Программа элективного курса "Психология здоровья"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Сидоренко Тамара Константиновна

Авторская программа используется для проведения элективного курса в 8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_psikhologiya_zdorovya_8_klass.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 7 имени Героя России И.В. Ткаченко» г. Тында Амурской области

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Психология здоровья»

8 класс.

Срок реализации 2013 – 2014 учебный год

Составитель: учитель биологии Сидоренко Т.К.

(Авторская программа  утверждена Министерством образования г. Благовещенск, 2008 год)

Рассмотрено на заседании МО естественного цикла

Протокол № 1от  «3о.08 »    2013

«Согласовано»

Заместитель директора по учебной работе:

 /И.М. Новикова/                      

  «30.08.» 2013г

  «Утверждено»

        директор школы:

          /Н.В. Русинова/

« 30.08.» 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Здоровье - это состояние полного физического, сексуального и социального благополучия, способность приспосабливаться к постоянно  меняющимся условиям внешней и внутренней среды, к естественному процессу старения, а также отсутствию болезней и физических дефектов. Разговор о здоровом образе жизни  стар как мир. Согласно заключению экспертов ВОЗ (1985г.) состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственными факторами, на 20%- состоянием  окружающей среды и на 40 - 60%  образом жизни. В начале 20 века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. У школьников чаще выявляются  дефекты  осанки, склонность к артериальной гипертонии, нарушения зрения, повышенная нервная возбудимость, частые заболевания органов дыхательной и пищеварительной систем. В режиме дня школьников преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание, чрезмерное  увлечение просмотрами телепередач и игрой в компьютерные игры.

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, поэтому тема  программы элективного курса   «Психология здоровья» отражает одну из актуальных проблем современного общества. Укрепление здоровья через формирование отношений школьников к здоровому образу жизни, самопознание, умение анализировать свое состояние, находить пути решения, корректировать свое психическое состояние  еще больше усиливает актуальность данной проблемы.

Программа и методические рекомендации составлены с учетом изучения валеологических основ с  учащихся 8 классов, а также на основе исследований: «Заболевания  органов дыхания и пути их предупреждения», «Влияние школьной мебели на формирование опорно-двигательного аппарата», « Влияние учебной нагрузки на здоровье школьника», проводимых в условиях МОУ « СОШ №7»

Данный элективный  курс позволяет не только  обобщить понятие  о здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение  к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.

Обучение осуществляется по модульному принципу, согласно которому каждый раздел – модуль  направлен на решение проблем здорового образа жизни, стрессовых ситуаций у детей, суицида и меры  их предупреждения.

       Учебная программа элективного курса  рассчитана на 35 часов для учащихся 8 классов и включает в себя следующие формы работы на занятиях: лекции, семинары, практические занятия с применением новых компьютерных технологий, видео- и аудио записей.

Программа элективного курса «Психология здоровья» и методические рекомендации предназначены для учителей школ, педагогов дополнительного образования.

Цели:

- осознание учащимися комплексного подхода к оценке и формированию здоровья и ЗОЖ;

- освоение способов самодиагностики уровня физического, психического и социального здоровья;

-  овладение учащимися технологиями формирования здоровья и здорового образа жизни.

Задачи:

  • дать понятие о системном подходе к здоровью;
  • объяснить проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья;
  • раскрыть содержание деятельности человека в социуме с учетом факторов физического и психического здоровья;
  • изучить психофизиологические показатели и ресурсы здоровья;
  • научить учащихся составлять индивидуальный алгоритм рационального режима жизнедеятельности;
  • дать понятие о психоэмоциональном здоровье человека, о мотивационно-потребностной сфере личности как компоненте здоровья;
  • показать влияние двигательной активности и систем закаливания на здоровье;
  • раскрыть проблему рационального питания и его роль в сохранении и укреплении здоровья;
  • объяснить  механизмы очищения внутренней среды организма как метода профилактики психосоматических заболеваний;
  • раскрыть роль психологических (эмоциональных и интеллектуальных) факторов в развитии психосоматических нарушений;
  • показать физиологические и психологические половозрастные особенности в развитии здоровой личности;
  • познакомить с основами психогигиены и псих.профилактики;
  • научить учащихся составлять индивидуальную модель ЗОЖ;
  • познакомить с методами диагностики состояния здоровья с использованием информационных технологий и методами предупреждения отрицательных эмоциональных состояний;
  • дать характеристику стресса (психотравмирующему, посттравматическому и производственному);
  • научить учащихся распределять стрессоустойчивость и уровень социальной адаптации (по методике Холмса – Рея);
  • познакомить учащихся с методами восстановления здоровья после перенесенного стресса;
  • дать характеристику социальных болезней и методов их профилактики (наркомании, алкоголизма, табак курения, токсикомании).

