Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"
материал по психологии на тему

Гаврилова Ольга Владимировна

Если Ваш ребенок постоянно находится в движении: он не ходит, а  бегает, не сидит, а ёрзает, не стоит, а крутится, принимается за дело и не доводит его до конца, то, возможно, Ваш ребенок – гиперактивный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_pedagogov_sdvg.doc664 КБ
Файл igry_dlya_detey_sdvg.docx63.75 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей обучающихся.

  • Инструкции педагога должны быть

чёткими и немногословными; тон педагога - нейтральным, слова и фразы – понятными ребенку.

  • Снижение требований к аккуратности на

первых этапах обучения; поощрения за работу, выполненную ребёнком чуть аккуратнее, чем предыдущая.

  • Проверка знаний обучающихся с СДВГ в

начале урока.

  • Избегание категоричных ответов.
  • Объяснение учебного материала ребёнку

отдельно (при необходимости).

  • Соблюдение чётких временных

интервалов начала и окончания  урока, недопустимость лишения активного отдыха на перемене в качестве наказания.

  • Организация чёткого контроля над

выполнением ребёнком заданий: регулярная проверка тетрадей, дневника.

  • Смена видов деятельности в зависимости

от степени утомляемости ребенка.

  • Выполнение упражнений на релаксацию и

снятие мышечных зажимов.

  • Реализация двигательной потребности

ребенка (выполнение поручений педагога, требующих двигательной активности ребёнка: раздать тетради, карандаши и т.д.).

  • Развитие навыков самоконтроля.
  • Обучение ребенка навыкам планирования

своей деятельности.

Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками  на уроке:

  • Отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме.

  • Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке.

  • Демонстрация учителем неагрессивного поведения, доброжелательного спокойного отношения.

  • Обучение ребёнка адекватным способам выражения просьбы к учителю, одноклассникам во время урока.

Подготовил: педагог-психолог О.В.Гаврилова

Краевое  государственное  казенное общеобразовательное  учреждение,

реализующее  адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №9»

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

 2017

   

 Если Ваш ребенок постоянно находится в движении: он не ходит, а  бегает, не сидит, а ёрзает, не стоит, а крутится, принимается за дело и не доводит его до конца, то, возможно, Ваш ребенок – гиперактивный.

   

 Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе.

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает,  не  задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

 

 Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.      

  • Низкая успеваемость - типичное явление для

гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

  • Нарушения поведения гиперактивных детей во

многом определяют характер взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

  • Большинству таких детей свойственна низкая

самооценка. У них нередко отмечается деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

 

 В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.

   В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых называются:

  • пренатальные факторы (токсикозы, гестозы,

угроза прерывания беременности, родовая травма, внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, курение матери и др.);

  • постнатальные  факторы (недоношенность,

задержка внутриутробного развития, искусственное вскармливание и др . );

  • генетический фактор;
  • социальные факторы.

 Психологи И.Лангмейер и З.Матейчик  относят к социальным факторам: недостаточное образование родителей, неполную семью, депривацию или деформацию материнского ухода.

   Наличие гиперактивности определяет специалист – врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

   Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.



Предварительный просмотр:

Краевое  государственное  казенное общеобразовательное  учреждение,

реализующее  адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №9»

Рекомендации для педагогов

Организация игр и упражнений для младших школьников                                                                                       с гиперактивностью и гипервозбудимостью

Описание: http://rebenkoved.ru/wp-content/uploads/2016/11/slide_331739_3287128_free_17.04.2015.jpg

 

                                                                                                                                                                      Подготовил:

педагог-психолог  1 категории                    

                                                                                                                                                                         Гаврилова О.В. 

Название

Цель

Содержание

Примечание

клубочек

Обучить ребенка одному из приемов саморегуляции.

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

--------------

Послушай тишину  

Развивать внимание гиперактивного ребенка и

умение владеть собой.

По первому сигналу колокольчика позволить ребёнку  ходить по комнате, кричать, стучать и т. п. По второму сигналу он должен  быстро сесть на стул и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем попросить его рассказать, какие звуки он услышал.

-------

 Час тишины и час можно

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их не слышит). Ребенок получит возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый — способ управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали или заняты важным делом, в группе будет час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. п.

«Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

Ушки на макушке

 Эта игра развивает слуховое внимание, то есть внимание к звукам.  

Прежде чем начать с ребенком играть в "Ушки на макушке", узнайте, как он понимает смысл этого выражения применительно к людям. Если окажется, что переносный смысл этой фразы остается для малыша неясным, поясните ему сами образное выражение: о людях так говорят, когда они внимательно прислушиваются. А в применении к животным данная фраза имеет прямой смысл, так как, прислушиваясь, звери обычно приподнимают уши.
    Теперь можно объяснять правила игры. Вы будете произносить самые разные слова. Если в них слышится определенный звук, например [с], или тот же звук, но мягкий, то ребенок должен немедленно встать. Если же вы произносите слово, где этот звук отсутствует, то ребенку следует оставаться на своем месте.

