Моя профессия- психолог
статья по теме

Лукьянова Алена Владимировна

 

Когда я шла поступать на психологический факультет, я имела смутное представление о том, как мне придется работать. Да и вообще интерес к этому занятию возник отнюдь не из-за знакомства с тайнами психологического ремесла. Он возник скорее из-за сложившегося образа психолога, некого «волшебника», который видит людей «насквозь» и как опытный и всезнающий, разбирающийся в жизни человек, может вершить судьбы людей, говоря, что им надо делать в конкретной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_professiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Моя профессия - психолог

Когда я шла поступать на психологический факультет, я имела смутное представление о том, как мне придется работать. Да и вообще интерес к этому занятию возник отнюдь не из-за знакомства с тайнами психологического ремесла. Он возник скорее из-за сложившегося образа психолога, некого «волшебника», который видит людей «насквозь» и как опытный и всезнающий, разбирающийся в жизни человек, может вершить судьбы людей, говоря, что им надо делать в конкретной ситуации.

Однако институт поменял мои представления об этом. И стало понятно, что психолог – не всемогущ и, оказывается, советов по правильной жизни не дает. К тому же профессия психолога – это не только уютное кресло и философские размышления. Зачастую, это сложная и кропотливая работа (причем не только с клиентами, но и с собой), это столкновение с ошибками, неудачами, которые часто принимаешь за свою некомпетентность, и даже с неприятием тебя как профессионала. А ещё – это и предъявление к тебе высоких требований со стороны окружающих людей: «Ведь ты же психолог!».

К тому же, оказывается, эта профессия необычайно разнообразна. Существует огромное количество направлений, в которых специалист в данной области может себя задействовать: психотерапия (которая сама может осуществляться в разных направлениях, школах), работа с дошкольниками, с зависимым поведением, детьми-сиротами, специальная, клиническая психология, перинатальная и пр. Возникает большой выбор и необходимость решить, чем же буду заниматься именно я. Это тоже нелегкое дело, так как чаще всего привлекает все и сразу.

Конечно, наука психология просто может пригодиться в обыденной жизни. Но всегда надо иметь в виду, что если имеешь диплом психолога – это не означает, что теперь ты можешь с легкостью разрешать свои проблемы. Хотя, на мой взгляд, плюсы здесь тоже есть. Знания по психологии в какой-то мере помогают лучше узнать самого себя, тем более что для нашей профессии это необходимо. Я считаю, что понять окружающую действительность, сложность человеческих взаимоотношений, увидеть внутренний мир другого человека можно лишь в том случае, если ты познал сам себя.

 Профессию психолога часто называют помогающей. Я полностью согласна с этим. Помочь человеку – это основная задача в нашей работе, главная движущая сила. Без этого компонента она невозможна. И для того чтобы стать хорошим психологом, надо определиться и ответить себе на вопрос: чем я могу помочь другому? От этого должно отталкиваться и дальнейшее самоопределение.

Профессия психолог интересна своей многогранностью, возможностью бесконечного совершенствования и открытия нового. И все это касается важных жизненных проблем, всего того, что нас окружает и интересует.

В последнее время в России все больше и больше возникает осознанная потребность в психологах в образовательной сфере. На мой взгляд, в нашем российском современном обществе роль психолога размыта, например, все согласны, что психолог должен быть в школе, но мало кто понимает его роль и «пользу». Бывает, что поход к психологу ассоциируется с мыслью, что со мной что-то не так или на психолога возлагают завышенные требования. От него ждут скорого результата, психолог кажется, порой не заметным сотрудником, на которого можно свалить ту или иную работу к нему не относящуюся…

Наше российское общество не привыкло обращаться за помощью к специалистам, мы начинаем решать свои проблемы, когда ситуация заходит в тупик или становится безвыходной. Своевременные консультации психолога нужны как ребенку, так и родителю. Многие проблемы идут из детства, на них накладывается недостаток внимания родителей. Школа очень сложный механизм, требующий взаимной работы всех её членов, а понимания того, например, что помощь специалиста поспособствует развитию ребенка или направит в нужно русло, в большинстве случаев нет.

Результат работы психолога виден не всегда и далеко не сразу, в последнее время с развитием информационных технологий, компьютерных, люди испытывают дефицит «живого» общения, а такое общение не сможет заменить элементарную беседу.

Придя на работу в школу, психолог должен помнить, что он пришёл реализовывать не свои какие-то амбиции и замыслы, а быть тем самым звеном школьного механизма, который поможет ему работать и работать для всех.

