рабочая программа элективного курса "Загадки психологии" 11 класс
рабочая программа по психологии (11 класс) на тему

Элективный курс для 11 класса "Загадки психологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_psihologii.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

педагогического совета            

 МБОУ СШ № 1

гор. Гвардейска

 МО «Гвардейский городской округ»

Калининградской области

протокол  № 1

от  31.08.2015 г.

Утверждаю

Г. А. Гущина,

директор МБОУ СШ № 1

гор. Гвардейска

МО «Гвардейский городской округ»

Калининградской области

________________________

приказ № ____ от 31.08.2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ЗАГАДКИ ПСИХОЛОГИИ»

11  КЛАСС

на 2015 – 2016 учебный год

                                                                                                                                                     Разработчик:

                                                                                                     Е.С. Белоусова,

          педагог-психолог

гор. Гвардейск

Пояснительная записка

Данная программа элективного курса создана для общеобразовательных учреждений, средней общеобразовательной школы, параллели 11 классов.

Основой для создания данной программы являются: Учебник по социальной психологии Д. Майерса; Учебник «Психология общения» Е. И. Рогова; Учебник «Психология эмоций» Е. И. Рогова.

    Программа элективного курса объемом 34 часов, 1 час в неделю, предназначена для профильной подготовки учащихся 11 классов и ориентирована на подростков 16–17 лет, соответственно строится с учетом возрастных интересов детей.

   Актуальность ведения курса “Загадки психологии” в учебные планы школы в 11 классах очевидна на современном этапе развития школы. Приоритетным направлением образования в условиях модернизации является развитие личности, готовой к продуктивному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, а также готовой нести личную ответственность за принятое решение. Кроме того, стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. В целом, возрастает значимость сохранения здоровья учащихся, в том числе и психологического, как необходимого условия активной жизнедеятельности. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающими. Психологическое здоровье - является одной из актуальных общечеловеческих проблем, которую должны решать учителя различных дисциплин, в том числе и психологи.

   Наименее всего в существующих ныне образовательных программах разработаны вопросы о снятии избыточного напряжения со школьника, об обучении его методам противодействия стрессу, в том числе и информационному, не говоря уже о выработке навыков активного слушанья, самопрезентации и саморегуляции.

   Старший школьный возраст (10-11 классы) – это тот уникальный сензитивный период, в который наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.

   Преподавание курса по психологии представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной "стратегии жизни" старшеклассников является главной ценностью и спецификой курса по психологии "Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя. Искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы соотносить свои жизненные цели, планы и желания со своими особенностями, чтобы раскрывать в ходе жизни в себе новые качества, развить новые способности".

Основные цели элективного курса "Загадки психологии" заключается:

  • в формировании психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь, подготовка к ЕГЭ, формирование основных умений и навыков самопознания, самоанализа, самооценки.

Общие цели конкретизируется в задачах курса:

  • овладение определенными социально-психологическими знаниями;
  • развитие способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей;
  • изучение и овладение приемами конструктивного взаимодействия для повышения его эффективности.

Методы:

  1. Лекционный метод передачи знаний
  2. Психодиагностические методы исследования личности;
  3. Экспрессивные методы творческого самовыражения в движении, рисунках, в письменных работах;
  4. Методы социально-психологического тренинга:  дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование, имитационные игры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

   Знания, умения, навыки, которые получает студент, изучая «Социальную психологию» помогут ученику ориентироваться в окружающем мире, продуктивнее строить и вступать во взаимоотношения с другими.

    Учащиеся  должны знать: 

  • основные направления, подходы, теории в социальной психологии и современные тенденции развития социально-психологического знания;
  • основные направления, подходы, теории в психологии общения;
  • основные направления, подходы, теории в психологии эмоций;
  • основные категории и понятия социальной психологии;
  • основные категории и понятия психологии общения;
  • основные категории и понятия психологии эмоций;
  • основные социально-психологические факты и их интерпретацию;
  • систему знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;

    Учащиеся  должны уметь: 

• владеть системой теоретических знаний по основным разделам социальной психологии, психологии общения, психологии эмоций;
• владеть профессиональным языком предметной области знаний, уметь корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знаний;
• владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;
• научно обосновывать собственную позицию при анализе социально-психологических явлений;
• в условиях развития науки и имеющейся в социальной практике к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;
• различать психологические и непсихологические тексты, критически работать с литературой;
• владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения;
• владеть основными способами взаимодействия личности и социума;
• владеть знаниями об особенностях, факторах и динамики групповых процессов;
• владеть методами изучения личности в различных социо-культурных средах;
• пользоваться, обрабатывать и анализировать теоретический и эмпирический материал по изучаемой проблеме.

