Тревожность подростков
презентация к уроку по психологии на тему

Кованда Яна Борисовна

В презентации представлен теоретический материал по теме тревожности, указаны ее причины и даны рекомендации по ее снижению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тревожность152.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тревожность подростков Подготовила : педагог-психолог МБОУ «Школа- лицей » Кованда Я.Б.

Слайд 2

В общем виде тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. Если говорить образно, то формула переживания очень проста — это пропасть между настоящим и будущим, когда нет возможности опереться на что-то конкретное в жизни, когда неопределенность вызывает страх, тревогу.

Слайд 3

эмоциональное состояние (ситуативная тревога) тревожность устойчивая черта, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги

Слайд 4

Проявления тревожности напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность чувство неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, повышенное потоотделение, небольшой тремор и дрожание, иногда озноб, сухость в горле, небольшое головокружение . На психологическом уровне На физиологическом уровне

Слайд 5

Если говорить о подростковом возрасте, то этот период богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этом возрасте оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений и окончательного становления «я». Вместе с тем это потеря детского мироощущения, появление чувства неопределенности, тревожности и психологического дискомфорта, когда настоящее еще не оформлено, а будущее пугающе приблизилось. Состояние тревожности в этот момент — это следствие подросткового кризиса, который протекает у всех по-разному. Когда ключевой вопрос «Кто Я?» не разрешен, когда нет опоры на свой опыт, который только начал формироваться, когда каждый раз, глядя в зеркало, ты оцениваешь себя или обесцениваешь — тогда тревожность становится неотъемлемым спутником во взрослении.

Слайд 6

Тревожность (высокий уровень). 5-е классы.

Слайд 7

Важно понимать, что чрезмерно высокий уровень тревожности почти всегда опасен развитием различных проблем с адаптацией , начиная от школьных неврозов и заканчивая депрессиями и суицидальным поведением , особенно в ситуации экзаменации . Поэтому следует обращать внимание на некоторые особенности поведения подростков и в том, как они строят отношения.

Слайд 8

Эмоциональное напряжение: часто напряжен, скован, не может расслабиться, или, напротив, повышенно суетлив, может быть сбивчивая, неровная речь, он может вздрагивать при неожиданных звуках или обращении, легко и обильно краснеет, бледнеет или потеет в трудных для него ситуациях.

Слайд 9

Привычные действия и навязчивые: постоянно крутит что-то в руках, теребит одежду, волосы, потирает руки, крутит пальцы, грызет ручки и карандаши. Такие признаки могут иметь временный характер, если подросток переживает стресс, и обычно через некоторое время проходят. Если же они сохраняются долгое время, это может говорить о высокой степени тревожности.

Слайд 10

Склонность к излишней перепроверке: Часто и много перепроверяет уже сделанное, постоянно исправляет написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе пристально наблюдает за реакциями взрослого, обычно задает множество уточняющих вопросов, часто переспрашивает учителя, проверяя, правильно ли его поняли.

Слайд 11

Повышенная утомляемость Б ыстро утомляются в пределах одного урока или после первых двух-трех уроков, жалуются на головные боли или сонливость. В поведении крайне чувствительны, плаксивы, неустойчивы, раздражительны, избегают ответов или прямого контакта во время урока.

Слайд 12

Избегающее поведение: Под разными предлогами избегают любых проверок, соревнований, испытаний, публичных выступлений. Боятся открытого диалога, прояснения знаний при классе, выступать у доски, стараются избегать взгляда учителя, просят освобождения по разным причинам.

Слайд 13

Дезорганизация мышления: Не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней, пытаются контролировать одновременно все элементы задания, при этом распыляясь и делая массу ошибок. При указании на ошибку ученик теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести. На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают мышление, что дети не решают задачи, посильные им в спокойной ситуации.

Слайд 14

Страх инициативы: Следствие тревожности — патологическая неуверенность в себе, боязнь оказаться некомпетентным, страх взять ответственность и ошибиться. Списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений, но достаточно подсказать им первый шаг, и они спокойно справляются с заданием. Апатичны, вялы, безынициативны и подвластны влиянию, отказываются от любых поручений или не справляются с ними, в классе и отношениях стараются занимать дистанцированную позицию, избегают борьбы и конкуренции.

Слайд 15

Резкое изменение поведения: Стал агрессивным, грубым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей, изолируется в классе, длительное время заметно подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность. Очень часто это сопровождается различными ситуациями — острым конфликтом со значимыми взрослыми, разрывом романтических отношений, отвержением сверстников или травлей (в том числе в социальных сетях), потерей близких, нестабильной семейной ситуацией, переездом.

Слайд 16

Рекомендации учителям

Слайд 17

Будьте рядом Поддерживать подростка — это значит верить в него, в его ресурсы. Для того чтобы учить его «жить по-другому», важно разобраться в причинах тревожности и того, какие силы в школе, семье или в более широком окружении способны привести его к разочарованию в самом себе.

Слайд 18

Займите единую позицию психологическое просвещение окружающих подростка, прежде всего родителей и педагогов, объяснение причин и последствий тревожности; обучение взрослых способам помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности.

Слайд 19

Учебные поручения и требования должны быть соразмерны Это крайне важно на начальном этапе работы, любое поручение, которое дается, должно соответствовать возможностям подростка. Недопустимо сравнивать подростка с кем-либо из окружения, он это хорошо делает и сам, сравнение должно быть только с его собственными успехами и неудачами, в связи с которыми как раз ему и требуется поддержка.

Слайд 20

Стоит избегать соревновательности или публичного выступления Иногда можно прибегать к индивидуальным занятиям, письменному ответу, ответу с места, ответу со стула возле доски или хождению по классу во время ответа. При этом большое внимание стоит уделить постепенному включению подростка в общественные посильные дела, стимулировать личную ответственность. «Разрешить» ошибаться и спокойно относиться к ошибкам, мотивировать желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

Слайд 21

Учитесь и учите равной позиции Иногда у вас может сложится впечатление, что тревожные подростки нуждаются в своего рода тепличных условиях, которые невозможно создать в школе, но это не так. С одной стороны, ему действительно важен эмоциональный комфорт, но с другой — необходимо учить его справляться со своим состоянием в окружении, а здесь важна эмоциональная обстановка в классе. Когда речь идет о равной позиции, то в структуре класса это означает развитие кругов сообщества, атмосферы защищенности и межличностной надежности.

Слайд 22

Обратитесь за помощью к специалистам Работа с подростком, направленная на формирование психологической устойчивости; работа с самоподдержкой и самоуважением, работа с тревогой и преодолением стрессовых ситуаций, развитие навыков обращения за поддержкой и помощью к окружающим. Работа с семьей в виде семейных конференций, где обсуждаются вопросы семейных взаимоотношений и сплочения семьи в отношении решения проблемы ребенка, очень помогает улучшить адаптацию последнего и атмосферу семьи в целом.

Слайд 23

Медикаментозная терапия Купирует острые проявления тревожности и тревоги у учеников в экстренных случаях, когда нарастает психологическая и физическая симптоматика стресса. В этом случае психолог школы выступает диспетчером в направлении подростка совместно с родителями на консультацию врача-психотерапевта или психиатра для дальнейшего наблюдения.

Слайд 24

Но не стоит забывать, что есть и позитивный смысл тревоги, как эмоция она выступает сигналом о том, что мы выходим за привычные пределы, что мы пытаемся расширить свой жизненный мир. Расширяя простор нашего жизненного мира, преодолевая тревогу и следуя за ней, мы развиваемся. А это справедливо для любого возраста.

Слайд 25

Презентация составлена по статье Любачевского И.А. Журнал «Директор школы» №10, 2016 г. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Взаимосвязь тревожности и общительности у подростка

В статье раскрыты теоретические аспекты понятия «тревожность» и «общительность» в контексте подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования и определена степень взаимосвязи ...

Программа коррекции стрессовых расстройств и тревожности у детей и подростков

Тренинговые упражнения на снятие эмоционального стресса и психорегуляцию...

Психологические особенности тревожности подростков с нарушением слуха.

СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ…………………………………………………………………….61.1.         Характер...

Памятка для педагогов по теме: "Как работать учителю с тревожным подростком"

Как работать учителю с тревожным подростком?Может сложиться впечатление, что тревожные дети нуждаются в своего рода тепличных условиях, создать которые в школе довольно тяжело. Это не совсем так: с од...

Рекомендации чувствительным и тревожным подросткам

Рекомендации чувствительным и тревожным подросткам...

«Взаимосвязь самооценки и тревожности подростков»

laquo;Взаимосвязь самооценки и тревожности подростков»...