Сложен вопрос отношений родителей и детей. С одной стороны родители имеют весьма поверхностное представление о задачах психолога в школе, с другой стороны «раз ты психолог - значит должен знать как нужно или что не так». Работа психолога с детьми может вызвать беспокойство у родителя о ребенке или наоборот, упоминание о недостатке внимания, например, может показаться вмешательством в личную жизнь. Если психолог не обладает необходимым набором знаний, умений, опытом и этикой, он может не верно толковать свои мысли, навешивать ярлыки и таким образом просто напугать родителя, рассказывая об их собственных детях. Общение психолога с родителями даст им представление о его работе в школе, поможет увидеть ребенка с другой стороны, даст понять, что психолог в школе - для ребенка.

Конфликт учитель-психолог я бы назвала этим словом условно. В моём представлении между ними есть некая стена: вот эта моя область, а это твоя, здесь я знаю, как нужно и как лучше, а вот это уже в твоей области. На мой взгляд, скорее учитель создает эту стену, не понимая, что нужно дополнять и помогать друг другу в обучающем и развивающем процессе. Не так давно сменилось отношение к ребенку как к личности, перестали всех причесывать под одну гребенку. Внимание для всех детей, учителя стали больше хвалить и мотивировать детей. Происходит перестройка, можно учиться без ярлыков «троечник», «отличник». Пришло терпение в хорошем смысле этого слова и четкое понимание, что все дети разные, с индивидуальными особенностями, и это хорошо, а не плохо.

Профориентирование, это актуальный вопрос не только для школьников, но для выпускников ВУЗов. С самого детства начинается домашнее профориентирование, к концу школы это собирается в большой ком и преподносится родителями ребенку как самая важная проблема жизни. Тут родители получают огромное поле для деятельности, некоторые пытаются реализовать свои несбывшиеся желания посредством ребенка, некоторые просто решают за ребенка, что ему лучше или просто торопят в выборе направления, как-будто жизнь закончится вдруг, а ты поступил не туда или «вот иди туда тебя возьмут», «а вот хотя бы этот ВУЗ нужно закончить». Трудно решить куда пойти, порой настолько, что без психолога уже не разобраться. Не разобраться, куда запрятались задатки и что с ними делать. Точкой кипения становятся выпускные классы, где давление нарастает и усугубляется подростковым возрастом. Родители в свою очередь переживают за ребенка и начинают думать за него, бояться ЕГЭ и давить на «психику». Психолог в силах помочь обеим сторонам, напомнить, что на проблему можно смотреть с нескольких сторон. Гораздо больших результатов можно достичь, когда любишь свою профессию, жизнь красочнее, ведь, как правило, работа занимает достаточно большую часть жизни, а как потратить это время – это важно, важно не ошибиться с выбором. Не страшно делать ошибки, главное гармония с самим собой. Трезвый и внимательный взгляд психолога на ситуацию поможет во многих сложностях.

Баланс - замечательная вещь, но трудно сохраняемая. Психолог может быть как дирижер в оркестре в школьном коллективе. Он как луч оптимизма и источник энергии. Психолог должен быть тем человеком, к которому хочется прийти, которому доверяешь.

Трудности есть в каждой профессии, время их корректирует и меняет, но трудности профессии психолога легко перекрываются отдачей от неё, «спасибо, вы мне помогли», стоит очень дорогого.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование "Сопоставительный анализ профессии психолога и священника"

Исследование "Сопоставительный анализ профессиии священника и психолога" является творческой работой ученика. На первый взгляд, функции священника      очень схожи с функциями...

Презентация о профессии "Психолог в школе"

Кто такой школьный психолог? Чем он занимается? О содержании этой профессии можно узнать из этой презентации...

Методическая разработка по профориентации. Профессия психолог.

Данную разработку можно использовать на классных часх по профориентации....

Методическая разработка по профориентации. Профессия психолог.

Данную разработку можно использовать на классных часх по профориентации....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ»

Самоопределение в профессиональной сфере тесно связано с жизненным, личностным самоопределением. Поэтому становится актуальным формирование личности, способной не просто к выбору конкретной профессии,...

Эссе «Моя профессия - психолог»

Эссе «Моя профессия - психолог»...

Моя будущая профессия-психолог

Забота и доброта.        Педагог-психолог - на мой взгляд, очень важная и нужная профессия. У каждого человека в жизни наступает момент, когда он задумывается о свое...