CОДЕРЖАНИЕ

Социальная психология ( 5 ч.)

Тема 1 Социальные отношения: конфликт и примирение. Что такое конфликт. Социальные дилеммы. Решение социальных дилемм. Конкуренция. Восприятие несправедливости. Искаженное восприятие. Примирение. Контакт. Сотрудничество. Коммуникация. Умиротворение.

Тема 2. Занятие с элементами тренинга «Конфликтное поведение. Выработка стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Тема 3. Занятие с элементами тренинга «Разрешение конфликтов». Отработка приемов бесконфликтного общения и взаимодействия. Выработка стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Тема 4 – 5. Социальные отношения: стереотипы и предрассудки Что такое предрассудки. Природа и власть предрассудков. Стереотипы – что это? Социальные источники предрассудков. Эмоциональные источники предрассудков. Когнитивные источники предрассудков.

Психология влияния (6 ч.)

Тема 6. Понятие психологического влияния. Что такое психологическое влияние. Что такое манипуляция. Виды потребностей – как источник манипулирования человеком. Психологические и непсихологические средства влияния.

Тема 7. Цели влияния. Три основные цели психологического влияния. Кто на нас влияет. Варварское и цивилизованное влияние. Классификация видов влияния. Психологическое влияние будущего.

Тема 8. Психология управления. Управление – есть влияние? Виды управления. Структура манипуляции. Характеристика управленцев. Методы управления. Понятие «управленческая пятерня».

Тема 9 – 11. Манипуляция: игры, в которые играют все. Блок занятий, посвященный рекламному манипулированию. Знакомство с приемами психологического манипулирования, тренировка навыка распознания манипуляций. Развитие навыка противостоянию негативного влияния. Развитие критического отношения к  рекламе в СМИ.

Психология общения (4 ч.)

Тема 12. Общение как восприятие людьми друг друга. Сложности социальной перцепции. Процесс формирования первого впечатления. Стереотип – помогает или мешает в общении? Как мы понимаем других людей. Как объясняем для себя поведение окружающих.

Тема 13. Методы исследования общения. Отработка полученных теоретических знаний  методом выполнения практической работы: определение своего уровня эмпатии, оценка своей социально-коммуникативной компетентности. Выполнение упражнений на развитие навыков общения.

Тема 14. Невербальная коммуникация. Понятие невербальной коммуникации. Мимика лица. Роль взгляда. Влияние черт лица в общении. Жесты. Поза. Звуки и запахи.

Тема 15. Занятие с элементами тренинга «Невербальное общение». Развитие слуховой модальности. Развитие логического мышления, креативности. Развитие внимательности, умение чувствовать другого человека. Развитие наблюдательности. Развитие невербальной креативности.

Основы графологии (4 ч.)

Тема 16. Типология. Основы типологии. История типологии. Типы личности и их характеристика.

Тема 17. Графология. Наш подчерк. Что такое анализ подчерка. Признаки формы. Признаки размера. Признаки положения букв. Угол наклона подчерка. Промежутки между словами, буквами, элементами или напряжение подчерка. Повторяемость выдающихся признаков.

Тема 18. Определение своего психологического типа и акцентуаций характера. Определение акцентуаций характера с помощью методики К. Леонгарда. Знакомство с характеристиками акцентуаций. Построение своего профиля  характера и определение доминирующих черт (акцентуаций).  Определение своего типа личности (экстраверт – интроверт). Знакомство с их характеристикой.

Тема 19. Определение особенностей личности по подчерку. Изучение характерных особенностей своего подчерка. Определение характера человека по предложенным образцам подчерка.

Память (5 ч.)

Тема 20. Что такое память. Физическое основание памяти. Нейрофизиология и память. Природа человеческой памяти. Виды памяти.

Тема 21. Кратковременная память. Объем цифровой памяти. Группировка в блоки. Кратковременная память: забывание. Свободное припоминание. Акустическое кодирование. Кратковременное хранилище памяти. Уровни переработки.

Тема 22. Рабочая память.  Возможности и ограничения. Понятие «фонологическая петля». Слуховые образы. Визуально-пространственная матрица. Образ: зрительный или пространственный. Образы в долговременной памяти.

