Тема самообразования: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы - интерната"
методическая разработка

Заровняева Лариса Васильевна

Участие в конкурсе педагогических проектов "Мой вклад в совершенствовании работы школы-интерната" доклад с темой самообразования "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы-интерната" Март 2018год.

Также участие с этой же темой в межрегиональном научно-практической конференции с международным участием "Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях" 19 октября 2018г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_zlv_2019.docx36.61 КБ
Файл samoobr_zozh_zlv1.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Индивидуальный план самообразования воспитателя 3 семьи

Заровняевой Ларисы Васильевны.

Тема самообразования:

«Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы интерната»

Якутск 2018-2019 уч. год

Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

        Василий Сухомлинский.

 Актуальность: работу веду по данной теме второй год, опираясь и исходя из общего плана воспитательной работы школы-интерната, одна из основных задач которой является внедрение здоровье-сберегающих технологий, профилактика негативных явлений в детской среде такие как: алкоголизм, наркомания, безнадзорность.

Большинство детей к нам попадают из неблагополучных семей, из сложных жизненных обстоятельств где на своем опыте видели и знают негативные последствия асоциальных явлений.

Также ни для кого не секрет, что выпускники школ-интернатов попадая во взрослый мир легко поддаются пагубным привычкам, алкоголизму, бродяжничеству. Они в силу своего имеющегося диагноза, эмоциональной неустойчивости могут найти в этом утешение или выход из ситуации, решение какой-либо проблемы.

И, именно, от того как мы научим их заботиться о своем здоровье, каким образом будем формировать и укреплять потребность к здоровому образу жизни зависит их дальнейшая адаптация и социализация.

Цель работы:

Изучение и внедрение педагогических методов и приемов обучения основ формирования ЗОЖ.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы формирования ЗОЖ.
  2. Разработать программу, направленную на формирование ЗОЖ.
  3. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни воспитанников.

Цель и задачи программы:

Цель:

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи:

- дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.

-способствовать усвоению правил соблюдения режима дня, правильного питания, санитарно-гигиенических норм, двигательной активности.

 

-формировать негативное отношение к пагубным привычкам как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ.

Основные 3 направления:

«Основы» Здоровья-направлен на формирование знаний основ здоровья и потребности в здоровом образе жизни.

«Враги» Здоровья - ориентирован на профилактику курения, наркомании, алкоголизма, формированию негативного отношения к вредным привычкам.

«Экология» Здоровья-направлен на привитие знаний, умений необходимых для сохранения, укрепления, улучшения здоровья.

Форма работы:

-беседы-обсуждения; викторины;

-круглый стол, обсуждение статей из газет, журналов, просмотр телепередачи о здоровье;

-показ презентации, видеороликов о вреде Курения и Алкоголя. 

-посещение Музея Анатомии Мед. Института СВФУ; школьной библиотеки.

-сотрудничество с общественной организацией: с Якутской городской общественной организацией «Подросток», с фитнес - центром «Боди-Лайн»

-участие в акциях, организация на лучшую антирекламу сигарет и алкоголя, выпуск стенгазет здоровья.

Мониторинг.

В начале учебного года была проведена «Диагностика представлений о ценности здоровья». Где подтвердилась необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению.

(Приложение1)

Проведенная в конце учебного года промежуточная диагностика подтвердила повышение уровня понимания у детей ценности и значимости здоровья, о необходимости ведения здорового образа жизни.

План работы на 2017-2018 учебный год:

1.Этап. «Основы» Здоровья.

Сентябрь-Октябрь-Ноябрь 

Занятие-беседа: «Чистота – залог здоровья». Просмотр мультфильма «Ох и Ах» Обсуждение.

Беседа, показ слайда на тему: «Как правильно чистить зубы?

Занимательный час: «Режим дня и здоровый организм»;

Беседа с приглашением врача: «Здоровое питание-основа жизни»»

Занимательный час: «Овощи и фрукты самые витаминные продукты».

Викторина «Основы здоровья»

2. Этап. «Враги» Здоровья.

Декабрь-Январь-Февраль

Беседа с обсуждением: «Вред газированных напитков и неправильное питание».

Беседа о вреде курения: «Влияние курения на организм человека».

Показ видеоролика «О вреде курения» автор профессор Жданов В.Г.

Круглый стол: «Вред алкоголя на организм человека».

Показ документального видеоролика: «Алкоголь и ее последствия...» автор профессор Жданов В.Г.

Посещение Музея Анатомии Мед. Института СВФУ.

3.Этап. «Экология» Здоровья.

Март-Апрель-Май

Занятие-беседа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Беседа: «Что такое народная медицина? Лекарственные растения Якутии»

Просмотр презентации на тему: «Вода в нашей жизни».

Занимательный час: «Спортсмены, чемпионы- пути успеха» показ презентации.

Пеший поход в «Чочур-Муран» на тему: «Движение-это жизнь!»

Рисование «Мой любимый вид спорта»

План работы на 2018-2019 учебный год.

1.Этап. «Основы» Здоровья.

Сентябрь-Октябрь-Ноябрь

Чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» - просмотр мультфильма детям младшего возраста.

