Схема психологического мониторинга обучающихся
учебно-методический материал по психологии на тему

Мухина Светлана Николаевна

Методический материал для психологов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема психологического мониторинга учащихся в период обучения 

Психодиагностика психолога в школе - Отношение к школе

Схема психологического мониторинга учащихся в период обучения
Е.И.Данилова;

Предлагаемая схема психологического мониторинга учащихся с момента их поступления в школу до ее окончания разрабатывалась последние 4 года. Одна из главных целей нашей школы – «организация учебно-воспитательного процесса в условиях адаптивной школы для успешной самореализации каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями» – потребовала для своего психологического обеспечения создания такой системы мониторинга.


Подбирались и апробировались различные групповые психодиагностические методики с тем, чтобы охватить весь контингент учащихся школы при определении их интеллектуальных, мотивационных и личностных особенностей. Методики выбирались в соответствии со следующими критериями:
·        надежность и валидность метода;
·        время, необходимое на обработку индивидуальных результатов и проведение сравнительного анализа по классам, параллелям;
·        получение максимального объема информации об учащемся после проведения диагностики;
·        возможность прослеживания динамики развития учащихся;
·        возможность сделать прогноз о перспективах развития ребенка и подбора, при необходимости, соответствующей коррекционной программы.
Из существующего в настоящее время моря методик были отобраны групповые методики, разработанные или адаптированные отечественными специалистами, работающими в Психологическом институте РАО и других организациях. Конечно, учитывался тот факт, что при групповой диагностике результаты отдельного ученика могут оказаться хуже, чем при индивидуальном обследовании. Но автор считает, что при определенных особенностях групповые методики более подходят для наблюдения ребенка в школе, так как все дети работают в ситуации, характерной для ведущего типа деятельности этих возрастов, учебной деятельности. Если же разрыв между результатами индивидуальной и групповой диагностик велик, то он сигнализирует о том, что данный ученик часто не может актуализировать свои возможности при обычном типе обучения и нуждается в дополнительном, специальном внимании со стороны как педагога, так и школьного психолога. Наиболее частой причиной такого явления может быть, например, замедленный темп деятельности учащегося, обусловленный причинами как физиологического характера (формально-динамические характеристики протекания нервных процессов), так и чисто психологического (защитная реакция на хроническую неуспешность в деятельности или повышенная тревожность). Предлагаемая схема может быть окончательной, так как при появлении новых, более совершенных методик они будут включаться в систему диагностики.
Работа с ребенком начинается с момента записи его в школу. Ребенок проходит собеседование не только с педагогом, но и с психологом. Собеседование строится в форме индивидуальной беседы, базирующейся на «Методике определения готовности детей в школу», разработанной коллективом авторов (Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер, К.Н.Поливанова, Е.Ю.Сушкова), под научным руководством доктора психологических наук В.И.Слободчикова
[1].
Занимает такая беседа от 20 до 50 минут, в зависимости от уровня готовности ребенка к школе и его индивидуальных особенностей. Чтобы ребенок «не перегорел», не переволновался, родителей приглашают по телефону на определенное время. Кроме всех ответов ребенка, фиксируемых в бланке протокола, там же обязательно отмечается поведение ребенка во время собеседования и его отношение к беседе. Особо отмечается, если ребенок расторможен или, наоборот, замкнут, уверен в себе или обращается за помощью к родителям, имеются ли внешние признаки проявления волнения: облизывание губ, сосание или покусывание пальцев, какие-либо навязчивые движения или нервные тики, какова реакция на неудачу и т.д. В особых замечаниях оценивается речь ребенка (сложность построения фразы, спонтанность высказываний, темп, эмоциональная окраска речи и т.д.).
Результаты собеседования заносятся в протокол, и на их основании дается предварительное заключение о готовности ребенка к обучению. В случае несформированности тех или иных структур родителям даются рекомендации, как в игровой форме дома можно помочь их развитию и дальнейшему формированию.
У родителей есть еще время для этого (от 6 до 3 месяцев, так как запись в школу начинается в феврале). Иногда рекомендуется консультация врача-специалиста (логопеда, невропатолога или психоневролога).
Во время беседы ребенка с психологом родители заполняют « Анкету для родителей», которая дает информацию о ребенке, интересную не только психологу, но и классному руководителю. Мамы заполняют анкету, содержащую анамнестические сведения медицинского характера (по желанию), очень важные при определении причин тех или иных особенностей поведения ребенка (например, после стремительных родов очень часто у ребенка бывают нарушения саморегуляции поведения).
Данные, полученные при собеседовании, позволяют сделать достаточно точный прогноз об успешности обучения ребенка в I классе и проблемах, которые могут при этом возникнуть.
Наибольший упор в работе делается на начальную школу, в которой закладываются все необходимые для успешного обучения предпосылки и формируются базовые навыки чтения, письма и счета.
В течение первого года обучения диагностика проводится трижды: конец сентября – январь – май. В первые два обследования диагностируется сформированность компонентов учебной деятельности по редуцированному варианту вышеуказанной методики. В сентябре используется общеизвестная методика «Графический диктант», разработанная Д. Б.Элькониным. Эта методика позволяет определить, насколько ребенок может внимательно и точно выполнять указания взрослого и способен ли самостоятельно работать по заданному алгоритму. В январе добавляется методика «Образец и правило», разработанная А. Л. Венгером. Данная методика помогает определить, насколько ребенок ориентируется на систему условий задачи и может работать в условиях однородной помехи. Автором схемы предлагаются примерные критерии оценки учащихся по сумме двух методик. Дети, отнесенные к группе риска, нуждаются в индивидуальной диагностике с целью уточнения локуса проблемы и разработки программы коррекции.
