Особенности семейного взаимодействия как источник социальной дезадаптации подростка
статья по психологии на тему

Яндышев Геннадий Иляевич

Взаимоотношения между родителями и подростками формируются в процессе организованного, целенаправленного, прямого воздействия родителей на подростка, их активном отношении к деятельности и личному миру подростков, и в процессе опосредованного влияния на подростка в свободном общении и совместной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности семейного взаимодействия как источник социальной дезадаптации.

Взаимоотношения родителей и детей рассматриваются как личностное выражение процесса взаимодействия между воспитателем и воспитанником, т.е. как внутреннюю личностную основу процесса семейного воспитания. Процесс воспитания детей в семье включает как целенаправленные воздействия родителей на ребенка, так и влияние всей «атмосферы», «микроклимата» семейной жизни на формирование личности. Известный советский психолог Л.С.Выготский выдвинул важнейший тезис о том, что сущность психического развития заключается в усвоении исторически сложившихся форм и способов человеческой деятельности. Развитие происходит в процессе разных форм общения, которое обуславливает возможность и обучения, и усвоения. Это положение позволяет рассматривать социализацию ребенка как процесс присвоения ребенком общественного ценного исторического опыта, существующего в виде моральных норм, требований, нравственных идеалов, зафиксированных в образцах отношений и способах поведения.

Семья, как один из социальных факторов оказывает влияние в целом на психическое развитие ребенка. Через семейную «микросреду» с ее особенностями подросток усваивает нравственный опыт родителей, и тем самым, социальный опыт и знания, накопленный предшествующими поколениями. Развитие и формирование личности зависит как от объективного содержания социального опыта семьи, так и в значительной мере от того, как этот опыт усваивает и осмысливает ребенок. Следовательно, развитие личности, как отмечают известные отечественные психологи (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев), - результат внутренней переработки внешних воздействий семьи и выработки по отношению к этим воздействиям личностной позиции. Конкретные условия жизни семьи и личное воздействие родителей на ребенка определяют особенности семейного воспитания. Эти особенности – определенное соотношение сознательной целенаправленной воспитательной деятельности родителей и объективных условий и обстоятельств жизни семьи, которые влияют на формирование отношений, чувств и поведения подростка. Возможности семьи как института социализации зависят от общественной и нравственной направленности семейных отношений и уровня педагогической деятельности родителей. Для психолого-педагогической характеристики взаимоотношений родителей и подростков существенное значение имеет отношение родителей к подростку и специфика формирования личностного отношения подростка к родителям. Единство требований и личный пример во многом определяют авторитет родителей. Усваивая нормы поведения, подросток приобщается к миру взрослых, социальным условиям жизни общества. Психологической предпосылкой влияния семьи на подростка является его отношение к родителям. Это отношение можно определить как сложное мотивационное нравственно-эмоциональное отношение. При этом происходит не простое усложнение отношений, изменение его содержания, но и эволюция от малоосознанного до глубокоосознанного принципиального отношения. Тем более, что в подростковом возрасте отношение подростка к родителям носит активный характер. В связи с развитием самосознания, накоплением жизненного опыта наблюдается четкое осмысление своего отношения к родителям, с появлением сознательной ответственности перед семьей. С другой стороны, стремление самому влиять на семью, стремлению совершенствовать и изменить семейные отношения. По мнению Г.В.Пархоменко, (Пархоменко Г.В. Семейное воспитание. Л.) взаимоотношения в семье имеют три формы: эмоциональную доброжелательность, заботу о ребенке; ситуативную – контакт взрослых с ребенком в различных формах деятельности; речевую – раскрытие норм поведения, разъяснение моральных понятий, советы, выражения сочувствия. Таким образом, взаимодействие 3 факторов, примера собственного поведения и нравственные отношения превращают действия подростка в отношения. Взаимоотношения между родителями и подростками формируются в процессе организованного, целенаправленного, прямого воздействия родителей на подростка, их активном отношении к деятельности и личному миру подростков, и в процессе опосредованного влияния на подростка в свободном общении и совместной деятельности. Личное взаимоотношение определяет:

А) характер и направленность отношений (положительное, нейтральное, отрицательное);

Б) степень выраженности взаимоотношений (желание быть вместе, привязанность, обожание);

В) степень осознанности своих отношений (понимание значения отношений, оценка их, характеристика).

