Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
методическая разработка по психологии на тему

Душевный комфорт, умение находить разумный баланс между временем, затраченным на работу и на отдых играют важную роль в работе педагога. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы. Появление новых стандартов, требований к оформлению документации, введение в базовые классы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, участие в конкурсах. Кроме того, работа педагога связана с общением с людьми и требует особых навыков взаимодействия, сопряженных с необходимостью контролировать собственные слова и поступки, с трудностью взаимодействия  с учениками на уроке, конфликтными ситуациями с родителями, администрацией, сотрудниками. Все это требует особых усилий, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам, вызывает эмоциональное напряжение и приводит к истощению эмоциональных ресурсов педагога.В такой ситуации необходимо учить педагогов умению заботиться не только о своих учениках, но и о самом себе. Мы все знаем и ежегодно получаем новую информацию о том, как надо работать с детьми,  а на самом деле педагоги больше всего нуждаются в знаниях о том,  как следует справляться со своими проблемами, эмоциями, о том как управлять стрессовыми ситуациями. Данное занятие поможет настроиться на позитив и научит бороться со стрессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих учителей сопровождается стрессом, эмоциональными и нервными нагрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы. Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые классы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, участие в конкурсах. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что в свою очередь ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Кроме того, работа педагога связана с общением с людьми и требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки, с трудностями взаимодействия с учениками на уроке, конфликтными ситуациями с родителями, администрацией, сотрудниками. Все это требует особых усилий, вызывает эмоциональное напряжение и приводит к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

Все чаще в нашем лексиконе используется термин «эмоциональное выгорание», который в 1974 году ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер. В 70-х годах XX века произошло удивительное научное событие: возникло новое научное направление изучения стресса. Началось оно с того, что стали поступать жалобы на работников службы психологической и социальной поддержки, рабочая обязанность которых – налаживать рабочие контакты и облегчать тяжелое психологическое состояние людей, попавших в беду, уменьшать их стресс, помогать советами и душевной беседой. Из-за этих жалоб и обид консультирующих организации и психотерапевтические клиники стали терпеть убытки. И вот, тогда была выявлена особая форма «болезней стресса», своего рода «болезнь общения». Ее называли впечатляюще: «выгорание персонала», «выгорание личности», а потом короче – «выгорание»

Методика диагностики «выгорания», предложенная Кристиной Маслач была проанализирована и уточнена. Главная причина «выгорания персонала» – психологическое, душевное переутомление от профессионально вынужденного общения. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны «дарить» клиентам тепло своей души. Жертвами «выгорания» в первую очередь оказываются психотерапевты, учителя, врачи и продавцы, т. е. профессионалы общения, призванные и обученные вежливо и душевно обслуживать других людей. «Выгорание – плата за сочувствие» – так назвала Кристина Маслач свою книгу. 

Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядок» или «освобождения» от них. По сути это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Для того, чтобы проверить насколько вы подвержены этому синдрому, предлагаем вам заполнить таблицу, которая лежит перед вами:

п/п

Симптомы

Степень выраженности

Частота проявления

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ:

Сопротивление выходу на работу

2

Частые опоздания

3

Откладывание деловых встреч

4

Уединение, нежелание видеть коллег

5

Нежелание видеть обучающихся

6

Нежелание заполнять документацию

7

Формальное исполнение обязанностей

8

АФФЕКТИВНЫЕ

Утрата чувства юмора

9

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

10

Повышенная раздражительность

11

Ощущение придирок со стороны администрации

12

Равнодушие

13

Бессилие, эмоциональное истощение

14

Подавленное настроение

15

КОГНИТИВНЫЕ:

Мысли о смене профессии, уходе с работы

16

Слабая концентрация внимания, рассеянность

17

Ригидность мышления, использование стереотипов

18

Сомнения в полезности работы

19

Разочарование профессией

20

Циничное отношение к обучающимся, коллегам

21

Озабоченность собственными проблемами

22

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ:

Нарушение сна (бессонница/уход в сон)

23

Изменения аппетита (отсутствие/«заедание»)

24

Длительно текущие незначительные недуги

25

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

26

Усталость, быстрая физическая утомляемость

27

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

28

Обострение хронических заболеваний

  Итак, мы пришли к выводу, что так или иначе каждый из нас уже ощутил на себе хотя бы один из симптомов эмоционального выгорания. Для того, чтобы не доводить уже проявляющиеся симптомы до критического уровня важно научиться освобождаться от негативных эмоций, а также знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья.

Упражнение «Ведро мусора»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

 После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Упражнение «Распредели по порядку».

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Предлагаю распределить по порядку (по степени значимости, на ваш взгляд) следующий перечень:

 - Дети;

 - Работа;

 - Муж (жена);

 - Себя;

 - Друзья, родственники.

 Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

 1. Я;

2. Муж (жена);

 3. Дети;

 4. Работа;

 5. Друзья, родственники.

 Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Притча

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него  внимание. а затем спросил: «Сколько,по вашему. весит этот стакан воды?»

- 50 грамм!

- 100 грамм!

125 грамм! – предполагали студенты

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу стакан в течении нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? – снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить вас в больницу, - сказал один студент.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ.

– Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно также происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И,таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Отпустите стакан!

Упражнение «Молодец!» (5-7 мин).

Цель: Оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: педагоги делятся на два круга – внутренний и внешний.  Педагоги встают друг на против друга. Участники, стоящие  во внутреннем кругу должны говорить о своих достижениях, а участники внешнего круга хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец – раз! А это ты молодец – 2! И т.д.», при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в одну сторону, меняясь местами с соседом. Затем внутренний и внешний круг меняются местами и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов

Упражнение Ладошка

Описание упражнения.

Каждый участник кладет на лист бумаги свою ладонь с разведенными

в стороны пальцами и обводит ее контур. После этого предлагается

в контуре, изображающем каждьгй из пальцев, написать какую-

либо собственную цель, которую хотелось бы достигнуть в ближайшие

три года (ваши пальцы показывают на то, чего вам хочется

достигнуть). А на самой ладошке — то, на кого или на что можно

опереться при достижении этой цели, кто или что поможет на пути

к ней (за что можно ухватиться ладошкой, продвигаясь к своим

целям).'

Психологический смысл упражнения.

Одна из техник уточнения целей и осознания ресурсов, которые могут помочь в достижении задуманного.

Обсуждение.

Каждый из участников говорит, что нового он понял о себе в процессе выполнения этого упражнения. По желанию участники также могут продемонстрировать свои рисунки группе и более подробно рассказать, какие именно цели они поставили и на что могут опереться при их достижении.

Завершение занятия, подведение итогов, рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Работа – всего лишь часть жизни»

Получить удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём с полными вёдрами воды. Как сохранить...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания «Прививка от стресса»

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достато...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Всем известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные затраты: интеллектуальные, эмоциональные и психические. Современные педагоги испытывают стрес...

"Пока не гаснет свет..." Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания.

Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания....

Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»

Основная задача занятия - актуализировать потребность педагогов заботиться о своем психичесом здоровье с целью профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия педагогов информируют о том, как мо...

Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания

Занятие с элементами тренинга  направлено   на мотивирование педагогов на самосовершенствование,  овладение знаниями, приемами и механизмами по профилактике эмоционального выгорани...