Использование компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС) в учебном процессе как инновационного средства формирования универсальных учебных действий
рабочая программа по психологии на тему

Деревянченко Оксана Владимировна

 C 2012 года на базе МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» организована дошкольная подготовительная группа «Капельки».

С 2014 года наше образовательное учреждение сотрудничает с Сибирским институтом электронных программно-методических средств обучения РАО. Данным институтом совместно с Центром интенсивных технологий в образовании и медицине (г. Новосибирск) разработана компьютерная система интенсивного развития способностей (СИРС) (научный руководитель кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, зав. лабораторией развития творческих способностей Буров А.Н.). На основании решения педагогического совета, руководителем школы был заключен договор о сотрудничестве.

 Комплекс СИРС позволяет развивать способности человека в широком возрастном диапазоне от 4  лет  и является уникальным программным продуктом, который предназначен для непрерывного интеллектуального развития ребенка. В частности, для дошкольных образовательных организаций СИРС интересен возможностями коррекционно-развивающей поддержки детей  с нарушениями развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование компьютерной системы

интенсивного развития способностей  (СИРС)

в учебном процессе как инновационного средства

формирования универсальных учебных действий

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

Вот уже 2 года, с 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящем главной целью формирование успешной личности. Основная установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка, в том числе и детей с ОВЗ.

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Необходимо пояснить, что с 2012 года на базе МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» организована дошкольная подготовительная группа «Капельки».

С 2014 года наше образовательное учреждение сотрудничает с Сибирским институтом электронных программно-методических средств обучения РАО. Данным институтом совместно с Центром интенсивных технологий в образовании и медицине (г. Новосибирск) разработана компьютерная система интенсивного развития способностей (СИРС) (научный руководитель кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, зав. лабораторией развития творческих способностей Буров А.Н.). На основании решения педагогического совета, руководителем школы был заключен договор о сотрудничестве.

 Комплекс СИРС позволяет развивать способности человека в широком возрастном диапазоне от 4  лет  и является уникальным программным продуктом, который предназначен для непрерывного интеллектуального развития ребенка. В частности, для дошкольных образовательных организаций СИРС интересен возможностями коррекционно-развивающей поддержки детей  с нарушениями развития.

Данная программа лицензирована, имеет право на ведение образовательной деятельности, используется в образовательных учреждениях России, о чем свидетельствую положительные отзывы. На основании приказа  инновационная программа СИРС была введена в образовательную деятельность учреждения. Основными участниками использования инновационной технологии стали узкие специалисты школы: педагоги-психологи и логопед. Программа имеет необходимое методическое обеспечение.

Под руководством автора программы определена и основная цель инновационной деятельности по новому направлению: создание системы работы по развитию интеллектуальных способностей у воспитанников, с использованием компьютера на основе СИРС. Реализация данной цели определила постановку и решение следующих задач:

  • повышение уровня компетентности педагогов в вопросах освоения ИКТ;
  • внедрение инновационной технологии СИРС в образовательный процесс;
  • способствовать развитию интеллектуальных способностей (основных психических процессов) у детей различных групп здоровья;

В соответствии с дорожной картой внедрения  инновационной технологии СИРС, были определены следующие этапы  её реализации:

  • организационный;
  • практический;
  • обобщающий.

На организационном этапе, согласно пункту договора, разработчиком было установлено авторское программное обеспечение на 15 компьютеров: 10 компьютеров в кабинете информатики, 2 в кабинете психолога, 2 в учебных кабинетах начальной школы, 1 - в группе дошкольников.

Далее, для педагогов школы и группы «Капельки» были организованы курсы повышения квалификации в объеме 72 часов и выдачей соответствующих сертификатов об обучении.

Следующим шагом внедрения стало создание в школе совета по инновационной деятельности. Его основная функция – осуществление внутреннего контроля за ходом и результатами инновационной деятельности, внесение корректив в её организацию

В связи с внедрением инновационной деятельности были внесены следующие изменения в локальные акты образовательного учреждения:

  • под руководством исполнителя, специалистами школы был разработан учебный план;
  • перспективное планирование по разделам программы СИРС,
  • диагностический инструментарий.

Дальнейшая работа осуществлялась в направлении выявления детей, нуждающихся в развитии интеллектуальных способностей, либо коррекции психических процессов. Для этой цели педагогом-психологом были использованы традиционные способы диагностики уровня развития психических процессов детей.

На основании заявлений родителей, по результатам данных углубленного диагностического исследования были отобраны дети из числа воспитанников  с ОВЗ, а также учащиеся с сниженными способностями к обучению, таким образом эти дети и были отобраны в группу из 6 человек.

        Практический этап. Занятия с дошкольниками проводились в индивидуальной  форме,  1 раз в неделю по 15-20 минут ( в соответствии с СанПин, в зависимости от возраста ребенка).

Первое, а за тем каждое 5-7 занятие проводится режиме «Диагностика». Остальные занятия проводятся в режимах «Стандартный тренинг» либо «Обучение».

Компьютерное занятие для школьников имеет следующую структуру:

1часть, вводная (приветствие, установочный раздел);

2 часть основная. Работа непосредственно на компьютере всегда начинается и заканчивается с таблицы Шульте с использованием индивидуальных настроек для каждого ребенка с учетом его способностей. Разница между показателями результативности прохождения таблицы на начало и конец занятия  является показателем эффективности занятия. Увеличение времени выполнения задания в конце занятия является показателем утомления ребенка, в этом случае необходимо проанализировать наполнение занятия в сторону уменьшения интенсивности нагрузки, с целью повышения эффективности его проведения. И наоборот, в случае, если время считывания таблицы во торой раз меньше, чем в первый, это говорит о том, что темп тренинга был недостаточно интенсивным, и необходимо его подкорректировать в сторону увеличения нагрузки.

Наполняемость занятия для каждого воспитанника зависит от его психологических особенностей развития и содержит в себе упражнения по развитию когнитивных способностей: упражнения на развитие памяти («картинки в клетках», «запоминание цветов»), наглядно-образного мышления (методика Равена, лабиринты, Танграмм),  зрительного восприятия, устойчивости и переключаемости внимания.

Двигательная (снятие мышечного напряжения, гимнастика для глаз);

3 часть заключительная (анализ результатов, рефлексия).

Результаты поурочно фиксируются педагогом либо самим ребенком по каждой подпрограмме (модулю) в специальной ведомости. Также, для отслеживания динамики развития  в программе имеется специальный модуль, по которому можно оценить и проанализировать  итоги работы каждого учащегося.

Обобщающий этап представляет собой обработку полученных материалов, а именно: их качественный и количественный анализ на основе выработанных критериев оценки, соотнесение результатов с поставленными целями, описание хода и итогов инновационной деятельности, обобщение опыта работы в рамках реализации системы интенсивного развития интеллектуальных способностей учащихся. Достоверность и объективность результатов подтверждаются итоговой диагностикой.

На практических занятиях была очевидна заинтересованность и активность детей,  повышенную мотивацию к выполнению заданий. Ценность занятий состоит еще и в том, что при индивидуальных занятиях дети с невысокими результатами ориентируются лишь на свои предыдущие итоги работы, стараясь их улучшить, что исключает факт соперничества со сверстниками и отрицательные эмоции, связанные с не успешностью в деятельности.

Важно сказать, что положительная динамика наблюдалась  у всех учащихся, работающих по программе СИРС. Например, у учащихся со сниженными  способностями к обучению,  объема памяти в увеличился в 0,8 раза; периферийное поле зрения расширилось в 1,2 раза, объем и переключаемость внимания воспитанников взросли в 0,4 раза.

Хочется отметить, что в группу коррекции входили воспитанники с официально установленными диагнозами: синдром нарушенного внимания с гиперактивностью, задержка психического развития, ММД.

Таким образом, компьютерная система интенсивного развития способностей позволяет обеспечить:

  • индивидуальный подход к обучению всех учащихся;
  • сравнение результатов ребенка только со своими предыдущими итогами;
  • достичь положительных результатов в динамике развития за счет эмоционального комфорта, интереса, мотивации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Согласовано»

Руководитель МС

Донцова Л.А._____________

Протокол № _____от «__»______________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ№1»

им. Ярослава Василенко

Гноевая Л.И._______________

Рабочая программа

системы интенсивного развития способностей (СИРС)

«Быстрое чтение, память, мышление»

с учащимися с ОВЗ

Педагог-психолог:

Мильшина О.В.

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время вопросы психологической помощи детям с нарушениями в развитии разработаны далеко недостаточно. На практике различные психотехнические приемы нередко используются психологами и педагогами без учета уровня развития познавательных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

По своему характеру психологическая помощь детям с ЗПР  должна включать в себя:

  • Рекомендации по проблемам воспитания и обучения;
  • Определение готовности больного ребенка к школьному обучению.
  • Специальные психокоррекционные воздействия (занятия);

У детей, имеющих задержку психического развития,  коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизации мнестических и интеллектуальных функций.

Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень достижения конечного результата.

Рабочая программа курса "Система интенсивного развития способностей" (СИРС) составлена на основе методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе.

Программа направлена на развитие памяти, мышления и пространственных представлений, что способствует росту возможностей интеллекта, более интенсивному развитию когнитивных процессов детей. Использование методики СИРС позволяет тонко учитывать индивидуально-психологические особенности каждого воспитанника, что даёт возможность оптимизировать процесс развития способностей. СИРС отличается от других компьютерных разработок прежде всего тем, что используется интегральный, комплексный подход при непрерывном развитии способностей дошкольников.

Актуальность данной программы: потребность в максимальном приближении традиционных форм коррекционно-развивающей работы психологического сопровождения к современным информационно-коммуникационным технологиям, что соответствует требованиям ФГОС.

Цель реализации программы - обеспечить коррекцию и развитие общих и специальных интеллектуальных и мнестических способностей дошкольников с ОВЗ,  как основы для формирования у учащихся позиции субъекта образовательной деятельности.

Основными задачами предложенного курса являются:

− развитие психических познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания,  мышления);

− развитие пространственных представлений;

− развитие навыков оптимальной обработки информации.

Целевой группой программы являются дошкольники с ОВЗ, либо дети, имеющие проблемы в развитии. Дифференцированный подход, используемый при выборе форм и распределении учащихся по различным направлениям развития, способствует созданию условию для развития каждого учащегося, даёт возможность реализовать свои способности, найти свою нишу, и работать в зоне ближайшего развития.

Ожидаемые результаты программы:

  • СИРС будет внедрена в образовательный процесс как инновационная информационная технология;
  • будет повышен уровень развития интеллектуальных способностей дошкольников с ОВЗ;
  • будет обеспечено развитие информационной культуры дошкольников;
  • будут сформированы предпосылки формирования учебной деятельности школьников с ОВЗ.

Компьютерная программа СИРС включает в себя ряд комплексов. Полученные данные заносятся в ведомость результатов. Для каждого комплекса существует своя ведомость. Результаты записываются в ведомость для того, чтобы контролировать динамику развития, сравнивать начальные и конечные результаты ребенка.

Программа СИРС обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Темп перехода от лёгкого к сложному зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Тематика занятий усложняется с учётом возрастных особенностей детей.

Режим занятий: занятия проходят 1 раза в неделю по 15-25 минут, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Занятие состоит из трех частей:

1 часть - приветствие, установочный раздел, работа на компьютере (непрерывная длительность занятий с компьютером для детей дошкольного возраста 15 - 20 минут); гимнастика для глаз;

2 часть - заполнение бланков результатов, психогимнастика;

3 часть - прощание.

Содержание программы

     Так как программа рассчитана на детей до 11 класса, то полный вариант её использования предназначен для учащихся более старшего возраста. Для работы с дошкольниками необходимо выбирать тренажеры из каждого блока, соответствующие возрасту дошкольников.

Компьютерная программа СИРС состоит из двух  комплексов:

навыков интенсивного обучения и  пространственного воображения.

     Комплекс «Навыки интенсивного обучения» состоит из  блоков  «Быстрого чтения»  и  «Запоминания цветов».

     Комплекс «Пространственного воображения» состоит из  блоков «Пространственное мышление» и «Лабиринты».

     Объединяют эти два комплекса  «Развитие памяти» и «Классификация знаний».

     Каждый комплекс включает в себя несколько тренажеров.

Комплекс   навыки интенсивного обучения «Развитие памяти и чтения»

Цели и задачи тренажеров.

Тренажер «Диагностика чтения» - определение скорости, усвоение материала, эффективности чтения и контроль изменения показателей в процессе обучения

Тренажер «Таблица», «Круг символов»- увеличение поля зрения, переключения внимания  устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.

Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствуют развитию понятийного мышления – логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, а также развивает когнитивные навыки: восприятие,  внимание, память.

Тренажер «Текст в строчку», «Текст в столбец» - способствует подавлению артикуляции, увеличение скорости зрительной восприятия информации.

Тренажер «Чтение текста» тип тренинга: затирка(закраска) – способствует подавлению артикуляции.

Тренажер  «Картинки в клетках» - развитие образной памяти, увеличение объема запоминаемой информации.

  • клетки воды
  • трехмерные фигуры
  • морфинг,
  • квадратики,
  • спички

Тренажер «Цифры и буквы»- увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия  зрительной информации .

Тренажер «Порядок слов»- развитие ассоциативной памяти, увеличение объема запоминаемой информации.

Тренажер «Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти.

Комплекс  «Пространственное воображение» и «Лабиринт»

Цели и задачи тренажеров.

При развитии пространственных  представлений используется поэтапное формирование умственных действий:

- тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением  в зеркальном отображении образов;

- тренажеры для работы с развертками куба.

Тренажер «Плоские буквы» - развитие пространственного мышления

Тренажер «Распознавание букв» - развитие пространственного мышления в двух параллельных плоскостях.

Тренажер «Кубики» - тренинг в трехмерном пространстве.

Тренажер «Лабиринты», «Пазлы» - развитие пространственного и логического мышления, ориентировка в пространстве.

ЭУМК «Танграм» предназначен для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур (например: зайчик, буйвол, ежик и т.д.) с помощью 7 геометрических элементов. Имеются возможности вращения, перемещения и автоматической стыковки элементов. Содержит автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения – проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Имеется несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика и Обучение.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА ЗАНЯТИЙ СИРС

с обучающимися с ОВЗ (электронная программа «Система интенсивного развития способностей).

Раздел

Темы

Кол-во часов

«Развитие памяти»

Тренажеры:

- Таблица

- Запоминание цветов

- Картинки в клетках

8

«Пространственное  воображение»

Тренажеры:

- Лабиринт

- Танграм

- Пазлы

7

Система развития наглядно-образного мышления

методика Равена

1

Всего часов

16

Без требований к уровню подготовки воспитанников.

  При проведении коррекционно-развивающих занятий по технологии СИРС важно помнить о  необходимости  соблюдения норм СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10., где разъясняются правила работы с компьютером. Кроме того, имеются противопоказания для отдельных категорий учащихся с ОВЗ:

  • умеренная умственная отсталость;
  • тяжелая умственная отсталость;
  • глубокая умственная отсталость;
  • болезнь Дауна;
  • органическая деменция тяжелой степени с выраженной дезадаптацией;
  • психические заболевания, при которых наблюдаются тяжелые нервно-психические нарушения;
  • отсутствие навыков самообслуживания;
  • показания, определяемые медицинскими работниками и другие.

Учебно – методические пособия

  1. Методическое пособие «Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС» Бурова А.Н.
  2. Методическое пособие «Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение, память, мышление» Бурова А.Н.,МайороваЕ.Г.
  3. Методическое пособие «Развитие понятийного мышления.

Календарно тематическое планирование

по компьютерной программе СИРС

с учащимися с ОВЗ

п/п

№ урока

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

1

Таблица

Запоминание цветов (диагностика №1)

Лабиринт

Таблица

1

2

2

Таблица

Картинки в клетках/клетки воды (диагностика№1)

Танграм

Таблица

1

3

3

Таблица

Запоминание цветов (тренинг)

методика Равена (диагностика№1)

Таблица

1

4

4

Таблица

Картинки в клетках/клетки воды (тренинг) Танграм

Таблица

1

5

5

Таблица

Запоминание цветов Диагностика №2

Лабиринт

Таблица

1

6

6

Таблица

Картинки в клетке /клетки воды (тренинг)

методика Равена (тренинг)

Таблица

1

7

7

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Картинки в клетках/клетки воды диагностика №2)

Таблица

1

8

8

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Картинки в клетках/клетки воды (тренинг)

Таблица

1

9

9

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Картинки в клетках/клетки воды (диагностика№2)

Таблица

1

10

10

Таблица

Диагностика  чтения №3

Запоминание цветов Диагностика №3

Лабиринт

Таблица

1

11

11

Таблица

Картинки в клетках/клетки воды (диагностика№2)

Пословицы

Танграм

Таблица

1

12

12

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Цифры и буквы (диагностика№1)

Таблица

1

13

13

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

14

14

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

15

15

Таблица

Запоминание цветов (диагностика №4)

Лабиринт

Таблица

1

16

16

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Цифры и буквы (тренинг)

Танграм

Таблица

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для МО "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нужда...

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Рабочая программа по технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС) с учащимися начальной школы с ОВЗ.

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технолог...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕМАТИКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, т.е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.Формировать УУД можно, как на аудиторных...

СИСТЕМА ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ (СИРС)

ИРС является уникальным программным продуктом, который предназначен для непрерывного, интеллектуального и творческого развития человека. Цель – повышение производительности труда за счет интенсивн...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...