Главные вкладки

    Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы - интерната"
    методическая разработка

    Заровняева Лариса Васильевна

    Участие в конкурсе педагогических проектов "Мой вклад в совершенствовании работы школы-интерната" доклад с темой самообразования "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы-интерната" Март 2018год.

    Также участие с этой же темой в межрегиональном научно-практической конференции с международным участием "Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях" 19 октября 2018г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobr_zlv_2019.docx36.61 КБ
    Файл samoobr_zozh_zlv1.pptx1.93 МБ

    Предварительный просмотр:

    ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат

    для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Индивидуальный план самообразования воспитателя 3 семьи

    Заровняевой Ларисы Васильевны.

    Тема самообразования:

    «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы интерната»

    Якутск 2018-2019 уч. год

    Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

            Василий Сухомлинский.

     Актуальность: работу веду по данной теме второй год, опираясь и исходя из общего плана воспитательной работы школы-интерната, одна из основных задач которой является внедрение здоровье-сберегающих технологий, профилактика негативных явлений в детской среде такие как: алкоголизм, наркомания, безнадзорность.

    Большинство детей к нам попадают из неблагополучных семей, из сложных жизненных обстоятельств где на своем опыте видели и знают негативные последствия асоциальных явлений.

    Также ни для кого не секрет, что выпускники школ-интернатов попадая во взрослый мир легко поддаются пагубным привычкам, алкоголизму, бродяжничеству. Они в силу своего имеющегося диагноза, эмоциональной неустойчивости могут найти в этом утешение или выход из ситуации, решение какой-либо проблемы.

    И, именно, от того как мы научим их заботиться о своем здоровье, каким образом будем формировать и укреплять потребность к здоровому образу жизни зависит их дальнейшая адаптация и социализация.

    Цель работы:

    Изучение и внедрение педагогических методов и приемов обучения основ формирования ЗОЖ.

    Задачи:

    1. Изучить теоретические основы формирования ЗОЖ.
    2. Разработать программу, направленную на формирование ЗОЖ.
    3. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни воспитанников.

    Цель и задачи программы:

    Цель:

    Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.

    Задачи:

    - дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.

    -способствовать усвоению правил соблюдения режима дня, правильного питания, санитарно-гигиенических норм, двигательной активности.

     

    -формировать негативное отношение к пагубным привычкам как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ.

    Основные 3 направления:

    «Основы» Здоровья-направлен на формирование знаний основ здоровья и потребности в здоровом образе жизни.

    «Враги» Здоровья - ориентирован на профилактику курения, наркомании, алкоголизма, формированию негативного отношения к вредным привычкам.

    «Экология» Здоровья-направлен на привитие знаний, умений необходимых для сохранения, укрепления, улучшения здоровья.

    Форма работы:

    -беседы-обсуждения; викторины;

    -круглый стол, обсуждение статей из газет, журналов, просмотр телепередачи о здоровье;

    -показ презентации, видеороликов о вреде Курения и Алкоголя. 

    -посещение Музея Анатомии Мед. Института СВФУ; школьной библиотеки.

    -сотрудничество с общественной организацией: с Якутской городской общественной организацией «Подросток», с фитнес - центром «Боди-Лайн»

    -участие в акциях, организация на лучшую антирекламу сигарет и алкоголя, выпуск стенгазет здоровья.

    Мониторинг.

    В начале учебного года была проведена «Диагностика представлений о ценности здоровья». Где подтвердилась необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению.

    (Приложение1)

    Проведенная в конце учебного года промежуточная диагностика подтвердила повышение уровня понимания у детей ценности и значимости здоровья, о необходимости ведения здорового образа жизни.

    План работы на 2017-2018 учебный год:

    1.Этап. «Основы» Здоровья.

    Сентябрь-Октябрь-Ноябрь 

    Занятие-беседа: «Чистота – залог здоровья». Просмотр мультфильма «Ох и Ах» Обсуждение.

    Беседа, показ слайда на тему: «Как правильно чистить зубы?