Тема 23 – 24.  Мнемотехника. Изучение основ мнемотехники. Изучения особенностей своей памяти (диагностика). Использование приемов запоминания мнемотехники.

Мышление (3 ч.)

Тема 25. Что такое мышление. Виды мышления. Мыслительные операции, пути развития и активации мышления. Способности, интеллект. Творческие способности, креативность.

Тема 26 – 27. Индивидуальные особенности мышления. Изучение особенностей мышления. Диагностика умственных способностей с помощью теста Б. Г. Ананьева; тесты для исследования способности к нестандартному мышлению. Упражнения для преодоления шаблонности мышления. Применения техник для развития интеллекта.

Психология эмоций (7 ч.)

Тема 28 - 29. Характеристика чувств. Что такое чувства. Особенности чувственной сферы. Нужны ли нам переживания? Внешнее проявление чувств. Внутренние компоненты эмоций. Индивидуальные особенности чувств человека.

Тема 30. Виды чувств. Чувственный тон. Настроение. Эмоции. Аффект.  Фрустрация. Страсть. Высшие чувства.

Тема 31. Как справиться с эмоциями. О единстве души и тела. Метод самовнушения. Аутогенная тренировка. Регуляция эмоциональных состояний с помощью химических веществ. Саморегуляция и музыка. Логика разума и эмоциональные состояния.  Волевое усилие как основа саморегуляции.  Многообразие приемов самовоздействия. Понятие стресса и кризисной ситуации.

Тема 32. Определение эмоционального состояния. Диагностика эмоционального состояния, стрессоустойчивости. Отработка приемов для снятия стресса.

Тема 33. Занятие с элементами тренинга. Развитие эмпатии. Развитие наблюдательности. Выражаем эмоции, узнаем их, реагируем на них.Способы саморегуляции: аутотренинг, самовнушение, система самоуправления эмоциональными состояниями.

Тема 34. Контрольная работа по программе  «Загадки психологии».

Учебно-тематический план по элективному курсу психологии

для 11 классов «Загадки психологии».

№ п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Фактич. сроки прохожд.

Примечание

11 а

11б

 Социальная психология (5 ч.)

1

Социальные отношения: конфликт и примирение

1 ч.

8.09

7.09

2

Конфликтное поведение

1 ч.

15.09

14.09

3

Разрешение конфликтов

1 ч.

22.09

21.09

4 - 5

Социальные отношения: стереотипы и предрассудки

2 ч.

29.09

6.10

28.09

5.10

 Психология влияния (6 ч.)

6

Понятие психологического влияния

1 ч.

13.10

12.10

7

Цели влияния

1 ч.

20.10

19.10

8

Психология управления

1 ч.

27.10

26.10

9 - 11

Манипуляция: игры, в которые играют все.

3ч.

10.11

17.11

24.11

9.11

16.11

23.11

Психология общения (4 ч.)

12

Общение как восприятие людьми друг друга

1 ч.

1.12

30.11

13

Методы исследования общения

1 ч.

8.12

7.12

14

Невербальная коммуникация

1 ч.

15.12

14.12

15

Занятие с элементами тренинга «Невербальное общение»

1 ч.

22.12

21.12

Основы графологии (4 ч.)

 16

Типология

1 ч.

29.12

28.12

17

Основы графологии

1 ч.

12.01

18.01

18

Определение своего психологического типа и акцентуаций характера

1 ч.

19.01

25.01

19

Определение особенностей личности по подчерку

1 ч.

26.01

1.02

Память (5 ч.)

20

Что такое память

1 ч.

2.02

8.02

21

Кратковременная память

1 ч.

9.02

15.02

22

Рабочая память

1 ч.

16.02

22.02

23 - 24

Мнемотехника

2 ч.

1.03

15.03

29.02

7.03

Мышление (3 ч.)

25

Что такое мышление.

1 ч.

29.03

14.03

26 - 27

Индивидуальные особенности мышления

2 ч.

5.04

4.04

11.04

Психология эмоций (7 ч.)

28 - 29

Характеристика чувств

2 ч.

12.04

19.04

18.04

25.04

30

Виды чувств

1 ч.

26.04

4.05

31

Как справиться с эмоциями

1 ч.

3.05

10.05

32

Определение эмоционального состояния

1 ч.

10.05

16.05

33

Как справиться с эмоциями

1 ч.