Беседа с обсуждением «Болезни грязных рук»

С приглашением врача.

Показ презентации на тему «Правильная осанка» виды упражнений.

Сюжетно-ролевая игра « На приеме у врача».

Занятие «Влияние гаджетов на зрение»

упражнения «Гимнастика для глаз»

Занятие – беседа «Уход за волосами»

2. Этап. «Враги» Здоровья.

Декабрь-Январь-Февраль

Беседа: «Психотропные вещества - страшная болезнь 21 века».

Показ документального видеоролика «Наркотик и ее последствия»

Занятие-беседа «Как бросить курить?»

Участие в городском волонтерском мероприятии «День без сигареты» с Общественной молодежной организацией «Подросток».

Встреча с фитнес-инструктором «Боди-Лайн» на тему: «Быть здоровым-это модно!».

Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск стенгазеты здоровья.

3.Этап. «Экология» Здоровья.

Март-Апрель-Май

Беседа «В здоровом теле-здоровый дух!»

пословицы и поговорки о ЗОЖ.

Обсуждение статей из газет, журналов «Секреты здоровья» посещение библиотеки.

Занятие-беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

Рисование: «Моя будущая семья».

Пеший поход в «Чочур-Муран» на тему: «Движение-это жизнь!».

Викторина: «Твое здоровье в твоих руках».

Проводя мероприятия, беседы, выбирала наиболее для них интересные темы, расширяющие кругозор воспитанников, формирующие не только необходимые компетенции в области здоровьесбережения, но и нравственные качества, поскольку здоровье – это не только забота о собственном теле, но и развитие интеллекта, кругозора, формирование моральных принципов.

Прогнозируемый результат:

- стимулирование повышения внимания к вопросам здоровья, питания, режима дня, рациональной двигательной активности.

- неприятие асоциальных явлений.

- приобщение к занятиям физической культуры, спортом, посещение спортивных секций и мероприятий.

- повышение уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни, овладение детьми навыков здорового образа жизни.

В результате проводимой работы у воспитанников должен повыситься уровень понимания ценности и значимости здоровья, ведения и овладение детьми навыков здорового образа жизни.

Формирование культуры здоровья осуществляется не только при проведении специально организованных мероприятий, а прежде всего при каждодневном непосредственном общении с детьми, когда воспитатель контролирует соблюдение режима труда и отдыха, выполнение детьми правил личной гигиены, организация влажной уборки, проветривание помещений на самоподготовке -  физкультминутки, на прогулке - подвижные игры, создавая комфортную атмосферу в семье.

Литература:

Гурьянов А.М., Коновалова Л.В., Маркелов В.Л. Педагогические условия формирования навыков основ здорового образа жизни как механизм социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», научная статья.

           Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с.420-429.

           Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе.- Изд.3-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2009 .

           Михайлова С.А. Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома. Социальная педагогика 2014 №5 с.89-92

Горбачева А.С. Формирование здоровьесберегающих компетенций воспитанников школы-интерната. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014 №3 с.80-93

Кононова А.А. Формирование позитивного отношения к собственному здоровью воспитанников учреждений интернатного типа как компонента жизненной компетентности средствами спортивного ориентирования. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014 №3

Овчинникова М.Н. Школа-интернат как институт формирования у детей-сирот здорового образа жизни. – Донецкий институт психологии и предпринимательства, 2009 статья в научном журнале.

          Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р.,  Солодова Г.С., Харченко И.И.Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.

Бобылёва И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007.

Уникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999.

Психологическое развитие воспитанников детского дома. Д ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.- М.,1990.

Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства.-СПб.,2005.

Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

          Е.Д. Худенко. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе, 2010г.

                                                                         

                                                                               

 Приложение1

Диагностика представлений о ценности здоровья.

Из приведенных  десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.

Список утверждений:

1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).

2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.

3.Здоровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).

4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.

5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.

6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).

7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.

8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.

9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.

10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.

 

 

Анализ исследования:

Номер высказывания:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы:

3

1

3

3

1

2

2

1

1

4

Суммарный балл:

 13 баллов: у ребенка высокий уровень ценностного отношения к здоровью (личностно ориентированный тип);

11-12 баллов: ребенок осознанно относится к своему здоровью (ресурсно-прагматический тип);

9-10 баллов: ребенок недостаточно осознанно относится к своему здоровью (адаптационно-поддерживающий тип);

4-8 баллов: у ребенка отсутствует сознательное отношение к своему здоровью как к ценности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Василий Сухомлинский.

Слайд 2

ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» « Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы- интерната» Заровняева Лариса Васильевна, воспитатель

Слайд 3

Цель : Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни. Задачи: - дать детям общее представление о здоровье, как о ценности; - способствовать усвоению правил соблюдения режима дня, правильного питания, санитарно-гигиенических норм, двигательной активности; -формировать негативное отношение к пагубным привычкам такие как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ.

Слайд 4

Основные 3 н аправления : «Основы» Здоровья -направлен на формирование знаний основ здоровья и потребности в здоровом образе жизни . «Враги» Здоровья -ориентирован на профилактику курения, наркомании, алкоголизма, формированию негативного отношения к вредным привычкам. «Экология» Здоровья - н аправлен на привитие знаний, умений необходимых для сохранения, укрепления, улучшения здоровья.