Так как большинство детей, поступающих в школу, не умеют писать и недостаточно хорошо, а то и вовсе не умеют читать, то диагностика их умственного развития проводится по групповой методике, в которой задания представлены в виде рисунков, – МЭДИС – 6 – 7. «Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста» разработана в Институте развития одаренности И.С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е.Н.Задориной на основе всемирно известных тестов интеллекта и является их оригинальной авторской разработкой. Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий в каждом и имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут чередоваться при повторном тестировании. Проводится МЭДИС в течение 20 – 25 минут с половиной класса, чтобы при диагностике дети не сидели рядом за одной партой. В случае получения низких результатов по тесту рекомендуется провести ретестирование по другой форме. Полученные результаты позволяют судить об уровне развития различных сторон интеллектуальной деятельности и в целом об интеллектуальных способностях детей 6-7 лет. Также методика помогает выявить одаренных детей, которые способны обучаться по углубленным программам или же требуют более сложных по уровню заданий как во время уроков, так и в домашней работе, чтобы у них не пропал интерес к учебе из-за слишком легких для них заданий. При повторной диагностике в январе проводится анализ динамики развития ребенка после 4 месяцев его обучения в школе.
В конце I класса определяется уровень развития вербального (словесно-логического) мышления по «Методике определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7-9 лет)». Методика разработана Э. Ф.Замбацявичене на основе некоторых методик теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра
[2].
Методика состоит из 4 субтестов по 10 заданий в каждом и предназначена для детей 7-9 лет. Она включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов, поэтому она также применяется для определения уровня умственного развития и во II классе. Определение уровня словесно-логического мышления по данной методике осуществляется в течение одного урока.
Методика позволяет наблюдать динамику умственного развития каждого ребенка и проводить сравнительный анализ классов и параллелей (кроме гимназических классов второго года обучения, для которых необходимы более сложные задания), сравнивать развитие детей при различных программах обучения.
Кроме сформированности предпосылок учебной деятельности и уровня развития интеллекта огромное значение для успешности обучения имеет наличие или отсутствие учебной мотивации. Диагностика мотивации в I классе проводится по двум методикам. В I классе, особенно в начале обучения, имеет значение структура мотивации, наличие в ней игрового компонента. Определение структуры мотивации проводится по модифицированной в Психологическом институте РАО для использования в групповом обследовании «Беседы о школе» Т.А. Нежновой
[3].
Проведение методики занимает около 15 минут. Интерпретация результатов позволяет судить о преобладании игровой, дошкольной мотивации, учебной мотивации или мотивации промежуточного типа.
«Анкета для определения школьной мотивации», разработанная Н.Г. Лускановой, была значительно модифицирована в формулировке вопросов, для того чтобы ее можно было применять для учащихся среднего и даже старшего звена. Результаты обрабатываются как количественно, так и качественно.
Диагностика с помощью такого комплекса методик дает возможность сделать достаточно точное заключение об уровне умственного развития каждого ребенка, пришедшего обучаться в школу, о его готовности к обучению, наличии или отсутствии у него учебной мотивации и при необходимости подобрать психологические методы коррекции имеющихся недостатков. Знание педагогом особенностей учащихся помогает ему в индивидуализации подхода к каждому своему ученику как во время уроков, так и на дополнительных занятиях. Результаты диагностики позволяют дать развернутую характеристику всего класса, провести сравнительный анализ его структуры, сопоставить с другими классами на параллели, проследить динамическое развитие как отдельных учащихся, так и всего классного коллектива, что поможет педагогу более адекватно применять весь свой арсенал педагогических подходов и приемов.
В течение второго года обучения диагностика проводится дважды: в октябре и апреле по методике определения уровня умственного развития (Э.Ф. Замбацявичене) и анкете школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Это позволяет прослеживать не только индивидуальную, но и групповую динамику развития учащихся за этот период, помогает оценить правильность выбора программы обучения для тех или других групп учащихся, степень компетентности педагога, его гибкость и желание работать с максимально возможной отдачей.
В III, V, VI и VII классах для определения уровня умственного развития применяется другая методика – ГИТ. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) был разработан словацким психологом Дж. Ваной и адаптирован в Лаборатории психологической диагностики и коррекции Психологического института РАО для русскоязычной выборки М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т.Козловой и Г.П.Логиновой в 1985 – 1986 гг. Тест ГИТ, как и другие тесты интеллекта, выявляет, насколько учащийся овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и терминами, а также умениями выполнять некоторые логические действия. Все это характеризует уровень умственного развития учащегося, достаточного для успешного освоения им школьного курса.
ГИТ известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы тест. Он содержит 7 заданий-субтестов.
Тест разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. Материалы являются расходуемыми. На выполнение каждого субтеста отводится строго ограниченное время (от 1,5 до 6 минут), которое засекается по секундомеру. Проведение диагностики занимает 1 урок. Для оценки индивидуальных результатов используется понятие эмпирически выделенной образовательно-возрастной нормы. Показатели границ для каждого образовательно-возрастного уровня – III, V и VI классов – получены на выборках российских школьников. Для учащихся VII класса уровень дан в соответствии с шагом нормы для предыдущих параллелей, поэтому он не может считаться определенным научно-эмпирическим путем, а выведен чисто умозрительно, что следует учитывать при его использовании. После индивидуальной обработки результатов по специальному ключу абсолютные показатели (баллы) переводятся в проценты для возможности сопоставления результатов выполнения количественно разных субтестов и построения графика индивидуальной структуры умственного развития школьника.