17.05

21.05

34

Контрольная работа по курсу «Загадки психологии»

1 ч.

24.05

23.05

Всего часов

34 ч.

Формы и средства контроля

элективного курса «Загадки психологии» 11

класс

        Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов психологического образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

          Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

        Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Загадки психологии»

ИНСТРУКЦИЯ ИСПЫТУЕМОМУ

Тест состоит из 23 заданий. На выполнение теста отводится 45 минут. Работа выполняется индивидуально, без использования дополнительных источников. Ответы вписываются в предоставленные бланки ответов. Ответы должны быть однозначно читаемы (исправления не допускаются). Задание рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

  1. Конфликт в социальной психологии – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие социальные дилеммы вы знаете?____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дайте определение, что такое предрассудок __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дайте определение, что такое стереотип __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие виды предрассудков вы знаете? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите источники предрассудков __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите виды психологического влияния __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое «управленческая пятерня»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что является источником для манипулирования человеком? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Психологическое влияние – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие признаки наиболее информативны для понимания и оценки другого человека?__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Надо ли стараться быть понятым? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Эмпатией можно назвать:

  1. Способ понимания другого человека
  2. Эмоциональное вчувствование в проблемы другого человека
  3. Сопереживание другому
  4. Все ответы верны

  1. Паралингвистика – это наука, изучающая:
  1. Громкость и интонацию голоса
  2. Тембр, темп и высоту голоса
  3. Влияние качества голоса на коммуникацию
  4. Все ответы верны

  1. Что такое невербальная коммуникация? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Размещение партнеров на расстоянии до 120 см называют:

  1. Интимным
  2. Социальным
  3. Публичным

  1. Перечислите составляющие анализа подчерка __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему наш характер взаимосвязан с нашим подчерком? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Виды памяти __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Виды мышления __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое эмоции и чувства и чем они отличаются друг от друга ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие из перечисленных эмоций относятся к фундаментальным:

  1. Симпатия
  2. Презрение
  3. Печаль
  4. Страх
  5. Стыд

  1. Аффект – это:

  1. Сильная эмоция
  2. Кратковременная страсть
  3. Продолжение фрустрации
  4. Противоположность стрессу
  5. Все ответы неверны

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

по элективному курсу «Загадки психологии» 11 класс

Материально-техническое обеспечение программы.

Основное оборудование

Стол

Стулья (11 шт.)

Магнитная доска (1 шт.)

Пробковая доска (3 шт)

Компьютер (1 шт)

Экран навесной (1 шт)

Мультимедиа-проектор (1 шт.)

Список литературы:

  1. Бэддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию /Пер. с англ. С. Л. Могилевского. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 320 с. (Серия «Мастера психологии/Мир человека»).
  2. Рогов Е. И. Психология общения. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -336с.: ил. – (Азбука психологии).
  3.  Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения. – 4-е издание. М.: Смысл; Эрудит-К, 2002. – 192 с.
  4. Майерс, Д. Социальная психология/Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2002 – 688 с.: ил. (Серия « Мастера психологии»).
  5. Рогов Е. И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2001. – 240 с.: ил. – (Азбука психологии).
  6. Щеголев И. 16 типов личности – 16 типов почерка. – Сп.: Питер, 2006. – 144с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).

    Дополнительная:

  1. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетенции в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003. – 208с., ил.
  2. Монина Г. Б., Лютова-Робертс  Е. К. коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: издательство «Речь», 2005. – 224с.: ил.
  3. Психологический словарь/авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова; Под общей ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.
  4. Пайнс Э., Маслач  К. практикум по социальной психологии. – СПб.: издательство «Питер», 2002. – 528с.: ил. – (серия «Практикум по психологии»).
  5. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: издательство «Питер», 2002. – 368 с.: ил. – (серия «Практикум по психологии»).
  6. Равенский Н. Н. как читать человека. Черты, мимка, позы, жесты. – М.: РИПОЛ классик, 2010. – 672с.: ил.
  7. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ_М», 2004. – 672 с.
  8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: в 2 кн. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн. 1: система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил.
  9. Рогов Е. И. Настольная  книга практического психолога: Учеб. Пособие: в 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.: ил.
  10.  Рогов Е. И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2001. – 240 с.: ил. – (Азбука психологии).
  11.  Рязанова Д. В. Тренинг с подросками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М.: Генезис, 2003. – 138 с.: с ил. – (Психологическая работа с детьми).
  12.  Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с., ил.
  13.  Кэррел С. Групповая психотерапия подростков – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.: ил. – (Серия «Практикум по психотерапии»).
  14.  Райгородский Д. Я. (редактор составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2004. – 672 с.
  15.  Стебнева Н., Королева Н. Путь к успеху: программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ//Школьный психолог. 2006, №3
  16.   Успенская С. Культура эмоций: программа учебного курса для старшеклассников.// Школьный психолог. 2004, №2.