    После прохождения элективных курсов учащиеся должны:

  • иметь представления о физических, психических и социальных аспектах здоровья как системе, о проблемах соотношения психического и соматического компонентов здоровья;
  • знать основы здорового образа жизни, оптимальные и экстремальные жизненные ситуации человека и ресурсы здоровья;
  • уметь исчислять формулы ЗОЖ, диагностировать свое физическое, психическое, эмоциональное состояние и поведенческие особенности;
  • владеть современными методами формирования ЗОЖ, профилактическими методами предупреждения вредных привычек с применением новых информационных технологий.

Прогнозируемый  результат

Создание условий для формирования ценностного  отношения к здоровому образу жизни. Здоровый физически, психически и нравственно ученик.

Учебно-тематический план

элективного  курса

Учебно-тематический план

элективного курса

  «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»   (35 часа)

Класс

Раздел темы

Теоретические занятия

Практические занятия

8 класс

1.

Введение.

3

3

-

2.

Эмоции человека и здоровье.

6

6

2

3.

Стресс и дистресс.

8

6

1

4.

Устранение психического перенапряжения.

8

5

2

5.

Формирование индивидуального способа саморегуляции.

2

2

-

6.

Кризисные состояния у подростков.

4

4

-

7.

Валеология  семьи

4

3

1

Итого:

 35                   29                     6

«ПСИХОЛОГИЯ   ЗДОРОВЬЯ»

       1.Введение (3ч.)

Введение в психологию здоровья. Секрет нервной силы. Шесть основных страхов: бедность, болезнь, старость, осуждение, потеря любви, смерть.

       2.Эмоции человека и здоровье (6ч.)

Эмоции, их классификация: страх- бесстрашие, гнев- стыд, грусть- радость. Методы исследования эмоций. Анализ собственного эмоционального поля. Эмоции человека и здоровье.

       3. Стресс и дистресс (8ч.)

Влияние стресса и дистресса на здоровье человека. Причины стресса. Влияние стресса на работу сердца, сосуды, работоспособность. Как вести себя в экстремальных ситуациях. Синдром  хронической усталости.

Практические занятия:

  1. Техника медитирования (1ч.)
  2. Антистрессовая программа поведения - рекомендации (1ч.)

     4. Устранение психического перенапряжения (8ч.)

Йога. Народные средства. Водные процедуры. Снятие навязчивой мысли. Техника дыхания. Духовное очищение. Дневник. Смехотерапия. Аутотренинг.

Практические занятия:

  1. Смехотерапия (1ч.)
  2. Аутотренинг (1ч.)
  3. Снятие навязчивой мысли (1ч.)

       5.Формирование индивидуального способа саморегуляции (2ч.)

Духовно- нравственное здоровье. Роль религии в здоровье человека.

        6.Кризисные состояния у подростков (4ч.)

Примеры кризисных состояний и их причины коррекции. Суицид, его причины и предупреждение.

         7.Валеология семьи (4ч.)

Здоровье семьи. Генеалогия и генетические консультации. Семейное благополучие.

Практическое занятие:

1.Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций (1ч.)

КАЛЕНДАРНО  -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема  занятия

дата

кол- во часов

практические занятия

1.Введение

3

Психология здоровья

6.09

1

Секреты нервной системы

13.09

1

Шесть основных страхов (болезнь, бедность, старость, потеря любви, смерть, осуждение)

20.09

1

2.Эмоции человека и здоровье

6

Эмоции, их классификация: страх- бесстрашие, гнев- стыд, грусть- радость.