    Занимательный час: «Режим дня и здоровый организм»;

    Беседа с приглашением врача: «Здоровое питание-основа жизни»»

    Занимательный час: «Овощи и фрукты самые витаминные продукты».

    Викторина «Основы здоровья»

    2. Этап. «Враги» Здоровья.

    Декабрь-Январь-Февраль

    Беседа с обсуждением: «Вред газированных напитков и неправильное питание».

    Беседа о вреде курения: «Влияние курения на организм человека».

    Показ видеоролика «О вреде курения» автор профессор Жданов В.Г.

    Круглый стол: «Вред алкоголя на организм человека».

    Показ документального видеоролика: «Алкоголь и ее последствия...» автор профессор Жданов В.Г.

    Посещение Музея Анатомии Мед. Института СВФУ.

    3.Этап. «Экология» Здоровья.

    Март-Апрель-Май

    Занятие-беседа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

    Беседа: «Что такое народная медицина? Лекарственные растения Якутии»

    Просмотр презентации на тему: «Вода в нашей жизни».

    Занимательный час: «Спортсмены, чемпионы- пути успеха» показ презентации.

    Пеший поход в «Чочур-Муран» на тему: «Движение-это жизнь!»

    Рисование «Мой любимый вид спорта»

    План работы на 2018-2019 учебный год.

    1.Этап. «Основы» Здоровья.

    Сентябрь-Октябрь-Ноябрь

    Чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» - просмотр мультфильма детям младшего возраста.

    Беседа с обсуждением «Болезни грязных рук»

    С приглашением врача.

    Показ презентации на тему «Правильная осанка» виды упражнений.

    Сюжетно-ролевая игра « На приеме у врача».

    Занятие «Влияние гаджетов на зрение»

    упражнения «Гимнастика для глаз»

    Занятие – беседа «Уход за волосами»

    2. Этап. «Враги» Здоровья.

    Декабрь-Январь-Февраль

    Беседа: «Психотропные вещества - страшная болезнь 21 века».

    Показ документального видеоролика «Наркотик и ее последствия»

    Занятие-беседа «Как бросить курить?»

    Участие в городском волонтерском мероприятии «День без сигареты» с Общественной молодежной организацией «Подросток».

    Встреча с фитнес-инструктором «Боди-Лайн» на тему: «Быть здоровым-это модно!».

    Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск стенгазеты здоровья.

    3.Этап. «Экология» Здоровья.

    Март-Апрель-Май

    Беседа «В здоровом теле-здоровый дух!»

    пословицы и поговорки о ЗОЖ.

    Обсуждение статей из газет, журналов «Секреты здоровья» посещение библиотеки.

    Занятие-беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

    Рисование: «Моя будущая семья».

    Пеший поход в «Чочур-Муран» на тему: «Движение-это жизнь!».

    Викторина: «Твое здоровье в твоих руках».

    Проводя мероприятия, беседы, выбирала наиболее для них интересные темы, расширяющие кругозор воспитанников, формирующие не только необходимые компетенции в области здоровьесбережения, но и нравственные качества, поскольку здоровье – это не только забота о собственном теле, но и развитие интеллекта, кругозора, формирование моральных принципов.

    Прогнозируемый результат:

    - стимулирование повышения внимания к вопросам здоровья, питания, режима дня, рациональной двигательной активности.

    - неприятие асоциальных явлений.

    - приобщение к занятиям физической культуры, спортом, посещение спортивных секций и мероприятий.

    - повышение уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни, овладение детьми навыков здорового образа жизни.

    В результате проводимой работы у воспитанников должен повыситься уровень понимания ценности и значимости здоровья, ведения и овладение детьми навыков здорового образа жизни.

    Формирование культуры здоровья осуществляется не только при проведении специально организованных мероприятий, а прежде всего при каждодневном непосредственном общении с детьми, когда воспитатель контролирует соблюдение режима труда и отдыха, выполнение детьми правил личной гигиены, организация влажной уборки, проветривание помещений на самоподготовке -  физкультминутки, на прогулке - подвижные игры, создавая комфортную атмосферу в семье.