Помимо общего балла по тесту авторы отечественной модификации ГИТа предлагают способы оценки вербальной и математической направленности учащихся, сформированности у них отдельных интеллектуальных операций, скоростных характеристик умственной работы.
Автор схемы обращает внимание на важность анализа сделанных ошибок, их общего числа и числа по заданиям. Он считает число допущенных ошибок показателем адекватности учащегося, сформированности у него операции контроля и самоконтроля, степени автоматизации и точности усвоения знаний, умений и навыков, сформированности некоторых интеллектуальных операций.
В III и V классах диагностика уровня умственного развития и мотивации проводится дважды в год: в начале и конце учебного года, при недостатке времени или очень больших выборках возможен вариант однократного обследования интеллекта в конце учебного года, потому что в ГИТе применяется образовательно-возрастной норматив. В начале III класса автором рекомендуется ознакомительное для детей диагностическое обследование, поскольку в своей повседневной учебной практике учащиеся не встречаются с большинством заданий, предлагаемых им в тесте, и впервые работают «на время», т.е. по секундомеру. Это достаточно часто приводит к некоторой дезориентации детей в работе, поэтому даже самые простейшие задания первого же субтеста вызывают у некоторых учащихся просто состояние ступора, когда они по нескольку раз перечитывают задание и ... не выполняют его. Результаты первой диагностики только повод для разговора с классным руководителем о тенденциях, имеющихся в классе, и отдельных, особенно медлительных, детях. Учитываются и анализируются результаты диагностики только конца учебного года. Основные цели, с которыми могут применяться такие интеллектуальные тесты, как ГИТ, ШТУР-2, тест Р.Амтхауэра и АС-ТУР, – следующие:
·        контроль за эффективностью школьного обучения;
·        выявление неблагополучных в плане умственного (причем преимущественно вербального) развития учащихся, нуждающихся в коррекции этого развития и получении адресной помощи как со стороны педагогов, так и психолога;
·        определение направлений индивидуальной и групповой коррекционной работы;
·        определение причин школьной неуспеваемости;
·        отбор учащихся в спецклассы и спецшколы;
·        выявление учащихся с высоким и очень высоким уровнем умственного развития, способных обучаться по специализированным углубленным индивидуальным программам;
·        сравнение эффективности разных систем, новых программ и методов преподавания, оценка работы отдельных учебных заведений, разных педагогов;
·        определение динамических особенностей развития как отдельных учеников, так и классов, обучающихся по различным программам, сравнение параллелей;
·        максимально близкий подход к индивидуализации образования и выявление наиболее ранних признаков дезадаптации учащихся с целью ее профилактики.
Проведение в V классе диагностики интеллекта дважды в год позволяет наблюдать за процессом адаптации ученика к среднему звену. Это также отслеживается новой методикой эмоционального отношения к обучению. В дальнейшем (VI и VII классы) диагностика проводится 1 раз в год, во второй половине учебного года, кроме случаев специального запроса со стороны администрации или педагогов. Следует отметить, что для учащихся гимназических классов на параллели седьмых классов эта методика бывает уже недостаточно эффективна; из-за высокого уровня умственного развития этих детей задания теста для них недостаточно сложны и не являются дифференцирующими.
Важнейшим дополнением к интеллектуальным методикам являются опросники, помогающие определить школьную мотивацию, эмоциональное отношение к обучению, а также наличие, уровень и структуру школьной тревожности. Диагностика эмоционального отношения к обучению (в групповом варианте) проводится с 10 лет и основывается на модифицированном опроснике Ч.Д.Спилбергера, направленном на определение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как наличного состояния и свойств личности. «Методика диагностики эмоционального отношения к учению в средних и старших классах» разработана А.Д.Андреевой в Психологическом институте РАО на основе вышеуказанного опросника Ч.Д.Спилбергера для русскоязычной выборки. Диагностируются такие характеристики, как уровень познавательной активности (любознательность, непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную активность учащихся), гнев и тревога – базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, которые усиливают действие эмоциогенных стимулов. Сочетание различных уровней познавательной активности, школьной тревожности и негативных эмоций, испытываемых во время уроков, позволяет выйти на следующий, комплексный уровень общего эмоционального отношения к обучению, выявляя детей, которые нуждаются в поддержке и коррекции эмоциональной сферы. Процедура диагностирования занимает не более 15 – 20 минут и требует от учащихся умения оценить свое состояние в баллах. Дети иногда не могут отличить предлагаемые им понятия. Большинство из них впервые учатся определять и называть переживаемые ими эмоциональные состояния.
Начиная с VII класса кроме перечисленных методик по мотивации и эмоциональному отношению к обучению автором схемы применяется «Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности», разработанная Т.В.Маталиной на базе подросткового варианта опросника Айзенка для русскоязычной выборки подростков 12 -17 лет. Данная методика содержит опросник Айзенка для подростков, ключи для обработки. Имеется классификация типов в зависимости от соотношения результатов шкал нейротизма и интроверсии, вербальное описание особенностей каждого из 32 выделенных психотипов, определены основные направления коррекции и взаимоотношений с подростками каждого типа. Методика может проводиться как индивидуально, так и групповым способом с устной подачей материала и занимает около 20 – 25 минут. При самостоятельной обработке учащимися под руководством психолога по предлагаемому ключу (без знания шкал, «вслепую») методика занимает 1 урок.
С VIII до XI класса общеобразовательных школ и до X класса лицеев для диагностики индивидуальной структуры интеллекта автором схемы применяется один из известнейших групповых тестов данной категории – тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Этот тест создан им в 1953 г., а последняя редакция в 1973 г. Данный тест в нашей стране имеет несколько адаптации. Используемая автором и рекомендуемая им для практического применения в школе адаптация данного теста была проведена для русскоязычной выборки в 1983 -1984 гг. в Лаборатории психодиагностики Психологического института РАО М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т.Козловой, Г.П.Логиновой под руководством К. М.Гуревича. Тест имеет две эквивалентные формы, содержит 9 субтестов, которые выполняются за строго определенное время. Результаты фиксируются на специальном бланке для ответов. Проведение теста занимает 2 урока подряд. Тестом диагностируются следующие компоненты интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный и мнемический.
Обработка индивидуальных результатов проводится по ключу. При интерпретации отечественных данных использовался критерий социально-психологического норматива по образовательно-возрастной границе (по второй половине соответствующего года обучения, в первой половине года применялся норматив предыдущего года обучения) умственного развития.
Как и в ГИТе, балльная оценка переводится в проценты, строится индивидуальный профиль интеллекта учащегося, проводится количественно-качественный анализ как индивидуальных, так и групповых достижений. В любом случае у инертных детей результаты будут ниже, чем у их более быстро соображающих сверстников (так же как и в ГИТе), что необходимо учитывать при интерпретации результатов.
В первом варианте схемы мониторинга предусматривалось использование на параллелях VII и VIII классов для определения уровня умственного развития такой методики, как ШТУР-2. Это модернизация хорошо известного теста ШТУР (школьный тест умственного развития), проведенная в 1995 – 1996 гг. Лабораторией психодиагностики Психологического института РАО (М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Г.Козлова, Г.П.Логинова, А.П.Раевский под руководством К. М. Гуревича) в соответствии с принципами нормативной психодиагностики, т.е. концепции социально-психологического норматива. Тест предназначен для оценки уровня умственного развития учащихся VII – IX классов. Принципиальные особенности, отличающие ШТУР-2 от других традиционных тестов интеллекта, как правило – тестов достижений, следующие:
·        особое содержание заданий – школьные понятия, обязательные для усвоения, а не какие-либо житейские и другие;
·        иные способы репрезентации и обработки результатов диагностики. Отказ от статистической нормы и использование в качестве оценки индивидуальных результатов степени приближения к социально-психологическому нормативу (СПН), концепция которого была предложена К. М.Гуревичем. По определению: «СПН – это система требований, которые общность предъявляет каждому из своих членов и которым каждый должен соответствовать, если не хочет быть отторгнутым своей общностью. Оценка результатов тестирования в этом случае должна основываться на степени близости к СПН, который дифференцируется в образовательно-возрастных группах. Использование в качестве критерия выполнения СПН выдвигает на первый план качественный анализ данных»
[4];
·        коррекционность методики, наличие разработанной программы исправления диагностированных дефектов развития.
В задания ШТУР-2 включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: гуманитарного, математического и естественнонаучного. ШТУР-2 состоит из 8 субтестов и имеет 2 параллельные формы – А и Б. Время выполнения каждого субтеста ограничено, все тестирование занимает около 1,5 урока. Результаты заносятся в специальный бланк с сеткой для проведения индивидуальной количественно-качественной обработки. Возможен и сравнительный анализ классов, параллелей, прослеживание индивидуальной возрастной динамики. Определяется общий уровень выполнения заданий и соотносится с выделенными образовательно-возрастными границами.
Строится профиль выполнения заданий (индивидуальная структура умственного развития), анализируется операциональная сторона мышления, затем сравниваются и определяются склонности школьника: преобладание гуманитарных, математических или пространственных показателей либо склонностей при работе с материалом одного из предметных школьных циклов.
Автором схемы было проведено обследование по этой методике восьмых классов разных школ и разных программ обучения. Выяснилось, что, хотя методика и дифференцировала детей, не было отличий между классами с различными формами и программами обучения.
Видимо, тест неуравновешен в части вербального и невербального материала, что не дает возможности проводить диагностику структуры интеллекта, а позволяет делать заключения только по вербальной его части. Возникают затруднения в анализе того, что является причиной низкого уровня выполнения субтеста: несформированность у ребенка операциональной стороны мышления или – вследствие неуспеваемости понятийного аппарата по предмету. Поэтому автор схемы после сопоставления затрат времени на обработку и анализ и реального выхода результатов решил пока отказаться от использования данной методики в своей работе, несмотря на великолепную коррекционную программу, разработанную по этой методике.
Для учащихся X–XI классов и абитуриентов Лабораторией психодиагностики создан новый специальный тест умственного развития АСТУР, построенный на тех же принципах нормативной диагностики, что и ШТУР-2. Тест показал высокую прогностичность успешности поступления и последующего обучения в вузе (70% корреляции) и может быть рекомендован в тех учебных заведениях (типа лицеев или гимназий), в которых имеется большое количество X – XI классов. АСТУР издан в 1995 г. Психологическим институтом РАО и включает 9 наборов заданий (субтестов), имеет две параллельные формы. Общее время проведения теста – 1 час 30 минут. По специальному ключу проводится обработка индивидуальных результатов теста и их количественно-качественный анализ (аналогично ШТУР-2).
В последнее время появилась адаптация сравнительно новой методики исследования эмоциональной устойчивости младших подростков – «Опросник школьной тревожности Филипса», разработанный в начале 80-х гг. и в 1988 г. переведенный и адаптированный для русскоязычной выборки Е.В.Новиковой
[5].