Календарное тематическое планирование

Элективного курса «Загадки психологии» в 11-х классах

Тема урока

Кол. часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

Дата проведения

Социальная психология (5 ч.)

1.

Социальная психология. Социальные отношения: конфликт и примирение

1

Лекция

Понятие социальных дилемм. Пути решения социальных дилемм. Понятие конкуренции. Виды восприятий в конфликтный ситуациях. Пути примирения: контакт, сотрудничество, коммуникация.

Что такое конфликт. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Психологическая характеристика людей в конфликтах.

Вопросы

Сентябрь

2.

Конфликтное поведение

1

Психологический тренинг

Отработка навыков поведения в конфликтной ситуации. Позиции сторон в конфликте.

Понятие о стилях конфликтного поведения. Что такое тренинг правила работы в группе.

Сентябрь

3.

Разрешение конфликтов

1

Психологический тренинг

Отработка навыков эффективного разрешения конфликта.

Понятие о стилях общения, позиции коммуникатора, правила диалогического общения.

Сентябрь

4. – 5.

Социальные отношения: стереотипы и предрассудки

2

Лекция

Что такое предрассудки. Природа и власть предрассудков. Стереотипы – что это? Социальные источники предрассудков. Эмоциональные источники предрассудков. Когнитивные источники предрассудков.

Психология групп.

Вопросы

Сентябрь - октябрь

Психология влияния (6 ч.)

6.

Понятие психологического влияния

1

Лекция

Что такое психологическое влияние. Что такое манипуляция. Виды потребностей – как источник манипулирования человеком. Психологические и непсихологические средства влияния

Пирамида потребностей Маслоу. Манипулятивное общение.

Вопросы

Октябрь

7.

Цели влияния

1

Лекция

Три основные цели психологического влияния. Кто на нас влияет. Варварское и цивилизованное влияние. Классификация видов влияния. Психологическое влияние будущего.

Понятие психологического влияния.

Вопросы

Октябрь

8.

Психология управления

1

Лекция

Соотношение понятий влияния и управления. Виды управления. Структура манипуляции. Характеристика управленцев. Методы управления. Понятие «Управленческая пятерня»

Виды влияния.

Вопросы

Октябрь

9. -  11.

Манипуляция: игры, в которые играют все

3

Тренинг

Блок занятий, посвященный рекламному манипулированию. Знакомство с приемами психологического манипулирования, тренировка навыка распознавания манипуляций. Развитие навыка противостоянию негативного влияния, развитие критического отношения к рекламе.

Понятие роли, игры по Берну. Понятия манипуляции, влияния. Управления.

Ноябрь

Психология общения (4 ч.)

12.

Общение как восприятие людьми друг друга

1

Лекция

Сложности социальной перцепции. Процесс формирования первого впечатления. Стереотип – помогает или мешает в общении? Ка к мы понимаем других людей. Как объясняем для себя поведение окружающих.

Понятия стереотипа, коммуникации.

Вопросы

Ноябрь

13.

Методы исследования общения

1

Урок-практикум

Отработка полученных знаний методом выполнения практической работы: определение своего уровня эмпатии, оценка своей социально-коммуникативной компетентности. Выполнения упражнений на развитие навыков общения.

Понятие вербального общения

Выполнения заданий.

Декабрь

14.

Невербальная коммуникация

1

Лекция

Понятие невербальной коммуникации. Мимика, взгляд, черты лица, жесты. Поза, звуки и запахи.

Понятия общения, коммуникатор-реципиент, виды общения, функции общения.

Вопросы

Декабрь

15.

Невербальное общение

1

Тренинг

Развитие слуховой модальности. Креативности. Развитие внимательности, умение чувствовать другого человека.

Декабрь

Основы графологии (4 ч.)

16.

Типология

1

Лекция

Основы типологии. История типологии. Типы личности и их характеристика.

Декабрь

17.

