ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
методическая разработка по физкультуре на тему

Бойко Владимир Николаевич

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

ХУТОРА ПЕРВОМАЙСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Из опыта работы:

учителя физической культуры

В.Н. Бойко

2013

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ОБЖ  И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Забота о воспитании здорового школьника уже стала приоритетным направлением в работе любого образовательного учреждения. Ведь только здоровый ученик может сопротивляться вредным факторам окружающей среды, не утомляться, быть социально и физиологически адаптированным, успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему в школе. Мы хорошо знаем, что современные условия жизни предъявляют высокие требования к нервной и психической устойчивости ребенка, что сегодня у многих школьников возникают серьезные проблемы, связанные с формированием языковых навыков, ухудшением внимания, снижением способности к построению логических связей, повышенной утомляемостью, депрессиями, сопровождающимися агрессивным поведением.

Проблема здоровья населения страны стала в настоящее время одной из приоритетных в политике нашего государства. Многосторонность этой проблемы обусловлена как разнообразием демографического состава современного общества, так и характером, направленностью, подходами, способами и средствами сохранения здоровья, сложностями формирования у населения активной позиции к его сбережению.

Здоровье как биологический феномен определяется функциональным ресурсом организма школьника.

Сами здоровьесберегающие ресурсы многомерны и индивидуализированы и обеспечивают приспособление организма к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Основной в решении дилеммы образование и здоровье является задача, как определить объем здоровьезатрат для достижения успешности в учебе и способствовать наиболее быстрому восстановлению затраченной энергии.

В образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности – это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути.

Учителя и учащиеся выступают партнерами в процессе здоровьесбережения, действуют в одном образовательном пространстве и их деятельность в этом пространстве имеет единую цель – научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это долговременный и нелегкий труд, рассчитанный на человеческую жизнь и требующий не только формирование интеллектуальных, моральных, но и физических возможностей  ученика.

Основу здоровья составляет психическое здоровье как мера способности ученика выступать активным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель психологической работы с учеником заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

 Предусматриваю реализацию двух направлений здоровьесбережения:

1.Обеспечение сохранения здоровья тех, кто в этом отношении более благополучен (физические крепкие, ведущие здоровый образ жизни) (приложение №1)

2.Проведение целенаправленной профилактической работы с теми, кто имеет хронические заболевания (приложение №2)

Таким образом, речь идет об осуществлении индивидуальной здоровьесберегающей работы с учащимися в области их физического здоровья, большую роль, в организации которой могут сыграть учителя физической культуры, ОБЖ.

Что касается занятий школьников вне учебного времени, то здесь обстановка не однозначна. Часть учащихся занимается физической культурой, спортом, а в нашей школе 99% учащихся занимаются в спортивном клубе «Юг России».

Зарядка, физкультура, спорт – это занятия, по моему мнению, требуют как индивидуальных, так и коллективных усилий, оценки результативности, поощрения, одобрения как среди учащихся, и родителей. Кроме того, нужна хотя бы минимальная материально-техническая база школы, которая могла бы стимулировать занятия физкультурой, спортом. Анализ предложений школьников показал, что эта база в нашей школе - удовлетворительна. Однако это не мешает нашим учащимся третий год подряд занимать первое место в районном этапе I,II,III Всекубанской Спартакиаде по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани» среди общеобразовательных учреждений, с численностью учащихся до 100 человек.

В рамках оценки здоровьесберегающего характера школьников, на уроках ОБЖ выяснялся вопрос о питании учащихся, его регулярности. Выяснилось, что очень многие школьники не соблюдают режим питания.

Ответы школьников в рамках опроса касаются главным образом оценки состояния физического здоровья, что, на мой взгляд, подчеркивает необходимость заниматься расширением компетентности учащихся в понимании здоровья как единства физического, психического и социального благополучия человека, культуры здоровья, как знания о здоровье и практике его сохранения.

