Профессиональное самоопределение. Мышление и профессия
консультация (9 класс) по теме

Слезка Марина Николаевна

Способность к мышлению -  главный признак человека. Один из уроков по профессиональному самоопределению посвящен этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie_i_professiya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

                              Мышление и профессия

        Способность к мышлению – главный признак человека, выделяющий его из многообразного животного мира. Можно сказать, что мышление – это высшая форма отражения человеческим мозгом окружающего мира, целенаправленное умственное действие.

Мышление человека как форма умственной активности совершается при помощи следующих мыслительных операций:

  • • сравнение;
  • • анализ;
  • • синтез;
  • • абстрагирование (отвлечение);
  • • конкретизация;
  • • обобщение;
  • • систематизация.

         Первым следует назвать сравнение. «Все познается в сравнении» – есть такая древняя мудрость. Невозможно оценить какое-либо явление, предмет, событие, объект, не сравнивая его с чем-то или кем-то другим. Сравнивая, мы определяем свое отношение к книге, фильму, человеку. И даже когда мы, казалось бы, ничего не сравниваем осознанно, все равно в основе наших оценок лежит неосознанное сравнение. Например, когда мы говорим: «Этот мальчик высокого роста», – мы имеем в виду, что он выше большинства мальчиков, с которыми нам приходилось сталкиваться.

        Анализ – мысленное разложение целого на составные части. Например, глядя на книгу, мы отмечаем, что она состоит из страниц, скрепленных переплетом, ее текст состоит из глав, а они, в свою очередь, – из абзацев, те – из слов, а слова – из букв.

        В противоположность анализу синтез – мысленное соединение частей в целое. Предположим, на складе металлолома вы увидите сваленные в кучу велосипедный руль, раму, ободья и крылья. Невольно в сознании возникнет образ велосипеда, который можно собрать из этих частей. Синтез и анализ – две взаимосвязанные операции. Когда работает одна из них, одновременно работает и другая.

           Абстрагирование – мысленное отделение какого-либо признака, свойства от самого предмета. Например, услышав шум автомобильного двигателя, мы думаем о нем, при этом на какое-то время совершенно забывая о его источнике – автомобиле. Думая о шуме, мы рассуждаем о способах борьбы с ним и о том, сколько проблем он привносит в нашу жизнь, и только позже вспоминаем про его источник.

        Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Например, когда мы слышим перечисление «сорока, ворона, голубь, ласточка, воробей, аист», мы знаем, что все они – птицы. Объединение зависит от нашего жизненно- го опыта и знаний, которыми мы владеем.

        Операция конкретизации противоположна и абстрагированию, и обобщению. При конкретизации какой-то абстрактный признак относят к конкретному предмету или явлению. Например, услышав или прочитав о пользе занятий спортом, вы записались в спортивную секцию, заодно привели туда и друга. Таким образом, общее положение, справедливое для всех, вы конкретизировали: применили к себе и своему другу.

        И последнее – систематизация. Скажем, вы пишете сочинение о поэзии Пушкина. Нужно быстро вспомнить все, что вы о ней знаете. Но в нашей памяти нет полок, как в книжном шкафу. Из общей массы знаний нужно извлечь именно то, что касается поэзии Пушкина, отделив эти данные от всех остальных: вначале от математики, географии, биологии, затем от Лермонтова, Тютчева, Фета… У систематизации много общего с классификацией. Чаще всего одно бывает невозможно без другого.

       Эти операции присущи мышлению всех людей без исключения, осознают они это или нет. Ими пользуется и младенец, и седовласый профессор. Мышление людей отличается не применяемыми операциями, а его качествами.

Различают четыре типа мышления:

  • • предметно-действенное;
  • • наглядно-образное;
  • • абстрактно-символическое;
  • • словесно-логическое.

         Человеку, склонному к предметно-действенному типу мышления, легче всего думать, видя объект своего мышления. За мыслью у него следует конкретное действие, на базе которого возникает следующая мысль, и так далее. О таком человеке часто говорят, что он «мыслит руками». Ясно, что лучше всего он сможет проявить себя в практических областях деятельности – например, на производстве. Люди, обладающие данным типом мышления, водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

        Наглядно-образное мышление – это мышление по представлению. Человеку с таким мышлением легко представить себе образ объекта, предмета или явления своих мыслей. Эти образы всегда конкретны и неповторимы, потому что, как правило, в мышлении таких людей в первую очередь возникает операция синтеза. Люди, склонные к наглядно-образному типу мышления, становятся изобретателями, художниками, дизайнерами, поэтами, писателями, артистами, режиссерами.

        Абстрактно-символическим типом мышления обладают многие люди науки: физики-теоретики, математики, экономисты, аналитики, программисты. Это мышление, которое опирается на общие и отвлеченные понятия. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул, операций… с помощью того, что невозможно потрогать. В противоположность художникам такие люди больше всего склонны к анализу, обобщению и абстрагированию. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

        И, наконец, словесно-логическое мышление. Оно характерно для людей с ярко выраженными вербальными способностями. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут ясно, четко и образно сформулировать свои мысли и донести их до общественности.

        Нельзя сказать, что типы мышления взаимно исключают друг друга. Нет такого человека, который в своей мыслительной деятельности мог бы обойтись только одним типом мышления. К примеру, высшие продукты абстрактного мышления – научные гипотезы – были бы бессмысленны, не будь они направлены на осмысление и изменение действительности. Каждый тип мышления имеет свои особенности и индивидуальный способ пре- образования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в том или ином виде профессиональной деятельности.

        Итак, развитый ум – это гармоничное сочетание всех типов мышления при бесспорном преобладании одного из них. Преобладающий тип мышления является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, которая определяет склонности, способности и интересы. По всей видимости, самый разумный путь – развивать тот тип мышления, к которому обнаруживается наибольшая склонность. Соответственно ему и следует выбирать будущую профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии

ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии. ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа  темперамента. ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темпе...

Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Типичные ошибки при выборе профессии

Конспект урока по профессиональному самоопределению. Тема: Типичные  ошибки при выборе профессии. Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать научные основы про...

Презентация "Мышление и его роль в профессиональном самоопределении личности"

Презентация "Мышление и его роль в профессиональном самоопределении личности"...

урок- классный час "Профессиональное самоопределение. Ситуация выбора профессии"

Этот материал можно использовать как на уроке технологии при изучении темы "Профессиональное самоопределение", так и для проведения классного часа на эту же тему. В процессе урока учащиеся приходят к ...

Элективный курс по технологии «Профессиональное самоопределение. Человек и профессия» для учащихся 9 класса

Элективный курс по технологии«Профессиональное самоопределение. Человек и профессия»для учащихся 9 класса...

Рабочая программа Профессионального самоопределения «В мире профессий»

Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на обучающихся 10-ого класса основной школы, их профессиональное определение после окончания средней школы.Главна...