Задачи и стратегии психологической подготовки выпускников к ОГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии на тему
Цель психологической подготовки-выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к ОГЭ, умение мобилизовать себя в решающей ситуации и умение владеть своими эмоциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи и стратегии психологической подготовки выпускников к ОГЭ.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к ОГЭ и умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
Что такое стратегия?
- Стратегия – это общий план деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Нашей школьной стратегической целью является – успешная сдача учащимися ОГЭ.
- Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.
Исходя из этого, можно сформулировать частные цели стратегии психологической подготовки учащихся к ОГЭ - это:
1. Ознакомление с процедурой ОГЭ;
2. Формирование адекватного мнения об ОГЭ;
3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала психологическая подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие не только психологической, но и педагогической, и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – выпускников, учителей, родителей.
Конкретно в наших школьных условиях, т.е. в подготовке выпускников к ОГЭ:
- стратегия – это период, который должен начинаться уже в начальных классах. Это длительный период подготовки, в котором принимают участие все субъекты образования:
- учащиеся;
- учителя-предметники;
- педагог-психолог;
- классные руководители;
- администрация школы;
- родители.
1. На конечном этапе, т.е. в год выпуска, составляется общий план действий по подготовке к ОГЭ – это и есть стратегия подготовки.
Подробнее о стратегии психологической подготовки выпускников в нашей школе.
В первой четверти каждого учебного года педагогом-психологом составляется план подготовки выпускников к ОГЭ, заверенный директором школы. Приложение 1.
Это план, в котором принимают участие все субъекты образования:
- учащиеся;
- учителя-предметники;
- педагог-психолог;
- классные руководители;
- администрация школы;
- родители.
Далее составляется программа психологического сопровождения выпускников при подготовке к ОГЭ. Приложение 2.
В этой программе поставлены следующие задачи психологической подготовки выпускников к ОГЭ- это:
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение приёмам эффективного запоминания
Эта программа включает следующие направления:
1. Диагностическое направление.
2. Психолого-коррекционная и развивающая работа со школьниками.
3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
4. Профилактическая работа.
В процессе выполнения этой программы ожидаются следующие результаты:
1. Снижение уровня тревожности у выпускников.
2. Развитие концентрации внимания.
3. Повышение сопротивляемости стрессу.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы.
5. Развитие навыков самоконтроля.
Какие формы и методы работы используются для достижения этих результатов.
1. Первое направление психологического сопровождения выпускников - это Диагностическое направление.
Цель этого направления:
С помощью тестирования выявление уровня школьной тревожности, самочувствия, активности, настроения, индивидуальных интеллектуальных и психологических особенностей, для построения дальнейшей коррекционной работы с выпускниками.
В этом году с помощью различных методик в ноябре, декабре и январе месяце уже была проведена следующая диагностика:
- школьной тревожности,
- ситуационной тревожности и
- личностной тревожности.
Проведен анализ тестирования и сделаны выводы, с помощью которых намечена и проводится психолого-коррекционная и профилактическая работа.
2. Второе направление психологического сопровождения выпускников - это психолого-коррекционная и развивающая работа со школьниками.
Цель этого направления. Развитие психологических знаний необходимых для успешной сдачи экзаменов. Развитие навыков саморегуляции и противостояния стрессу. Формирование навыков преодоления тревоги и волнения в условиях экзамена.
Исходя из полученных результатов диагностического тестирования я проводятся психолого-коррекционные занятия и тренинги в 9 классе.
1. Это занятия по снятию тревожности и напряжения.
2. Занятия по выработке способов саморегуляции в стрессовой ситуации.
3. Занятия, направленные на выработку умений и навыков о том, как вести себя во время экзаменов. Методы и правила управления стрессом.
4. Знакомство выпускников с рекомендациями и памятками по процедуре проведения ОГЭ.
Итак.
Анализ результатов единого экзамена показывает, что существенное количество неудовлетворительных оценок по разным предметам зачастую связано не с плохим знанием предмета, а со стрессовой ситуацией, возникающей во время экзамена. Причиной психологических трудностей и стресса при сдаче ЕГЭ и ОГЭ является тот факт, что педагоги, занимаясь академической подготовкой к экзамену, не всегда уделяют должное внимание качественной психологической подготовке.
С психологической точки зрения, единый государственный экзамен имеет специфику, которая должна быть максимально учтена при подготовке.
Как и всякое эмоциональное состояние,- состояние учащихся перед экзаменом имеет сложную структуру. Дети пребывают в ожидании предстоящего испытания, сильных волнений, внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями и безвыходными ситуациями; готовятся к их решению, предугадывают возможный результат. В связи с этим, стабилизация эмоционального состояния учащихся перед экзаменами –это важный аспект психологической подготовки к ОГЭ- в этом и состоят стратегия и задачи психологической подготовки выпускников к ОГЭ.
Педагог – психолог ……………………. Орёл В.Ю.
Приложение 1.
План работы по психологической подготовке к ОГЭ учащихся МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ. 2015-2016 учебном год.
