Антистрессовый классный час
классный час по психологии (9 класс) на тему

Каждый из нас в течение своей жизни играет различные социальные роли. Вы – ученики, друзья, одноклассники, братья и сестры…  Ежедневно мы произносим тысячи слов, совершаем сотни дел, становимся свидетелями многих событий…  И каждый из нас воспринимает увиденное или услышанное по своему – индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antistressovyy_klassnyy_chas.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Антистрессовый» классный час

с элементами тренинга

«Стресс . . . или как сохранить здоровье»

Цель: - Систематизировать  знания учащихся о стрессе;

- Ознакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовых ситуациях;

- Сформировать у учащихся понимание «полезности» стресса, способствовать осознанию своей «нормы» стресса;

- Актуализация внутренних ресурсов учащихся.

Используемые методы: дискуссии, тренинговые упражнения, презентации.

Условия проведения и оборудование: просторное помещение, столы,  стулья, цветные карандаши или фломастеры, бланки, карточки, раздаточный материал. Занятие проводится с учащимися одного класса в рамках одного урока – 45 минут.

        Для того чтобы работа со всем классом проходила более эффективно, ведущий делит учащихся на группы. При входе ученикам раздаются разноцветные карточки, соответствующие цвету стола, отведенного для работы одной группы из 4-5 человек.

Введение

        Каждый из нас в течение своей жизни играет различные социальные роли. Вы – ученики, друзья, одноклассники, братья и сестры…  Ежедневно мы произносим тысячи слов, совершаем сотни дел, становимся свидетелями многих событий…  И каждый из нас воспринимает увиденное или услышанное по своему – индивидуально.

        Тема нашего сегодняшнего классного часа «Стресс … или как сохранить свое  здоровье».

- Что вы считаете стрессом? (Ответы учащихся).

- Все ли подвержены стрессу, или только люди, находящиеся в экстремальной ситуации? (Ответы учащихся).

Давайте проанализируем, что мы с вами знаем о стрессе? Как мы реагируем на него? Часто ли такое случается?

Я буду зачитывать различные высказывания, а ваша задача примерить их на себя и вложить в ответ свое мнение. Для этого вы возьмете разноцветные  карточки с ответами: красная карточки – «Согласен», синяя – «Не согласен».  Не задумывайтесь надолго, отвечайте сразу.  Готовы – начали.

  1. Стресс - неотъемлемая часть жизни всех людей. Подобные ситуации наделяют нас необходимым опытом, «учат жизни».
  2. Стрессовые ситуации для многих – необходимость для нормального существования, другими словами есть люди, которые жить не могут без подобных ощущений.
  3. Стрессы разрушают наше здоровье и являются причинами многих болезней.
  4. От стресса – есть лекарства! Или, по крайней мере, его можно научиться контролировать.
  5. Стрессовых ситуаций в жизни взрослых и детей примерно одинаковое количество.
  6. Каждый из нас по-своему реагирует на стрессовую ситуацию.
  7. У ваших родителей в вашем возрасте было намного меньше поводов для волнений и переживаний.

Многие из вас ответили «Согласен» на последнее утверждение. Давайте подумаем почему и попробуем найти отличия в вашей юности и юности ваших родителей? 

Упражнение 1. «Ищем отличия»

Каждой группе учащихся раздается по 2 одинаковых карточки с названием различных видов деятельности:

 

Чтение книг

Настольные игры (лото, домино, шахматы, нарды и т.д.)

Посещение уроков

Общение с одноклассниками

Общение с родителями

Общение с друзьями

Свидания

Он-лайн общение

Посещение кружков, секций

Прослушивание  музыки (на уроках, на прогулке, дома..)

Курсы

Компьютерные игры

Использование ресурсов Интернет

Поездки, экскурсии, походы

Праздники

Олимпиады

Посещение театров

Кинотеатры

Просмотр телепередач

Молодежные журналы

 Разговоры по телефону

        

        Ваша задача состоит в том, чтобы разложить эти карточки в две стопки: 1 стопка – молодежь 20 столетия, 2 стопка – молодежь 21 столетия.