В нашей школе реализуется школьная программа «здоровье», которая предусматривает увеличение двигательной активности. Кроме того, в школе выполняется программа «День здоровья», проводятся такие массовые спортивные праздники, как:

Весенняя спартакиада;

«Веселые старты» (районные и школьные);

школьные и районные соревнования по баскетболу, гандболу и футболу;

спортивные олимпиады,

«Мама, папа, я - спортивная семья»,

военно-патриотические игры,

соревнования по Правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности.

Составной частью программы является формирование культуры здоровья и ученика, и педагога, и родителей.

Биологическая потребность школьников в движении реализуется в ходе проведения зарядки до учебных занятий, физкультминутках на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, внеклассных спортивных мероприятий и так далее.

В 2010-2011 учебном году введен третий час урока физической культуры. Учитель физкультуры вместе с медицинским работником определяют дозировку физической нагрузки, темп, продолжительность занятий с учетом состояния здоровья учащихся, оценивают успеваемость ученика не в соответствии с программным «нормативом», а учитывая возрастные, физические и биологические особенности школьников, - это дает свои положительные результаты.

Одна из причин ухудшения здоровья учащихся - переутомление, которое появляется по разным причинам: из-за дополнительной учебной нагрузки, изучения новых предметов при сокращенной учебной неделе, сокращения двигательной активности и много другого.

Каждый год в нашей школе проводят мероприятия по здоровьесбережению «Мир - территория без наркотиков», «Дни здоровья», в рамках которых проводятся «круглые столы», просмотры фильмов, конкурсы плакатов,  спортивные соревнования.

Главным является - грамотен ли учитель в вопросах здоровья и ведет ли здоровый образ жизни. Ничтожно влияние учителя на ученика, если сам педагог не пример для подражания в преодолении стрессов, в рациональном подходе к питанию, в организации и осуществлении учебного процесса, рациональной нагрузке учащихся в преодолении существующей гиподинамии, недостаточной физической активности.

Оцениваю и другую опасность в отношении здоровья школьников которые связаны с:

•невозможностью в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам, учитывать их психологические, физиологические особенности, состояние их здоровья.

Подхожу к категории здоровья в соответствии с определением ВОЗ, имея в виду единство физического, психического и социального благополучия человека (это так называемый принцип триединого представления о здоровье). При его несоблюдении все внимание обращается на физическое здоровье человека с возложением ответственности за его сохранение на врача, учителя, физкультуры, ОБЖ, одного из администраторов. При этом другие стороны здоровья как единого целого (духовно-нравственное на основе психического и социального компонентов) остаются за рамками внимания, в процессе здоровьесбережения не участвует педагогический коллектив образовательного учреждения полностью, отсутствует сотрудничество с учащимися и их родителями.

                                     

   Приложение №1

Для сохранения и поддержки здоровья школьников обучаю применять:

1.Лечебно-оздоровительные упражнения:

упражнения для позвоночника;

упражнения для осанки;

упражнения для шейного отдела позвоночника.

2.Следить за своим физическим здоровьем:

полноценное питание;

достаточный сон;

соблюдение правил личной гигиены;

режим труда и отдыха;

занятия спортом.

3.Соблюдать психоэмоциональное равновесие:

позитивное мышление;

оптимизм;

управление эмоциями;

доброжелательное отношение к людям;

любовь к себе.

Каждому ученику рекомендую:

•Начинайте каждый день с чувством радости.

•Поддерживайте это состояние в течение дня.

•Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

•Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

•Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к

 вам.

•Питайтесь регулярно и разнообразно.

•Исключайте жареную, жирную пищу.

•Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных  

 продуктов.

•Не переедайте на ночь.

•Спите не менее 8-ми часов в сутки.

•Занимайтесь физическими упражнениями.

•Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

•Любите свою душу и тело.

•Старайтесь окружить их комфортом.

«Здоровы Вы или нет – это результат того, во что Вы верили и что делали в прошлом. Будете ли Вы сильны или слабы в будущем зависит от того, во что Вы верите и как поступаете в настоящем. Молекулы ваших клеток поменяют свое положение сразу и полностью согласно вашей вере. Где вера, там, как правило, истина».

Приложение№2

1. Принципы питания:

A) Питание должно быть разнообразным.

