Использование «рифмованного текста с наличием сказочного сюжета» на уроках познавательного цикла как элемента арттерапевтической технологии для развития УУД.
статья по психологии на тему

Ульихина Анна Владимировна

Как удивительно хороша жизнь!

Как мозаика состоит она из разноцветных

кусочков впечатлений, порою мимолётных,

но, тем не менее, глубоко западающих в душу.

Умели бы видеть глаза и сердце…

К.Дитмар

     Как говорит педагог Г. И. Щукина, школа существует, в первую очередь, для того, чтобы в ней проводились уроки. Это негде не сформулированная аксиома традиционной педагогики. Психолого-педагогическая ценность современного урока состоит в том, что он выступает не только как совершенная единица педагогического процесса, но, главным образом, как система обеспечивающая разумное, рациональное осуществление эффективной совместной деятельности учителя и учащихся, способная осуществлять все функции обучения. Здесь ученик получает образование, воспитывается, развивается, социально взрослеет и постепенно приобретает готовность к созданию общественных ценностей. {1} «Современный урок – это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение».

       Для выполнения всего вышесказанного, с учетом выдвинутых Н. Е. Шурковой и другими педагогами-новаторами постулатов новой технологии урока я предлагаю использовать «рифмованный текст с наличием сказочного сюжета» как элемент арттерапевтической технологии на уроках познавательного цикла. Являясь не только педагогом-психологом и руководителем школьного театра психологических зарисовок, но и учителем химии и биологии, мною была разработана «Биолого-химическая сказка о белках и азоте в стихах» для проведения интегрированного урока по предметам «химия» и «биология» (Тема «Азот»). Такое проведение урока поможет развить не только познавательные и коммуникативные  УУ действия, но и личностные. Сценарий наполнен не только конкретными и научными знаниями по теме, но и психологическими составляющими, пропитан духовно-нравственным содержанием (толерантность, дружба, патриотизм, жизненные ценности). В приложении представлена данная авторская разработка. Также следует заметить, что данное мероприятие можно провести не только как полноценный урок-спектакль, но и использовать только элементы спектакля по ходу урока. В данном случае небольшие зарисовки дети и учитель могут зачитать экспромтом. Над сценами, где дается нравственная трактовка событий, можно предложить учащимся поразмышлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_pro_azot_2.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование «рифмованного текста с наличием сказочного сюжета» на уроках познавательного цикла как элемента арттерапевтической технологии для развития УУД.

Как удивительно хороша жизнь!

Как мозаика состоит она из разноцветных

кусочков впечатлений, порою мимолётных,

но, тем не менее, глубоко западающих в душу.

Умели бы видеть глаза и сердце…

К.Дитмар

     Как говорит педагог Г. И. Щукина, школа существует, в первую очередь, для того, чтобы в ней проводились уроки. Это негде не сформулированная аксиома традиционной педагогики. Психолого-педагогическая ценность современного урока состоит в том, что он выступает не только как совершенная единица педагогического процесса, но, главным образом, как система обеспечивающая разумное, рациональное осуществление эффективной совместной деятельности учителя и учащихся, способная осуществлять все функции обучения. Здесь ученик получает образование, воспитывается, развивается, социально взрослеет и постепенно приобретает готовность к созданию общественных ценностей. {1} «Современный урок – это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение».

      Показателем эффективности урока выступают активность учащихся, количество самостоятельных действий школьников, выражение их познавательных интересов. Главным же стержнем оценки эффективности урока служит активизация совместной деятельности учителя и учащихся как субъетов учебного процесса. Три постулата заложены в основание новой технологии урока.

      Первый: «Урок -  есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Истина – центральный объект внимания всех участников групповой работы на уроке.  Ради истины приходят дети на урок. При ее ненадобности отпадает надобность урока. Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адаптированная для детского восприятия, и, связанные с изучением объективной закономерностью, умения, навыки.

      Второй постулат новой технологии урока – «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Свободный урок, это когда учебный материал является отражением разных сторон жизни и вопросов ее, решение которых совершенствует жизнь человека. Поэтому все, что предъявляется детям как предмет изучения, интерпретируется с позиции «вочеловечивания», т.е. значимости для жизни человека.

      Эмоциональная окрашенность урока – обязательная  его характеристика, ибо эмоции - защитный механизм человека в его взаимодействии с миром. В эмоциях проживается отношение к миру, через них идет ребенок к наивысшим ценностям культуры. {2}

       Третий постулат современной технологии урока звучит так: «Человек в качестве осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства». Обоюдное признание ценности друг друга рождают доброжелательность, внимательность, великодушие, деликатность. Уважение ученика, проявляемое учителем, имеет обратный вектор: ученики высказывают в адрес учителя уважение. Педагог предъявляет детям на уроке наивысшие образцы культуры общения.