Схема мониторинга учащихся в период обучения


Возраст
Класс

Методика

Диагностируемые параметры, личностные характеристики

Характер

Интеллект

Мотивация

Эмоциональная сфера

6-7 лет

Готовность к школе. Модифицированная беседа, разработанная коллективом авторов – Е.А. Бугрименко, А.Л.Венгером, К.Н.Поливановой, Е. Ю. Сушковой

Запас знаний об окружающем мире, внимание, память, сформированность пространственного восприятия, элементов логического мышления, мелкой моторики руки

Сформированность положительного отношения к школе

 

 

1 класс
1 полугодие

Диагностика психического развития (редуцированная методика, разработанная вышеуказанным коллективом авторов)

Уровень развития предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов

Модифицированная методика Н.Г.Лускановой (мотивация и отношение к школе), структура мотивации – модификация «Беседы о школе» Т.Д. Нежновой

 

 

II полугодие

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС - 6 - 7). Методика определения умственного развития нормальных детей (7-9 лет) Э. Ф. Замбацявичене

Уровень интеллектуальных способностей, индивидуальная структура интеллекта. Уровень развития вербального мышления, сформированность интеллектуальных операций (существенные признаки, классификация, обобщение, мышление по аналогии)

То же

 

 

II класс

Методика определения умственного развития нормальных детей (7-9 лет) Э.Ф. Замбацявичене

Уровень развития вербального мышления, сформированность интеллектуальных операций (существенные признаки, классификация, обобщение, мышление по аналогии)

Модифицированная методика Н.Г.Лускановой (мотивация и отношение к школе)

 

 

III класс

ГИТ (групповой интеллектуальный тест)

Уровень умственного развития, оценка гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы

То же

Эмоциональное отношение к обучению (модификация методики по тревожности Спилбергера)

 

V–VII классы

ГИТ (групповой интеллектуальный тест)

Уровень умственного развития, индивидуальная структура интеллекта и его динамические характеристики

То же

Эмоциональное отношение к обучению (модификация методики по тревожности Спилбергера)

Экспресс-диагностика личности, разработаная Т.В. Маталиной на базе подросткового варианта опросника Айзенка (с VII класса)

VIII–IX классы

Тест Р. Амтхауэра – тест структуры интеллекта

Уровень умственного развития, индивидуальная структура интеллекта (вербального, математического, пространственного, мнемонического)

То же

Эмоциональное отношение к обучению [модификация методики по тревожности Спилбергера)

Экспресс-диагностика личности, разработанная Т.В. Маталиной на базе подросткового варианта опросника Айзенка (с VII класса)

Тест направлен на выявление состояния тревожности, фиксирует тревожность, связанную с конкретной деятельностью – учебной, общения со сверстниками, отношения со значимыми взрослыми. Позволяет проводить подробный анализ конкретной сферы тревожности, что облегчает понимание ее происхождения. Создан для анализа школьной тревожности младших подростков 10–12 лет. Проводится устно, диктовка происходит в достаточно быстром темпе, так как здесь важна первая реакция на вопрос. При использовании методика показала высокую чувствительность, она рекомендуется для дополнительной, углубленной диагностики в классах с повышенной, уже выявленной тревожностью, для более глубокого анализа и структурирования факторов и причин, вызвавших ее.
В дополнение к методам диагностики уровня умственного развития, мотивации, тревожности и других индивидуальных особенностей личности имеется опросник, построенный по принципам репертуарных решеток Дж. Келли и направленный на диагностику отношения к учебным предметам и наличия интереса к учебе вообще. В связи с достаточной трудоемкостью ручной обработки опрос рекомендуется проводить 1 раз в 2-3 года в средней и старшей школе. Результаты диагностики могут не только служить, и не столько для оценки интереса и отношения к предметам и учителям, их ведущим, но и дать более конкретное представление администрации школы о социальном заказе самих учащихся данного учебного заведения, помочь не «вслепую», а более конкретно распределять имеющиеся ресурсы (тот же школьный компонент, например).
Проведение мониторингового наблюдения за всеми учащимися школы предполагает работу в школе двух психологов, один из которых будет заниматься диагностической, а другой вести необходимую коррекционно-развивающую работу. Конечно, можно использовать предлагаемые методики и не столь часто, а обследовать детей по каким-то определенным параллелям. Использование различными психологами одних и тех же методик позволяет не только проводить сравнительный анализ внутри одной школы, но и сравнивать различные типы учебных заведений. Так, в 1997/98 учебном году была предпринята попытка проведения подобного рода работы в Южном округе по теме «Портрет пятиклассника Южного округа». После предварительной обработки получены достаточно интересные результаты, которые будут описаны в другой статье. Автор схемы предлагает дать более развернутое описание данной системы наблюдения и представить ее в виде методических рекомендаций с подробным описанием сравнительного анализа и интерпретации получаемых при обследовании результатов. Очень хотелось бы узнать мнение коллег о предлагаемой системе работы психолога в школе.

[1] Готовность детей к школе. Диагностика психологического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. М., 1989 (2-е изд. – М., 1992).
[2] См.: Астапов В.М., Гасимов Ф.М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития: Учебное пособие для слушателей спецфакультетов. М., 1993.
[3] Нежнова Т.Д. Диагностика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1.
[4] Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие для студентов /Под ред. К. М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

МЕТОДИКА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

Предложена Э. Ф. Замбицявичене

Описание теста:

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программно материала начальных классов.

1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

4 субтест - выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок т одновременно про себя.

Текст методики

1. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В тёплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

7. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.

Это "лишнее" слово надо найти и исключить его.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:

лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги

бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

1. огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр

3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка

6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач

8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна

9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4. Эти пары слов можно назвать одним названием,

брюки, платье... – одежда

треугольник, квадрат ... – фигура

Придумай название к каждой паре:

1. Метла, лопата...

2. Шкаф, диван...

3. Окунь, карась...

4. День, ночь...

5. Осень, весна…

6. Слон, муравей...

7. Огурец, помидор...

8. Июнь, июль...

9. Сирень, шиповник…

10. Дерево, цветок...

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: "Почему?". При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно" решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест. За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи).

Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.

Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = X х 100% /40

где Х - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):

4 Уровень успешности - 32 балла и более (80-100% О.У.),

3 Уровень - 31,5-26,0 балла (79,9 - 65%),

2 Уровень - 25,5 - 20,0 балла (64,9-50%),

1 Уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).

1.3. Методика «Память на образы»

Текст методики

1. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В тёплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

7. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.

Это "лишнее" слово надо найти и исключить его.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:

лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги

бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

1. огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр

3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка

6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач

8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна

9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4. Эти пары слов можно назвать одним названием,

брюки, платье... – одежда

треугольник, квадрат ... – фигура

Придумай название к каждой паре:

1. Метла, лопата...

2. Шкаф, диван...

3. Окунь, карась...

4. День, ночь...

5. Осень, весна…

6. Слон, муравей...

7. Огурец, помидор...

8. Июнь, июль...

9. Сирень, шиповник…

10. Дерево, цветок...

Память на образы                                                       Слуховая память

         1.

         2.

         3.



Предварительный просмотр:


А если неудача с ОГЭ?

 
Помни, подготовка к ОГЭ – твоя тренировка к самостоятельной жизни! 
Независимо от результатов экзаменов, подготовка к ним готовит тебя заодно и к любым  другим трудным жизненным ситуациям, когда надо преодолевать себя, решать, самому (-ой) организовывать свой успех.

Какие решения мы принимаем по результатам экзамена или Может – работать, замуж, служить?


  • Учеба в институте – одно из самых сложных дел в жизни юноши и девушки. Не все к нему готовы. Но, может быть, и не нужно быть готовым именно к институту? Успех в жизни – это ведь не только учеба, но и самостоятельная работа, своя семья!
  • Россия – страна ремесленников и рукодельниц, страна мастеровых мужчин и работящих заботливых женщин! Если ты признаешь эту традицию в себе, тогда твоя задача: на ОГЭ достойно завершить школу, после выбрать престижную и «непотопляемую» ни в какие кризисы рабочую профессию и – вперед!
  • Не знаешь, какую профессию выбрать, можем и тут дать совет:
    - Вспомни все свои успешные дела за последние годы: к какой сфере деятельности они относились – вот в той и твоя профессия.
    - Обратись к психологам: они проведут тебе разные тесты для определения склонностей к профессиям, назовут их себе, после этого – думай самостоятельно.

Уважаемые выпускники!

    Прежде, чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать   экзамен не в своей школе:

·        Вас встретят доброжелательные педагоги;

·        каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;

·        на все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.

Экзамены – это испытание.
Всю жизнь все непрерывно сдают экзамены: преодолевают страх, защищают, переплывают, забираются, изучают, принимают решения. Чем больше преодолено в прошлых испытаниях, тем лучше человек подготовлен к очередным из них.
Вот и ОГЭ – воспринимай их как очередное испытание.

В период подготовки и во время экзамена практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

Развивай в себе психологию успеха!
К таким навыкам могут, например, относиться следующие: самовнушения, позволяющие тебе не отвлекаться от дела,  самоободрения. Воспоминания о прошлых успехах. Самоприказы. Разделение дела на его отдельные этапы (действия) и ободрение себя при завершении каждого из них
.

Используй такие формулы самовнушений:

Я уверенно сдам экзамен..
Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.
Я с хорошим результатом пройду все испытания.
Я спокойный и выдержанный человек.
Я смогу справиться с заданием.
Я справлюсь.
Я должен сделать то-то и то-то....

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

  • Специально для девушек: очень хороший вариант для счастья – образовать свою семью! Правда, не надо торопиться и этот процесс лучше не превращать в соревнование.

Успеха тебе - и в программе укрепления себя и на ОГЭ!

http://mihailovoschool.ucoz.ru/Image2/Ekzamen.jpg

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию?

  • Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ОГЭ?
  • Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;
  • Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;
  • Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ОГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо.
  • Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;
  • Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов   экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;
  • Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной  отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию.

http://900igr.net/datas/pedagogika/Podgotovka-k-ekzamenam/0009-009-Gotovjas-k-ekzamenam-myslenno-risujte-sebe-kartinu-triumfa.jpg

Психологическая подготовка к экзаменам

(рекомендации выпускникам)

Психологическая служба МБОУ Кесовогорская СОШ

        

Накануне экзамена:

·    настраивайтесь на ситуацию успеха, мысли о провале и собственных страхах старайтесь не замечать, не гоните их, но не «зацикливайтесь» на них;

·    с вечера перестаньте готовиться, выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и бодрости.

