Методика использования метафоры «Учимся кататься на велосипеде»
методическая разработка по психологии на тему

Гусева Светлана Геннадьевна

Метафора является сильным психологическим инструментом и может использоваться в различных направлениях. Правильно подобранная метафора активизирует познавательные и мыслительные процессы и служит мощным мотивирующим фактором для рассуждения по различным нравственным вопросам.

Данная методика может быть использована в индивидуальном консультировании, а также в формате групповой консультации по вопросам воспитания и обучения. Метафора обучения езде на велосипеде позволяет родителям добиться полной  идентификации с ситуацией обучения и дает возможность использовать полученные выводы в личном опыте общения с детьми.

Аналогия с зоной актуального и зоной ближайшего развития позволяет взрослому осознанно относиться к процессу обучения, грамотно организовывать помощь и оценивать результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metafora_velosiped.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования метафоры

«Учимся кататься на велосипеде»

Желание родителей видеть своих детей ответственными и самостоятельными порой не оправдывается. Часто причиной этого является отсутствие в семейном воспитании системности и постоянства, либо ошибки в стратегии поведения с ребенком в процессе обучения конкретным навыкам.

Введение феномена «зона ближайшего развития» позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения: обучать ребенка, возможно, только тому, чему он уже способен обучаться (зона ближайшего развития), опираясь при этом на достигнутый уровень развития (зону актуального развития).

Если данный принцип не учитывается, родители в процессе обучения ребенка какому-либо навыку непременно сталкиваются с трудностями: либо навык не сформирован полностью, либо ребенок не может использовать его самостоятельно, либо отсутствует желание двигаться дальше и т.д.

Цель: осознание родителями стратегии поведения с ребенком в процессе обучения конкретным навыкам 

Задачи:

  • развитие у родителей навыка выстраивания взаимоотношений с ребенком в процессе обучения его каким-либо навыком;
  • развитие у родителей умения анализировать свои ошибки во взаимоотношениях с ребенком в процессе обучения его каким-либо навыком.

Возраст, на который направлена методика: методика может быть адаптирована под любой возраст ребенка, так как меняется только содержательная часть (конкретный навык, в развитии которого заинтересован взрослый)

Проблемы, которые она  призвана решить:

Осознание родителями принципа обучения позволит избежать наиболее распространенных ошибок: конфликты и непонимание, отсутствие у ребенка мотивации и желания добиваться высоких результатов, страх допустить ошибку, отказ от самостоятельности в принятии решений и т.д.

Ожидаемый результат:

Грамотное выстраивание процесса обучения родителями с опорой на  «зону актуального развития»  и с учетом «зоны ближайшего развития».

Описание методики с практическими примерами 

Метафора «Учимся кататься на велосипеде»

Неправильно собранная мозаика, некрасиво написанная буква, задача, решенная с ошибками либо неряшливо собранные вещи… Такие простые вещи, с нашей точки зрения, почему то являются «трудными» для наших детей. Когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо.

Что же делать, если мы хотим приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей? Как именно помогать ребенку в трудном деле?

Многим из вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде.  Давайте вместе вспомним этот момент. С чего все начинается? Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку.

Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!

Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с вашей помощью, многое окажется похожим.

Как уберечь естественную активность ребенка? Как не забить, не заглушить ее?

Опасность первая — слишком рано переложить свою часть на ребенка. В нашем примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через пять минут отпустить и руль, и седло. Неизбежное в таких случаях падение может привести к тому, что у ребенка пропадет желание садиться на велосипед.

Вторая опасность — наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя, так сказать, занудливое руководство, в совместном деле. И снова наш пример хорошо помогает увидеть эту ошибку.

Представьте себе: родитель, держа велосипед за руль и за седло, бегает рядом с ребенком день, второй, третий", неделю… Научится ли тот ездить самостоятельно? Едва ли. Скорее всего, ему вообще надоест это бессмысленное занятие. А уж присутствие взрослого — непременно!

Вспомните какое-нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Поддерживая аналогию с обучением езде на велосипеде, представьте на каком этапе обучения вы находитесь: «держите велосипед за руль и за седло» или уже ослабили участие  и «отпустили руль»? Подумайте, возможно, вы сделали это слишком рано или резко.

Проводя аналогию с данной метафорой обучения езде на велосипеде, Вы постоянно сможете оценивать ситуацию с точки зрения того, на каком этапе освоения навыка находится ваш ребенок и какая помощь требуется в данный момент от вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования мультимедиа технологий на уроках химии.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемы...

Методика использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии

Сегодня применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с эт...

Беседа для родителей:"Учимся кататься на коньках"

Советы родителям:"Как научить ребенка кататься на коньках"...

Использование метафор при работе с родителями

В статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями,...

паспорт урока русского языка в 6 классе "Имя числительное" с использованием технологии "Учимся вместе"

Паспорт открытого урока руссского языка в 6 классе по теме "Имя числительное", который проведён в рамках самобразования по теме "Технологии организации сотрудничества" и построен на основе технол...

Использование метафор в консультировании родителей.

Метафора является прекрасным средством установления контакта и может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений, для разрешения су...

Методика обучения детей - "Учись стоя"

За основу работы взят метод профессора Базарного В.Ф. "Учеба, стоя за конторкой"....