Нарушения поведения у подростков с умственной отсталостью
методическая разработка по психологии на тему

Немытина Татьяна Алекандровна

Нарушения поведения у подростков с умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Немытина Т. А.

ГБОУ КШИ № 13 г. Уфы   Дуванский центр дистанционного образования детей – инвалидов на дому, учитель биологии, химии

Нарушения поведения у подростков с умственной отсталостью

Тезисы

Цель: выявить виды и причины неадекватного поведения детей

  1. Причины проявления неадекватного поведения у детей с умственной отсталостью – индикатор проявления микроклимата в школе, семье.
  2. Виды поведенческих расстройств:

- Побеги из дома и бродяжничество. Причины – неблагополучная семья; психологический пресс; сексуальное насилие; правонарушения; поиск новых развлечений и др.

- Агрессия – прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей. Причины – негативный пример родителей, старших ребят.

- Аутоагрессия  - в ответ на обиды, сами бьют и калечат себя.

- Аффектная возбудимость – повышенная нервная возбудимость. Частые стрессы, недосып, раздражение.

-Грубость – чаще старшие дети в состоянии раздражения, разочарования.

- Недисциплинированность  - непослушание, упрямство.

- Отказ от учебы.

- Параустическое поведение – снижение активности даже к элементарным видам деятельности, развязное дурашливое поведение в результате эмоциональной и коммуникативной недостаточности.

- Дисфорическое расстройство поведения – наратающая раздражительность до бурных аффективных вспышек.

- Патологичеки измененные влечения – игромания,  алкоголизм, токсикомания и т.д.

- Воровство – часто поддаются на уговоры старших.

-Активное, не соответствующее возрасту сексуальное поведение – чаще у девочек; гомосексуализм.

- Суицидальные попытки – одна из главных причин - школьные конфликты. Сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации.

  1. Рассмотренные расстройства поведения у умственно отсталых детей помогут педагогам их выявить и предупредить асоциальные поступки, а также своевременно провести психолого  – педагогические коррекции и медицинские мероприятия

Автономная Некоммерческая Организация дополнительного профессионального образования

 «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки»

Нарушения поведения у детей подросткового возраста                       с умственной отсталостью

Выпускная квалификационная работа

 по специальности « Специальная психология»

Выполнил:

                        слушатель Немытина Т. А.

Научный руководитель:

к.п.н. Минеева О.А.

г. Пермь – 2016

Содержание

Введение ………………………………….......................................................стр 3

Глава 1. Теоретическое  изучение агрессивного поведения умственно отсталых  подростков……………………………….......................................стр 5

  1.  Определение основных понятий, входящих в проблему…………………………………………………...........................стр
  2.  Агрессивное поведение  подростков: нормально развивающихся и умственно отсталых……………………………………………………………………стр
  3. Теоретические исследования в сфере психокоррекции агрессивного поведения у умственно отсталых  подростков…………………………..стр

Глава 2.  Диагностическое исследование проявлений агрессивного поведения умственно отсталых  подростков…………………………………………….стр

2.1 Методы и методики, направленные на диагностику агрессивного поведения……………………………………………………............................стр

2.2 Результаты диагностики агрессивного поведения у умственно отсталых    подростков…………………………………………………………..................стр

2.3 Анализ данных, полученных в ходе диагностики агрессивного поведения у умственно отсталых  подростков, выводы……………………..................................................................................стр

Глава 3.  Психологические методы воздействия на проявление агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста…………………………………………………………………………стр

3.1 Программа  коррекционного  воздействия на  агрессивное поведение умственного отсталых детей подросткового возраста………………………………………………………………………....стр

3.2 Проведение и анализ мониторингового эксперимента по результатам коррекционного воздействия на агрессивное поведение умственно отсталых подростков………………………………………………………………...........стр

3.3 Рекомендации по профилактике агрессивного поведения умственно отсталых  детей подросткового возраста………………………………………………………………………….стр

Заключение……………………………………………………….......................стр

Библиографический список…………………………........................................стр


Введение

         Проблема агрессивного поведения остается актуальной  на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет биологическое происхождение, а также о том, что она связана с проблемами воспитания и культуры. Прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, их цинизм и жесткость являются следствием возможной агрессивности, наиболее проявляющейся в подростковом возрасте. Особое внимание уделяется подросткам, имеющим отклонения в умственном развитии. Эта возрастная группа детей находится в позиции слабой психологической защищенности, снижены ее адаптивные возможности и повышена психологическая ранимость. Этим и определяется актуальность темы.

        Изучением этой проблемы занимались различные исследователи. Психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей подросткового возраста. Это работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.Я., Беличевой С.А.,  Глоточкина А.Д.,  Дубровиной И.В., Исаева Д.Д., Кона И. С., Потанина Г. М. и др.

           Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактических мероприятий не в полной мере решает задачи предупреждения агрессивного поведения детей подросткового возраста. Важное место в данной проблеме занимает тема  нарушения поведения у детей  подросткового возраста  с умственной отсталостью.

       Подросток с умственной отсталостью – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведения. Часто данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающими  сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в с воем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

        Таким образом, тема  изучения  нарушения поведения у подростков с умственной отсталостью на сегодняшний день актуальна.

        Цель работы – теоретически изучить причины нарушения поведения, методы воздействия на проявления  нарушения  поведения у подростков с умственной отсталостью и практически применить эти методы                                                                                                          

      Объект исследования – причины и особенности проявления агрессивного поведения у детей подросткового возраста: нормально развивающихся и с умственной отсталостью.

       Предмет исследования -  психологические методы диагностики, коррекции и профилактики проявлений нарушения поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста.

        Гипотеза исследования – преодоление  проявления негативного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста даст лучшие результаты, если наряду с традиционными воздействиями учебно – воспитательного процесса, будет применен комплекс специально составленных занятий, включающих в себя  психологические методы диагностики, коррекции и профилактики  нарушения поведения у названной категории детей.

       В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать материал по данной теме проблеме, в том числе изучить методы и методики, используемые для диагностики проявлений негативного и агрессивного поведения у детей подросткового возраста;
  2. Провести диагностические мероприятия по выявлению негативного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста и проанализировать результаты диагностики;
  3. Провести комплекс коррекционных мероприятий по преодолению негативного и агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста;
  4.  Составить психологические рекомендации по профилактике нарушения поведения.

  Методы исследования: наблюдение, беседа.

                     Методики исследования: проективные методики «Рисунок несуществующего животного» и «Кактус» (Л. М. Костина), опросник Басса – Дарки.

  Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные и обобщенные результаты, положенные в основу психологических рекомендаций, могут использоваться практикующими психологами, учителями специального образовательного учреждения в целях профилактики нарушения поведения умственно отсталых подростков.

     База исследования – ГБОУ КШИ №13 г.Уфи, Дуванский центр дистанционного образования детей – инвалидов на дому, количество испытуемых 10 человек ( 4 девочки, 6 мальчиков) в возрасте 12 – 15  лет.

   

     

       

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"

Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....

Статья "Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью"

В статье описаны разные типы нарушений поведения детей с умственной отсталостью, в том числе с расстройствами аутистического спектра, а также причины формирования разных типов нарушений...

Особенности в нарушении поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.

Расстройство поведения – поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормативны...

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями

Особенности нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями...

Формирование навыков социального поведения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами современных педагогических технологий

Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся  трудоспособны...

Особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью

Особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью...

Педагогический опыт "Игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)"

В опыте описаны игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость....