Открытый урок ОБЖ в 8 классе по теме «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества»
план-конспект урока по обж (8 класс)

Михайлова Алла Олеговна

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая, поточная.

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие: игровые, адаптивная гимнастика, технология индивидуальной и групповой деятельности, межпредметные связи.

Оборудование и учебно-дидактические средства: ПК, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал к уроку, слайдовая презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михайлова Алла Олеговна

Педагог-организатор ОБЖ МБОУ «Овгортская ШИСОО»

Тема: Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Класс: 8

Цели урока:

Образовательный аспект: 

  • сформировать понятия «здоровье»,«здоровый образ жизни и его составляющие»; 
  • обеспечить учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • привлечь внимание учеников к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью.

Развивающий аспект: 

  • развивать способность применения полученных знаний;
  • развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательный аспект: 

  • воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • формирование нравственных качеств личности: целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, чувство коллективизма и товарищества; умения сотрудничать друг с другом.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

  • ориентация на партнера по общению;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные УУД:

  •  формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов;
  • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для  здоровья.

Познавательные УУД:

  •  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД:

  •  целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая, поточная.

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие: игровые, адаптивная гимнастика, технология индивидуальной и групповой деятельности, межпредметные связи.

Оборудование и учебно-дидактические средства: ПК, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал к уроку, слайдовая презентация.

План урока:

  1. Организация начала урока (психологический настрой учащихся). Упражнение «Избушка».
  2. Мотивация и целеполагание.
  3. Изучение нового материала
  4. Работа с текстом (индивидуально).
  5.  Олимпийское движение как одно из условий формирования здорового образа жизни.
  6. Индивидуальная работа по ролям.
  7. Работа по группам. Интеллектуальная игра “Депутаты государственной думы”.
  8. Работа по карточкам.
  9. Упражнение: «Я желаю вам, кадеты…».
  10. Подведение итогов.
  11. Домашнее задание.
  12. Физминутка.

ХОД УРОКА:

  1. Организация начала урока (психологический настрой учащихся). Упражнение «Избушка».

УЧИТЕЛЬ:  Здравствуйте! Я рада Вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

Предлагаю всем удобно сесть, закрыть глаза и представить, что вы находитесь в заснеженном лесу, сосны и ели высоки, их верхушки упираются в темное небо, слышен хруст снега, завывание зверей, очень холодно, вы понимаете, что заблудились. И вот перед вами огромная ель, вы отводите в стороны ее тяжелые от снега ветви и видите, что перед вами поляна, на которой стоит избушка, свет от окон исходит яркий, радостный, вы входите в нее и оказываетесь в теплой атмосфере, вы слышите треск дров в печи, чувствуете запах трав, развешенных по стенам комнаты, вам уютно и тепло. Откройте глаза и попробуйте атмосферу избушки сохранить на наш урок.

Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. Улыбнитесь друг другу!

  1. Мотивация и целеполагание.

- Перед вами список ценностей человека: любовь, деньги, престижная работа, здоровье, семья, почет и уважение, недвижимость. Расположите их в убывающем порядке. Давайте посмотрим, что получилось? Молодцы! Вы все хорошо справились. А теперь, покажите всем, какая важная на Ваш взгляд ценность, у Вас оказалась самой первой по списку. У некоторых ребят – семья. И Вы совершенно правы! Но,  давайте представим себе, что в обычной семье, где все друг друга уважают и ценят, заболел один из членов семьи. Ему требуется постоянная забота. Как Вы думаете, что самым ценным будет для этой семьи в этот трудный период? Конечно, здоровье ближнего.  Некоторые ребята выбрали такую ценность, как недвижимость. А я приведу Вам такой пример: человек имеет хорошую должность, отличную зарплату, огромный дом, в гараже есть дорогие машины. Но, этот человек несчастен, т.к. он серьезно болен, ему осталось жить несколько месяцев. Скажите, все то, что он имеет в этой ситуации важно для него? А что для него будет важным? Правильно, здоровье!  Так какая же самая главная ценность для человека?

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

1

ДЕНЬГИ

2

ОБРАЗОВАНИЕ

3

СЕМЬЯ

4

ЗДОРОВЬЕ

5

НЕДВИЖИМОСТЬ

6

ЛЮБОВЬ

7

ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА

Здоровье - главная ценность. Нездоровый человек не может быть по-настоящему счастлив. Кажется, правильно. Что может быть важнее здоровья.

Ребята, как вы думаете, от каких факторов зависит ваше здоровье и здоровье ваших родных? (Рассуждения детей).

- Вы правы – это здоровый образ жизни. А что мы понимаем под этим термином? (Ответы детей).

- Здоровый образ жизни – это совокупность нескольких компонентов:

- поддержание физического здоровья;

- отсутствие вредных привычек;

- правильное питание;

- альтруистическое отношение к людям;

- радостное ощущение своего существования в этом мире.

Вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Итак, тема нашего урока посвящена здоровью: Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека.

  1. Изучение нового материала.

Существует несколько определений понятия здоровья:

1) Здоровье – это состояние живого организма, при котором

организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои

функции; отсутствие недуга, болезни.

2) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и

социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Какое определение на Ваш взгляд самое точное? Правильно, второе. Ребята, это определение впервые было введено в 1938 г и до сих пор актуально.

Давайте теперь вместе обратимся к статистике и посмотрим, что нам говорят об этом специалисты здравоохранения. (статистика на слайде).

По данным здравоохранения физическое состояние населения за последние пять лет ухудшилось на 20%, наблюдается стремительный рост количества сердечно-сосудистых заболеваний (за последние 2 года составил 20%)

Как вы думаете, почему так происходит?

Вы правы, сегодня мы можем сделать вывод о том, что люди ведут все более и более малоподвижный образ жизни, появляются проблемы с лишним весом.

Специалисты отмечают, что только в нашей стране существует огромная смертность людей трудоспособного возраста.

Каждый десятый школьник курит, а общее число наркоманов в стране достигает 1,5 млн человек! Таким образом, несмотря на разговоры о здоровье, увеличивается количество нездоровых людей.

Почему так происходит?

Потому, что люди не обращают внимания на свое здоровье. Отказываются вести ЗОЖ.

  1. Работа с текстом (парная работа).

Прочитайте материал о здоровом образе жизни и ответьте на вопросы:

  1. Что такое ЗОЖ?
  2. Отчего чаще всего болеет человек?
  3. Что обязательно нужно, чтобы быть здоровым?
  4. Сколько минут в день занятий физической культурой достаточно для того, чтобы поддерживать свое здоровье?

ТЕКСТ: «Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это система поведения разумного человека  (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек).

В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.

 Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, чтобы поддерживать свое здоровье. Если это время удвоить, то будет вообще отлично».

(Проверка устно). Молодцы!

  1.  Олимпийское движение как одно из условий формирования здорового образа жизни.

Еще древние говорили: «В здоровом теле – здоровый дух» (Традиционное понимание: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.). В Древней Греции – колыбели европейской цивилизации, царил культ гармонии, сочетания культурных ценностей и красоты физического тела.

Что подарила миру Древняя Греция?

- Олимпийские игры. Наша страна совсем недавно отметила 2 года зимним олимпийским играм, на которых наши спортсмены завоевали золотые медали.

 Сборная России завершила зимнюю Олимпиаду в Сочи, заняв первое место в медальном зачете и обновив национальные рекорды по золотым и общему числу наград белых Игр. С 1994 года россияне ни разу не побеждали в общекомандном зачете, а теперь не только повторили успех 20-летней давности, но и установили медальную планку на новой высоте — 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых наград (всего — 33).

А как вы думаете, как олимпийцы добиваются высоких результатов?

Ответы учеников. Они ведут ЗОЖ.  Олимпийское движение является одним из условий формирования ЗОЖ.

А кого вы знаете из наших российских чемпионах-олимпийцах?

Ответы учеников…

А вот, что о здоровье и ЗОЖ говорят наши олимпийские герои:

ВЫСКАЗЫВАНИЯ!

