Конспект занятия по развитию познавательных способностей (для учащихся 4х-5х классов) на тему: « В МИРЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР»
план-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме

Щеголькова Галина Николаевна

Цели и задачи психологического занятия:

- способствовать расширению кругозора школьников с помощью игры;

- развивать у школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение;

- формировать умение выстраивать логические цепочки, контролировать действия, анализировать;

- воспитывать доброжелательность, активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_zanimatelnyh_igr.docx49.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №51»

Конспект  занятия

по развитию познавательных способностей

(для учащихся 4х-5-х классов)

на  тему: « В МИРЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР»

Подготовил:

 педагог – психолог

(I – квалификационная категория)

 Щеголькова Галина Николаевна

Оренбург, 2015 г.

Цели и задачи:

- способствовать расширению кругозора школьников с помощью игры;

- развивать у школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение;

- формировать умение выстраивать логические цепочки, контролировать действия, анализировать;

- воспитывать доброжелательность, активность.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- компьютерные колонки;

- экран;

- презентация;

- мягкая игрушка «Мышонок»;

- смайлики;

- плакат с изображением познавательных процессов;

- коробка с предметами (игла, часы, зеркало, клубок ниток);

- веселая музыка;

- колечко;

- конфеты;

- спички.

Ход занятия:

(Стулья для школьников стоят полукругом, в середине полукруга стоит стол.)

Слайд 1.

Здравствуйте уважаемые гости и мои дорогие ребята!

Сегодня на нашем занятии мы не одни, у нас гости. Повернитесь к гостям, улыбнитесь им, повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Присаживайтесь.

Ритуал-приветствие:

Игра-приветствие «Здравствуй».

Цель: создать особую комфортную, доверительную атмосферу.

Педагог-психолог:

 - Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)

- Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте”?

(Здоровья)

- Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)

- А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)

- Сейчас мы поучимся друг друга  ласково приветствовать – встанем в круг, и я буду передавать игрушку рядом стоящему со словами: «Здравствуй, Ольга!», а вы все вместе повторять ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у психолога).

Педагог-психолог: демонстрирует слайд 2 презентации.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы здесь видите? Найдите лишнюю картинку.

Совместный с детьми просмотр изображений и обсуждение. Педагог-психолог подводит ребят к выводу о том, что игра тоже может помочь в обучении, игра помогает развивать познавательные способностей детей такие как внимание, память, мышление и воображение.

Сегодня я предлагаю вам поиграть со мной в разные игры и проверить могут ли игры помочь нам в познавательном развитии.  «В конце каждого игрового упражнения  вам предстоит наклеить эти смайлики на плакат с названием того познавательного  процесса, который, по вашему мнению развивает игра.  Психолог обращает внимание детей на заранее приготовленные плакаты.

Ну, а чтобы наше занятие стало продуктивнее, выполните вместе со мной мозговую гимнастику.

Слайд 3

Мозговая гимнастика

«Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (30 сек) 

Слайд 4

Игра «Секретный ящик»

Ребята, посмотрите на эту волшебную коробку. Вам нужно отгадать, что лежит в ящике.

1. В секретном ящике есть то, что указало путь-дорожку не только Ивану-Царевичу, но и одному из мифических героев древней Греции? (Клубок ниток.)

2. В секретном ящике находится предмет, с помощью которого можно изготовить самые замечательные вещи, а можно даже уничтожить одного страшного злого персонажа русских народных сказок. (Игла.)

3. В секретном ящике находится предмет, послушайте его описание: «Трое вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и сказала: «Какая прелесть!» Баба-яга посмотрела и сказала: «Какое страшилище!». Колобок посмотрел и сказал: «Я себе такое же куплю». Этот предмет находится в нашем секретном ящике. Что это? (Зеркало.)

4. Вещь, которая лежит в ящике, никогда не подарят на Новый год в Китае, так как, по преданию, такой подарок не приносит удачу. Эта полезная вещь есть у каждого в доме, а часто даже в нескольких вариантах. Согласно русской пословице на нее не смотрят те, кто счастлив. Назовите эту вещь. (Часы.) Пословица: Счастливые часов не наблюдают.

Молодцы ребята! Отлично справились с этим задание! У вас есть 30 секунд, чтобы наклеить свои смайлики на плакаты.

Слайд 5.

С детства мы слышим знаменитую фразу: «Спички детям не игрушки!». Но, сегодня я предлагаю вам поиграть со спичками, и вы увидите, что эта игра не только абсолютна безопасная, но ещё и развивающая!

Слайд 6.

Посмотрите, пожалуйста видео-инструкцию.

Слайд 7 (видеоролик).

По такому же правилу, вам нужно решить следующие задачки.

 Из спичек построен дом (слайд №8).

Переложите всего 2 (две) спички таким образом, чтобы дом повернулся другой стороной.

Перестройте дом

Умнички, все верно (слайд 9)!

Из спичек сложено мужское имя "Толя" (слайд 10). Переложите 1 (одну) спичку так, чтобы получилось женское имя.

Толя

Очень хорошо! Молодцы. (слайд 11)

Ребята вам известно, что каждая спичка имеет длину 4,5 сантиметра?
Как из 13 (тринадцать) спичек сложить 1 метр
(слайд 12)?


Из спичек - метр

Отлично, и вновь вам всё удалось (слайд 13)!

Из спичек - метр ответ 

Слайд 14.

У вас есть 30 секунд, чтобы наклеить свои смайлики.

Слайд 15

Что-то мы с вами засиделись, я предлагаю вам немного подвигаться и поиграть в игру «Найди колечко»

Вам необходимо будет всем встать за спинку вашего стула, повернуться лицом к нашим гостям. Закрыть глаза. И не открывать глаза, пока я вам не скажу. В этот момент я кладу на видное место колечко (демонстрация кольца). Задача каждого найти колечко, но при этом никак не показать на место, где кольцо находится, молча сесть на своё место. Игру можно повторить несколько раз, меняя местоположение кольца.

Слайд 16. У вас есть 30 секунд, чтобы наклеить свои смайлики.

Слайд 17.

Давайте сейчас поиграем в игру «Найди признак».

На слайде слова разбиты на две группы, подумайте, по какому признаку их разделили. Назовите этот признак.

Проверим слайд 18.

Слайд 19. На этом слайде тоже две группы людей, они разделены по определенному признаку. Отгадайте этот признак.

Давайте проверим.

Слайд 20.

Слайд 21. Ребята, отметьте смайликами нужные познавательные процессы.

Ребята, садитесь в круг, мы поиграем в игру «Все помню».

Слайд 22.

Участники садятся в кружок. Сейчас на слайде появится тема, на которую вам предстоит называть слова. Затем первый игрок берет в руки мяч и называет первое слово, передает мяч дальше. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д. Допустивший ошибку выбывает из игры. Итак, по кругу, пока мяч не окажется в руках первого игрока, ему и предстоит назвать все слова.

Внимание на слайд 23. Итак, вам необходимо называть слова на тему «Семья»

Замечательно!

Слайд 24. У вас есть 30 секунд, чтобы наклеить свои смайлики.

Слайд 25.

Давайте, обратим внимание на наши плакаты, с наклеенными смайликами. Кто может сделать вывод, глядя на результат. Ребята высказываются.

Педагог-психолог обобщает сказанное: играя, мы не только проводим весело время, но и развиваем наши познавательные процессы, такие как, память, внимание, мышление и воображение, главное правильно подобрать игры.

Вот и подошла к концу наша встреча. Скажите, пожалуйста, какие игры вам особенно понравились? Что запомнилось?

Слайд 26.

Ритуал прощания:

Давайте попрощаемся, выполнив упражнение «Спасибо за прекрасный день»
С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, — умение благодарить и выражать дружеские чувства.

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за прекрасный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за прекрасный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию. 

Слайд 27.

А мне ребята было сегодня очень приятно с вами работать. Учеными давно доказано, что сладкое благоприятно влияет на работу головного мозга, поэтому я хочу подарить вам маленькие, но сладкие подарки.

До свидания ребята, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внеклассной работы по математике и ее влияние на развитие математических способностей у учащихся 5-7 классов.

Важнейшими задачами единой трудовой политехнической школы являются подготовка высокообразованных, всесторонне развитых людей, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями  по каждому предмет...

Развитие творческих способностей у учащихся 5-9 классов на уроках истории

Над данной методической темой я работала на протяжении 2008-2009 годов....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей (для учащихся 4х-5х классов) на тему: « В МИРЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР»

Цели и задачи психологического занятия:- способствовать расширению кругозора школьников с помощью игры;- развивать у школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие...

Роль уроков внеклассного чтения в развитии познавательных интересов у учащихся 5-9 классов

Представлена система работы по организации внеклассного чтения в 5-9 классах. Дано тематическое планирование уроков внеклассного чтения в 5- 9 классах. Целью данного опыта является формирование духовн...

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-9 КЛАССОВ

Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладени...

Развитие познавательных интересов у учащихся 5-9 классов на уроках и во внеурочное время

Развитие познавательных интересов у учащихся 5-9 классов на уроках и во внеурочное время....

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассмотрена проблема развития мышечной силы у учащихся 10 - 11 классов, которая представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических (неблаг...