В развитии взаимоотношений родителей и детей можно выделить четыре этапа.

I этап – восприятие образца поведения родителей в процессе общения с ними;

II этап – собственный поступок ребенка, требующий оценки, поощрения, разъяснения;

III этап – переживание результатов своего поступка;

IV этап – создание субъективной модели поведения, модели отношений.

Чаще всего источником отклоняющегося поведения подростков бывает недостаточное развитие самосознания, индивидуально-типологические черты, как эмотивность поведения, импульсивность, внушаемость и конформизм. Нарушенные детско-родительские отношения, которые выражаются в конфликтных отношениях с родителями, установками и ожиданиями взрослых, мотивообразующие структуры личности подростка, и появление фрустрационных переживаний.

В подростковый период личностного развития, когда семья и ее психологический климат имеют большое значение для подростка, дискомфорт в отношениях с родителями особенно ощутим. В педагогически несостоятельных семьях особенно велик потенциал вредного влияния на подростка и особенно велика возможность возникновения отклоняющегося поведения личности. Типичны здесь проявления острых противоречий между влиянием семейной и общественной социализацией, что обусловлено в определенной мере взаимодействием субъективных и объективных факторов, преломляющиеся в семейном воспитании. К числу объективных факторов следует отнести дисгармоничное развитие материальных возможностей и нравственного сознания членов семьи. Психологически неблагоприятный микроклимат, конфликтные отношения между родителями, негативные психологические установки, ограниченные возможности опосредованного влияния через семью, сужение поля деятельности, деятельности межличностного общения отрицательно сказывается на социализации подростка. Весьма действенное влияние на возникновение отклоняющегося поведения подростка оказывает двуличие, лицемерие взрослых членов семьи, когда действия родителей, характеризующие их общественные и семейные отношения, кажутся вполне благополучными, соответствующими нормам этики, но при пристальном рассмотрении оказываются безнравственными. Пороки подростка, воспитывающегося в такой семье, формируются незаметно, однако со временем приводят к ярко выраженному асоциальному поведению. В продолжающейся динамике такой формы взаимоотношения членов семьи с подростков, происходит «наращивание» аморальных качеств подростка. Существенной характеристикой этого периода выступает процесс сравнения и личностной идентификации. Межличностное взаимодействие, осуществляемое на нездоровой основе, способствует более активному формированию безнравственных ценностей, интересов и потребностей. В основе самооценки, являющейся ядром личности, его самосознания, нередко действует фактор самооправдания. Типичным является, при рассмотрении взаимоотношений с детьми, влияющих на отклоняющееся поведение подростка факторы, которые определил А.М.Алемаскин. (Алемаскин А.М. Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Учебное пособие):

-а) наличие эмоционально позитивного дефицита общения родителей с детьми, проявляющийся на ранних стадиях психического развития ребенка;

-б) отсутствие у родителей способности включить детей в процесс созидательной и профессионально ориентирующей деятельности;

-в)  неадекватность, стихийность, неупорядоченность, неоправданность тех или иных воздействий, которые оказывались родителями на детей.

Сплав индивидуально-психологических особенностей подростка с первичным социальным опытом, полученным им в семье от родителей, окружающих его людей, недостатки воспитательной работы других социальных институтов обуславливает формирование личных свойств подростка. Это также способствует возникновению и развитию той системы внутренних отношений, которые ложатся в основу его направленности, избирательности, активности в восприятии и оценке влияний, окружающей социальной среды. Амплитуда конкретных проявлений достаточно широка. Это:

- отклоняющееся поведение от принятой моральной нормы или же затруднительное поведение, которое ведет к угрожающим, опасным последствиям для окружающих. Сюда же относятся педагогически запущенные учащиеся;

- противоправное поведение, нарушение установленных государством правовых норм;

- патологические отклонения от нормального поведения. При этом имеем дело с больными людьми.