- «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» Виктор Ан.  В активе живой легенды мирового спорта четыре медали Сочи, три из которых – золотые. Подобным достижением не может похвастаться ни один атлет, выступавший на Играх-2014. А если к этому добавить уже известную всем предысторию перехода (кстати, в Турине, еще выступая за Южную Корею под именем Ан Хен Су, великий спортсмен с идентичными показателями стал самым титулованным спортсменом Олимпиады-2006), жажду борьбы – победа на 500 м стала одним из украшений олимпийского турнира – и харизму, то Виктора Ана смело можно назвать главным героем Олимпийских игр в Сочи.

- «Если заниматься физическими упражнениями - нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима». Максим Траньков российский фигурист, выступающий в парном катании. Заслуженный мастер спорта России.  (фигурное катание) 

- «Я чувствую после тренировок, что молодею». Александр ЗУБКОВ (бобслей) российский бобслеист и саночник, двукратный олимпийский чемпион 2014 года по бобслею

- «Было бы здоровье, остальное приложится» Антон Шипу́лин — российский биатлонист, олимпийский чемпион 2014 года в эстафете.

Не зря же, когда поздравляют человека с очередным юбилеем, ему всегда желают здоровья  и долгих лет жизни. Активный и здоровый образ жизни способствует достижению обеих этих целей и, зачастую, позволяет достичь ощущения счастья, которое является высшим уровнем определения качества жизни. Есть такая фраза: «Хочешь быть счастливым – веди здоровый образ жизни».

  1. Индивидуальная работа по ролям.

- Интересно, А как вести ЗОЖ, что нам могут посоветовать специалисты,  сейчас мы с вами это выясним, но сначала отгадайте загадки (Поднимайте руку)

  1. Первенство не проведете,

Коль меня не позовете,

С чемоданчиком приду,

Кому надо помогу.  (Врач)

  1. Каждое его творенье - 
    Просто сказка, объеденье, 
    Мысли, творчества полет. 
    Тот, кто пробовал, поймет. (
    Повар)
  2.   Лучше всех спортсмена знает,

Во всем ему он помогает.

Сражаться учит, побеждать

И бодрость духа не терять.

Он для спортсмена в наше время

Почти как мать, ведь это … (Тренер)        

- У нас есть три специалиста: врач, повар, тренер. Вам, ребята, индивидуальные задания:

1 ребенок  должен сформулировать, какие проблемы существуют, которые приводят к нездоровью человека (различным заболеваниям), подумать и дать всему классу рекомендации, чтобы не болеть, с точки зрения врача.

2 ребенок – повар. Разработать правильный рацион приема пищи, подумать и дать рекомендации по правильному здоровому питанию всему классу с точки зрения повара.

3 ребенок – тренер. С точки зрения тренера, разработать (придумать) упражнения  для утренней физической зарядки и показать всему классу. (солдатская пружина)

  1. Работа по группам. Интеллектуальная игра “Депутаты государственной думы”.

Учитель. Пока ребята выполняют роли специалистов, а все остальные представьте, что вы депутаты государственной думы.

Класс делится на три группы.

(Цель игры: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана).

 Учитель.  Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия. Группа готовит лидера для защиты проекта.

Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров групп.

http://festival.1september.ru/articles/410216/img1.gif

  1. Работа по карточкам.

- ребята, предлагаю вам, составить слоганы по теме здоровье и ЗОЖ по готовым заготовкам. Работа в группах.

Мы спортивные ребятки, 

Любим очень мы зарядку!

Мы за здоровье постоим,

Вред здоровью победим!

Занимайтесь физкультурой,

Будет стройная фигура!

Здоровье-это супер!

Здоровье-это класс!

Здоровье берегите  

Сегодня  и    сейчас! 

Правильно питаться, дружить со спортом тоже.

Вот главная задача нашей молодежи!

  1. Упражнение: «Я желаю вам, кадеты…».

Каждый учащийся заканчивает фразу «Я желаю вам, кадеты…» Написать пожелания кадетам Овгортской школы под песню «Здоровый образ жизни».

  1. Подведение итогов.

Учитель. Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Полностью ли мы реализовали план урока?

Соответствовала ли наша работа целям урока?