27.09,

4.10

2

Методы исследования эмоций

11.10

1

Анализ собственного эмоционального поля.

18.10

1

Эмоции человека и здоровье.

25.10

1.11

2

3 Стресс и дистресс (8ч.)

8

Влияние стресса и дистресса на здоровье человека.

8.11

15.11

2

1.Антистрессовая программа поведения - рекомендации

Причины стресса.

22.11

1

Влияние стресса на работу сердца, сосуды, работоспособность.

29.11

6.12

2

Как вести себя в экстремальных ситуациях

13.12

20.12

2

2.Техника медитирования

Синдром  хронической усталости.

27.12

1

4. Устранение психического перенапряжения

8

Йога.

1

Народные средства

2

3.Рецепты народной медицины

Водные процедуры.

1

Снятие навязчивой мысли.

1

4.Снятие навязчивой мысли

Техника дыхания.

1

5.Аутотренинг

Духовное очищение. Дневник

1

Смехотерапия

1

6.Смехотерапия

5.Формирование индивидуального способа саморегуляции

2

Духовно- нравственное здоровье

1

Роль религии в здоровье человека

1

6.Кризисные состояния у подростков

4

Примеры кризисных состояний и их причины коррекции

2

  Суицид, его причины и  предупреждение.

2

              7.Валеология семьи

4

Здоровье семьи.

1

Генеалогия и генетические консультации

2

  Семейное благополучие.

1

  7.Тренинг

«Разрешение конфликтных ситуаций»

    УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  КУРСА

Видеоэнциклопедия для народного образования «Анатомия и физиология человека» и видеофрагменты, таблицы и плакаты об отрицательном влиянии вредных привычек на организм человека; учебный видеофильм  «Правильное питание – залог здоровья», «Секреты нервной системы»;  таблица энергозатрат при разных видах деятельности; таблицы калорийности пищевых продуктов; витамины; нормативные таблицы освещенности помещений;  компьютерные презентации учащихся, учителя.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ.

ЧТО ТАКОЕ?

1. Системный подход к здоровью человека.

2. Рациональная организация жизнедеятельности.

3.Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья.

4. Соматическое здоровье человека.

5.Физиологические резервы и здоровье.

6.Психосоматический подход в профилактике и лечении соматических заболеваний.

7. Содержание деятельности человека в социуме с учетом факторов физического и психического здоровья.

8.Организация социального опыта и благоприятные условия для здоровье сберегающей среды.

9.Полноценная самореализация и саморазвитие.

10.Психофизиологические показатели и ресурсы здоровья.

11. Адаптационные резервы организма.

12. Индивидуальный алгоритм рационального режима жизнедеятельности.

13. Психоэмоциональное здоровье человека.

14. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент здоровья.

15. Влияние двигательной активности и систем закаливания на здоровье.

16 Проблема рационального питания и его роль в сохранении и укреплении здоров.

17. Методы очищения внутренней среды организма как пути профилактики психосоматических заболеваний.

18. Роль эмоций в развитии психосоматических нарушений.

19. Психосоматика: определение понятия. Диагностика в психосоматике.

20. Методы профилактики и коррекции психосоматических отклонений и заболеваний.

21. Понятие о системе полового воспитания.

22. Планирование семьи.

23. Понятие гигиенической культуры и психогигиены.

24. Гигиеническая культура.

25. Основные законы здоровья.

26. Индивидуальная модель ЗОЖ.

27. Гигиена тела.

28. Критерии здорового образа жизни.

29. Понятие стресса и стрессоустойчивости.

30. Структурно - функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях.

31. Стрессоустойчивость и социальная адаптация.

32. Определение уровня социальной адаптации по методике Холмса - Рея.

33. Методы восстановления здоровья после перенесенного стресса.

34. Основы аудиовизуальной диагностики.

35. Характеристика социальных болезней.

36. Методы профилактики социальных болезней и асоциального поведения.

