Программа элективного курса "Здоровый образ жизни"
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Представлена программа элективного курса на 17 часов  "Мы за здоровый образ жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_zozh.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса "Мое здоровье в моих руках"

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов.

Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.

Элективный курс “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.

Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

Основная цель элективного курса – воспитание у подростков:

1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение). Элективный курс имеет профильный упор на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.

2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.

Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:

расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;

создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;

обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;

способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

Рекомендуемые формы организации занятий:

cоставление проектов по темам исследований;

проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;

умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;

оформление и защита исследовательских работ учащихся;

проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.

Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу

“Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;

“Отношение подростков школы к вредным привычкам”;

“Стресс и его воздействие на организм подростка”;

“Влияние шума на детский организм”;

“Влияние компьютеров на здоровье человека”;

“Как противостоять давлению среды”;

“Что значит быть счастливым?”;

“Наркотики, алкоголь и сигареты”; “Я в этом мире”.

Выполнив программу элективного курса “Мое здоровье в моих руках” школьники будут знать:

причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

мотивы здорового образа жизни;

отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка;

пути формирования здорового образа жизни.

Школьники будут уметь:

оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;

воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Школьники будут применять:

полученные знания на практике;

полученные знания для осознанного выбора профессии.

 Содержание программы элективного курса

1. Введение.

“Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни.

2. Вредные привычки, их профилактика.

2.1 Алкоголизм.

2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными”.

2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.

2.2. Курение.

2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.

2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)”.

2.3. Наркомания.

2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.

2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-венерологом. Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными”.

2.4. Токсикомания.

2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными”.

3. Простудные заболевания.

3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе”.

4. Стресс.

4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Практическая работа № 6 “Работа над проектом по теме раздела”.

5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.

5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Хабаровском крае. Практическая работа № 7 “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования”.

5.2. Встреча с врачами по проблеме.

5.3. “Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.

5.4. Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.

6. Первая медицинская помощь.

6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 “Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме элективного курса”.

7. Обобщение: “За здоровый образ жизни”.

Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.

Тематическое планирование элективного курса

№ п/п        Тема занятий        Количество часов

1        Введение: пути формирования здорового образа жизни подростка.        1

2        Вредные привычки, профилактика.        7

2.1        Алкоголизм        2

2.1.1        Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм.        1

2.1.2        Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки.        1

2.2        Курение        2

2.2.1        Состав компонентов табачного дыма.

Влияние сигарет на организм подростка.        1

2.2.2        Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм.        1

2.3        Наркомания        2

2.3.1        Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия.        1

2.3.2        Наркотическая зависимость, пути решения проблем.        1

2.4        Токсикомания и подросток        1

2.4.1        Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании.

Последствия токсикомании на организм подростка.        1

3        Простудные заболевания.        1

3.1        Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций.        1

4        Стресс.        1

4.1        Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса.        1

5        Заболевания подростков, передающиеся половым путём.        4

5.1        Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.

Распространение СПИДа в мире, стране, Хабаровском крае.        1

5.2        Встреча с врачами (конференция)        1

5.3        “Болезни поведения” подростков.

Профилактика болезней поведения подростков.        1

5.4        Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы.        1

6        Первая медицинская помощь.        1

6.1        Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.)        1

7        Обобщение “Мое здоровье в моих руках”

Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной ин

Литература:

(для учителя)

Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).

Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.

Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –

Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).

Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.

Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.

Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.

Литература:

(для детей)

Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.

Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.

Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.

Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с.

Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –

Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Программа по здоровому образу жизни

Данная программа расскрывает современные представления о понятии “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих,  которая входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток дви...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Учебная программа для школ. Программа пропаганды здорового образа жизни

Данное пособие рассчитано на препода­вателей, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 14 лет. Учебная программа состав­лена таким образом, чтобы представлят...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОБРАЗЫ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ г. ЗЛЫНКА И ЗЛЫНКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ».

Мифологическая проза представляет собой отдельный пласт в изучении русского языка и литературы. Интерес к ней не ослабевает ни у филологов, ни у этнографов, ни у историков. Она заключает в себе большо...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...