ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ»
рабочая программа по психологии по теме

Хаустова Светлана Васильевна

Самоопределение в профессиональной сфере тесно связано с жизненным, личностным самоопределением. Поэтому становится актуальным формирование личности, способной не просто к выбору конкретной профессии, а к сознательному, ответственному построению жизненного плана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

дополнительного образование детей

Центр эстетического воспитания детей

УТВЕРЖДАЮ

Директор МУ ДОД ЦЭВД

                        _______ Т.И. Мигулева        

принята на педсовете

протокол № _________

от «__» _________ 200__ г.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

« ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ»

Возраст детей: 14-16 лет

вид программы: модифицированная

  направленность: социально-педагогическая

педагог:  Хаустова С. В.

ст. Тбилисская,  2010 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Эксперимент  по введению профильного  обучения  учащихся  в экспериментальных  общеобразовательных  учреждениях,  проводимый  для создания системы специализированной  подготовки (профильного   обучения) учащихся в старших классах образовательных  учреждений, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии, предполагает  наличие  разнообразных  элективных  курсов,  как связанных  со  школьными предметами, так и не соотносящихся с ними.

               Самоопределение в профессиональной сфере тесно связано с жизненным, личностным самоопределением. Поэтому становится актуальным формирование личности, способной не просто к выбору конкретной профессии, а к сознательному, ответственному построению жизненного плана.

               В основном  базовом курсе средней общеобразовательной школы курс психологии не предусмотрен. Поэтому содержание и форма организации нашего элективного курса направлен на расширение знаний ученика по психологии, как профессиональной деятельности.

              Психология как наука привлекает очень многих  старшеклассников, но, к сожалению, они не осведомлены о профессии психолога, о его непосредственной деятельности, не ознакомлены с  требованиями, которые она предъявляет к личности человека. Профильная ориентация в рамках этого элективного курса способствует формированию у старшеклассников объективной оценки своих социальных притязаний, убежденности в престиже образования и знаний психологии в частности.

              Поэтому целесообразным будет проведение элективного курса             «Профессия – психолог» педагогом – психологом  образовательного учреждения.

Данный элективный курс позволит старшеклассникам узнать не только много нового и интересного о себе, об окружающих их людях, но и определиться с выбором профессии, может быть и не обязательно психолога. После прохождения курса у учащихся будет возможность более  осознанного выбора, взвешенного решения, основанного на собственных индивидуальных особенностях и склонностях.

Цель: способствовать сознательному выбору учащихся своей жизненной профессиональной траектории.

Задачи:

- расширить знания и умения учащихся по психологии;

- сформировать у  учащихся представления о профессии психолога в реальных условиях современности;

- развить у учащихся потребность в самоизменении в личностном и профессиональном планах;

- обучить учащихся умению соотносить свои возможности и личностные качества с требованиями, предъявляемыми профессией психолога к личности человека.

Программа Элективного курса « Профессия – психолог» рассчитана на 17 часов, из которых 8 часов лекционных, 9 часов практических. В программу включены необходимые для старшеклассников знания из общей и социальной психологии, знания в области имиджелогии, профориентации. Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются с практическими  (тренинговыми) знаниями. По окончании курса учащиеся защищают  итоговую творческую работу по выбранной ими теме.

Занятия целесообразно проводить с группой от 12 до 20 учащихся 1 час в неделю.

Приводимый план групповых занятий с подростками является ориентировочным и может изменяться в зависимости от особенностей групп, с которыми работает психолог.

Программа  включает  в  себя:

- лекционные занятия;

- психологическую диагностику;

- релаксационные упражнения;

- психологические игры и другие техники;

- творческую работу.

По завершению курса учащиеся должны уметь:

- соотносить свои индивидуальные качества с качествами, необходимыми в профессии психолога;

- владеть технологиями эффективного общения;

- создать собственную модель профессионального труда;

- владеть навыками демонстрации и саморазвития своих лучших качеств;

- владеть  элементами общей психологической культуры;

- иметь представление о психологии, как о научно – практической дисциплине.

2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование, разделов, блоков, тем.

Всего

часов

Количество часов учебных занятий

Теория

Практика

Выездные занятия

1.

Вводное занятие. Самосознание и проблема определения профессионального труда.

1

1

-

-

2.

Личностные особенности и их использование в профессии психолога.

2

1

1

-

3.

Проблема реализации себя в профессии.

1

1

-

-

4.

Темперамент – базальное свойство личности.

3

2

1

-

5.

Характер, акцентуация характера.

2

1

1

-

6.

Профессиональное  самоопределение

4

1

3

-

7.