С точки зрения психологии, структура личности подростка в случаях нарушения нормальных взаимоотношений с родителями, ведущая к отклоняющемуся поведению ущербна.

Во-первых, утрачен или занижен, положительный образ своего «я», самого себя, которая отражает соответствие личности самой себе, своему константному состоянию, образующееся в результате ранних отношений подростка со своим окружением. Нарушается возможность адекватно отражать свое «я», управлять своим поведением и своим состоянием. В основе этой способности к саморефлексии лежат отношения подростка с окружающими его родителями. Подросток бессознательно конструирует те отношения, в которые он был включен в ранние периоды своего детства, которые были им тогда усвоены в системе детско-родительских отношений;

Во-вторых, утрачена реалистическая оценка образа другого человека. При этом следует подчеркнуть, что рассматриваются не узкоиндивидуальные характеристики этого другого человека, а его идеальная представленность в тех, с кем он имеет дело, его отраженная субъективность. А.В.Петровский (Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого. Вопросы психологии) выделяет в этом случае 3 формы метаиндивидной репрезентации личности «другого человека». Это его авторитет, который обнаруживается в признании окружающими за субъектом права принимать собственные решения в существенных для них обстоятельствах. Эмоциональный статус, его способность привлекать или отталкивать, вызывающий симпатию ли антипатию – то есть аттракция. Данная форма у подростков в случае асоциального поведения не совпадает с феноменами референтности или авторитетности родителей, которые в наибольшей степени детерминированы содержанием взаимоотношений, совместной деятельности. Третья форма определяется местом и его ролью, занимаемой родителями в системе объективных социальных отношений, обусловленных официальными требованиями и ожиданиями, определяющими его статус власти. А.А.Бодалевым (Бодалев А.А. Формирование понятий в другом человеке как личности. Л. 1980 г.) было выявлено, что от полноты отражения возможностей личности и адекватности оценки людьми друг друга во многом зависит характер их взаимодействия и результативность совместной деятельности.

И в первом и во втором случаях нарушается реалистичность действий, поступков, линии поведения подростка. Личностные черты являются истоками отклоняющегося, а в экстремальных случаях противоправного поведения. По характеру проявлений отклонений в поведении или школьной дезадаптации можно выделить, условно, определенные типы, с разной степенью дезадаптации.

К первой степени относятся подростки, которые не имеют ярко выраженных асоциальных форм поведения, однако воспитательное воздействие на них затруднено. По разным причинам с ними трудно устанавливать контакт, они не всегда разделяют мнение коллектива, занимают в нем изолированное положение. Для таких подростков характерна индивидуальная направленность. По характеру индивидуального отклонения в поведении и деятельности их условно делят на «изолированных», «неконтактные», «интеллектуалов».  

«Изолированные» - замкнуты, от коллективных дел держатся в стороне. В школе они чаще всего успевающие, что дает основание полагать, что на стороне они имеют свою референтную группу, где реализуют в действие свои интересы и взгляды. Чаще всего это группы с асоциальной направленностью.

«Неконтактные» - в основном это подростки с нарушениями в общении. Это эмоционально неуравновешенны, конфликты в общении со взрослыми, коллективом. Эта категория подростков отличается обостренной чувствительностью, они легкоранимые, порой агрессивны, идут на конфликт, отвергают компромиссы, не умеют и не хотят гасить конфликт.

«Интеллектуалы» - к данному типу мы относим подростков, имеющих, в общем, неплохое интеллектуальное развитие. В нравственном отношении они имеют пробелы. Их выражает и характеризует сильно выраженная индивидуалистическая направленность.

Вторая степень характеризуется углублением конфликта с окружающей социальной средой. На этом этапе отчетливо проявляется отставание в развитии от сверстников: они теряют интерес к учебе, стремятся уйти из под контроля семьи, педагогов, неправильно понимают самостоятельность. Выделяют следующие группы типов: «бунтари», «лидеры», «попутчики».