Б) вместо жирной пищи есть больше фруктов, овощей, круп, рыбы, птицы.

B) не есть после 19-00.

Г) Удовольствия, получаемые за едой, улучшают эмоциональное состояние и самочувствие.

2. Правильное дыхание:

При выполнении физических упражнений важной частью является  правильное дыхание. Дыхание снабжает кислородом жизненно важные органы для обмена веществ и всех тканей организма. Глубокое дыхание помогает мышцам грудной клетки и живота расслабиться.

3.  Правильная осанка:

Выполняя третье правило Системы здоровья японского профессора Кацудзо Ниши упражнение «Золотая рыбка» мы эффективно восстанавливаем не только искривления и подвывихи, но и в результате налаживается физические функции всех систем и органов. Исправляется осанка, усиливается циркуляция крови.

4.   Упражнения для сохранения зрения:

Первые упражнения для сохранения были созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела не завали и о наших глазах. Большой объем информации, требует от наших глаз почти постоянного напряжения. Они устают. Многие проблемы возникают от перенапряжения. Движения должны быть плавными, дыхание свободным. Как утверждают йоги, если выполнять упражнения, начиная с юности, можно сохранить хорошее зрение до глубокой старости.

5.      Упражнения для капилляров.

Выполняя четвертое правило здоровья: упражнение для капилляров, мы с вами совершаем и лечение. Кровеносные сосуды в теле образуют единую циркуляцию крови, поэтому локальное улучшение в одном месте ведет к улучшению во всем организме, стимулирует активность сосудов всего тела.

Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища:

Упражнения

Дозировка

1

И.п. - о.с. руки перед грудью, (1-2) рывки руками, (3-4) руки в стороны.

20 раз

2

И.п. - о.с, правая рука вверху, левая внизу. Рывки руками со сменой рук.

20 раз

3

И.п. - о.с, кисти рук к плечам. Круговые вращения вперед, назад

20 раз

4

И.п. - о.с, руки внизу, кисти рук сжаты в кулак. Круговые вращения рук вперед, назад.

20 раз

5

И.и. - о.с, руки на пояс. (1-2) наклон туловища вправо, (3-4) наклон влево.

20 раз

6

И.п. - о.с, руки на пояс. (1-2-3) наклон туловища вперед, (4)- и.п.

10 раз

7

И.п. - о.с, руки на пояс. (1-2) наклон туловища вперед (3-4) наклон назад.

10 раз

8

И.п. - о.с, руки на пояс. (1-2-3) наклоны назад,(4) - и.п.

20 раз

9

И.п. - о.с, правая рука вверху, левая на пояс (1-2) наклон туловища влево, (3-4) смена руки, наклон вправо.

20 раз

10

И.п. - о.с, руки на уровне груди, согнутые в локтях. (1-2) поворот туловищ» влево, (3-4) то же вправо.

20 раз

11

И.п. - о.с, наклон вперед правая рука вверху, левая - касается пальцев правой ноги. На каждый счет смена РУК

20 раз

12

И.п. - о.с, руки на поясе. Круговые движения тазобедренным суставом вправо и влево.

10 раз

13

И.п. - о.с, руки в «замок» за спиной. (1-2) - наклон вперед, руки поднимаем вверх. (3-4) - о.с, руки вниз.

10 раз

14

И.п. - о.с, руки в «замок» внизу. Круговые вращения туловищем вправо, влево.

20 раз

15

И.п. -о.с, (1)- наклон туловища вперед, (2) - присед, (3-4) - о.с, руки на пояс.

20 раз

Третье правило здоровья К. Ниши: Упражнение «Золотая рыбка»:

Упражнение

Дозировка

1

И.п. - лежа на спине, руки за голову, ступни ног поставить пол прямым углом к туловищу, пятки, бедро прижаты к полу. Носки ног тянуть на себя. Вначале несколько раз поочередно на счет 7 потянуться. Растягивая позвоночник в разные стороны.

