Рабочая программа Профессионального самоопределения «В мире профессий»
рабочая программа по психологии (10 класс)

Байкова Анна Геннадьевна

Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на обучающихся 10-ого класса основной школы, их профессиональное определение после окончания средней школы.

Главная цель данной программы: формирование у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_professiy_10_kl.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Брединская средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к образовательной программе ООО

                                    Утвержденной приказом

                                               МКОУ «Брединская СОШ №4»

                                                      от ______________________________

Рабочая программа

 Профессионального самоопределения «В мире профессий»

Класс:10

Составитель рабочей программы педагог-психолог:

         Байкова Анна Геннадьевна

2020 год

Нормативно-правовое обеспечение программы:

• Федерального закона « Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

  •  Постановление Главного государственного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. От 10.06.2016) «об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (вместе с «СанПиН 2.1.3.2630-10.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрированов МинюстеРоссии 09.08ю2010 №18094)

•  Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 581 от 20. 06. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

• Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089

  • О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н)
  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»
  • Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области»/ Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013г. № 1543
  • Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области/ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961
  • Об Утверждении концепции профориентационной работы образовательных организаций  Челябинской области на 2013-2015 год/ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 №01/4591

• Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 года № 04-997 «О формировании учебных планов ОУ Челябинской области на 2014-2015 учебный год»

• Учебного плана МКОУ Брединской СОШ № 4 на 2020-2021учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения  молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.

Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности:  уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное -  свои способности и склонности.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:

  1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.
  1. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.
  1. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.
  1. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.
  1. Слабое вовлечение в эту работу родителей обучающихся.
  1. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов.

Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на обучающихся 10-ого класса основной школы, их профессиональное определение после окончания средней школы.

Главная цель данной программы: формирование у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Сопутствующие цели:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;
  • обеспечить системой сведений о мире современных профессий;
  • развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Предусмотрено проведение следующих типов занятий: комбинированный, изучения нового материала, контроль знаний, занятия – практикум, занятие – обобщение.

Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.

Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также практические работы и тестовые задания. Предусмотрено безоценочное обучение. Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 17 часов.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 10-ого класса на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал:  

  • роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;
  • понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
  • приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
  • сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;
  • природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;
  • ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;
  • роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
  • понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;
  • понятие о специальности и квалификации работника;
  • требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;
  • характеристику профессий и специальностей;
  • понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.
  • основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
  • факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
  • виды и формы получения профессионального образования;
  • виды учреждений профессионального образования.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

  • сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
  • составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.
  • Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.
  • Сформированные рефлексивные действия:

  • способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;
  • способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;
  • способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.

  • Выпускник основной школы сможет:

  • проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);
  • устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;
  • работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
  • совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;
  • выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте».

Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.

Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы педагога. Создание данной программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики недостаточно.

К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.

Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных исследований, старшеклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.

Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений обучающихся проходит через информационно – просветительскую работу, направленную на развитие профильной культуры учащихся.

Программа по профориентации дает обучающимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора дальнейшего выбора.

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Учебный предмет «Профориентация» нацелен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.

ОПИСАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Программа занятий «Профессиональное самоопределение в мире профессий» рассчитана на год обучения в 10-ом классе. Настоящая программа составлена на 17 часов  в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения в 10-ом классе. Занятия проводятся один раз в две недели. Продолжительность занятия 40 минут.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;  
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

  • развить самостоятельность;
  • оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
  • систематизировать, анализировать полученные данные;
  • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
  •  понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
  •  значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • о современных формах и методах организации труда;
  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
  • о предпринимательстве; о рынке труда.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (1 час).

Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на современном этапе.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические работы в форме эссе.

Раздел II. Мир профессий и его многообразие (2 часа).

Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием психологических тестов.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и письменый опросы.

Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).

Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов  выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.

Раздел IV. На пути к самопознанию (3 часа).

Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки.  

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы учащихся.

Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (3 часа).

Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся  с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе.

В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических тестов.

Раздел VI. Профессиональная пригодность (2 часа).

Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.

Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 часа).

Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании).

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы и практические задания в форме эссе.

Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (1 час).

В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в России, а также на учебных заведениях   начально, среднего, высшего профессионального образования в Челябинской области.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы.

Раздел IX. Личный профессиональный план (1 часа).

В разделе освящается вопрос о том,  как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос обучающихся.

Тематическое планирование

10 класс

№ раздела

Название раздела

Кол-во часов

Форма контроля

Раздел 1

Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха

1 час

Эссе

Раздел 2

Мир профессий и его многообразие

2 часа

Диагностика

Раздел 3

Секреты выбора профессии

2 часа

Устный опрос

Раздел 4

На пути к самопознанию

3 часа

Устные и письменные опросы

Раздел 5

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе

3 часа

Диагностика

Раздел 6

Профессиональная пригодность

2 часа

Диагностика

Раздел 7

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

2 часа

Эссе

Раздел 8

Возможности получения профессионального образования в России

1час

Устные и письменные опросы

Раздел 9

Личный профессиональный план

1 час

Опрос

Всего:

17 часов

Программа реализуется с использованием методического комплекса:

  1. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Практикум / Информационно – методические материалы для подростков. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2005 . – 36 с.
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 336 с: – ил. – (Азбука психологии);
  4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).
  5. http://metodkabi.net.ru/ Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения

Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства:

  1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.  
  3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
  4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –  М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.
  5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
  6. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.
  7. Учебники:  Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений М.С.   Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 159 с.
  8. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2008.  -101 с. – (Профессиональная школа).

Требования к материально-техническим условиям реализации программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования определяются необходимостью наличия на уроках: компьютера, мультимедийного проектора, стимульного материала к методикам, комплектов презентаций к некоторым урокам, словарей и справочников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Организация деятельности интеллектуально одаренных по химии школьников как средство их самоопределения к выбору профессии"

В проекте рассматриваются возможности формирования учебно-познавательных компетенций учащихся в процессе  преподавания химии, даются методические рекомендации по организации деятельности од...

Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...

урок- классный час "Профессиональное самоопределение. Ситуация выбора профессии"

Этот материал можно использовать как на уроке технологии при изучении темы "Профессиональное самоопределение", так и для проведения классного часа на эту же тему. В процессе урока учащиеся приходят к ...

Справка-отчет по выявлению общего уровня готовности учащихся к самоопределению и будущей профессии 2012-13 уч.год

Целью профориентационной работы является оказание профориентационной поддержки учащихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"

Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...

Профессиональное самоопределение. Мышление и профессия

Способность к мышлению -  главный признак человека. Один из уроков по профессиональному самоопределению посвящен этой теме....

Элективный курс по технологии «Профессиональное самоопределение. Человек и профессия» для учащихся 9 класса

Элективный курс по технологии«Профессиональное самоопределение. Человек и профессия»для учащихся 9 класса...