Основы графологии

1

Лекция

Наш подчерк. Что такое анализ подчерка. Признаки формы. Признаки размера. Признаки положения букв. Угол наклона подчерка. Промежутки между словами. Буквами, элементами или напряжение подчерка. Повторяемость выдающихся признаков.

Разбор своего подчерка

Январь  

18.

Определение своего психологического типа и акцентуаций характера

1

Урок-практикум

Определение акцентуаций характера с помощью методики К. Леонгарда. Знакомство с характеристиками акцентуаций. Построение профиля своего характера и определение доминирующих черт. Определение своего типа личности (экстраверт – интроверт). Знакомство с их характеристиками.

Основы типологии.

Выполнение теста и построение профиля

Январь

19.

Определение особенностей личности по подчерку

1

Урок-практикум

Изучение характерных особенностей подчерка по образцу. Определение характера человека по предложенному образцу.

Основные признаки подчерка и знание характеристик акцентуаций и их взаимосвязь

Написание краткой характеристики человека по представленным образцам подчерка

     Январь

Память (5 ч.)

20.

Что такое память

1

Лекция

Физическое основание памяти. Нейрофизиология и память. Природа человеческой памяти. Виды памяти.

Вопросы

Январь

21.

Кратковременная память

1

Лекция

Объем цифровой памяти. Группировка в блоки. Кратковременная память: забывание. Свободное припоминание. Акустическое кодирование. Кратковременное хранилище памяти. Уровни переработки

Понятие памяти. Принцип работы.

Вопросы

Февраль

22.

Рабочая память

1

Лекция

Возможности и ограничения. Понятие «фонологическая петля». Слуховые образы. Визуально-пространственная матрица. Образ: зрительный или пространственный. Образы в долговременной памяти.

Понятие памяти, виды памяти. Работа кратковременной памяти.

Вопросы

Февраль

23. – 24.

Мнемотехника

2

Урок-практикум

Изучение основ мнемотехники. Диагностика особенностей памяти. Использование приемов запоминания материала.

Память. Виды памяти. Работа памяти

Выполнение заданий

Февраль  

Мышление (3 ч.)

25.

Что такое мышление

1

Лекция

Что такое мышление. Виды мышления мыслительные операции, пути развития и активации мышления. Способности, интеллект. Творческие способности, креативность

Вопросы

Март

26. – 27.

Индивидуальные особенности мышления

2

Урок-практикум

Изучение особенностей мышления. Диагностика умственных способностей с помощью теста Б. Г. Ананьева; тесты для исследования способности к нестандартному мышлению. Упражнения для преодоления шаблонности мышления. Применения техник для развития интеллекта. Тест ШТУР

Понятие мышления и его особенностей.

Выполнения заданий, тестов.

Март

Психология эмоций (7 ч.)

28- 29.

Характеристика чувств

2

Лекция

Что такое чувства. Особенности чувственной сферы. Нужны ли нам переживания? Внешнее проявление чувств. Внутренние компоненты эмоций. Индивидуальные особенности чувств человека.

Вопросы

Апрель

30.

Виды чувств

1

Лекция

Чувственный тон. Настроение. Эмоции. Аффект. Фрустрация. Страсть. Высшие чувства.

Понятие «чувства». Проявления чувств.

Вопросы

Апрель  

31.

Как справиться с эмоциями

1

Лекция

О единстве души и тела. Метод самовнушения. Аутогенная тренировка. Регуляция эмоциональных состояний с помощью химических веществ. Саморегуляция и музыка. Многообразие приемов воздействия. Понятие стресса и кризисной ситуации.

Внутренние компоненты эмоций. Виды эмоций и их проявление.

Вопросы

Апрель  

32.

Определение эмоционального состояния

1

Урок-практикум

Диагностика эмоционального стояния, стрессоустойчивости. Отработка приемов для снятия стресса.

Выполнения диагностик

Апрель  

33.

Как справиться с эмоциями

1

Тренинг

Развитие эмпатии, наблюдательности. Выражаем эмоции, учимся узнавать их, реагируем на них. Способы саморегуляции: аутотренинг, самовнушение, система управления эмоциональны состоянием.

 Май

34

Контрольная работа по курсу «загадки психологии»

1

Контроль знаний

Контрольная работа в виде тестовых заданий по курсу

Понятия курса

Тестовые задания

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

рабочая программа элективного курса 7 класс

рабочая программа элективного курса для 7 класса...