Повторить поочередно 5-

7 раз

2

И.п. - лежа на спине, ладони под шейные позвонки, прижаться к полу, ноги вместе. Выполнят колебания телом справа налево «плавающая рыбка».

1-2 минуты (счет 120-240 раз)

Упражнения для мышц шеи:

Упражнения

Дозировка

1

И.п. - о.с, ноги на ширине плеч, руки на пояс, плечи поднять вверх, опустить вниз.

10-12 раз

2

И.п. - о.с, руки на поясе, наклон головы вправо, влево

20 раз

3

И.р. - о.с, наклон головы вперед, назад.

20 раз

4

И.п. - о.с, руки на пояс, поворот головы вправо назад, затем влево назад.

20 раз

5

И.я. - о.с, руки на пояс, плечи поднять вверх, круговые вращения головой вправо, влево.

10 раз

6

И.п. - о.с„ руки перед грудью параллельно друг другу. Поворот головы вправо, влево (провести взглядом от копчика до шейных позвонков), верх по позвоночнику.

2 раза

7

И.п. - о.с, руки вверх, параллельно друг другу, вытянуть себя, поворот головы вправо, влево (провести взглядом от копчика до шейных позвонков), верх по позвоночнику.

2 раза

Гимнастика для глаз

Упражнения

Дозировка

1

И.п. - сед, согнув ноги. Спина прямая, руки на коленях. 3 поворота головы с открытыми глазами право. Тоже влево. 3 поворота головы с закрытыми глазами вправо. Тоже влево.

12 раз

2

И.п. - сед, согнув ноги. Спина прямая, руки на коленях. Поднять брови вверх, опустить.

10 раз

3

И.п. - сед, согнув ноги. Спина прямая, руки на коленях. Глубоко и медленно вдыхаем, посмотреть в межбровье, и.п. Закрыть глаза на 3-5 секунд.

10 раз

4.

И.п. - сед, согнув ноги. Спина прямая, руки на коленях. Глубоко вдыхая, посмотреть на кончик нося, задержать дыхание, выдох и и.п. Закрыть глаза на 3-5 секунд.

10 раз

5

И.п. - сед, согнув ноги. Спина прямая, руки на коленях. На вдохе, повернуть глаза направо, выдох - н.с. Тоже влево. Закрыть глаза на 3-5 секунд.

20 раз

6

И.п. - сед, согнув ноги. Спина прямая, руки на коленях. На вдохе посмотреть в правый верхний угол, н.п. Тоже влево. Закрыть глаза на 3-5 секунд.

20 раз

7

И.п. - сед, согнув ноги. Спина прямая, руки на коленях. Вдыхая, медленно поворачивать глаза вправо, тоже влево. Закрыть глаза на 3-5 секунд.

6 кругов

8

И.п. - сед, согнув нош. Спина прямая, руки на коленях. Закрыть глаза, вспомнить о чем-нибудь приятном .

30-50 секунд.

Упражнения для косых мышц живота:

Упражнения

Дозировка

1

И.п. - о.с, руки вверх в замок. (1-2) наклон и право (3-4) тоже влево.

20 раз

2

И.п. - о.с, руки опущены вниз, поворот головы, посмотреть на  противоположную стену, тоже влево.

20 раз

3

И.п. - упор на коленях, руки в стороны,

наклон, потянуться вправо, гоже влево.

20 раз

4.

И.п. - упор лежа на спине, ноги согнуты в коленях, обхват руками колен, поворот туловища вправо.

20 раз

5

И.п. - упор на коленях, руки в стороны, поворот вправо, левой рукой коснуться пятки, правая рука верх. Тоже влево.

20 раз

6

И.п. - сед ноги вместе, руки в стороны. Наклон вправо, правая рука за спину, левая отведена в сторону. Тоже влево.

20 раз

7

И.п. - сед наги врозь, руки за голову. Наклон туловища вправо, локтями коснуться пола. Тоже влево.

20 раз

8

И.п. - лежа на спине, руки за головой, ноги вместе. Согнуть ноги в коленях, опустить вправо, до касания пола. Тоже влево.