Общение. Структура и культура общения психолога.

3

1

2

-

8.

Итоговое занятие: защита творческих работ по выбранной теме.

1

-

1

-

ИТОГО:

17

8

9

-

3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(реферативное описание разделов, блоков, тем).

Тема 1.   Вводное занятие. Самосознание и проблема определения профессионального труда (Всего – 1ч.: Т: - 1;)

Вводное занятие по технике безопасности. Введение в психологию. Что  такое самосознание.  Самосознание  личности в трех  пространствах    жизнедеятельности: в системе деятельности, в системе общения и в системе собственной личности.  Проблема определения своего профессионального труда: модель адаптированного поведения и модель профессионального развития.

Тема 2.  Личностные особенности и их использование в профессии психолога. (Всего – 2ч.: Т – 1ч.;  П – 1;)

Биологический и социальный факторы развития личности. Проблема соотношения внутреннего и внешнего фактора в развитии конкурентоспособной личности ( по Рубинштейну С. Л.). Условие развития конкурентоспособной личности – профессиональное самосознание. Этические требования к профессии психолога.

Практическая работа.(1ч.)

Изучение старшеклассниками своих умений и возможностей саморегуляции. Проведение анализа внешних и внутренних барьеров, препятствующих проявлению возможностей учащихся. Изучение качеств, необходимых для взаимодействия при общении. Выполнение игровых упражнений и заданий на активизацию потенциальных возможностей учащихся к саморазвитию.

Тема 3. Проблема реализации себя в профессии. (Всего: 1ч.: Т – 1ч.)

Представление о себе и выборе профессии. Пути формирования «Я – концепции», «Я – образа». Движение своего «Я» реального через «Я» динамическое к «Я» идеальному. Формула самооценки У.Джемса. Структура выбора. Составление профессионального плана. Типичные ошибки при выборе профессии.

Тема 4.  Темперамент – базальное свойство личности. (Всего - 3ч.: Т – 2ч.; П – 1ч.)

Темперамент, его определение, как свойства личности. Типы нервной системы по И. П. Павлову. Феномен пассионарности. Социально-психологические характеристики людей: «дельфины» и «акулы». Мотивы деятельности и качества, характеризующие наиболее успешных личностей. Интегральные характеристики конкурентоспособной личности: профессиональная направленность, компетентность, эмоциональная гибкость.

Практическая работа. (1ч.)

Знакомство с тестами по качествам личности и другими методами ее психологического изучения, включая опросники и проективные методы. Раскрытие понятия «способности». Выполнение упражнений, направленных на осознание собственных личностных качеств.

Тема 5.  Характер, акцентуация характера. (Всего-2ч.: Т- 1ч.; П- 1ч.)

Общее понятие характера. Характерология – наука о характере. Характер и привычки. Основные свойства характера. Акцентуация характера, структура, типы, развитие характера. Ведущие отношения личности в профессии. Характер в профессиональном становлении личности.

Практическая работа. ( 1ч.)

Методы исследования характера ( конструктивный рисунок человека из геометрических фигур, аутоидентификация типов характера Э. Г. Эйдемиллера, экспресс – опросники оценки отдельных свойств характера). Тренинг самопознания характера ( упражнения «девиз», «интервью», «автопортрет», «карусель», «дневник», «помести себя под микроскоп»).

Тема 6.  Профессиональное самоопределение.  (Всего – 4ч.: Т – 1ч.; П – 3ч.)

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Человеческие ресурсы. Совершенствование человека в труде. Профессионализм психолога. Многообразие мира профессионального труда. Социально- профессиональная мобильность – качество современного человека. Характер труда и его проявление в профессиональной деятельности. Самостоятельность и ответственность в профессии психолога.

Практическая работа. (3ч.)

Предмет психологии, цели и средства профессионального психолога. Проблемность трудовых ситуаций. Особенности деловых контактов в труде психолога. Составление профессиограммы и анализ профессий. Работа с дневником профессиональной карьеры психолога.

Тема 7.  Общение. Структура и культура общения психолога. (Всего – 3ч.: Т – 1ч.; П – 2ч.)

Компоненты общения для успешного действия в рамках любой профессии. Структура общения: информационная, социально – перцептивная, самопрезентативная, интерактивная, аффективная. Условия успешного ведения дискуссии (Дж. Болью, 1984). Имидж и культура общения. Структура имиджа профессионала.

Практическая работа. (2ч.)

Знакомство с разными формами и методами общения, необходимых во всех профессиональных видах деятельности. Изучение учащимися собственных возможностей в области психологии. Понятие группового тренинга, ведение группы, отработка основных правил ведения группы. Особенности проведения индивидуальных консультаций, экологичность проведения консультаций.

Тема 8. Итоговое занятие: защита творческих работ по выбранной теме.

(Всего -  1 ч.: П – 1ч.)

Защита  итоговой творческой работы в виде мини – проекта, реферата, творческого исследования по одной из предложенных тем.

4. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы в виде мини – проекта, реферата, творческого исследования по одной из предложенных тем и выставлением зачетных оценок.

Примерные темы творческих работ.

  1. Разработка модели деятельности школьной психологической службы.
  2. Факторы развития личности.
  3. Психология конкурентоспособной личности.
  4. Темперамент и типы нервной системы.
  5. Психология характера и акцентуация характера.
  6. Общение. Структура общения.
  7. Формула самооценки У. Джеймса и составления профессионального плана.
  8. Характеристика личности по  профессиональной направленности, компетентности и эмоциональной гибкости.
  9. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.
  10. Предмет, цели и средства профессионального психолога.
  11. Структура имиджа и культура общения психолога.
  12. Условия успешного ведения дискуссии.
  13. Резервы человеческой психики.
  14. В поисках себя: личность и ее самосознание.
  15. Общение как взаимодействие.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Программа курса «Профессия – психолог», дает многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. При реализации программы целесообразно сделать смещение акцентов с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения самостоятельными навыками определения будущей профессиональной карьеры, поиск источников получения информации о профессии психолог, а так же  путей получения профессии. Поиск необходимых знаний должен идти через самопознание личности и определение ее места в соответствующей профессиональной сфере.

Программа курса составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме игровых дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр, экскурсий. Учебно-игровые занятия повышают познавательную активность подростков, способствуют эффективному усвоению будущих профессиональных и социальных ролей; получению обратной связи от сверстников, имеющих схожие проблемы и переживания. Приобретенный в имитационных ситуациях опыт может помочь подросткам легче приспособиться к сложностям реального профессионального мира.

Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путем самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение. Здесь особое внимание и большое количество часов рекомендуется уделять практическим занятиям, которые включают в себя работу с дидактическим материалом: плакаты, схемы, слайды, «Дневник профессионального самоопределения», с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх. В результате этих занятий у учащихся актуализируется процесс  профессионального  и  личостного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

К преподавателю этого предмета предъявляются особые требования. Преподаватель этого курса должен не только любить детей, но и видеть в каждом учащемся личность, заслуживающую внимание и уважение, защищать его интересы, руководствуясь в работе принципом «не навреди». Кроме этого преподавателю необходимо быть прекрасным специалистом, профессиональным психологом, который увлекательно, живо и оригинально подает учебный материал, имеет артистические данные, владеет активными формами работы, умеет организовать дискуссии, обсуждение, работу в малых группах, применяет и использует на занятиях новейшие разработки.

Для успешной реализации программы необходимо:

Хорошо освещенный, просторный кабинет.

Столы, стулья, доска.

Плакаты, схемы, слайды.

Дидактические материалы для игр и упражнений.

Дидактический материал на электронных носителях.

Бумага, краски, клей, фломастеры, ножницы.

Бланки для психологической диагностики.

Магнитофон, компакт – диски с релаксационной музыкой.

Настольные игры.

Хорошая профессиональная подготовка педагога – психолога.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Абульханова – Славская К. А. «Стратегия жизни». - М., 1991
  2. Ахмеджанов Э. Р. «Психологические тесты». – М., 1996
  3. Анастази А. «Психологическое тестирование». – М., 1982
  4. Андерсен Р., Шихирев П. Н. «Акулы» и «Дельфины» (психология и этика российско - американского делового партнерства). – М., 1994
  5. Вацлавик П. «Как стать несчастным без посторонней помощи». – М., 1993
  6. Вудкок М., Френсис Д. «Раскрепощенный менеджер». – М., 1991
  7. Газарян С. «Ты выбираешь профессии. – М., 1985
  8. «Дневник профессионального самоопределения старшеклассника ( авт. состав.: Бобровская Л. Н., Сапрыкина Е. А., Просихина – 2-е изд., - М.: «Глобус», 2009)
  9. Жариков Е., Крушельницкий Е. «Для тебя и о тебе». – М., 1991
  10. Кон И. С. « В поисках себя: личность и ее самосознание». – М., 1984
  11. Левитов Н. Д. «Психология характера». – М., 1969
  12. Молчанова З. М., Тимченко А. А., Черникова Т. В. «Личностное портфолио старшеклассника». – М.: «Глобус» 2008
  13. Психологическое сопровождение выбора профессии». ( Под ред. Митиной Л. М. – М., 1998)
  14. «Психологические тесты» ( Под ред. Карелина А. А.: В 2 т – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999)
  15. Прихожан А. «Психологический справочник  для  неудачника или  как обрести уверенность в себе» М.: «Просвещение» 1994
  16. Пиз А. «Язык телодвижений» «Издательский дом Гутенберг» 1997
  17. Симонов П. В., Ершов П. М. «Темперамент. Характер. Личность». – М., 1984
  18. «Твоя профессиональная  карьера:  Учебн. Для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений». ( Под ред. Гуткин М. С., Михальченко Г. Ф. – М.: Просвещение, 2000)
  19. Филимонова О. «Как научиться выбирать профессию?» - М.: «Чистые пруды», 2009
  20. Шепель В. М. «Имиджелогия: секреты личного обаяния». – М., 1994

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Адлер А. «Практика и теория индивидуальной психологии». – М., 1995
  2. Ананьев Б. Г. «Проблема формирования характера». – М., 1980
  3. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». – М., 1968
  4. Брунер  Д. «Психология познания: за пределами непосредственной информации». – М., 1977
  5. Ворошилов В. В. «Самообразование как педагогическая методика развития творческих способностей учащихся ( Инновационные системы образования России: материалы Всерос. Научно- практической конференции – Березники, 1995. с. 77-79.)
  6. Выготский Л. С. «Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1982-1984
  7. Гримак Л. П. «Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.- М., 1989
  8. Грейсон Д., ОДелл К. «Американский менеджмент на пороге 21 века».М., 1991
  9. Давыдов В. В. «Виды обобщения в обучении». – М., 1972
  10. Журавлев А. Л., Рубахин В. Ф. «Проблемы «человеческого фактора в управлении». В  сб. «Психологические проблемы социальной регуляции поведения». ( Под ред. Шороховой  Е. В., Бобневой М. И. – М.,1976)
  11. Коломенский Я. Л. «Человек: психология». – М., 1986
  12. Леонгард  К. «Акцентуированные личности». – Киев, 1981
  13. Личко А. Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков». – М., 1977
  14. Митина Л. М. «Учитель как личность и профессионал ( психологические  проблемы). – М.: Дело, 1994
  15. Митина Л. М. «Психология  профессионального  развития  учителя». – М.: Флинта, 1998
  16. Митина Л. М. «Психология конкурентоспособной  личности». – М.: Дело 2000
  17. Митина Л. М «Управлять  или подавлять: выбор стратегии профессиональной  жизнедеятельности  педагога». – М.: Сентябрь, 1999
  18. Орлов Ю. М. «Самопознание  и самовоспитание характера: Беседы со старшеклассниками». – М., 1987
  19. Петровская Л. А. «Теоретические и методические проблемы социально – психологического тренинга». – М., 1982
  20. Прутченков А. С. «Тренинг личностного роста». – М., 1993
  21. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. « Основы психологии для старшеклассников»: Пособие для педагога: В 2 ч. – М: Гуманистический издательский центр ВЛАДОС, 2001
  22. «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других». ( Под ред. Р. Римская, С. Римский. М.: «АСТ- Пресс», 1998
  23. Рудестам М. К. «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика». – СПб.: Питер, 1993
  24. Столяренко. Л. Д. «Основы психологии» Ростов – на – Дону «Феникс» 1997
  25. Рогов Е. И. «Психология человека» - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999
  26. Рогов Е. И. «Психология общения». М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001
  27. Рогов Е. И. «Выбор профессии: Становление профессионала». – М.:   Издательство «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2003
  28. Резапкина Г. В. «Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно – методическое  пособие для школьных психологов и педагогов». М.: «Генезис», 2000
  29. Шадриков В. Д. «Психология деятельности и способности человека». М. 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса по психологии.

Мною была разработана программа элективного курса по психологии "Познай себя" для 5-6 классов. Данная программа была успешно опробавана в нашем лицее....

Программа элективного курса по психологии «Твое профессиональное призвание»

        Программа курса «Твое профессиональное призвание » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ...

Элективный курс «Человек: психология и профессия»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...

Программа элективного курса "Психология здоровья"

Авторская программа используется для проведения элективного курса в 8 классах....

Рабочая программа элективного курса по психологии "От самопознания к самореализации" для 10 класса

 Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию....

рабочая программа элективного курса "Загадки психологии" 11 класс

Элективный курс для 11 класса "Загадки психологии"...

Программа элективного курса "Профессия, которую выбираю Я"

Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессии  принесе...