        Анализируем результаты:

  1. В какой стопке оказалось больше карточек?
  2. Почему? Что это значит? (Обсуждение) Итак, получается, что современный человек получает в день больше информации, чем человек, живший в прошлом столетии. Даже сравнивая свое поколение с поколением своих родителей, вы видите разницу.

Что же происходит с нашим мозгом? Давайте сами наглядно увидим, как  рождается стресс.

Упражнение 2. «Перегрузка»

        Давайте вообразим себе, что вот эта корзина – мозг среднестатистического школьника. Здесь нашлось место и для учебы, и для его общения со сверстниками и людьми более старшего возраста, и для его увлечений. Все перечисленное нами ранее – это определенный вид информации, получаемый нами в течение дня. На ваших столах находятся листы бумаги. Я буду зачитывать различные действия, совершаемые ежедневно, а вы берете и сминаете столько листов, насколько вам свойственно именно это действие. Всем понятно. Готовы – начали.

  1. С утра вы встречаетесь и общаетесь с родителями.
  2. Далее идете в школу, присутствуете на уроках, получая информацию от учителя.
  3. На переменах  и по дороге домой общаетесь с одноклассниками и друзьями.
  4. Слушаете музыку.
  5. Возвращаясь домой,  смотрите телевизор.
  6. Разговариваете по телефону.
  7. Играете в компьютерные игры.
  8. «Зависаете» в Интернете.
  9. Вечером гуляете с друзьями.
  10.  Общаетесь с родителями или другими людьми.
  11.  Посещаете спортивные секции, кружки, дополнительные занятия по предметам.
  12.  Ездите на курсы.

Теперь прошу вас загрузить  вашу информацию в наш мозг. Итак, что же у нас получилось. Мозг загружен доверху, и много информации осталось «за его пределами», она просто не поместилась.  Так происходит и в действительности, наш мозг не выносит такой большой нагрузки, ему необходимо время, чтобы распределять, сортировать ее, расставляя знания по полочкам. А вместо этого его постоянно загружают новой, дополнительной информацией…  Как вы думаете, как он будет реагировать? (Ответы учащихся).

        В состоянии постоянной перегруженности, мозг начинает работать в напряженном ритме, пытаясь усвоить полученные данные. Именно так начинается стресс.

        Как вы думаете, в каком месте была идеальная «наполняемость» нашего мозга?

        Для того,  чтобы это понять можно провести аналогию со скрипичной струной: недостаточно натянутая струна звучит хрипло и тихо, перетянутая – резко и раздражающе. Только идеальное натяжение дает нам чистый и правильный звук.

        Каждый из нас может найти свою «норму» стресса, которая позволит играть музыку нашей жизни, избегая расхлябанности и переутомления.

 Как вы считаете, почему вашим родителям было легче учиться в школе, запоминать что-либо, общаться, быть внимательнее?

Мы не можем отгородиться от жизни, от сегодняшнего наплыва информации, но нам надо научиться правильно распределять свое время, научиться владеть информацией, управлять своим состоянием, иначе наше настроение и эмоции завладеют нами.

Упражнение 3. «Моя рабочая неделя»

Участникам раздаются бланки, на которых они должны закрасить время суток разноцветными карандашами (фломастерами): красным цветом – то время, которое совпадает с большей нагрузкой, желтым – со средней нагрузкой, зеленым – с отдыхом и развлечениями (эта работа начинается на занятии, а завершается дома).

Дни недели

Утро

День

Вечер

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня. Через неделю желающие демонстрируют свои бланки. Группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с цейтнотом (там, где много красного цвета) и предлагает, как можно этого избежать. Ведущий подчеркивает такие варианты предотвращения цейтнота как:

- планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент;

- делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда у участников есть внешкольные занятия или внеклассные мероприятия;

- не браться за несколько дел одновременно.

Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.

        Упражнение 4. «Справляемся со стрессом»

        Как же вы справляетесь со своим плохим настроением или усталостью? Проранжируйте по значимости для вашей группы, перечисленные ниже варианты. Раздаются карточки.

Варианты

Ранг

Слушаю музыку

Смотрю телевизор

Играю в компьютер

Занимаюсь спортом

Обсуждаю проблему с кем-либо

Уединяюсь

Сплю

Иду гулять

Свой вариант

        Анализируем результаты. Легко ли вам было договориться в своей группе? Одинаковы ли у вас способы снятия плохого настроения и усталости? У кого есть свой вариант борьбы со стрессом?

        Один из таких вариантов я предлагаю вашему вниманию. Сядьте поудобнее, расслабьтесь… Готовы – начали.

        Далее предлагается презентация на снятие эмоционального  напряжения.

        После окончания ребятам предлагается дома продумать свой «рецепт» выхода из  стрессовой ситуации и поделиться им на следующем занятии, на котором мы и попробуем применить их при работе со стрессовой ситуацией, связанной с предстоящими экзаменами.

Обсуждение

        - Что нового вы узнали на сегодняшнем классном часе?

        - Какие приемы (рецепты) оказались для вас наиболее оптимальными?

        - Что вызвало у вас наибольшие трудности?

Выводы:

 Стресс – абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. У каждого из нас есть своя норма стресса и ее переизбыток ведет к разрушению личности… А ее недостаток к остановке личностного развития.

         Я желаю каждому из вас найти ту «золотую середину»,  которая бы помогла бы вам  достичь хороших результатов в вашей  деятельности и научиться владеть собой, своими эмоциями. Эти умения  помогут вам достойно выходить из любой ситуации и сохранить свое здоровье.

Ну а если вы начнете ощущать дискомфорт от скованности и напряжения, прочтите следующие рекомендации и восстановите гармонию в своей душе. Раздаем ребятам рекомендации.

Стресс или информационный переизбыток?

Никогда не пытайся делать множество дел сразу.

Если день выдался сложным, как информационно, так и эмоционально, не забывай о том, что твой мозг, как никогда, нуждается в обыкновенном отдыхе!

Помни, что Интернет, ТВ, и даже музыка, только на первый взгляд помогают расслабиться! На самом же деле, ты просто загружаешь свой мозг дополнительной информацией.

Если ты слишком загружен, составь список ежедневных заданий, подумай, как ты можешь его сократить?

Устраивай себе «разгрузочный день», хотя бы раз в две недели! Пусть это будет день, когда ты будешь встречаться «один на один» со своими мыслями, проблемами, чувствами… не обращаясь за помощью к средствам массовой информации.

Если ты чувствуешь, что не можешь расслабиться – прими ванну. Вода помогает расслаблению.

Делайте что-то приятное для других каждый день и от чистого сердца. Реализуй свои потребности в хобби.

         Не взваливай на себя ответственность за проблемы других людей.

Если ты вынужден запоминать «неотложную» информацию, делай это вперемежку с физическими упражнениями. После умственного труда просто необходима физическая нагрузка!

Выдели, как минимум, час в день для пребывания на свежем воздухе.

Куда бы ты не направлялся с утра, поставь перед собой задачу увидеть по пути что-нибудь красивое (например, цветы или рассвет).

         Проснувшись, сделай себе комплимент!

Научитесь проигрывать с честью, и помни, что действие стресса гораздо больше зависит от твоей реакции на происходящее, чем от самого события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация :МАПГ / музыкально- антистрессовая пластическая гимнастика./

Актуальной задачейфизического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы учащихся на основе формирования у них потребности в движениях и положите...

антистрессовые приёмы

Рекомендации по профилактики стрессового состояния...

Антистрессовая релаксация.

Данная антистрессовая релаксация рекомендована Всемирной организацией здравоохранения. Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в неде­лю. Поначалу оно занимает около четверти часа, ...

антистрессовй комплекс упражнений для учителей

Антистрессовй комплекс упражнений для учителей...

Буклет "Антистрессовые приемы"

Десять профилактических правил для всех и каждого....

Применение идеорефлекторных упражнений антистрессовой методики «Ключ» на уроках физической культуры

Актуальность обусловлена распространением  всевозможных хронических заболеваний среди школьников всех возрастов, постоянным повышением учебной нагрузки и необходимостью нивелировать негативное вл...


 

Комментарии

Трипуть Мария Вячеславовна

Светлана, очень интересное занятие! Если вы не против, возьму для использования в своей школе)