Программа по здоровому образу жизни
рабочая программа (5 класс) по теме

Елисеева Людмила Геннадьевна

Данная программа расскрывает современные представления о понятии “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих,  которая входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик 5-6класса, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 3 часов.По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик 5-6класса, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 3 часов.  Именно рассмотрение данной темы в современной школе необычайно важно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zdorovomu_obrazu.docx370.62 КБ

Предварительный просмотр:

        Классный руководитель Елисеева Людмила Геннадиевн

а

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ПЕРСПЕКТИВА»

городского округа Власиха

Классный руководитель Елисеева Л.Г.


Введение


Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик 5-6класса, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 3 часов.  Родители в последние годы всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым ребёнок проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы. Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.

Цели:


  1. Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
  2. Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
  3. Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

Задачи программы:


1.     Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

 

2.     Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

 

3.     Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

 

4.     Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

 

5.     Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

 

6.     Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска собственному здоровью  (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

 

7.     Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

 

 

Ожидаемые конечные результаты программы:


  1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Развитие физического потенциала детей.
  2. Повышение приоритета здорового образа жизни.
  3. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  4. Участие в спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

 

Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

  1. культуру физиологическую

(способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма)

  1. культуру физическую

(способность управлять физическими природосообразными движениями)

  1. культуру психологическую

(способность управлять своими чувствами и эмоциями)

  1. культуру интеллектуальную

(способность управлять своими мыслями и контролировать их)

Для этого мной создан прогнозируемый  портрет  личности ученика:

       Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

       Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

       Правильная организация своей жизнедеятельности.

        Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

        Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

        Потребность в самостоятельной двигательной активности.

        Самоконтроль, личностное саморазвитие.

        Творческая продуктивность.  

Циклограмма работы классного руководителя


по внедрению здоровьесберегающих технологий


Ежедневно

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

 

 

Физминутки

Дыхательная гимнастика

Корригирующая гимнастика для глаз

Организация  2-х разового горячего питания

Игры на переменах

Прогулка на свежем воздухе (начальная школа)

Влажная уборка кабинета

Соблюдение режима проветривания 

 

Еженедельно

 

Классный час по формированию ЗОЖ и БОЖ

согласно плану работы

 

Ежемесячно

1.

2.

3.

4.

Проведение курса: «Полезные привычки»

Проведение курса: «Разговор о правильном питании»

Спортивные праздники, соревнования

Генеральная уборка кабинета

 

 

 

Ежегодно

1.

2.

3.

 

Конкурс рисунков по профилактике вредных привычек

Участие в общешкольном Дне Здоровья (2 раза в год)

Участие в неделе ЗОЖ

 

Перечень основных мероприятий


по реализации программы  


«Здоровье – это здорово!»

на 2011 - 2013 годы

5 -6 класс

Тема

Время проведения

1

Беседа “Будь здоров!”

сентябрь

2

Беседа “Здоровье или болезнь – твой выбор”

сентябрь

3

Беседа “В здоровом теле здоровый дух”

октябрь

4

Сказка «Репка» о вредных привычках

ноябрь

5

Конкурс плакатов “Жизнь прекрасна! Не потрать её напрасно!”

ноябрь

6

Викторина “Соблюдай правила безопасности”

декабрь

7

Инструктаж по правилам движения  и безопасного поведения в театре.

в течении года

8

Мини –зарничка в лесу

май

9

Игра “Азбука дорожного движения”

сентябрь

10

Операция  “Чистюля”

в течении года

11

Президентские состязания “Мы – ловкие, смелые, умелые”

ноябрь

12

Лекторская группа у пятиклашек «Жизнь прекрасна»

ноябрь

13

Лекция о вредных привычках. Выступление агитбригады.

в течении года

14

Спортивные игры «Мама, папа, я – спортивная семья!»

ноябрь

15

Классный час « Нет наркотикам!»

октябрь

16

Классный час “Безопасность на льду”

декабрь, январь

17

Лекция профессора Знайки о правильном питании. Посещение завода  Coca-Cola

март

18

Малые Олимпийские игры. Посещение спортивных площадок и комплексов.

декабрь

19

Классный час «Дорожные знаки. Ещё раз об этом. Велосипед-помощник и опасный друг»

апрель

20

На дворе у нас игра.

май

Лекция «Антинаркотическая пропаганда»

Лекция

«Как помочь школьни-ку устоять перед вред-ными привычками»

Лекция

«Стили семейного воспитания»

Лекция «Физические и душевные травмы»

Перечень основных мероприятий с родителями

по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся

Круглый стол

«Досуг в семье»

Круглый стол «Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге»

Беседа «Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании школьников»

Круглый стол «Возрастные особенности младшего подростка»

Беседа « Садимся за уроки»(причины быстрой утомляемости)

Беседа «Каким будет ваш ребенок»

Беседа врача «Детский травматизм на дорогах»

Оценка эффективности реализации программы


 Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление:

  1. динамики сезонных заболеваний;
  2. динамики школьного травматизма;
  3. утомляемости учащихся и т.п.
  4. уровень адаптации

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

На основе анкетирования и тестирования можно будет сделать выводы о том, как выполнены следующие задачи:

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

 

  1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  1. элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

  1. первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  1. первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  1. знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

МОУ СОШ «ПЕРСПЕКТИВА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...

Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".

В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование осн...

Психологическая программа формирования здорового образа жизни «Мое здоровье»

Цель программы: выработка у обучающихся, родителей, педагогов навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия употребления психоактивных веществ,...

Доклад: «О реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья».

laquo;О  реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья» в ГБОУ "Специальная школа-интернат с.Ериловка"....

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...