  • Что узнали сегодня нового?
  • Что узнали интересного?
  • Что на уроке было главным?
  • Какие вопросы вызвали затруднения?
  • Какие задания выполняли с удовольствием?
  • Довольны ли вы собой сегодня на уроке?
  • Как вы оцените свою работу на уроке?

  1. Домашнее задание.

А) В рамках Года молодежных инициатив депутатский корпус Районной Думы совместно с Администрацией МО Шурышкарский район объявляет районную акцию "Мы - вместе!". 
Цели акции: развитие добровольческого и благотворительного движения в сельских поселениях Шурышкарского района; реализация гражданских инициатив. 
Задачи: создание районной базы данных "Адреса Добрых Дел"; оказание посильной помощи по разрешению проблем различных слоев населения (в том числе труженикам тыла, инвалидам, детям-сиротам, пенсионерам и т.д.); развитие и поддержка общественно полезной деятельности. 
Участники акции: жители Шурышкарского района, предприятия и учреждения, общественные объединения Шурышкарского района. 
Сроки проведения: январь 2016 года - апрель 2016 года. 
Одно из направлений акции - организация различных видов творческих, спортивно-оздоровительных, обучающих встреч детей и подростков под девизом: "Умеешь сам - научи другого".

Б) Проанализируйте свой образ жизни, оцените, какие ваши привычки не способствуют укреплению здоровья.

  1. Физминутка.

Упражнение « Те, кто…» Учащимся предлагается встать при положительном ответе на вопрос.

– Те, кто сегодня проснулся с улыбкой?

– Кто с утра не успел позавтракать?

  •  Кто сделал зарядку?
  • Кто забыл дома дневник?
  • Кто моет руки, придя с улицы, перед едой?
  • Кто  2 раза в год посещает стоматолога?
  • Кто любит каникулы?
  • Кому нравиться быть на высоте?
  • Кто хочет быть здоровым?

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1. Учебно- методическое пособие для учителей 1-11 классов. Здоровье. Под. ред. В,Н, Касаткина, Л.А. Щеплягиной // Ярославль, 2005г., 2. Гин А.А. Приемы педагогической техники // М.: Вита-Пресс, 2004. – 88с.

3.Радилнов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков // Ярославль. Академия развития. 2003г. – 224с.

4.Мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс» под редакцией М.А. Шахраманьяна. Библиотека электронных наглядных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 11 классы». (БЭНП «ОБЖ. 5 – 11 классы»).

5. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности » под общей редакцией Ю.Л. Воробьева.

Компьютеры

6. Лубянников Ю.А. Разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности в 10-м классе по теме "Здоровый образ жизни и его

составляющие http://festival.1september.ru/articles/514447/

7.Здоровый образ жизни, его составляющие http://otherreferats.allbest.ru/life/00160747_0.html

8.План-конспект классного часа «Здоровый образ жизни и его составляющие»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/plan-konspekt-klassnogo-chasa-zdorovyi-obraz-zhizni-i-ego-so

9.Здоровый образ жизни

http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/

10. Основы безопасности жизнедеятельности

http://bjd-online.ru/zozh-i-ego-sostavlyayushhie/

11. Формирование здорового образа жизни

http://www.grandars.ru/college/medicina/formirovanie-zozh.html

12. Основы безопасности жизнедеятельности

http://bjd-online.ru/zozh-i-ego-sostavlyayushhie/

13. Чевтаев В.Н. Система уроков по теме: «Здоровый образ жизни и его составляющие»

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=17339

14. Олимпийское движение

http://www.bibliofond.ru/block_big.html

15. Роль олимпийского движения в формировании здорового образа жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни"

Заключительный урок по теме Health and body care в 6 классе по учебнику V И.Н. Верещагина и др. с презентацией...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Здоровье" по УМК Биболетовой М.З. и др.

Разработка открытого урока в 3 классе по теме "Здоровье" будет полезна учителям английского языка, использующим в работе  УМК Биболетовой М.З. и др. Материал  включает в себя полезные таблиц...

§7.4_8кл_Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса  А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...

Открытый урок В 7 классе по теме "Здоровый образ жизни"

Данный урок разработан по ФГОС  с  использованием здоровьесберегающей технологии....

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества....

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества...