РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре (10 класс)

В статье рассмотрена проблема развития мышечной силы у учащихся 10 - 11 классов, которая представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических (неблагоприятную обстановку), экономических (падение жизненного уровня населения) и социальных условий жизни общества. Cуществует много методов развития силовых способностей в старшем школьном возрасте, что позволяет укрепить костно - мышечный аппарат ребенка и сделать его намного выносливее и крепче, во взрослой жизни. При помощи силовых упражнений сжигаются калории, что делает фигуру стройнее, а самого человека увереннее и крепче. Регулярно выполняя силовые упражнения, мы продлеваем молодость своего тела, укрепляем сердечно - сосудистую систему, делаем свой организм более стрессоустойчивым и поэтому можем выполнять свою работу более продуктивно и качественно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

1. Актуальность

Проблема развития мышечной силы у юношей старшего школьного возраста представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических (неблагоприятную обстановку), экономических (падение жизненного уровня населения) и социальных условий жизни общества. К вышеперечисленным факторам следует отнести также пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкоголем и курением, что выразилось в потере интереса последних к занятиям физической культурой. В настоящее время регулярными занятиями спортом охвачено не более 10% молодежи, о чём с тревогой говорит Президент Российской Федерации В.В.Путин. Все яснее наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки 2000-х годов по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 80-90-х. По данным Т.Ю. Круцевич (2007) заметно снижается стремление к прогулкам с друзьями, просто активному отдыху. В это же время закрепилось такое увлечение, как работа на компьютере и компьютерные игры, чего не было раньше. Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ.

Давно известно, что здоровых детей, поступающих в I класс, не более 30%, а к окончанию XI класса их остается только 15—20%. По данным О. Сухарева (2004), в период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к ухудшению сердечно-сосудистой системы, снижению ЖЕЛ, чрезмерной массе тела за счёт увеличения холестерина в крови. Школьная программа увеличивает нагрузку на организм ребенка: возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат. Вследствие малой подвижности возникает такое заболевание, как гиподинамия, что приводит к снижению физических возможностей. Вследствие чего болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 4-5 раз.

Процесс освоения любых двигательных актов (трудовых, спортивных, бытовых и прочих) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет сильные, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям, и, наконец, это важнейший компонент состояния здоровья.

Общая задача в процессе многолетнего воспитания силовых способностей у детей школьного возраста заключается в том, чтобы всесторонне развить их и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой).

2. Общая характеристика силы

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий (напряжений) (Теория и методика физического воспитания, 1976).

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила» (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2003).

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13—14 до 17— 18 лет, а у девочек и девушек — от 11—12 до 15—16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10— 11 годам она составляет примерно 23%, к 14—15 годам — 33%, а к 17—18 годам — 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

3. Особенности морфофункционального развития детей старшего школьного возраста

Правильная постановка физического воспитания в школе требует знания и учета возрастных особенностей развития организма учащихся. В соответствии с этими особенностями конкретизируются задачи физического воспитания, уточняются средства и методы их разрешения, определяется степень нагрузки на организм учащихся.

В возрасте 16 – 17 лет процесс роста и развития организма еще продолжается. По сравнению с подростками 12 – 15 лет у школьников старших классов наблюдается относительно спокойное и равномерное протекание всех процессов развития отдельных органов и систем организма. В связи с окончанием полового созревания в этом возрасте у учащихся четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. Особенности старшего школьного возраста проявляются в замедлении роста тела в длину и увеличении его размеров в ширину, а также в увеличении прироста в весе тела. По своему внешнему виду, по пропорциям тела старшеклассники приближаются к взрослым. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши становятся выше девушек и тяжелее. У девушек же, в отличие от юношей, становится более длинным туловище, более короткими ноги и руки, ниже расположен центр тяжести тела. Все эти особенности сказываются на длине шага, скорости ходьбы и бега, высоте и длине прыжка и т. д. В 16 – 17 лет у школьников заканчивается окостенение большей части скелета за исключением нескольких костей (крестец, ключицы, бедренные кости и др.), окостенение которых завершается к 25 – 26 годам. Рост трубчатых костей в длину замедляется, а в ширину усиливается. Кости становятся более широкими и прочными.

4. Задачи развития силовых способностей

Задачи, которые преследует учитель физической культуры при развитии силовых способностей, состоят в следующем:

первая из этих задач – это общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата ребёнка путём использования избирательных силовых упражнений;

вторая – разностороннее развитие силовых способностей (собственно-силовых, скоростно-силовых, силовой выносливости) в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков);

третья – создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки (Л.П.Матвеев, 1991).

Анализ литературных источников показал, что развитию силовых способностей в специальной литературе уделяется достаточное внимание, однако применительно к школе этот вопрос разработан недостаточно полно, учитывая отсутствие конкретных методик по развитию силовых способностей юношей 10-11 классов.

В 2012 году во всех школах Российской Федерации был введён обязательный третий час физической культуры, что дало возможность учителю в рамках существующих программ обучения уделять больше внимания развитию тех или иных физических способностей. И если оставить без изменений существующие до этого учебные программы (68 часов), то добавленные 34 часа можно полностью посвятить развитию этих способностей. Как известно, разделы программы в школе изучаются по блокам: лёгкая атлетика, гимнастика, баскетбол, волейбол. В пределах этих блоков учитель должен развивать все физические способности, обучать правилам и технике игр и т.п., что не всегда приводит к желаемым результатам. Мы предлагаем 25 из этих 34 часов посвятить развитию силовых способностей, уделяя один урок в неделю полностью на эти цели, начиная со второй четверти. В первой четверти их развитию также уделяется внимание, но упор делается на развитие выносливости, так как погода позволяет проводить уроки на стадионе.

Итак, мы предлагаем развивать силовые способности на уроках физической культуры путём применения упражнений из гиревого спорта, посвятив этому один из трёх уроков в неделю, и пауэрлифтинга (на внеклассных занятиях), оставив без изменений традиционную программу физической культуры, где развитию этих способностей также уделяется внимание путём применения перечисленных выше упражнений.

В настоящее время в школе имеется 7 гирь по 16 кг, 4 гири по 24 кг, 2 гири по 32 кг, гантели 0,5-10 кг (50 шт.), тренажёрный зал с многофункциональными тренажёрами, скамьёй для жима штанги лёжа, помостом для становой тяги, стойками для приседания со штангой, 3 грифа, блины для штанги общим весом 240 кг. Данное оборудование позволяет проводить уроки и внеклассные занятия с достаточной плотностью.

В основной части уроков физической культуры мы применяем следующие упражнения с гирями для развития силовых способностей:

- жим гири двумя руками над головой;

- жим гири правой (левой) рукой над головой;

- жим двух гирь поочерёдно правой (левой) рукой над головой;

- тяга гири вдоль туловища до подбородка (над головой);

- жим гири двумя руками из-за головы;

- тяга гири к поясу в наклоне правой (левой) рукой;

- подъём гири (2-х гирь) на грудь;

- приседания с гирей в опущенных руках; с гирей, положенной на спину; с гирей, поднятой одной (двумя) руками вверх; с двумя гирями, поднятыми к плечам; выпрыгивания с гирей в опущенных руках с двух гимнастических скамеек;

- толчок одной (двух) гирь по короткому (длинному) циклу;

- круговые движения гирей вокруг туловища, передавая гирю из одной руки в другую;

- мах (рывок) гири поочерёдно правой (левой) рукой;

- жонглирование гирей, перебрасывая её из одной руки в другую;

- стояние с гирями в опущенных руках; с гирями, поднятыми к плечам:

- вращение плечами с гирями в опущенных руках;

- наклоны (повороты) с гирей (гирями) в опущенных руках (за головой).

Примерные комплексы упражнений для 10-го класса

Комплекс 1

Упражнение 1. Жим гири двумя руками стоя.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку и поднять её на грудь телом гири вверх. Выжать гирю двумя руками над головой, чтобы тело гири было поднято вверх. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 2. Тяга гири вдоль туловища.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку, поднимать её вдоль туловища до подбородка, разводя локти в стороны. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 3. Жим гири из-за головы двумя руками.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку, поднять над головой, опускать за голову, удерживая гирю телом вниз, поднимать над головой. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 4. Приседания с гирей на спине.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку, поднять над головой, опустить за голову на лопатки. Приседать на всей ступне, не наклоняя туловище вперёд. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 5. Круговые движения гирей вокруг туловища.

И.п. – о.с. Взять гирю в правую (левую) руку, выполнять круговые движения гирей вокруг туловища, передавая её из одной руки в другую. Повторить 6-10 раз в каждую сторону.

Комплекс 2

Упражнение 1. Жим гири одной рукой.

И.п. – о.с. Наклонившись, взять гирю за ручку правой рукой, поднять её на грудь. Выжать гирю над головой. Левая рука отведена в сторону. Повторить 6-10 раз. То же – левой рукой.

Упражнение 2. Приседания с гирей в опущенных руках.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку, держать её в опущенных руках спереди. Приседать на всей ступне, не наклоняя туловище вперёд. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 3. Тяга гири вдоль туловища.

И.п. – о.с. Взять гирю двумя руками за ручку, поднимать её вдоль туловища над головой. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 4. Тяга гири в наклоне.

И.п. – левая нога полусогнута, правая прямая отставлена назад. Туловище слегка наклонено вперёд, спина вогнута. Правой рукой выполняем тягу гири к поясу. То же – левой. Повторить 6-10 раз.

Упражнение 5. Мах гирей одной рукой.

И.п. – о.с. Нагнувшись, взять гирю за ручку. Согнув колени, слегка подать гирю назад между ног. Выпрямляя спину и разгибая колени, выполнить мах гирей до уровня груди. Повторить 6-10 раз. Смену рук производить на махе назад после выполнения запланированного количества повторений.

Упражнение 6. Стояние с двумя гирями в опущенных руках.

И.п. – о.с. Согнув колени, взять 2 гири за ручки. Разгибая колени, выпрямиться. Стоять с гирями, опущенными вдоль туловища, 1-2 минуты.

И.п. – широкая стойка ноги врозь. Наклонившись и слегка согнув колени, взять 2 гири за ручки сверху. Разгибая колени и выпрямляя туловище, поднять гири на грудь. Удерживая гири на груди, выполнять приседания на полной стопе, не подавая туловище вперёд. Повторить 8-12 раз.

Упражнение 5. Жонглирование гирей.

И.п. – о.с. Нагнувшись, взять гирю за ручку. Согнув колени, слегка подать гирю назад между ног. Выпрямляя спину и разгибая колени, выполнить мах гирей до уровня груди, подать гирю от себя (к себе), чтобы она совершила оборот, и перехватить её за ручку другой рукой. Повторить 8-10 раз каждой рукой.

6. Результативность опыта

Кроме уроков физической культуры, развитию силовых способностей в нашей школе посвящены и 4 часа внеклассных занятий в тренажёрном зале, на которые приглашаются все желающие ученики 10-11-х классов. На этих занятиях они выполняют в основном базовые упражнения для развития силы: жим штанги лёжа, приседания со штангой на плечах, становую тягу – 3 подхода по 8-10 повторений. В случае, когда ученик выполняет 3 подхода по 10 повторений, вес штанги увеличивается на 5 кг. Завершаются эти занятия первенством школы по жиму штанги весом 60 кг лёжа на большее количество повторений. Чемпион и призёры показали результаты – 24, 23, 20 повторений, а в сентябре месяце их результаты были соответственно – 12, 10, 10 повторений, что свидетельствует об эффективности занятий по развитию силовых способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"

Выпускная квалификационная работа на тему: " Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"...

Методический материал «Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»

В соответствии с разрабатываемой проблемой - повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры - ста...

Программа "Оптимизация развития силовых способностей у юношей третьего уровня обучения на уроках физической культуры"

Целенаправленное включение силовых упражнений в различные части урока физической культуры способствует все¬стороннему и гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося органи...

«Развитие координационных способностей учащихся 1-2 классов на уроках физической культуры с использованием танцевальных движений»

Актуальность: В настоящее время  особую роль приобретает проблема формирования гармоничной, духовно развитой личности, а также  проблема низкого двигательного потенциала школьников в общеобр...

Статья: Средства и методы развития силовых способностей учащихся 7-11 классов на уроках физической культуры.

Одним из основных для силовой подготовки спортсменов является метод максимальных усилий, который предусматривает выполнение заданий, связанных с преодолением максимального сопротивления (подниман...

Статья на тему "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ"

Аннотация: Развитие координационных способностей способствует быстрой адаптации детей к появляющимся новым технологиям, к быстрому темпу жизни и изменениям окружающей среды. В статье научно-практическ...