САМОКОНТРОЛЬ  ПО МОДУЛЯМ

« БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ»

Модуль1-2. «Введение»,  « Гигиена здоровья»

  1. Что такое здоровье, здоровый образ жизни?

2.Какими заболеваниями чаще всего болеют люди осенью, зимой?

3.Какие профилактические мероприятия необходимо соблюдать, чтобы остаться здоровым?

4.Какие вам известны секреты долголетия?

5.Как влияет табакокурение на  здоровье человека?

6.Как отказаться от курения?

7.Алкоголь- враг здоровья, почему?

8.Что такое наркомания и кто такой наркоман?

9.Какой вред причиняют наркотики подростку?

10.Как связаны между собой понятия – токсикоман и психически больной человек?

11.Что означает рациональное питание?

12.Что такое витамины?

13.В каких продуктах питания содержатся витамины-А, Б,С,Д? На какие процессы в организме человека они влияют?

Модуль -3. « Экология здоровья»        

1.Что такое закаливание? Почему считают, что солнце, воздух и  вода- это факторы здоровья?

2.Какие правила закаливания организма необходимо знать?

3.Как влияет погода на здоровье человека?

4. Какая  бытовая  техника  является   источником  электромагнитного излучения?

Объясните ее вред здоровью человека.

Модуль-4  « Физкультура и здоровье»

1.Верно ли утверждение, что вся мышечная  деятельность носит рефлекторный характер?  Обоснуйте свой ответ.

2.Что может повлиять на осанку школьника? Почему необходимо соблюдать правила посадки за школьным столом?

3. Что такое плоскостопие? Как определить и  предупредить плоскостопие?

4.Какое влияние оказывают физические упражнения на развитие опорно - двигательного аппарата?

5.Какая связь между  физкультурой и долголетием?

СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Байярд Р.Т., Байярд Д.Т.  Ваш беспокойный  подросток.- М.: Просвещение,1991.- 224с.

2.Белов В.И., Рендюк Т.Д., Кондратович А.Н. Энциклопедический справочник медицины и здоровья.- М.: Русское энциклопедическое товарищество; ОЛМА - ПРЕСС,2005. 21с,66с,75с,80с,286с.

3.Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии.- СПб., Водолей, 1998.- 289с, 230с,379с.

4.Брехман И.И. Валеология- наука о здоровье.- 2-е изд. ,- М.: Физкультура и спорт,1990.- 206с.

5. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии.- СПб., 1994.- 78с.

6.Ковалев С.В. Психология семейной жизни. Книга для учителя.- М.: Просвещение,1988.-208с.

7. Личко А.К. Психология и акцентуации характера подростка. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 255с.

8. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. и др., Физическая культура. -М.: Просвещение,2001.- 10с.,40с.,42с.

9. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. - М.: Мнемозина 1996.-33с.,35.

10. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьников. - М.: Просвещение,1988.-216с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса " Основы здоровья"

Программа элективного курса "Основы здоровья" для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель да...

"Как есть, чтобы сохранить здоровье?". Программа элективного курса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа данного курса разработана для осуществления предпрофильной подготовки учащихся 9 классов гимназий и лицеев. Цель курса:создание благоприятных условий дл...

Программа элективного курса "Здоровый образ жизни"

Представлена программа элективного курса на 17 часов  "Мы за здоровый образ жизни"....

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни»

Содержание элективного курса: курс позволяет в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы,содержание курса, форма его организации по...

Программа элективного кружка здоровый образ жизни

Курс предназначен для учащихся 9 класса....

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» для 9 класса (8 часов)

Элективный курс "Здоровый образ жизни" интересен и нужен подросткам. Он включает вопросы правильного питания, гигиены и культуры питания. Изучается материал об инфекционных и функциональных заболевани...

Пояснительная записка к программе элективного курса «Здоровье человека в условиях Севера»

Курс создан как составляющая часть работы профильной туристко-краеведческой группы в рамках экспериментальной работы школы по НРК ГОС, рассчитан на 30 часов и предназначен для учащихся 10 классов....