особенности общения подростка со взрослыми
презентация к уроку по психологии (9 класс) на тему

Бояршинов Александр Александрович

Особенности межличностных отношений современных подростков с родителями и учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc34.5 КБ
Office presentation icon otnoshsheniya_s_roditelyami.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

1

Общение со взрослыми.

2

Это общение насыщено проблемами. Первый источник этих проблем — непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т. п. Взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка.

3

Второе — и родители и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля (гиперопека, постановка целей в форме жесткого императива). Тот факт, что по сути дела на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается фрустрированной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями [11].

4

Психологи отмечают еще одну, чрезвычайно важную, с психологической точки зрения характеристику конфликтов подростков со взрослыми, а точнее, субъективного отношения конфликтующих сторон к конфликту. Эта картина верна для всех подростковых классов. Виновником конфликта всегда признается подросток — так считают родители, так считают учителя, так считают и сами подростки. Подобную самообвиняющую позицию подростков некоторые авторы называют «психологическим смирением», связывая ее с принятием навязываемых им формальных отношений «послушания», ломка позиции «психологического смирения» чаще всего приводит к «психологическому бунтарству» [11].

5

И, наконец, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» и т. д. и т. п. — и совершенно не замечают ростков позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремления помочь им, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит, — для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных».

6

Многие современные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают от того, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять. Но ведь только через реальные проявления доброты, сочувствия, сопереживания эти важные и столь дефицитные сегодня личностные качества могут развиваться. Именно в этот период происходит понимание и оценивание себя как равноправной личности.

7

К тому же учебная деятельность перестает быть ведущей в этом возрасте. Если ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд, то в более старшем возрасте — стремление к личностному общению с ним. Начиная с VI класса подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные — нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя. Однако, несмотря на неудовлетворенность подростков личностными качествами учителей, они все равно стремятся к общению с ними, чего учителя чаще всего не замечают. Они, как правило, полагают, что подростки удовлетворены общением с ними, равно как и их личностными качествами. Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и — невозможности ее удовлетворения. Соответственно расширяется и зона конфликтов — внешних и внутренних [11].

8

Таким образом, в начале подросткового периода складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Это отношение, с одной стороны, вступает в противоречие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка, а с другой стороны, оно вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей, которые возникают в отношениях взрослого и подростка из-за расхождения их представлений о характере прав и меры самостоятельности подростка [3].

9

Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. Существование этих противоположных тенденций и сопротивление друг другу порождают столкновения, которые при неизменности отношения взрослого становятся систематическими, а негативизм подростка — все более упорным. При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. Разными формами неподчинения и протеста подросток ломает прежние «детские» отношения со взрослым и навязывает ему новый тип - «взрослых» — отношений, которым принадлежит будущее. Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношение к подростку.

10

Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения и эмансипации подростка. Появляется отчужденность, убеждение в несправедливости взрослого, которое питается представлением о том, что взрослый его не понимает и понять не может. На этой основе может возникнуть уже сознательное неприятие требований, оценок, взглядов взрослого, и он вообще может потерять возможность влиять на подростка в ответственный период становления моральных и социальных установок личности [3]. Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. Проблема самостоятельности и равноправия подростка в отношениях со взрослым — самая сложная и острая в их общении и в воспитании подростка вообще. Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него.

11

Способы разрешения межличностных конфликтов: 1)Соперничество 2)Сотрудничество 3)Компромисс 4)Приспособление 5)Избегание. Три основные стиля поведения в конфликтах: 1.Пассивно – зависимый. 2.Агрессивный. 3.Уверенный. В 9 классе основные типы поведения  — соперничество и компромисс

12

Ученики 9 классов не все умеют находить нужные пути решения в отношениях с родителями и другими взрослыми, не находят с ними общий язык, но многие уже знают как общаться с близкими. И если вы хотите помочь своим детям – не мешайте им взрослеть и принимать самостоятельные решения, а когда им понадобиться помощь – они сами обратятся к вам! Потому что самое главное для них на данном этапе – это самоутверждение.

13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности общения подростка со взрослыми

Слайд 2

Непонимание взрослыми внутреннего мира подростка Взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка.

Слайд 3

Процесс взросления Потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении

Слайд 4

Виновником конфликта всегда признается подросток Ломка позиции «психологического смирения» чаще всего приводит к «психологическому бунтарству»

Слайд 5

Чаще всего замечают только негативные стороны В этом возрасте возникает эмпатия - стремление помочь, поддержать, разделить горе или радость

Слайд 6

Взрослые стараются только что-то давать подростку Именно в этот период происходит понимание и оценивание себя как равноправной личности

Слайд 7

Учебная деятельность перестает быть ведущей в этом возрасте С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами

Слайд 8

Противоречие является источником конфликтов и трудностей Расхождения представлений о характере прав и меры самостоятельности подростка

Слайд 9

Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношение к подростку

Слайд 10

Проблема самостоятельности и равноправия подростка Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала возможностям подростка

Слайд 11

Способы поведения в конфликтных ситуациях В 9 классе основные типы поведения — соперничество и компромисс

Слайд 12

Многие уже знают как общаться с близкими Самое главное для них на данном этапе – это самоутверждение

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с ребенком-подростком (советы родителям)

Как же найти баланс контроля и самостоятельности?Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все требования, предъявляемые к нему,  на три группы.К первой группе относят...

Родительское собрание "Особенности общения с подростком в семье

Разработка родительского собрания содержит советы психолога для родителей подростков....

Общение подростка со взрослыми и сверстниками.

Общение подростка со  взрослыми и сверстниками....

Особенности общения с подростком в семье.

Подростки решают судьбыСерьёзных взрослых людей.В своих одиноких прогулках,В компании шумной своей.Они намечают цели,Они выбирают путиОт этого выбора взрослымПорой никуда не уйти....

«Особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми»

Структурно-логическая схема поможет наглядно увидеть особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми на всех возрастных этапах....

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка" ПУБЛИКАЦИЯ  https://urok.1sept.ru/articles/641820...