Слайд 5

Диагностика представлений о ценности здоровья. Начало промежуточный

Слайд 6

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ: 2017-2018 уч. год. 1 Этап 2 Этап 3 Этап Сентябрь-Октябрь-Ноябрь: «Основы» Здоровья Декабрь-Январь-Февраль: «Враги» Здоровья Март-Апрель-Май: «Экология» Здоровья Занятие-беседа: «Чистота – залог здоровья». Просмотр мультфильма «Ох и Ах» Обсуждение. Беседа с обсуждением: «Вред газированных напитков и неправильное питание» Занятие-беседа «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» Беседа, показ слайда на тему: «Как правильно чистить зубы? Беседа о вреде курения: «Влияние курения на организм человека ». Беседа: «Что такое народная медицина? Лекарственные растения Якутии» Занимательный час: «Режим дня». Показ видеоролика «О вреде курения» автор профессор Жданов В.Г. Просмотр презентации на тему: «Вода в нашей жизни» Беседа с приглашением врача: «Здоровое питание-основа жизни»» Круглый стол: «Вред алкоголя на организм человека ». Занимательный час: «Спортсмены, чемпионы- пути успеха» показ презентации. Занимательный час: «Овощи и фрукты самые витаминные продукты». Показ документального видеоролика: «Алкоголь и ее последствия...» автор профессор Жданов В.Г. Пеший поход в « Чочур-Муран » на тему: «Движение-это жизнь!» Викторина «Основы здоровья» Посещение Музея Анатомии Мед. Института СВФУ. Рисование «Мой любимый вид спорта»

Слайд 7

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ: 2018-2019 уч. год. 1 Этап 2 Этап 3 Этап Сентябрь-Октябрь-Ноябрь: «Основы» Здоровья Декабрь-Январь-Февраль: «Враги» Здоровья Март-Апрель-Май: «Экология» Здоровья Чтение художественной литературы: « Мойдодыр », « Федорино горе» - просмотр мультфильма детям младшего возраста. Беседа: «Психотропные вещества- страшная болезнь 21 века». Беседа «В здоровом теле-здоровый дух!» пословицы и поговорки о ЗОЖ. Беседа с обсуждением « Болезни грязных рук» С приглашением врача. Показ документального видеоролика: «Наркотик и ее последствия...» Обсуждение статей из газет, журналов «Секреты здоровья» посещение библиотеки. Показ презентации на тему «Правильная осанка» виды упражнений. Занятие-беседа «Как бросить курить?» Занятие-беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся» Сюжетно-ролевая игра « На приеме у врача» Участие в городском волонтерском мероприятии «День без сигареты» с Общественной молодежной организацией «Подросток». Рисование: «Моя будущая семья». Занятие «Влияние гаджетов на зрение» упражнения «Гимнастика для глаз» Встреча с фитнес-инструктором « Боди-Лайн » на тему: «Быть здоровым-это модно!». Пеший поход в « Чочур-Муран » на тему: «Движение-это жизнь!» Занятие – беседа «Уход за волосами» Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск стенгазеты здоровья. Викторина: «Твое здоровье в твоих руках».

Слайд 8

Форма работы: Беседы-обсуждения, викторины; Круглый стол, обсуждения статей из газет, журналов, просмотр телепередачи о здоровье; Показ презентации, видеороликов о вреде курения и алкоголя; Посещение Школьной библиотеки, Музея Анатомии Мед. и нститута СВФУ; Сотрудничество с общественной организацией: с Якутской городской общественной организацией «Подросток», с фитнес-центром « Боди-Лайн »; Участие в акциях, в конкурсах на лучшую антирекламу сигарет и алкоголя, выпуск стенгазет здоровья.

Слайд 9

Прогулки, игры, активный отдых

Слайд 11

Беседы, занятия, викторины

Слайд 12

У частие на фестивале открытых занятий на тему: «Пагубное влияние вредных привычек»

Слайд 13

Музей анатомии свфу

Слайд 14

Наш Проект по зож «волшебные звуки хомуса »

Слайд 15

Пеший поход в « чочур-муран »

Слайд 16

Фитнес-центр « BOdy - Line » Плавательный бассейн «самородок»

Слайд 17

Прогнозируемый результат: стимулирование повышения внимания к вопросам здоровья, питания, режима дня, рациональной двигательной активности. повышение уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни, овладение детьми навыков здорового образа жизни; приобщение к занятиям физической культуры, спортом, посещение спортивных секций и мероприятий. неприятие асоциальных явлений.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование установок здорового образа жизни у детей начальной школы

Совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической культуры личности учащегося....

Проект по теме "Формирование навыков здорового образа жизни школьников – ресурс социально-педагогической деятельности школы"

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективност...

Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

§7.4_8кл_Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса  А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества....

Открытый урок ОБЖ в 8 классе по теме «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества»

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая, поточная.Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие: игровые, адаптивная гимнастика, технология инд...

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества...