ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАС И НОДА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
презентация к уроку по психологии на тему

Лукьянова Алена Владимировна

Работа психолого-педагогического сопровождения с детьми с РАС и НОДа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_op_seminar_20.01.17.g._lukyanova_av.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАС И НОДА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Подготовила Педагог-психолог Лукьянова Алена Владимировна

Слайд 2

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого .

Слайд 3

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Сопровождение тьютора; Дополнительные занятия с педагогом; Занятия (групповые /индивидуальные ) с дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом, олигофренопедагогом); Занятия (групповые /индивидуальные ) с логопедом; Занятия (групповые /индивидуальные ) с психологом; Занятия (групповые /индивидуальные ) с социальным педагогом; Занятия ЛФК, занятия в специальной физкультурной группе, ритмикой; Динамическая оценка состояния ребенка на ППК

Слайд 4

СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ Специальное оборудование под ребенка; Специальные дидактические материалы, в соответствии с потребностями ребенка; Специальное изменение архитектурной среды ОУ под особенности ребенка

Слайд 5

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ Разработка индивидуального образовательного плана Наблюдение профильного врача; Гибкий режим учебных и/или эмоциональных нагрузок; Гибкий режим взаимодействия с нормативно развивающимися сверстниками в ОУ; Сроки повторного обследования на ПМПК

Слайд 6

Программно-методическое обеспечение Образовательная программа школы, индивидуальные учебные планы, общеобразовательные программы с элементами коррекционно-развивающего обучения, индивидуальные программы, коррекционные маршруты, индивидуальные траектории развития, комплексные программы сопровождения. В образовательном учреждении обучение ведётся по системе учебников «Школа Росси». Предполагается использование средств обучения, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию учебной работы на уроке и во внеурочное время: учебники, рабочие тетради. Коррекционно-развивающая работа на уроке и во внеурочное время организуется с помощью: «Психологическая азбука « В. Вачков, изд-во Генезис. «Тропинка к своему я» О. Хухлаева, «Урки психологии» И.Кривцова и т.д. -Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова «Звуки речи, слова, предложения - Что это?». Учебник-тетрадь для индивидуальных и групповых коррекционных занятий - Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова, Т.А.Мещерякова, «Я учусь писать, учебное пособие - С.Г.Шевченко «Природа и мы: Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. : изд-во « Ассоциация XXI век»,1998г. И многие другие

Слайд 7

СППК -в сопровождение играет важную роль Для организации деятельности образовательного учреждения (ее специалистов) по сопровождению образовательного процесса ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную практику. Для организации взаимодействия с городской ПМПК и другими «внешними» учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка». Для поддержания разумного баланса между обеспечением образовательных прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОУ (группе, классе). Для минимизации конфликтных ситуаций в ОУ. Для защиты своего образовательного учреждения.

Слайд 8

ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ОУ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ С ОВЗ Разработка Индивидуального Образовательного Плана (ИОП); Динамическая оценка эффективности реализации ИОП (индивидуализированного образовательного маршрута и коррекционных программ в рамках психолого-педагогического сопровождения); Изменение образовательной траектории ребенка в ОУ; Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям

Слайд 9

Индивидуальный образовательный план (индивидуальная программа развития) документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и педагогов в организации психолого-педагогического сопровождения и индивидуализации образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (заключение ПМПК) в рамках школы на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка.

Слайд 10

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА (ПО Т.П. ДМИТРИЕВОЙ) Создание «безбарьерной» среды : специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др. Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений. Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; особенности междисциплинарного взаимодействия. Формирование социальной компетентности : направления и задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и формы оценки достижений.