№ | Вид работы/методика. | Направление работы | Цель проводимой работы |
Диагностическая работа. | |||
ноябрь | Диагностика школьной тревожности. Ситуационной тревоги Кондаша. | Диагностика школьной тревожности. | Выявление учеников с высоким уровнем тревожности для дальнейшей коррекционно-развивающей работы. |
март | АНКЕТА «Самооценка психологической готовности к ОГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой) | Диагностика личностной самооценки | Определить уровень уверенности учащиеся перед ОГЭ. |
декабрь | ИЗУЧЕНИЕОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ (МЕТОДИКА Г.Н. КАЗАНЦЕВОЙ). | Диагностика личностной самооценки. | Изучение психологической готовности учеников к итоговой аттестации. |
апрель | ТЕСТ “Определение уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ОГЭ” | Диагностика уровня осведомленности учащихся о процедуре сдачи ОГЭ. | Изучение уровня осведомленности о процедуре ОГЭ и психологической готовности учеников к итоговой аттестации. |
Коррекционно-развивающая работа с выпускниками. | |||
ноябрь | Занятие по теме: «Фактор тревожности в предэкзаменационный период. Как снять напряжение». | Групповое занятие.- -2 часа. | Формирование и развитие интереса к обучению в школе. |
декабрь | Способы саморегуляции в стрессовой ситуации. Тренинг. | Занятие по теме: «Фактор тревожности в предэкзаменационный период. Как снять напряжение».- 3 часа | Развитие психологических знаний необходимых для успешной сдачи экзаменов. |
январь | Поведение на экзамене. Беседа, рекомендации. | Профилактика стресса-1 час | Развитие навыков саморегуляции |
февраль | Беседа, рекомендации. Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала. | Обучение методам запоминания, релаксации, методам снятия нервно-психического напряжения- 2 часа | Приемы успешной тактики выполнения тестирования |
март | Как сохранить спокойствие. Тренинг. | Проведение тренинговых занятий «Подготовка к экзаменам. Управление стрессом» -2 часа | Формирование навыков преодоления тревоги и волнения в условиях экзамена. |
Апрель-май | Формула успеха». «Уверенность в себе». Занятие-тренинг | Как вести себя во время экзаменов – 4 часа. | Формирование навыков преодоления тревоги и волнения в условиях экзамена |
Октябрь, февраль | Разработка рекомендаций, памяток для учащихся, педагогов, родителей. | Как вести себя во время экзаменов. | Приемы успешной тактики выполнения тестирования |
Работа с родителями. | |||
декабрь | «Психологический комфорт в семье во время экзаменов». | Выступление на родительском собрании. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей. | Оказание психологической поддержки родителям по подготовке детей к ОГЭ. |
В течение года | Консультирование родителей. | «Психологические особенности подготовки к ОГЭ». | Профилактика тревожности детей перед экзаменом. Оказание психологической поддержки родителям. |
апрель | Родительское собрание. Как сдать экзамены успешно. - Беседа. 2.Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | Профилактика тревожности детей перед экзаменом. Оказание психологической поддержки родителям. |
Работа с педагогическим коллективом. | |||
февраль | Совещание «О психологической готовности выпускников к ОГЭ" | Анализ психологического состояния выпускников перед итоговой аттестацией. Выработка решения о работе с выпускниками. Рекомендации. | Создание условий для благоприятного проведения выпускных экзаменов. |
В течение года | Консультирование учителей, работающих в выпускном классе. | «Индивидуальный подход при подготовке к экзамену к каждому выпускнику». | Выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену |
Педагог – психолог ________________ Орёл В.Ю.
Приложение 2.
Программа психологического сопровождения выпускников при подготовке к ОГЭ. МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ. 2015-2016 учебный год.
№ | Тема занятия | дата | навыки | Форма занятия. |
1 | Занятие по теме: «Фактор тревожности в предэкзаменационный период. Как снять напряжение». | Ноябрь 2 часа | Развитие психологических знаний необходимых для успешной сдачи экзаменов. Профилактика экзаменационного стресса | Беседа-тренинг |
2 | Способы саморегуляции в стрессовой ситуации. | Декабрь 3 часа | Уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах. | Беседа-тренинг. |
3 | Поведение на экзамене. | Январь 1 час | Психологическая подготовка обучающихся к ОГЭ. Стратегия деятельности обучающихся на экзамене. Процессуальные знания: Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника | Беседа, рекомен дации. |
4 | Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала.. | Февраль 2 часа | Знакомство с приемами осмысленной работы с текстами. | Беседа-тренинг рекомен дации. |
5 | Как сохранить спокойствие. | Март- 2 часа | Познакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. | Занятие-тренинг. |
6 | Формула успеха». «Уверенность в себе». | Апрель-май 4часа | Познакомить выпускников с правилами и процедурой ОГЭ; повысить уверенность в себе, в своих силах; актуализация внутренних ресурсов. | Занятие-тренинг. |
Педагог – психолог ………………………….. Орёл В.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-198825-1361037003.jpg)
Презентация. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ К ЭКЗАМЕНАМ.
Экзамен –проверочное испытание по какому-нибудь учебному предметусловарь С.И.Ожегова...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/04/picture-74626.png)
Рекомендации учителю по психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ
ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/04/picture-74626.png)
Рекомендации родителям по психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько совето...
Программа для психологической подготовки выпускников к ЕГЭ «ПУТЬ К УСПЕХУ».
Программапсихолого-педагогических мероприятийдля выпускников в период подготовкик единому государственному экзамену...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/07/picture-306196-1546808889.jpg)
Организация психологической подготовки выпускников к экзаменам
В презентации представлен опыт работы педагога-психолога по подготовуке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-369830-1387356474.jpg)
Задачи и стратегии психологической подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ
Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ, ОГЭ нами подразумеваетсясформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-768835-1473152249.jpg)
Психологическая подготовка выпускников в период подготовки к ГИА
Консультация для родителей выпускников...