    Литература:

    Гурьянов А.М., Коновалова Л.В., Маркелов В.Л. Педагогические условия формирования навыков основ здорового образа жизни как механизм социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», научная статья.

               Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с.420-429.

               Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе.- Изд.3-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2009 .

               Михайлова С.А. Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома. Социальная педагогика 2014 №5 с.89-92

    Горбачева А.С. Формирование здоровьесберегающих компетенций воспитанников школы-интерната. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014 №3 с.80-93

    Кононова А.А. Формирование позитивного отношения к собственному здоровью воспитанников учреждений интернатного типа как компонента жизненной компетентности средствами спортивного ориентирования. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014 №3

    Овчинникова М.Н. Школа-интернат как институт формирования у детей-сирот здорового образа жизни. – Донецкий институт психологии и предпринимательства, 2009 статья в научном журнале.

              Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р.,  Солодова Г.С., Харченко И.И.Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.

    Бобылёва И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007.

    Уникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999.

    Психологическое развитие воспитанников детского дома. Д ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.- М.,1990.

    Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства.-СПб.,2005.

    Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

              Е.Д. Худенко. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе, 2010г.

                                                                             

                                                                                   

     Приложение1

    Диагностика представлений о ценности здоровья.

    Из приведенных  десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.

    Список утверждений:

    1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).

    2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.

    3.Здоровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).

    4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.

    5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.

    6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).

    7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.

    8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.

    9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.

    10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.

     

     

    Анализ исследования:

    Номер высказывания:

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Баллы:

    3

    1

    3

    3

    1

    2

    2

    1

    1

    4

    Суммарный балл:

     13 баллов: у ребенка высокий уровень ценностного отношения к здоровью (личностно ориентированный тип);

    11-12 баллов: ребенок осознанно относится к своему здоровью (ресурсно-прагматический тип);

    9-10 баллов: ребенок недостаточно осознанно относится к своему здоровью (адаптационно-поддерживающий тип);

    4-8 баллов: у ребенка отсутствует сознательное отношение к своему здоровью как к ценности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Василий Сухомлинский.

    Слайд 2

    ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» « Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы- интерната» Заровняева Лариса Васильевна, воспитатель

    Слайд 3

    Цель : Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни. Задачи: - дать детям общее представление о здоровье, как о ценности; - способствовать усвоению правил соблюдения режима дня, правильного питания, санитарно-гигиенических норм, двигательной активности; -формировать негативное отношение к пагубным привычкам такие как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ.

    Слайд 4

    Основные 3 н аправления : «Основы» Здоровья -направлен на формирование знаний основ здоровья и потребности в здоровом образе жизни . «Враги» Здоровья -ориентирован на профилактику курения, наркомании, алкоголизма, формированию негативного отношения к вредным привычкам. «Экология» Здоровья - н аправлен на привитие знаний, умений необходимых для сохранения, укрепления, улучшения здоровья.

    Слайд 5

    Диагностика представлений о ценности здоровья. Начало промежуточный

    Слайд 6

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ: 2017-2018 уч. год. 1 Этап 2 Этап 3 Этап Сентябрь-Октябрь-Ноябрь: «Основы» Здоровья Декабрь-Январь-Февраль: «Враги» Здоровья Март-Апрель-Май: «Экология» Здоровья Занятие-беседа: «Чистота – залог здоровья». Просмотр мультфильма «Ох и Ах» Обсуждение. Беседа с обсуждением: «Вред газированных напитков и неправильное питание» Занятие-беседа «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» Беседа, показ слайда на тему: «Как правильно чистить зубы? Беседа о вреде курения: «Влияние курения на организм человека ». Беседа: «Что такое народная медицина? Лекарственные растения Якутии» Занимательный час: «Режим дня». Показ видеоролика «О вреде курения» автор профессор Жданов В.Г. Просмотр презентации на тему: «Вода в нашей жизни» Беседа с приглашением врача: «Здоровое питание-основа жизни»» Круглый стол: «Вред алкоголя на организм человека ». Занимательный час: «Спортсмены, чемпионы- пути успеха» показ презентации. Занимательный час: «Овощи и фрукты самые витаминные продукты». Показ документального видеоролика: «Алкоголь и ее последствия...» автор профессор Жданов В.Г. Пеший поход в « Чочур-Муран » на тему: «Движение-это жизнь!» Викторина «Основы здоровья» Посещение Музея Анатомии Мед. Института СВФУ. Рисование «Мой любимый вид спорта»

    Слайд 7

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ: 2018-2019 уч. год. 1 Этап 2 Этап 3 Этап Сентябрь-Октябрь-Ноябрь: «Основы» Здоровья Декабрь-Январь-Февраль: «Враги» Здоровья Март-Апрель-Май: «Экология» Здоровья Чтение художественной литературы: « Мойдодыр », « Федорино горе» - просмотр мультфильма детям младшего возраста. Беседа: «Психотропные вещества- страшная болезнь 21 века». Беседа «В здоровом теле-здоровый дух!» пословицы и поговорки о ЗОЖ. Беседа с обсуждением « Болезни грязных рук» С приглашением врача. Показ документального видеоролика: «Наркотик и ее последствия...» Обсуждение статей из газет, журналов «Секреты здоровья» посещение библиотеки. Показ презентации на тему «Правильная осанка» виды упражнений. Занятие-беседа «Как бросить курить?» Занятие-беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся» Сюжетно-ролевая игра « На приеме у врача» Участие в городском волонтерском мероприятии «День без сигареты» с Общественной молодежной организацией «Подросток». Рисование: «Моя будущая семья». Занятие «Влияние гаджетов на зрение» упражнения «Гимнастика для глаз» Встреча с фитнес-инструктором « Боди-Лайн » на тему: «Быть здоровым-это модно!». Пеший поход в « Чочур-Муран » на тему: «Движение-это жизнь!» Занятие – беседа «Уход за волосами» Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск стенгазеты здоровья. Викторина: «Твое здоровье в твоих руках».

    Слайд 8

    Форма работы: Беседы-обсуждения, викторины; Круглый стол, обсуждения статей из газет, журналов, просмотр телепередачи о здоровье; Показ презентации, видеороликов о вреде курения и алкоголя; Посещение Школьной библиотеки, Музея Анатомии Мед. и нститута СВФУ; Сотрудничество с общественной организацией: с Якутской городской общественной организацией «Подросток», с фитнес-центром « Боди-Лайн »; Участие в акциях, в конкурсах на лучшую антирекламу сигарет и алкоголя, выпуск стенгазет здоровья.

    Слайд 9

    Прогулки, игры, активный отдых

    Слайд 11

    Беседы, занятия, викторины

    Слайд 12

    У частие на фестивале открытых занятий на тему: «Пагубное влияние вредных привычек»

    Слайд 13

    Музей анатомии свфу

    Слайд 14

    Наш Проект по зож «волшебные звуки хомуса »

    Слайд 15

    Пеший поход в « чочур-муран »

    Слайд 16

    Фитнес-центр « BOdy - Line » Плавательный бассейн «самородок»

    Слайд 17

    Прогнозируемый результат: стимулирование повышения внимания к вопросам здоровья, питания, режима дня, рациональной двигательной активности. повышение уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни, овладение детьми навыков здорового образа жизни; приобщение к занятиям физической культуры, спортом, посещение спортивных секций и мероприятий. неприятие асоциальных явлений.

    Слайд 18

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование установок здорового образа жизни у детей начальной школы

    Совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической культуры личности учащегося....

    Игра-путешествие по основам здорового образа жизни для учащихся начальной школы

    В игровой форме учеников начальной школы знакомим  с правилами личной гигиены. Мероприятие можно проводить, как внеклассную работу в одном классе, так и по параллелям. Игра проводится учениками с...

    Проект по теме "Формирование навыков здорового образа жизни школьников – ресурс социально-педагогической деятельности школы"

    Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективност...

    Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

    Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

    §7.4_8кл_Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

    Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса  А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...

    Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

    Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества....

    Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."

    Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."...