Слайд 11

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ (В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ) Специалист Направление коррекционно-развивающей работы Используемые программы Технологии (формы, методы, приемы) Планируемые результаты Оценка эффективности Рекомендации учителю (воспитателю) Дефектолог Логопед Психолог Социальный педагог (тьютор)

Слайд 12

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Дата заполнения: ___________________________________ 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ Ф.И.О. ребенка Дата рождения Сведения о семье: Мать (ФИО, образование, место работы) Отец (ФИО, образование, место работы) Учитель (ФИО): Специалисты: Учитель-логопед: Учитель-дефектолог: Педагог-психолог: Медицинская сестра: Группа здоровья Режим пребывания ребёнка в ОУ Заключение ПМПК Рекомендации ПМПК Долговременные цели Цели на текущий период (учебный год)

Слайд 14

ПЕДАГОГ — ПСИХОЛОГ занимается : -предупреждением возникновения проблем развития ребенка; -помогает (содействует) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, -коррекцией нарушения эмоционально-волевой сферы, -решает проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; -психологическим обеспечением образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов, -консультирует , просвещает

Слайд 15

ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме

Слайд 16

Задачи психологического сопровождения ребенка с РАС и НОДА: - определение наиболее адекватных путей и средств развивающе-коррекционной работы с ребёнком; - прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития; - реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса

Слайд 18

Основные формы работы-дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Главная задача дефектолога - определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе. Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку. УЧИТЕЛЬ -ДЕФЕКТОЛОГ

Слайд 19

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон(лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций .

Слайд 20

При проведении индивидуальных и подгрупповых занятий логопед ставит перед собой следующие задачи: уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов, атаксии) развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции нормализация просодической системы речи формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи развитие фонематического восприятия и звукового анализа развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук нормализация лексико-грамматических навыко в

Слайд 21

СОЦИАЛЬНЫЙ-ПЕДАГОГ Социальная поддержка — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Успешность решения этих проблем напрямую связана с целенаправленной социально-педагогической работой. Содержание этих мер направлено на: расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь; предоставление адекватной информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса; предоставление полноценной информации о социальных институтах помощи, содействие специалистам в составлении образовательного и абилитационного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка; налаживание семейного микроклимата; организация психологической поддержки родителей; организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов.

Слайд 22

ПЕДАГОГ ПО ЛФК - проводит физкультурные занятия с детьми с ОВЗ по определенной программе - полностью отвечает за безопасность и здоровый образ жизни обучающихся -контролирует двигательную активность детей в течение дня. - вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий -организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания -участвует и привлекает детей с ОВЗ к массовым, значимым мероприятиям в школе и за ее пределами, -проводит социально-значимые спортивные мероприятия ( «Веселые старты», «Мама,папа, я-спортивная семья» и т.д.) Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Слайд 23

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА Медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в ОУ, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того, медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.

Слайд 24

В итоге реализации полноценного психолого-педагогического сопровождения будут созданы качественные условия для воспитания и обучения детей с РАС и НОДА: · Выявление и внедрение путей диагностирования, обучения, воспитания и развития детей с РАС И НОДА. · Создание авторских педагогических технологий работы с детьми с РАС и НОДА. · Создание системы по повышению профессиональной компетентности педагогов по работе с детьми с РАС И НОДА. · Налаживание межсетевого взаимодействия с различными образовательными структурами по сопровождению детей с РАС и НОДА. · Функционирование комплексной системы сопровождения детей с РАС и НОДАв инклюзивном образовании .

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение специального (коррекционного) образования в общеобразовательных учреждениях"

Методический материал для педагога-психолога к методическому объединению, семинару или педагогическому свету педагогов ОУ....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

В презентации рассматриваются компоненты психолого-педагогического сопровождения, средовые условия и этапы работы  психолого-педагогического консилиума по сопрождению ребёнка с ОВЗ....

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными  потребностями в общеобразовательной школе. На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается большая ответственн...

Доклад для педсовета на тему: "Психолого-педагогические аспекты предупреждения и разрешения конфликтов в образовательном учреждении."

Материал будет полезен всем педагогам без исключения. Дана развернутая характеристика причин и видов конфликтов, особенностей их преодоления....

Программа индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста в условиях общеобразовательного учреждения "Мы вместе!"

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на учебном занятии, логично выстроить последовательность эт...