 Во время экзамена:

  • Помни, что ты готов! Ты собран! Ты уверен в успехе! Вера в успех – половина успеха!
  • Будь внимателен!
  • От того, как ты внимательно запомнишь правила заполнения бланка, зависит правильность твоих ответов!
  • После заполнения бланков сосредоточься!
  • Постарайся забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
  • Ознакомься с заданием и начинай отвечать на вопросы, в которых ты не сомневаешься.
  • Не трать много времени на трудные и непонятные вопросы, пропусти их, ты можешь вернуться к ним позже.
  • Рассчитай время так, чтобы после выполнения легких заданий ты смог спокойно вернуться и подумать над трудными.
  • Стремись выполнить все задания.
  • Если устали глаза, значит устал и организм, ему может не хватить сил для выполнения задания, поэтому: посмотри попеременно вверх – вниз (15 сек.), влево – вправо (15 сек.) Нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию. Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом на листе бумаги перед собой (20 сек.)
  • После того, как проверил свою работу, не спеши сдавать ее. Отложи в сторону, закрой глаза и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу?



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей: что такое ММД

Довольно часто, особенно с началом обучения в школе, родители сталкиваются с многочисленными жалобами педагогов на неусидчивость, невнимательность, отвлекаемость, поведенческие нарушения у  ребенка.  Данные проблемы могут быть связаны с ММД.

Минимальная мозговая  дисфункция (ММД) -это легкие изменения центральной нервной системы, на фоне которых наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, речевые расстройства, головные боли. Эти состояния также обозначаются как "органическая мозговая дисфункция", "минимальная мозговая недостаточность", "легкая детская энцефалопатия", "хронический мозговой синдром", "минимальный церебральный паралич", "минимальное повреждение мозга", "синдром гиперактивности". Число детей, страдающих ММД, достигает 21 % . Минимальная мозговая дисфункция встречается у детей достаточно  часто. По разным данным, ММД страдают от 2 до   25 %   детей.

Причины ММД весьма разнообразны: перинатальная патология, недоношенность, инфекционные и токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма. Предполагается, что наследственный фактор, также играет определенную роль в возникновении ММД. Наиболее часто ММД развивается у детей, перенесших гипоксию во время внутриутробного развития или в процессе родов.

Факторы, действующие в раннем детстве:

  • Недоедание.
  • Заболевания, перенесенные в раннем детстве, особенно те, при которых мозг испытывает постоянный дефицит кислорода. Например, бронхиальная астма, когда больные легкие не могут полноценно обогатить кровь кислородом. Или врожденный порок сердца, когда ущербная сердечная деятельность не способна обеспечить достойный кровоток в мозге. И другие.


Проявления ММД крайне изменчивы, неоднородны и во многом зависят от возраста ребенка. Наиболее выражена она у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд симптомов проявляется уже в грудном возрасте если ММД формируется на фоне перинатальной энцефалопатии с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.  

Проблемы у детей, связанные с ММД, расцветают пышным цветом в период подготовки к школе и в начальной школе, когда обнаруживается, что ребенок, как оказывается, совершенно не способен учиться: плохо запоминает, отвлекается, отвратительно пишет, да к тому же и характером обладает несносным. Учителя и родители бьются над неуправляемым чадом, а оно их мучит: уговоры и воспитательные беседы о пользе знаний не приносят успеха.

Итак, у ребенка с ММД встречаются следующие особенности:

Повышенная двигательная активность, сочетающаяся с неловкостью. Дети неусидчивы, непоседливы, долго не могут выполнять одну работу. Их все время куда-то несет, они могут громко кричать, бесцельно бегать в неподобающей обстановке (например, вскакивать и начать ходить посреди урока или бесцеремонно перебивать взрослых во время серьезного разговора). Они неуклюжи и «сбивают все углы» на своем пути, могут быть неустойчивы при ходьбе, и легко падать, а уж если что-то попадает в их руки, непременно оказывается сломанным. Эти проявления носят название гиперактивность. Нередко гиперактивность сочетается с дефицитом внимания.

Дефицит внимания. Сразу возникает аналогия с тем, что ребенку не хватает внимания со стороны взрослых, поэтому он такой запущенный. Да, действительно, внимания ему не хватает, только своего собственного. Такие дети очень легко отвлекаются на любые раздражители, не могут сосредоточиться на чем-либо, рассеянны, им сложно дается запоминание.

Нарушения сна. Обычно дети плохо спят, часто просыпаются, вскрикивают во сне.

Особенности характера. Настроение ребенка быстро меняется и легко переходит от приподнятого к депрессивному (эмоциональная лабильность). Иногда у него возникают беспричинные вспышки ярости и гнева, причем не только к окружающим, но и к себе. Ребенок инфантилен, предпочитает играть с детьми младшего возраста.

Нарушения мелкой моторики. У таких деток плохо работают пальчики, им проблематично завязать шнурки и застегнуть пуговицы, а в более старшем возрасте — пользоваться ножницами, писать, шить. Сложности в письме проявляются в плохом почерке (пишет мелко или крупно), а также в том, что ребенок быстро устает писать.

Нарушения речи. Страдает артикуляция речи, слухоречевая память и восприятие. Таким детям сложно строить длинные предложения, их речь бедна, они с трудом рассказывают и пересказывают текст, плохо пишут сочинения.

Нарушение пространственного восприятия. Плохая ориентировка между «правым» и «левым», зеркальное написание букв и др.

Нарушения памяти. Сложно дается механическое запоминание.

Социальные функции  находятся на низком уровне и не соответствуют возрасту. Он предпочитает играть с детьми более младшего возраста, выбирает примитивные игры, отрицательно относится к окружающим. Больные дети трудно поддаются обучению в школе (чтению, письму, счету), но это связано не с задержкой развития или дефектом интеллекта, а с нарушением восприятия, главным образом пространственных взаимоотношений. Некоторые дети вообще не могут читать или писать, плохо различают близкие по написанию буквы, например "п" и "и", "м" и "ш". С возрастом могут проявиться и нарушения абстрактного мышления.

Сложности в обучении. Учитывая все выше перечисленное, ни у кого не останется сомнения в том, что ребенку будет сложно учиться. Обычно у детей имеется неполный набор симптомов ММД, поэтому в зависимости от особенностей течения болезни один ребенок будет испытывать сложности в письме, другому тяжело дается чтение, третьему — счет и т. д. При этом не нужно думать, что ребенок глупый, хотя такой вариант, конечно, тоже возможен. При ММД знаковую роль в наличии сложностей в обучении имеют не интеллектуальные способности ребенка, а невозможность их реализации. Об этом, прежде всего, говорит то, что более 70 % детей с ММД при правильной организации занятий и грамотном медикаментозном лечении догоняют своих сверстников и учатся в обычной нормальной школе. Если превратить процесс обучения в увлекательную игру, увеличить мотивацию (поощрять ребенка, хвалить и т. д.) и, что очень важно, включить над ним контроль (следить за выполнением задания, проговаривать его действия вместе с ним, заставлять отчитываться о проделанной работе), такие проявления, как гиперактивность и дефицит внимания, снижаются или исчезают вовсе.

Внимание! Симптомы, схожие с проявлениями ММД, наблюдаются и при некоторых других заболеваниях (олигофрения, психозы и др.), поэтому полную правильную оценку состоянию больного может дать только совместное длительное наблюдение ребенка неврологом, психиатром и педагогом. Консультация детского психиатра обязательна.

Лечение ММД

Лечение ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное и требует терпения. Понятно, что больному ММД необходимо уделять гораздо больше внимания и времени, чем обычному здоровому ребенку.

1.  Создание доброжелательной спокойной обстановки дома, в детском саду, школе. Необходимо понимать, что состояние ребенка связано не с испорченностью характера, эгоизмом и капризами, а с заболеванием и его неадекватные поступки не умышленны.

2.  Воспитание и занятия.

  • Ведущее слово в воспитании ребенка с ММД — контроль. Вы постоянно должны находиться рядом и контролировать действия ребенка.
  •  Нельзя допускать в воспитании крайностей: с одной стороны быть с ребенком чрезмерно строгими и требовательными, наказывать, с другой — излишне опекать. В речи, обращенной к ребенку, избегайте слов «нет» и «нельзя», говорите с ним сдержанным, спокойным тоном.
  •  Частое изменение настроения родителей негативно отражается на больном, как и расхождение в указаниях (минуту назад говорят одно, через некоторое время — прямо противоположное или мнения родителей относительно действий ребенка расходятся).
  •  Нельзя давать ребенку одновременно несколько заданий: он не сможет их выполнить и расстроится, вы тоже останетесь недовольны. Нужно дать только одно задание и ограничить его выполнение определенным временем. После того, как ребенок его сделает, проконтролируйте выполнение и похвалите.
  •  Для ребенка с ММД предпочтительны занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику рук: рисование, лепка, аппликация, вышивание, вязание.
  •  Режим дня должен быть очень четким. Обязательно придерживайтесь его: время пробуждения, отхода ко сну, выполнение уроков, приемы пищи должны ежедневно строго соблюдаться.
  •  Ограничьте контакты ребенка с большим скоплением народа (шумные гости, массовые детские игры), это излишне возбуждает и способствует рассеиванию внимания. Лучше пусть ребенок играет или общается только с одним человеком.
  •  Ограничьте телевизор и компьютер.
  •  Физическая активность — необходимое условие. У ребенка с ММД огромное количество избыточной энергии, которую необходимо куда-то расходовать. Самое подходящее применение ей — физкультура.

3.  Питание ребенка должно соответствовать возрасту, быть полноценным и богато витаминами.

4.  Дополнительные занятия с педагогом,  логопедом,  психологом.

7.  Активные занятия  с родителями дома.

8.  Медикаментозное лечение: препараты, улучшающие питание и обменные процессы мозга.

Внимание! Курс лечения и доза назначается врачом индивидуально и зависит от течения болезни. Все лекарственные препараты можно давать ребенку только по рекомендации специалиста.


Литература:

1.Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. М.: Генезис, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская творческая группа педагогов-психологов "Мониторинг психологического здоровья обучающихся"

Представлена работа творческой группы педагогов-психологов по разработке мониторинга психологического здоровья обучающихся. Результатом работы стало методическое пособие....

Методическое пособие "МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

В методическом пособии рассматриваются теоретические вопросы мониторинга психологического здоровья обучающихся и предложен один из вариантов проведения исследования психологического здоровья детей в ш...

Схема психологического анализа занятия

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленн...

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

Примерная схема психологического заключения при поступлении ребенка на ПМПК

Психологическое представлениеФ.И.О. ребенка:Возраст:Школа, класс:Дата проведения обследования:Цель проведения обследования:...

Схема работы с обучающимися и родителями ДДТ по зачислению обучающихся через систему "Навигатор" дополнительного образования

Схема помогает педагогам при зачислении обучающихся первого и последующих лет обучения как на программы, находящиеся на муниципальном задании, так и на программы ПФДОД  через систему "Н...