Программа профессионального самоопределения
рабочая программа по психологии на тему

Курбатова Юлия Николаевна

Программа позволяет помочь подросткам сформировать жизненные планы, связанные с профессиональной деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pso_17_ch.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Обоснование необходимости программы

Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.

     Рабочая программа составлена на основе программы  Резапкиной Г. В., «Я и моя профессия»: Программы профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

           что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

           что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

           что он может (возможности и способности),

           что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

     Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна  система профориентации в образовательном учреждении

 Цель программы:

           Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ.

 Задачи программы:

Образовательные задачи:

1.      Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии;

2.      Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения  соответствующих знаний и умений, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

Воспитательные задачи:

1.      Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

2.      Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений;

Развивающие задачи:

1.      Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

2.      Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний.

Организация занятий по программе “Мой выбор” опирается на использование следующих важных принципов:

•           свободного выражения своего мнения;

•           взаимоуважения;

•           доверительности;

•           обратной связи;

•           безоценочности

Продолжительность курса: 17 часов (9 класс).

Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение 1-го полугодия.

      Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся.

По результатам курса девятиклассники должны овладеть:

•           знаниями о значении профессионального самоопределения;

•           правилами выбора профессии;

•           знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;

•           понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

•           понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

•           значение творческого потенциала человека, карьеры;

•           требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

•           понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

Обучающиеся должны уметь:

•           находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

•           объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

•           ставить цели и планировать действия для их достижения;

•           использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

•           анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности);

•           пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Методы и средства организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся:

1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).

2. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Контрольные письменные работы выполняются в форме тестирования.

3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Средства, с помощью которых осуществляется изучения курса психологии: тесты, мультимедийные презентации, развивающие  задания, обучающие фильмы.

Содержание  программы:

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, тестовых методик.

По желанию обучающихся ими могут быть выполнены реферативные, проектные и исследовательские работы по отдельным темам курса.

Тема I. Что я знаю о своих возможностях (5 часов). Содержание занятий. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность. Диагностические методики: опросник Айзенка, «Тип мышления», «Тест интеллектуального потенциала», опросник Басса-Дарки. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Тема II. Что я знаю о профессиях (4 часа). Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Практическая работа: составление формул профессий. Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов. Диагностические методики: ДДО, «Профессиональная пригодность и здоровье», «Профиль».

             Тема III. Способности и профессиональная пригодность (4 часа). Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Определение своего профессионального типа личности. Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда, «Социальный интеллект». Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

             Тема IY. Планирование профессиональной карьеры (4 часа). Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии в Москве. Профессии, которые востребованы на современном рынке труда.  Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии. Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии; упражнение «Резюме».  Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов.

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Профессиональное самоопределение. Мой выбор»

п\п

Тема

Кол-во

часов

Дата

I. Что я знаю о своих возможностях

5

1

Вводное  занятие.

1

Сент.

2

Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия.

1

Сент.

3

Чувства и эмоции. Стресс и тревожность.

1

Сент.

4

Определения типа мышления.

1

Сент.

5

Внимание и память. Уровень внутренней свободы.

1

Окт.

II. Что я знаю о профессиях

4

6

Классификации профессий. Признаки профессии. Определение типа будущей профессии.

1

Окт.

7

Профессия, специальность, должность. Интересы и склонности в выборе профессии.

1

Окт.

8

Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества.

1

Окт.

9

Профессия и здоровье.

1

Нояб.

III. Способности и профессиональная пригодность.

4

10

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1

Нояб.

11

Способности к интеллектуальным видам деятельности и профессиям социального типа.

1

Нояб.

12

Способности к офисной и  предпринимательской деятельности.

1

Нояб.

13

Артистические способности. Уровни профессиональной пригодности.

1

Дек.

IY. Планирование профессиональной карьеры

4

14

Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии.

1

Дек.

15

Современный рынок труда. Пути получения профессии.

1

Дек.

16

Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.

1

Дек.

17

Обобщающий урок.

1

Дек.

Всего

17

Список литературы:

1. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.

2.      Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.

3.  Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.

4.  Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005

Для обучающихся (дополнительно):

1. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005.

2. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2005.

Электронные ресурсы:

http://metodkabi.net.ru/index.php?id=1#ur Методический кабинет профориентации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа “Профессиональное самоопределение воспитанников”.

Ведущие  цели  программы:1. Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии;2.Создание условий личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии;3....

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

      Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...

Программа "Профессиональное самоопределение обучающихся 8-9-х классов в условиях ГБОУ"

Программа "Профессиональное самоопределение обучающихся 8-9 классов в условиях ГБОУ"  может использоваться во внеурочной деятельности психологом, социальным педагогом или классным руков...

Рабочая программа Профессионального самоопределения «В мире профессий»

Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на обучающихся 10-ого класса основной школы, их профессиональное определение после окончания средней школы.Главна...