Главные вкладки

    Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"
    план-конспект занятия по психологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Юдина Елена Сергеевна

    Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со статьями УК РФ, по которым подростки несут уголовную, материальную и административную ответственность за различные виды насилия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologicheskoe_i_fizicheskoe_nasilie_v_shkole.rar2.13 МБ

    Предварительный просмотр:

    Слайд 1

    «Физическое и психологическое насилие в школе. Последствия для обидчика»

    Подготовила: педагог-психолог Юдина Е.С.

    Цель:

    1. Познакомить обучающихся с социально-психологическими особенностями подросткового возраста.
    2. Познакомить обучающихся с понятиями: «буллинг», «психологическое насилие», «физическое насилие».
    3. Познакомить со статьями УК РФ (Ст.116, 117, 119, 129, 130) и мерами наказания за нанесение побоев, истязаний, умышленного причинения вреда здоровью, клевету и оскорбление.
    4. Познакомить обучающихся с алгоритмом действия в случае оказания психологического или физического насилия по отношению к его личности.

    Ход занятия:

    Слайд 2

    1. Особенности подросткового возраста

    В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей.

    Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подростковый возраст охватывает период жизни с 10 до 18 лет.

    Психологические особенности этого возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

    Слайд 3

    • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
    • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
    • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
    • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
    • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

    Слайд 4

    Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом процессов, которые происходят в молодом организме.  И все эти изменения  напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.

    На физиологических особенностях подросткового возраста мы останавливаться не будем, эта информация доступна для вас в сети Интернет. Скажу лишь одно, что гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков. Поэтому, отсутствие в вашей жизни физических нагрузок (отсутствие занятий спортом), наличие вредных привычек – курение, алкоголь, наркотики негативно влияют на растущий организм, тем самым тормозя нормальное развитие всего организма и, как следствие, наличие у подростка ряда психологических и психических проблем.

    Нас сегодня больше интересует именно социально- психологические особенности подросткового возраста.

    Почему именно этот аспект выходит на первый план?

    Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью. Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых.

    В этот период обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей. Нередко случаются конфликты с ровесниками. В основном они являются проявлением борьбы: у мальчиков — за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек — за представителя противоположного пола.

    Т.о., ведущими факторами развития у вас сейчас становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности. Социальная ситуация развития такова, что происходит переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости.  Именно в этот период, если вы претендуете на взрослость и открыто и демонстративно об этом заявляете окружающим, то должны со всей ответственностью подходить к ситуациям, связанным с вашим развитием, общением и поведением.

    2. Физическое и психологическое насилие в школе.

    Но, к сожалению, мы часто наблюдаем ситуации, когда вы, при всей вашей кажущейся взрослости, зачастую не отдаете себе отчет в том, как вы разговариваете с родителями, педагогами или своими ровесниками, как вы ведете себя по отношению к взрослым или одноклассникам.

    И, возвращаясь к теме нашей встречи «Физическое и психологическое насилие в школе», хотелось бы познакомить вас этими понятиями.

    Слайд 5

    Насилием называют действие или бездеятельность одного субъекта по отношению к другому, результатом которого являются физические, психологические, моральные, сексуальные или экономические страдания.

    Существует также другая интерпретация этого понятия – это воздействие на человека с целью запугивания, принуждения к определенной деятельности, унижения.

    Слайд 6

    Психологи часто отожествляют насилие с агрессией. Называть понятия идентичными нельзя, поскольку агрессия – форма поведения, целью которой является нанесение вреда, а насилие - это крайне опасная форма агрессии.

    Слайд 7

    Агрессивное поведение школьников представляется в двух формах:

    • Защитная – это обоснованная форма, проявляется в ответ на насилие по отношению к личности.
    • Наступающая или разрушительная – используется для нападения, издевательств, мучений другого человека или группы лиц.

    Слайд 8

     Сейчас очень часто можно услышать такое слово – «буллинг» - это форма насилия, имеет ту же природу, что и «дедовщина» в армии. Проявляется в запугивании, издевательствах, оскорблениях, травле. И, к сожалению, на сегодняшний момент, очень распространена в школах.

     Буллинг проявляется в двух формах:

    1. Физической.
    2. Психологической.

     

    Но, наверное, физическая форма буллинга более или менее понятна. Это нанесение различных повреждений, т.е., мы говорим в этом случае о физическом насилии.

    Слайд 9

    Физическое насилие – это вид отношения к человеку (ребенку), когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения.

    Слайд 10

    Определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно по следующим признакам:

    • необъяснимо возникшие кровоподтеки (синяки);
    • шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;
    • следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли, портфелем);
    • след от укуса на коже;
    • наличие на голове участков кожи без волос;
    • необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, ожоги горячим предметом (от зажигалки, утюга, и т. д.);
    • необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;
    • повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок);
    • необычное состояние ребенка после насильственного приема алкоголя или лекарств;
    • умерший ребенок с признаками насилия (убийство)

    Слайд 11

    В чем же заключается психологическая форма проявления буллинга или психологическое насилие?

    Эту форму насилия можно разбить на три класса:

    1. Вымогательство, умышленная порча имущества.
    2. Бойкот, когда жертва оказывается в изоляции (игнор).
    3. Вербальное проявление (словесное):
    • придирки к внешнему виду: внешности, манере одеваться, ходить, говорить;
    • распускание слухов с целью испортить репутацию человека, его отношения с друзьями, педагогами;
    • угрозы физической расправой, нанесением травм («Я тебя убью», «Я тебя покалечу» и пр.), распространением информации, которая может нанести вред человеку;
    • дразнение, обзывание.

    Наверное, многие из вас сталкивались с такими формами проявления насилия именно в школе.

    Слайд 12

    Какие же могут быть причины, порождающие детское насилие?

    • Скука, отсутствие занятости или интереса к учёбе.
    • Зависть.
    • Отстаивание первенства.
    • Психологические особенности личности.

     

    С точки зрения общества, буллинг – это некая пассивная форма насилия. Но последствия от него могут быть очень серьезные:

    Слайд 13

    • падение самооценки; которая в последствии приведёт к неуверенности, зависимости от чужого мнения, невозможности самореализоваться и добиться успеха в жизни.
    • невротические расстройства и другие травмы психики;
    • проблемы в построении отношений (с ровесниками, педагогами, противоположным полом);
    • самоубийство.

    Это последствия для «жертвы». А вот что ожидает «обидчика»? Об этом мы сейчас и узнаем.

    Слайды 14

    Ответственность и меры наказания за нанесение побоев, истязаний, умышленного причинения вреда здоровью, клевету и оскорбление.

    Слайд 15

    Статья 116 – «побои – это совершение насильственных действий в отношении человека, которые причиняют ему физическую боль, но не влекут за собой незначительную стойкую утрату общей трудоспособности или кратковременное расстройство здоровья».

    Цель побоев – это стремление причинить физическую боль определенному лицу. Мотивы данного преступления: обида, ревность, месть, неприязнь.

    Побои могут быть способом совершения другого преступления, такого как, причинение телесных повреждений и истязание.

    В таком случае они будут квалифицированы по статьям 111, 112 и 117 УК РФ.

    Возраст, после достижения, которого наступает уголовная ответственность за побои – 16 лет.

    Слайд 16

    Наказание за нанесение побоев.

    • штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда;
    • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 1 месяца;
    • обязательные работы на срок от 120 до 180 часов;
    • исправительные работы на срок до 6 месяцев;
    • арест на срок до 3 месяцев.

    Слайд 17

    Несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения преступления возраста 14 лет подлежат уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями:

    Статья 105 УК РФ – убийство

    Статья 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека

    Статья 112 УК РФ – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

    Статья 132 УК РФ – насильственные действия

    Слайд 18

    Несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения преступления возраста 16 лет подлежат уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями:

    Статья 109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности

    Статья 110 УК РФ – доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего

    Статья 116 УК РФ –  побои

    Статья 115 УК РФ – умышленное причинение лёгкого вреда здоровью

    Статья 117 УК РФ – истязание

    Статья 119 УК РФ – угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы

    Статья 129 УК РФ – клевета, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию

    Статья 130 УК РФ – оскорбление, т.е., унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме

    Слайд 19

    Материальная ответственность несовершеннолетних

    Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причинённый ими вред.

    За вред, причинённый малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут их родители или законные представители (статьи 26, 28 ГК РФ)

    Слайд 20

    Административная ответственность несовершеннолетних

    Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность – 16 лет.

    Виды административных наказаний:

    • Предупреждение
    • Административный штраф
    • Иные меры воздействия, применяемые комиссией по делам несовершеннолетних

    Слайд 21

    Алгоритм действий в случае оказания любого вида насилия по отношению к вашей личности.

    Что же делать подростку в случае психологического, физического или иного вида  насилия?

    Конечно же  – НЕ МОЛЧАТЬ и НЕ СКРЫВАТЬ факт такого насилия!!!!!

    • Если у вас достаточно доверительные отношения с родителями – первым делом надо рассказать им.
    • Если вы боитесь своих родителей или вам стыдно, что они осудят вас или не поймут – всегда можно обратиться к педагогу – классному руководителю, психологу или социальному педагогу в школе. Вся полученная информация от вас является конфедициальной и разглашению третьим лицам не подлежит. Поэтому опасаться этого не надо.
    • И, конечно же, для вашей помощи всегда круглосуточно работают специалисты телефона доверия, по которому можете  позвонить не только вы, но и ваши родители и получить квалифицированную и анонимную  помощь специалистов.

    Раздать визитки телефона доверия

    Слайд 22

    И всегда помните о том, что любое правонарушение, в том числе и насилие над личностью – в любой форме, должно быть наказано.  

    А вы, как люди, претендующие на взрослость, должны отдавать отчет о своем поведении и контролировать свои эмоции.

    Будьте здоровы и берегите себя!

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактическое занятие для обучающихся 7-8 классов "Здоровье человека - основа жизненного успеха"

    Профилактическое занятие для обучающихся 7-8 классов "Здоровье человека  - основа жизненного успеха". Цель данного занятия -  формирование у старшеклассников осознанного и ответственного отн...

    Профилактическое занятие для обучающихся 7-8 классов «Здоровье – залог успеха»

    Методическая разработка занятия для 7-8 классов по формированию у старшеклассников осознанного и ответственного отношения к своему здоровью....

    "С тревогой о будущем" - профилактическое мероприятие для обучающихся 8-10 классов

    Алкоголь, никотин, наркотики – извечные и коварнейшие враги человечества, недаром их называют дурманом, зельем, отравой.«С тревогой о будущем». Название этого мероприятия уже говорит само за себя. Под...

    Рабочая программа по футболу для обучающихся 8-11 классов (в рамках дополнительного образования)

    Модифицированная программа по футболу, расчитана на обучающихся среднего и старшего школьного возраста, реализуется на базе гимназии № 26 г. Томска в рамках дополнительного образования....

    ПРОГРАММА КУРСА «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-го КЛАССА /В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ/

    Программа элективного ориентационного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» для обучающихся 9 класса составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки ОУ, а именно, создани...

    Профилактическое мероприятие для учащихся 5 - 11 классов "Подросток в мире закона"

    Профилактическое мероприятие "Подросток в мире закона"...