Можно играть «попутно» во время  выполнения домашних дел

 Пожалуйста

Игра быстро учит детей умению быстро переключать свое  внимание с одного вида деятельности на другой, помогает им преодолеть двигательный автоматизм.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.

Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие слова, например: «король приказал», «Чебурашка просит» и т. п.

 Зоркий глаз

Игра развивает внимание и умение не отвлекаться на посторонние предметы

 Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.

 Если ваши сын или дочь сумели найти игрушку, то они достойны похвалы. Можно даже сказать им о том, что, родись они в племени индейцев, их, возможно, назвали бы гордым именем типа Зоркий Глаз.

Волшебный сон

Упражнение успокаивает, позволяет  спокойно переключаться с одного вида деятельности на другой

 Ребёнок отдыхает и ему снится  сон, который рассказывает  мама

Можно использовать непосредственно перед сном, давая положительную установку на отдых. Можно использовать между видами деятельности, где в своём рассказе мама положительно описывает как хорошо справится ребёнок с предстоящим заданием

Слепой танец

Развитие доверия друг к другу и к себе, снятие излишнего мышечного напряжения

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет „слепой“. Другой останется „зрячим“ и сможет водить „слепого“. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».
  В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
  По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Игра хорошо подходит для семейного применения

За что меня любит мама

  Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
  Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь.
  После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
  На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Игра хорошо подходит для семейного применения

 корректор

Игра  учит детей вниманию и усидчивости, тормозит гиперактивность

      Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова "корректор". Вспомните с ребенком его любимые книги и детские журналы. Встречал ли он в них когда-нибудь ошибки и опечатки? Конечно нет, если речь идет о хорошем издательстве. А ведь авторы тоже могут допускать ошибки. Кто же занимается их исправлением и не пропускает в печать разные "очепятки"? Этот важный человек и есть корректор. Предложите ребенку поработать на такой ответственной должности.
   Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет условно "неправильной", то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем выберите фрагмент текста или засеките время работы (не более десяти минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами. Если ваши сын или дочь действительно отыскали все нужные буквы, то обязательно похвалите их. Такому корректору можно даже выдать премию (например, в виде сладостей или маленьких сюрпризов)!
    Если же вашим корректором были допущены пропуски или ошибки, то тоже не огорчайтесь - ему есть в чем совершенствоваться! Возьмите листок в клеточку и начертите на нем систему координат. Вверх по вертикальной оси отложите столько клеточек, сколько ошибок допустил ребенок. Когда будете проводить эту игру повторно, то на этом же чертеже правее отложите следующее количество ошибок. Соедините полученные точки. Если кривая поползла вниз, значит, ваш ребенок сегодня работает более внимательно, чем раньше. Порадуйтесь вместе с ним этому событию!

Описанную игру желательно проводить с невнимательными детьми систематически. Тогда она станет эффективным инструментом, способным исправить этот недостаток. Если же ваш ребенок уже без труда справляется с заданием, то можно его усложнить следующими способами. Во-первых, можно предложить корректору вычеркивать не одну букву, а три, причем разными способами. Так, например, букву "М" нужно вычеркивать, букву "С" подчеркивать, а "И" обводить в кружок. Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать ребенка от работы над заданием. То есть в отведенное для "корректуры" время вы вместо того, чтобы хранить молчание и помогать ребенку сосредоточиться, будете играть роль "вредного" родителя: шуметь, шуршать, рассказывать истории, ронять предметы, включать и выключать магнитофон и выполнять прочие действия в стиле старухи Шапокляк.


         
Гипервозбудимость – это поражение головного мозга ребенка, которое создает для него непреодолимые трудности при контроле своего поведения и для концентрации внимания.  Гиперактивность - это повышенная активность детей, которая может проявляться в различном возрасте. При синдроме гиперактивности и гипервозбудимости ребенок неусидчив (не может усидеть на месте и 5 минут), у него снижена концентрация внимания, он импульсивен, может быть агрессивным, плаксивым, раздражительным.    Хотя и у здоровых детей активность по сравнению со взрослыми повышена, однако у них она носит характер любознательности. При гиперактивности же это не столько возможность изучения, сколько неумение сконцентрировать свое внимание, расторможенность. При лечении большинство гиперактивных детей успешно адаптируется в обществе, однако возможны  проблемы в школе (из-за сниженной концентрации внимания).

         Таким детям необходимо наблюдение невролога и обязательное прохождение курсов лечения  препаратами ноотропного ряда, успокоительными средствами (валерианой, пустырником, мятой, новопасситом и  т. д.).  







  

 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В помощь для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью даются рекомендации по созданию необходимой для таких детей комфортной обстановки для их воспитания....

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Буклет для родителей " Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"....

Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Буклет. Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"...

Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"

Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...

Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.

коррекция поведения с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе....

« Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».

Особенности развития и обучения детей с СДВиГ....