Главные вкладки

    Выступление на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение специального (коррекционного) образования в общеобразовательных учреждениях"
    методическая разработка по теме

    Круглова Ольга Валерьевна

    Методический материал для педагога-психолога к методическому объединению, семинару или педагогическому свету педагогов ОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_verno.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогическое сопровождение специального (коррекционного) образования в общеобразовательных учреждениях.


     

    Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

     Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

     На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи.

    Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

     Целью психологического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание  системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

    Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

     Основными сферами  деятельности  педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:

    – психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
    – психологическое сопровождение педагогического коллектива;
    – психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

    Остановлюсь  подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения и психологического просвещения обучающихся и их родитетелей.

    По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки с ОВЗ города обследуются на городской или областной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),  которая систематически проходит на базе Центра диагностики и консультирования.  Специалистами ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития.

    На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве города. Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и  рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку  обучаться дальше. Отмечу, что в специальной (коррекционной) школе   дети  обучаются по программе VIII вида с основным диагнозом: легкая умственная отсталость.

    Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.).

     Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

    ·                   систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;

    ·                   создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

    ·                   создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).

    К основным направлениям  деятельности педагога-психолога относятся:

    - диагностическая деятельность;

    -  консультативная деятельность;

    - коррекционно-развивающая работа;

    -  экспертная работа;

    - организационно-методическая деятельность;

    - просветительская работа;

    - психопрофилактика.

      Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:


    ·  определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;

    ·  прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

    ·  реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

       Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

    ·  создание системы психолого-педагогической поддержки всех  учащихся в период их школьной адаптации;

    ·  выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

    ·  диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

    ·  определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

    ·  разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

    ·  создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.

    Направления работы педагога-психолога в  школе:

    ·          комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;

    ·   выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;

    ·   реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;

    ·   Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;

    ·   проведение дифференцированной диагностики учащихся с рекомендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения;

    ·     участие в  ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;

    ·     составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;

    ·     взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, дефектологами, социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);

    ·     знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;

    ·     проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;

    ·     осуществление работы с родителями  (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;

    ·     консультирование  родителей по их запросам;

    ·     осуществление просветительской  работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения;

    ·     проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене школы,

    ·     осуществление прогноза социальной дезадаптации.

    При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу  педагогом – психологом подробно изучаются  данные его анамнеза  и особенностей раннего развития.

    В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую  не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать).  У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

    В 1-4 классах  проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (2 раза в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, и, формирование привычки ЗОЖ.

    Далее отслеживается мониторинг развития всех обучающихся и на школьной ПМПк доводятся результаты обследования до каждого педагога школы.

       Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

       Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

     В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно.  Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

      С  диагностическими данными обучающихся  знакомятся  все участники образовательно-воспитательного процесса  для координации совместных усилий.

      Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

    Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико - социального сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

     Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Специалисты психологической службы  сопровождения специальной (коррекционной) школы   находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

     

     

    Литература:

    1.     Психологическая служба школы.  Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995

    2.     Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

    3.     Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

    4.     Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008

    5. Интернет ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

    В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

    Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

    Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

    Презентация к методическому объединению учителей школьного образовательного округа№1 по теме "Психолого -педагогическое сопровождение введения ФГОС"

    ФГОС в качестве основных  образовательных  результатов выделяет  4 группы УУД: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.  Необходимость измерения  компетенций...

    Консультация для педагогов, педагогов-психологов на тему "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

    В связи с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательных организациях всё чаще обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Зачастую педагоги и родители не готовы принять такого ребё...

    Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

    Выступление по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение в школе".

    Презентация-сообщение для педагогов и родителей  о направлениях, формах, видах работы психолога с детьми в школе....

    Публикация на тему"Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями."

    Актуальность статьи в том, что важной задачей чему должны научиться педагоги в работе с детьми с ОВЗ - это учитывать многообразие в своем педагогическом подходе к каждому ребенку....