Психологический турнир для сообразительных и находчивых (конспект мероприятия по развитию познавательной сферы и креативности учащихся)
план-конспект по психологии на тему

Хмелевская Валентина Алексеевна

В игровой форме учащиеся знакомятся с особенностями процессов внимания, памяти, мышления. Много игровых и соревновательных моментов, конкурсов на сообразительность, смекалку, творческое мышление. Особенностью является проведение тематических игр со зрителями (болельщиками команд-участниц), что позволяет проводить мероприятие с большим количеством участников одновременно (имеется опыт проведения с 3-ми классами параллели). Рекомендуется для обучающихся среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_psihologicheskiy_turnir.docx145.02 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический турнир

для сообразительных и находчивых

(конспект мероприятия

по развитию познавательной сферы

 и креативности учащихся)

Педагог-психолог Хмелевская В.А.

Цели: ознакомление с особенностями некоторых познавательных процессов.

Задачи: развитие навыков запоминания, повышения уровня внимания, креативности.

Формы и методы работы: информационные сообщения, конкурсы-соревнования, творческие задания.

Материалы и оборудование: листы бумаги. ручки

Интерес к учению есть только там,

где есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А.Сухомлинский

Ход проведения

1.Вступительное слово ведущего.

- Процесс обучения – это процесс познания, а познавательные процессы – это внимание, восприятие, память и мышление.

Сегодня мы расскажем вам, что представляют вам эти процессы с научной точки зрения, как они влияют на нашу школьную жизнь и как можно их развивать. А помогут нам в этом наши команды и их болельщики. Подводить итоги турнира будут наши уважаемые члены жюри. Все готовы? Тогда начнем?

2. Информационное сообщение «Внимание»

Внимание – это способность человека сосредотачиваться в данный момент времени на каком-то предмете, явлении, событии или мысли. Особую роль играет внимание в учебе. Часто плохое понимание учебного материала, ошибки на самостоятельных, неумение прочитать, понять и выучить текст поясняется не отсутствием способностей, не слабой смекалкой и плохой памятью, а недостаточноц внимательностью.

3. Конкурс «Блиц-опрос».

Ведущий по очереди задает вопросы каждому игроку команды. За правильный и быстрый ответ жюри насчитывает 1 очко.

4. Информационное сообщение «Память».

Память – это способность сохранять запоминать, сохранять и воспроизводить ту или иную информацию. Она лежит в основе способностей человека и является одной из главных составляющих интеллекта. Если человек развивает свою память, он развивается и как личность. Память бывает разной: непроизвольная (когда что-то запомнилось само по себе). Произвольная (требуются волевые усилия, чтобы запомнить что-то специально), логическая (когда информация запоминается из-за того, что человек понял, логически осмыслил материал), оперативная (информация удерживается до получения результата, например, когда устно решаете пример) и т.д.

5.Игра «Соревнование для запоминания»

Каждая команда составляет список из 15 слов, затем список по очереди зачитывают другой команде. Прослушавшая список команда должна правильно воспроизвести слова. За верно воспроизведенное слово – плюс балл, за неправильное – минус балл.

Подведение итогов.

6. Информационное сообщение «Мышление»

Мышление – это процесс поиска и открытия чего-то нового на основе известного. Мышление всегда связано с речью. Если на уроке вы доказываете теорему, выученную ранее, то у вас работает память, а если раньше ничего подобного не было, то мышление.

7. Конкурс «Способы использования предмета».

Придумать как можно больше новых оригинальных способов использования старых ненужных книг,  фломастеров, ручек, которые уже не пишут, и т.п.

8.Игра с болельщиками «Поиск по признакам»

Команды болельщиков по очереди называют предметы, объединяющие противоположные функции. Например, ключ открывает и закрывает замок, выключатель – включает и выключает и т п. Жюри засчитывает по 1 баллу.

9. Информационное сообщение «Воображение».

Воображение – это процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки, перекомбинации существующих предметов. Особое значение воображения в том, что оно дает возможность представить результаты работы до её начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

10.Конкурс «Окончание сказки».

Команды должны предложить оригинальное продолжение сказки: «Жил был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было. Однажды он ушел на вызов, а вместо собаки оставил чернильницу. А тут как раз решил залезть в его дом вор…».

Оценивание: за самый оригинальный вариант – 15 очков, 2 место – 12, 3 – 10 баллов.

11.Игра со зрителями «Расширение функций предмета».

Болельщики должны мысленно усовершенствовать предметы и расширить их функции. Например, диван с колесами и педалями – диван-велосипед, на котором можно путешествовать лежа.

12. Подведение итогов. Награждение победителей.

Примерные вопросы для «Блиц-опроса»

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра)

Кто может тебе сказать: "Ты мой сын, но я тебе не отец"

(Мама)

Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?

(Я сам)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

(Юра)

Человек выключил свет и успел добраться до постели прежде, чем комната погрузилась в темноту. Как это?

(Он лег спать днем)

Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему?

(Шофер шел пешком)

Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет?

(Пойдет восьмой)

Как принести воду в решете?

(Заморозив ее)

Что с пола за хвост не поднимешь?

(Клубок ниток)

Кто ходит сидя?

(Шахматист)

Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается?

(Возраст)

Чем больше из нее берешь, тем больше становится... Что это?

(Яма)

Что идет то в гору, то с горы, но остается на месте?

(Дорога)

На что больше всего похожа половина апельсина?

(На вторую половину апельсина)

Какое слово из 11 букв все пишут неправильно?

(Слово "Н Е П Р А В И Л Ь Н О")

Какой город летает?

(Орел)

Какая река самая страшная?

(Тигр)

Каким гребешком нельзя расчесаться?

(Петушиным)

В каком месяце 28 дней?

(Во всех месяцах есть 28-е число)

Что сырым не едят, а сварят - выбросят?

(Лавровый лист)

Его выбрасывают, когда он нужен, а поднимают - когда не нужен. Что это?

(Якорь)

Что можно приготовить, а съесть - нельзя?

(Уроки, домашнее задание)

Какое колесо у автомобиля не крутится во время езды?

(Запасное)

Какие часы показывают точное время два раза в сутки?

(Остановившиеся)

Все его любят, но как поглядят на него, то морщатся.

(Солнце)

Какой нос не чувствует запаха?

(Нос ботинка или сапога, носик чайника)

Сколько яиц можно съесть натощак?

(Одно. Все остальное будет съедено уже не натощак)

Тебе дано, а люди пользуются. Что это?

(Имя)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьник...

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ОРКСЭ

Отсутствие познавательного интереса у учащихся — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового? Как преодолеть равнодушное отношение к познанию...

Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта" 5-9 классы

В помощь учителю для проведения на уроках  дидактических игр с учащимися спец. (коррекционной) школы VIII вида   (материал взят из журнала)...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей (для учащихся 4х-5х классов) на тему: « В МИРЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР»

Цели и задачи психологического занятия:- способствовать расширению кругозора школьников с помощью игры;- развивать у школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей (для учащихся 4х-5х классов) на тему: « В МИРЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР»

Цели и задачи психологического занятия:- способствовать расширению кругозора школьников с помощью игры;- развивать у школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие...

Конспект урока Развитие познавательного интереса учащихся к английскому языку на уроках с носителями языка

Как показывает практика, очень эффективными являются занятия с носителем языка (native speaker). Уверена, что подобное общение можно организовывать в рамках учебного процесса, приглашая носителей язык...