«Бунтари» - хулиганят, грубят, дерутся, не ходят в школу без уважительной причины, всегда недовольны, в своих неудачах обвиняют других, но ни к каким группировкам не примыкают.

«Лидеры» - это подростки, обладающие организаторскими способностями, могут увлечь других, умеют собирать недовольных вокруг себя. Дисциплину не признают. Они чрезмерно самостоятельны, у них сильно выражено сопротивление воспитанию.

«Попутчики» - это подростки с выражено отрицательной направленностью в поведении и деятельности, но проявляют ее только под руководством лидеров. Они подвержены общему порыву и могут всегда поддержать бунтарей.

Третий тип. К данной категории отнесены подростки, которые уже имеют отрицательный опыт, они уже совершали правонарушения. Связь с коллективом предельно слабая. Конфликтные отношения с окружающей средой и с коллективом сверстников углублены до предела. Учатся плохо или совсем не учатся. Нередко именно на этой стадии подростки уходят из школы. Наступает острый кризис в развитии личности.

«Подросток на перепутье». Нередко они уже имеют связи с асоциально настроенными группами, хотя еще и не очень устойчивые.

«Отвергнутые». Считают себя непонятыми, стоящими выше этого коллектива. При предъявлении жестких требований, они резко порывают с коллективом, лихорадочно ищут условия для самоутверждения в других группах. При стечении неблагоприятных обстоятельств могут быстро встать на путь асоциального поведения.

«Ложные романтики». В силу отставания в интеллектуальном и нравственном развитии и несформированности идеала их привлекает сам процесс деятельности без соотнесения с ее целями, общественной значимостью, результатами и последствиями. Как правило, мотивы их деятельности социально неосознанные. При соответствующих условиях они могут встать на противоправный путь.

«Угнетенные». Отставание в интеллектуальном и нравственном развитии особенно заметно. Они неуверенны в себе, действуют, как правило, по указке. Они малообщительны, плохо идут на контакт. Как правило, они неуспевающие. К учебе относятся с полным равнодушием. Они всегда во власти обстоятельств. Психологически готовы к совершению правонарушений.

Четвертая степень. Все противоречия с коллективом и обществом доведены до предела. Коллектив стал для них не только чужим, но и враждебным. На этом этапе идет сильная деградация личности. У подростков есть прочная связь с асоциальной, референтной для него группой. Такие группы могут выражать его интересы, эта группа может выступать как регулятор его поведения. Подросток в этом случае может чувствовать себя значительно сильнее, он уверен в том, что его поймут, в этой группе ему помогут, могут защитить. Подросток становится социально опасным, и при первых же благоприятных условиях вполне возможно совершение преступления, которое приведет его к изоляции от общества. Его поведение в таких случаях квалифицируется как преступление. Как правило, такие обстоятельства и результаты школьной дезадаптации, находят свое выражение в асоциально ориентированных группах, где в силу выработанных форм поведения в семье и в школе, подросток легче усваивает ценности и ориентиры группы. Находя те формы поведения, которые принимаются группой и систематически поощряются, подросток усваивает их, часто вживается в неё. В результате возникает слабая социальная адаптация в обществе. У подростка с течением времени вырабатываются стереотипы поведения, в которых подросток самовыражается и самоактуализируется. Часто эти качества приписываются подростку данной группой, в которой он состоит. В данном контексте выделяются определенные стереотипы социально неадекватного поведения.

1.«Супермен». Не умея учитывать позиции окружающих, подросток проявляет агрессивность в силу того, что подросток со своим эгоцентрическим мироощущением начинает увлекаться ролью сильной личности. Самолюбие вытесняет такие качества личности как доброту, сочувствие к слабому и способность личности к сопереживанию. Перевес мотиваций в сторону демонстрации своей силы длится недолго у подростка. Оно заканчивается раскаиванием, когда подросток наталкивается на взрослых или наиболее сильных асоциальных личностей.

2.«Имитация ложного героя». Когда подросток стремится завоевать престижное положение в глазах сверстников и, стремясь самоутвердиться в собственных глазах, он переносит внешние формы поведения «своего» героя в реальную жизнь. При этом подросток упускает из виду условность художественного образа. Естественно это нередко выливается в явно неадекватные, порой противоправные поступки.

3.«Благородный разбойник». Из побуждений товарищеской солидарности, верности своей группе, защиты своего лидера, подросток переходит на сторону микросреды, не замечая корыстных и низменных побуждений, которыми руководствуются его сверстники или взрослые, сознательно использующие эти особенности подростка для того, чтобы вовлечь их противоправную деятельность.

4.«Отчаявшийся мститель». Когда подросток попадает в обстановку унижения, угроз или преследования со стороны взрослых, родителей, более сильных подростков, он находится в затруднении в выборе способа защиты. Избегая помощи взрослых, обратиться к которым он считает ниже своего достоинства, подросток иногда выбирает меры, явно превышающие дозволенное.

5.«Конформист». Поступок совершается под давлением группы вопреки собственному желанию из боязни противостоять активным воздействиям социализирующих институтов и агрессивным сверстником.

Случайность появления мотива отклоняющегося поведения, чуждость его основным установкам нередко препятствует осознанию своей вины. Подросток не признает за собой умысла, так как собственное побуждение вспоминает как возникшее помимо его воли, а себя подросток считает жертвой обстоятельств. Поэтому у него возникает и преобладает чувство обиды и недоумения. Подростки, воспитанные в обстановке педагогической запущенности в семье, набравшие с детства излишек «жизненного опыта» отстают от общего социального развития сверстников. Изменение взаимоотношений в среде, связанное с отходом от семьи, группированием в неформальном общении, противопоставлением себя миру взрослых, не является для них чем-то качественно новым, а закрепляет уже сложившиеся привычки и форму поведения. Увлеченные своим успехом, подростки теряют из виду ожидания микросреды семьи, переключаются на интересы неформальной микросреды. В этой микросреде они начинают видеть гарантию своего самоутверждения. Мотивы и нормы поведения остаются в оппозиции к предписываемым нормам поведения и морали. Неизменно увеличивается расхождение между общепринятыми и групповыми нормами поведения и различия взаимоотношений в семье. Появление новых потребностей подростков вызывает чувство растерянности у родителей. Нарушение эмоциональной позитивной окрашенности отношений и общения, служит возникновением новых проблем. Решение этих проблем не всегда под силу подросткам, а у родителей, нередко, возникает непонимание и создает, и без того, тягостное впечатление от взаимодействия со своим взрослеющим ребенком. Иллюзия послушного ребенка вызывает чувство досады у родителей, тем более, когда привычное воздействие и применяемые меры наказания наталкивается на упорное сопротивление, взрыв эмоций у подростка. А к этому взрыву эмоций сильно подвержены подростки именно в этом возрасте. Эмотивность, импульсивность поступка, недостаточно осознаваемая зависимость от психологического климата семьи обстоятельства, которые обуславливают иные формы поведения, не ожидаемые подчас родителями, ставят подростка и родителей в тупик. Никто из них не может определить и понять эти формы поведения, и что с ними происходит. Повышенный тон, к которому чаще прибегают родители, пренебрежение взрослеющими интересами и потребностями, достоинством подростка, стремление все чаще разобрать возникшие ситуации подрывают характер взаимоотношений между родителями и подростками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная дезадаптация подростков: причины и психокоррекционная работа

Работа содержит обзор литературы по проблеме социальной дезвдвптации в подростковой среде, особенности делинквентного поведения в этом возрасте (по материалам Ю. Клейберг, О.Васильевой. И.Вачкова, Д.К...

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...

Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"

Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...

Выступление на родительском собрании на тему: "Семейный фактор социальной дезадаптации детей"

Кроме образовательных задач школа занимается вопросами воспитания, в частности предупреждением  социальной дезадаптации и профилактикой правонарушений несовершеннолетних, формированием у них соци...

Методическая разработка на тему: работа социального педагога с подростками. Проявления школьной и социальной дезадаптации.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...

Презентация "Профилактика социальной дезадаптации у подростков"

Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. Профилактика работы по социальной дезадаптации с детьми должна быть направ...