20 раз

9

И.п. - сел, согнув ноги, ноги подтянуть к груди, опускание согнутых ног вправо, до

касания пола. Тоже влево.

20 раз

10

И.п. - упор лежа на правом бедре, ноги согнуты в коленях. Мах согнутыми ногами. Тоже на левом бедре.

20 раз

Упражнения для мышц живота:

Упражнения

Дозировка

1

Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки за головой. Поднимание верхней части туловища, напрягая мышцы живота.

10 раз

2

И.п. - лежа на спине, обхватить руками колени и подтянуть их к животу. Перекаты вправо, влево.

20 раз

3

И.п. - лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять верхнюю

часть туловища, упор руками в пол.

10 раз

4

И.п. - лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Наклон вперед (достать пальцы ног) и.п.

10 раз

5

И.п. - сед, ноги врозь. Руки за головой, круговые движения туловища вправо. Тоже влево.

20 раз

Четвертое правило К. Ниши. Упражнение для капилляров:

Упражнения

Дозировка

I

И.п. - лежа на полу, ноги, руки вверх.

необходимо вибрировать (мелко встряхивать) руками и ногами одновременно.

1-3-минуты (счет 240-360 раз)

Упражнение

Дозировка

1

И.п. - ноги шире плеч. Медленные приседания, руки на колени, задержаться на 30 секунд.

10 раз

2

И.и. - упор на коленях, опора на руки, кисти на уровне плеч. Правую ногу согнуть в колене, медленно поднять вверх, (держать 30 секунд). И.п. Тоже левой ногой.

20 paз

3

И.п. - упор на коленях, опора на руки, кисти на уровне плеч. Правую ногу  согнуть в колене, отвести в сторону, и.п –То же левой ногой.

20 раз

4

И.п.- упор на колени, разноименный. (1-2) — упор правой рукой и левым коленом. Свободная рука направлена вперед, а нога назад. Смена рук и ног.

20 раз

5

И.п.— упор лежа на правом бедре и предплечье, ноги вместе. Поднять левую ногу вверх, опустить. То же правой.

20 раз

6

И.п. - упор лежа, ноги вместе, прямые  ноги касаются пола за головой.      

10 раз

7

И.п, - упор лежа на бедрах, кисти рук на уровне плеч. (1-2) - выпрямить руки, (3-4) -и.о.

20 раз

8

И.п, - упор лежа на бедрах, кисти рук на уровне плеч. (1-2) - в упоре лежа кольцом, мах правой негой.(3-4) - н.и. Тоже левой ногой

20 раз

9

И.п. - упор лежа на бедрах, ноги вместе. (1-2) - ноги поднять, прогнуться    полукольцом, (3-4) - и.п.

10 раз

10

И.п. - о.с. руки вытянуты вперед. (1-2) -мах правой ногой, коснуться пальцев левой руки. (3-4) - тоже левой ногой.

20 раз

11

И.п. - лежа на животе, руки за головой, ноги вместе. Поднять правую ногу вверх, опустить. Тоже левой ногой. Сделать то же самое, но не опускать ногу на пол.

20 раз 20 раз

12

И.П. - упор лежа на спине, ноги вместе; оттянуть носок правой ноги от себя; затем на себя. То же левой ногой - Мышцы -

напряжены.

20 раз

13

И.п. - лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты в коленях. (1-2) поднять таз, развести колени.

10 раз

14

И.п. - лежа кольцом на животе, туловище прогнуто, руки вверх назад, захватывают голеностопный сустав

10 раз

IS

И.п. - разноименный упор лежа, упор на правую руку и левую ногу. Правая нога отведена назад, левая рука вверх. Тоже со сменой рук и ног.

10 раз

16

И.п. - лежа на спине, ноги вверх. Поочередно круг ногами вперед. Тоже назад.

20 раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

«Формирование культуры здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС на уроках информатики»

Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы В...

§7.4_8кл_Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса  А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества....

Открытый урок ОБЖ в 8 классе по теме «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества»

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая, поточная.Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие: игровые, адаптивная гимнастика, технология инд...

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества...