Главные вкладки

    Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
    рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Калинина Ирина Анатольевна

    Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_zozh.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ

                               « Азбука здоровья»

                                                          Разработала воспитатель: Калинина И.А.

    Пояснительная записка:

    Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека.  По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению сотрудничества здравоохранения с учреждениями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для школ – интернатов для детей с ОВЗ, т. к. в них существует особый режим жизни. Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности,  духовная жизнь в целом. Здоровый образ жизни - понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности.

    Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Ерёменко Н.И. «Профилактика вредных привычек»,  Матвеева Е.М. «Азбука здоровья» и др.Данная программа составлена для воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ

    Нормативная база для разработки программы :

    ·        Закон РФ «Об образовании»

    ·        Конституция Российской федерации

    ·        Закон об основных гарантиях прав ребёнка

    ·        Стандарты второго поколения

    ·        Декларация прав и свобод человека

    ·        Конвенция о правах ребёнка

    ·          Устав школы

    Программа рассчитана для работы с детьми 13-17 лет на 5  лет

    Цель программы:

    - формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

    Задачи:

    - Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни

    - Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене

    -Формировать положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.

     - Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

    Здоровый образ жизни включает в себя:

    • двигательную активность
    • личную гигиену
    • правильное питание
    • безопасность жизнедеятельности
    • положительные эмоции

    Формы работы:

    -беседа,

    -тренинг,

    - практическое занятие

    - ролевая игра

    - конкурс рисунков

    - диспут.

    Принципы:

    1. Доступность

    2. Систематичность и последовательность

    3. Наглядность

    4. Динамичность

    5. Дифференциация

     

                                  Содержание программы

    Ежедневно:

    1)Утренняя гимнастика

    2)Прогулки, экскурсии на свежем воздухе

    3)Спортивный час

    4) Проведение физминуток на внеклассных мероприятиях

    5)Проведение минуток безопасности

    Ежемесячно:

    «День здоровья»        

    Проведение занятий направленных на формирование здорового образа жизни по блокам:

    1)«Здоровье человека»

    2) «Личная гигиена»

    3) « Режим дня»

    4) «Питание и здоровье»  

    5) « Вредные привычки»

    6) « Безопасность и здоровье»

    7) «Профилактика   заболеваний»

    8) «Одежда и здоровье»

    9) «Экология и здоровье»

    Направления

    Месяц проведения

    5 класс

    6 класс

    7 класс

    8 класс

    9 класс

    «Здоровье человека»

    Сентябрь

    Я выбираю здоровье

    Здоровье – бесценное богатство

    В здоровом теле…

    Ролевая игра «Мы за ЗОЖ»

    «Формула здоровья» -  дискуссия 

    «Личная гигиена»

    Октябрь

    Гигиена полости рта.

    Уход за волосами

    Гигиена тела. 

    Нижнее белье. Уход за бельем.

    «Как сохранить улыбку» - беседа, практическое занятие.

    « Режим дня»

    Ноябрь 

    « Отдых и труд вместе идут».

    «Сон. Гигиена сна»

    «Режим дня в каникулы»

    Утомление и переутомление

    « Той режим дня» занятие-практикум

    «Питание и здоровье»  

    Декабрь

    О вкусной и здоровой пище

    О витаминах

    Правильное питание.

    Правила приема пищи.

    «Коктейль здоровья» практическое занятие

    « Вредные привычки»

    Январь

    Алкоголь - наркотик – преступление

    Вино вину творит

    Не сломай судьбу свою

    Конкурс плакатов, буклетов: «Скажем наркотику - нет!»

    Дискуссия о наркотиках «Каково твоё мнение?»

    « Безопасность и здоровье»

    Февраль

    Дорога без опасностей

    Если возник пожар…

    Терроризм – угроза обществу

    Поведение в экстремальной ситуации

    «Опасные предметы» занятие практикум

    «Профилактика   заболеваний»

    Март

    Забота о глазах

    Движение- это жизнь

    Правильная осанка

    Как уберечься от  ОРЗ

    Спид болезнь 21 века

    «Одежда и здоровье»

    Апрель

    Как одеваться в разное время года.

    Мода и здоровье

    Развитие современной моды и её влияние на подростков

    « Как одеваться в межсезонье» - практическое занятие

    Как одеваться: стильно, модно, удобно? – дискуссия

    «Экология и здоровье»

    Май

    Лекарственные растения

    Экология и здоровье

    "Жизнь под угрозой"

    Природа и здоровье человека

    «Травяной чай» практическое занятие

    По окончании изучения курса учащиеся должны знать и уметь:

    • Знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
    • средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня,  физкультура;
    • правила безопасного поведения
    • уметь оказывать первую помощь
    • механизмы и способы поддержания здоровья.
    • состояние своего здоровья, уметь следить за ним.
    • стремиться к физическому совершенству.
    • различать  хорошие и плохие привычки
    • не иметь вредных привычек.

    Литература:

    1)Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.:АРКТИ, 2005

    2)Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007

    3) .Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - С.-Петербург, 2008.

    4)Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - С.-Петербург, 2006.

    5)Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. - С.-Петербург, 2004.

    6) .Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М., 2004.

    7)Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 200

    8) Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 2001.

    9)Матвеева Е. М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М., 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Вахта памяти". Социальный проект патриотической направленности для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида

    Данный проект предусматривает   развитие связей с социумом  в целях создания  условий для дальнейшей социализации обучающихся, воспитанников   специальной (коррекционной) школы 8 в...

    Положение об организации соуправления среди учащихся 1-9 классов ГБОУ "Климовская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

    В связи со спецификой школы самоуправление неприемлемо. Поэтому  настоящее положение разработано в целях организации целенаправленной работы с активами групп и активом детской организации "...

    Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны

    Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...

    Экологическое воспитание воспитанников специальной (коррекционной) школы – интерната.

    Воспитанники используют знания, полученные на коррекционных и практических занятиях. Формируются навыки поведения в природе, понимание экологических проблем, расширение кругозора....

    Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы - интерната"

    Участие в конкурсе педагогических проектов "Мой вклад в совершенствовании работы школы-интерната" доклад с темой самообразования "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в у...

    Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

    Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...