       Для выполнения всего вышесказанного, с учетом выдвинутых Н. Е. Шурковой и другими педагогами-новаторами постулатов новой технологии урока я предлагаю использовать «рифмованный текст с наличием сказочного сюжета» как элемент арттерапевтической технологии на уроках познавательного цикла. Являясь не только педагогом-психологом и руководителем школьного театра психологических зарисовок, но и учителем химии и биологии, мною была разработана «Биолого-химическая сказка о белках и азоте в стихах» для проведения интегрированного урока по предметам «химия» и «биология» (Тема «Азот»). Такое проведение урока поможет развить не только познавательные и коммуникативные  УУ действия, но и личностные. Сценарий наполнен не только конкретными и научными знаниями по теме, но и психологическими составляющими, пропитан духовно-нравственным содержанием (толерантность, дружба, патриотизм, жизненные ценности). В приложении представлена данная авторская разработка. Также следует заметить, что данное мероприятие можно провести не только как полноценный урок-спектакль, но и использовать только элементы спектакля по ходу урока. В данном случае небольшие зарисовки дети и учитель могут зачитать экспромтом. Над сценами, где дается нравственная трактовка событий, можно предложить учащимся поразмышлять.

Рассматривая теорию вопроса, я руководствовалась следующим планом:

  1. Рифмованный текст:
  • Культура речевого поведения в профессиональной речи учителя (педагогической речи);
  • Речь практическая и речь художественная, ее установка на выражение;
  • Ритмическая, стихотворная речь и рифма.
  1. Сказочный сюжет:
  • Теория сказки, содержание, значение и использование сказки в педагогическом процессе.

       3)  Теория игры и игровой технологии как основание использования «рифмованного текста с наличием сказочного сюжета», так как сказка является одним из типов игры.

Рифмованный текст.

        Всегда уделялось особое внимание приемам, репрезентирующим личную позицию учителя в адекватных педагогических ситуациях, его способность к эмпатийному пониманию детей, готовность вместе с ними «выстраивать  эмоциональную партитуру урока». Цель – это та  мотивация, которая лежит в основе любого речевого поступка. Замысел – это информация, которую вы хотите передать слушающему. Он  состоит из тезиса (идеи, которую вы собираетесь донести) и аргументов в защиту этого тезиса. Текст – это конкретная речь, которая поступает на слуховой анализатор или зрительный аппарат. Реакция – это конкретное поведение слушающего, в речевой коммуникации.

        Три категории речи характеризуют акт речетворчества: 1) Риторический логос - аргументация в речи, связанная с пониманием действительности; 2) Риторический пафос – определяется эмоциями говорящего,  основной мотив заключается в стремлении, чтобы аудитория приняла решение.  3) Риторический этос представляет собой категорию доверия. Ее определяют  имидж, доброжелательность и чувство справедливости оратора. {15}

         Последовательность Ц-З-Т-Р представляет собой системное образование, поэтому изменение одного из его элементов приводит к изменению всех остальных. Правильность построения словесного текста, связана с соответствием требованию «текстуальности», которое проявляется во внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий коммуникации и т.д. {15}

Речь художественная и речь практическая.

        В обиходе слово обычно играет роль средства передачи сообщения, т.е. имеет коммуникативную функцию. Другое дело в произведениях литературы, которые целиком состоят из фиксированных выражений. В этих произведениях замечается своеобразная культура выражения, особая внимательность в подборе слов и в их расположении. Внимание, обращенное на самое выражение, гораздо выше, чем в обиходной практической речи. Это называется установкой на выражение. При восприятии такой речи мы невольно обращаем внимание на входящие в выражении слова и их взаимное расположение. Выражение в некоторой степени становится самоценным. Такая речь называется художественной. {16}

          Не следует думать, что «установка  на выражение» происходит в ущерб мысли, что следя за выражением мы забываем о смысле. Наоборот – выражение, обращающее на себя внимание, особенно возбуждает нашу мысль и заставляет ее продумывать услышанное. Наоборот – привычные, не задевающие нашего внимания формы речи, как бы усыпляют внимание и не вызывают в нас никаких представлений, не задерживают внимания на смысле сказанного.

           Было бы ошибочно полагать, что художественная речь свойственна только художественному произведению. Сущность художественного произведения не в характере отдельных выражений, а в сочетании их в некоторые единства, в художественные конструкции словесного материала. Художественная речь может быть и вне литературы.

Ритмическая речь и рифма.

            Во все времена и все народы наряду с обычной, прозаической речью, пользовались особой речью – ритмической, или стихотворной. Как и всякая речь, она служит средством общения и, следовательно, соблюдает все законы, отсюда вытекающие. Но сверх тех законов, которые справедливы для прозаической речи, она обладает своими законами, формирующими ее как стихотворную речь. У рифмы есть два качества: первое – ритмическая организация, потому, что рифма  отмечает концы стихов; второе качество – созвучие.{17}  Детям свойственна любовь к музыке, в частности к ритму, возможность складывать слова в стихи, подбирать рифму, что-то рассказывать, передавать новую информацию при помощи поэтического текста вызывает неподдельный интерес. Поэтому учебный материал, рассказанный в стихах, запоминается легче.

      Нередко мы предлагаем детям знание о мире изложенное в стихах, записанное простым, понятным и веселым языком (алфавит, правила дорожного движения и т.д.). Конечно здесь не говорится о том, что стихотворные авторские сказки – единственное верное средство познакомить учеников в информацией о себе и мире. Но как одно из средств, смею надеяться, они пригодятся в работе учителей.

Теория педагогической сказки.

        Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Все сказки, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Сказки создают богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.{18} Сказка имеет важное значение для социально-педагогической практики, поскольку позволяет развивать творческое воображение слушателя, его композиционное мышление на базе стандартных элементов. Я имею в виду не только психологически опережающее слушание, но и внутреннее предвосхищение, додумывание, дорисовывание, достраивание образов, ситуаций, сюжетов. Разумеется, многое зависит от таланта педагога, который сам должен обладать творческой фантазией, способностью к экспромтам, «композиторским мастерством».

            Любая сказка ориентирована на психолого-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию и даже лечит. В ней огромный потенциал для любого возраста слушающего, она является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, голографическая  вербально-образная функции сказки.

           Очень важен для нас нравственный стержень сказки. Как мы помним из знаменитой фразы А.С. Пушкина в ней есть «намек», не нравственная директива, а именно намек, подразумевающий актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем. Разумеется социализирующая функция сказки требует от педагога уникальных способностей, освобождения от резонерско-менторского стиля, однозначно стандартных подходов. Педагог должен уметь и рассказывать сказку, и стимулировать индивидуальное ее восприятие.

        Помимо социализирующей, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Сказка «приглашает к соавторству», позволяет преодолевать стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробуждает «спящие», невыявленные творческие способности.

Теория игры.

         Внимания также требует рассмотрение теории игры как элемента предложенного мною методического средства. Теория игры не берется за методическую основу, а способствует введению понятия «игровая ситуация», которая создается при изложении рифмованного текста с наличием сказочного сюжета на уроке. Игровая ситуация  относится к сфере игры, так как:

  1. Выполняет развлекательную, коммуникативную функцию и способствует самореализации.
  2. Опирается на: - свободную, развивающую деятельность; - творчество, импровизацию, активность в условиях частичной драматизации и требует частичного перевоплощения в образ сказочного персонажа; - эмоциональную приподнятость деятельности, предлагает достижение удовольствия от эстетики слова и рифмы.

      Структура игровой ситуации почти идентична структуре игры, однако имеется и немало различий.

Характеризую предлагаемое методическое средство как игру на основе работ: Г.К. Селевко, где отношу «рифмованный текст с наличием сказочного сюжета» к типу игры «деловой театр»; {21} а также ко всем типам игры по работам Т.В. Цырлиной.

Список литературы.

  1. Г.И. Щукина: Нравственные и научные уроки. Роботова А.С. Плашкова О.О. Universum: Вестник Герценовского университета. Выпуск № 10 / 2007
  2. Интернет-ресурс. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html
  3. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Рабочие диагностики. Тюмень, -2001.-62 с.
  4. Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Тюмень, 1996.
  5.  Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 1999. - 221 с.
  6.  Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
  7.  Киселёв М.Ю. Арттерапия: проблемы и перспективы / М.Ю. Киселёв // Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. - М., 1990 .
  8. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии / Л.Д.Лебедева // Дидакт. - М., 2000.
  9.  Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А.Осипова. - М., 2000.
  10. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия / В.И.Петрушин. - М., 1999.
  11. Групповая психотерапия / К.Э.Рудестам. - М., 2003.
  12.  Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  13.  Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994.
  14.  Зарецкая Е. Н. Деловое общение. М., 2002.
  15.  Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М, 2001.
  16. Интернет-ресурс  http://www.bibliotekar.ru/poetika/3.htm
  17.  Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике.
  18.  Интернет-ресурс http://www.trizway.com/art/form/
  19. Шмаков С.А. Культура - досуг - ребенок. - М., 1994.
  20. ЭлъконинД.Б. Психология игры. - М., 1979.
  21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  22.  Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи дошкольников

Материал представлен, как опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель: обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья.Задачи:1. формирование у дошкольн...

Мастер-класс на тему "Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством сочетания интерактивных технологий и ИКТ"

В мастер - классе показано удачное сочетание приёмов интерактивной технологии и ИКТ, которое даёт наилучшие результаты в работе педагога. Такое сочетание можно применять во всех классах как на уроках ...

Конспект урока по математике с элементами ИКТ технологии «Поле чудес».

Обучающие:Знакомство с историческими фактами из области математики;Расширять кругозор и систематизировать знания учащихся в области развития истории математики.Развивающие:Развитие мотивации к изучени...

Обучение детей с ОВЗ на уроках черчения с применением элементов здоровьесберегающих технологий

Презентация содержит информацию о значении предмета, о здоровьесберегающих технологиях, применяемых на уроках, о диагностике и др....

Урок "Электрические явления" с элементами здоровьесберегающей технологии и экологической направленностью.

Закрепить, обобщить и углубить знания обучающихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике и обеспечить прим...