обязательно следует провести разбор. Некоторые из участников не  смогли  сосредоточиться, у них возникали посторонние мысли, они почувствовали себя неуютно. Каждому должна быть предоставлена возможность  высказаться о том, насколько он смог сосредоточить свое внимание.

Упр. № 6 «РУКА К РУКЕ»

В этой игре должно быть нечетное количество участников. Если число четное, ведущий принимает участие в игре наравне с остальными.

Для игры выбирается водящий, который должен подавать команды («рука к руке»,  «нос к носу», «спина к спине», «хвост к хвосту», «нога к ноге» и т. д.). По этой команде  играющие быстро выбирают себе пару и становятся так, как сказал водящий. Водящий тоже старается выбрать себе пару. Тот, кто остался без  пары, становится водящим.

Упражнение № 7 «Солнечные лучики»

 Дети стоят в кругу, ладони кладут друг на друга.

Психолог. Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте почувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики (поворачиваемся в круг, ладони перед собой) — попрощаемся друг с другом и со мной (машем ладошками, приветствуем друг друга.

        Подготовил  материал  педагог- психолог МОУ  лицей  № 1 г. Пролетарска Ростовской области  Чепурная Л.Ю.