Главные вкладки

    Индивидуализация учебно - познавательной деятельности младших школьников
    статья по психологии на тему

    Лариса Свиридова

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует от учителя начальной школы  измененных подходов в работе, в обучении и воспитании младших школьников.  В новом стандарте значительно усилена роль индивидуализации обучения, указано на необходимость формирования универсальных учебных действий как основы «умения учиться». Ведущим компонентом ФГОС являются требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Ведущие педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества.

    Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения  связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей детей, обусловленных многими факторами.

    Школьная неуспеваемость обусловлена рядом внешних и внутренних факторов: неравномерное созревание мозговых зон, недостаточная «зрелость» психических процессов, несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка. Установлено, что дети, испытывающие школьные трудности, часто обладают признаками межполушарной дисфункции, то есть недостаточной взаимосвязью правого и левого полушария мозга, а значит, и дефицитом их взаимодействия.

       Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Индивидуализация учебно - познавательной деятельности младших школьников 

     «Обучая левое полушарие,

     вы обучаете только левое полушарие.

     Обучая правое полушарие,

     вы обучаете весь мозг!»

     И. Соньер

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует от учителя начальной школы  измененных подходов в работе, в обучении и воспитании младших школьников.  В новом стандарте значительно усилена роль индивидуализации обучения, указано на необходимость формирования универсальных учебных действий как основы «умения учиться». Ведущим компонентом ФГОС являются требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Ведущие педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества.

    Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения  связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей детей, обусловленных многими факторами.

    Школьная неуспеваемость обусловлена рядом внешних и внутренних факторов: неравномерное созревание мозговых зон, недостаточная «зрелость» психических процессов, несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка. Установлено, что дети, испытывающие школьные трудности, часто обладают признаками межполушарной дисфункции, то есть недостаточной взаимосвязью правого и левого полушария мозга, а значит, и дефицитом их взаимодействия.

       Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка.

    Симметричные области правого и левого полушария выполняют различные функции. Правое полушарие мозга контролирует левую половину тела и ощущения, получаемые через левый глаз и ухо. Подобным же образом левое полушарие контролирует правую сторону тела. Когда одна сторона мозга регулирует деятельность, другая сторона может находиться либо в состояние взаимодействия и координации, либо «отключаться» и блокировать интеграцию. Следовательно, для функционирования мозга как единого целого необходимо сотрудничество полушарий, «диалог» между ними. Межполушарная асимметрия наблюдается почти у половины человечества и является одним из важнейших свойств индивидуальности.

    • Если доминирует левое полушарие, то преобладает словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению.
    • Если доминирует правое полушарие, то преобладает конкретно-образное мышление, развито воображение, чувственное восприятие, хорошая ориентация в пространстве, творчество.
    • У равнополушарных людей все процессы уравновешены.
      Правополушарным легче говорить, чем писать, а левополушарным  –  легче писать, чем говорить.
    • Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, художники, организаторы. Среди левополушарных  –  инженеры, философы, лингвисты.
    • До 9 – 10 лет дети в большинстве своём являются правополушарными, а процесс обучения направлен на работу левого полушария, игнорируя половину возможностей ребёнка.

    Многие специалисты переоценивают роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. А такая продукция правого полушария, как интуиция, ритм, создание образов и др., в современной школе, к сожалению, не ценится. Школьные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей ребенка. Однако известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления ребенка.

    Исследование волновой активности мозга детей, успешных и неуспешных в обучении, показало, что неуспешные дети отличаются более низкой общей активностью левого полушария даже при выполнении вербальных и знаковых заданий. Кроме того, у них значительно меньшая частота переключений с одного полушария на другое при выполнении заданий, которые требуют разной стратегии мышления.

    Широко распространены специальные методики для определения ведущего полушария головного мозга, ведущего канала восприятия.

    Условно на основе функциональной асимметрии полушарий головного мозга (по М.Гриндеру)  учеников можно поделить на следующие типы:  

      Левополушарные

    Правополушарные

    Видят символы (буквы, слова)

    Видят конкретные целостные образы и рискуют отставать в чтении

    Преуспевают в чтении, алгебре, языке

    Преуспевают в геометрии, литературе, истории, географии

    Любят информацию в письменном виде

    Любят информацию в виде демонстрации опыта, карт, наглядных пособий

    Готовы работать по инструкциям, схемам, алгоритмам

    Неохотно принимают такой вид работ

    Доминирует мотив ответственности, познания

    Ведущий мотив - мотив самореализации, достижения немедленного успеха.

    Меньше допускают ошибок после работы с правилами в 5 раз

    Больше допускают ошибок в 5 раз после работы с правилами

    Фокусированы вовнутрь (интроверт)

    Фокусированы на внешнее (экстраверт)

    Быстрая эмоциональная завершённость (уже не слышит слов нотации)

    Долговременная эмоциональная реакция

    Анализ осуществляется от части к целому, видят детали

    Анализируют от целого к части (не замечает деталей)

    Любят проверять работу, анализировать учебные действия

    Не любят проверять, анализировать

    Предпочитают прочтение художественного текста фильму

    Предпочитают сначала посмотреть фильм, а потом прочесть книгу

    Сосредоточены, сконцентрированы

    Часто отвлекаются

    Испытывают дискомфорт с незавершёнными творческими инструкциями

    Любит творчество, самостоятельный выбор, использует интуицию

    Реагирует на словесные замечания

    Преобладает реакция на невербальные замечания (тон, интонация, взгляд, прикосновения)

    Необходимы ясные письменные инструкции

    Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные

    Повторяет фактическую информацию

    Творчество, интуиция

    Переживает реальность после чтения о ней

    Переживает реальность до чтения о ней

    Учитывая индивидуальные различия детей, необходимо определить репрезентативные системы (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации).

    Аудиалы воспринимают информацию на слух, у них быстрая реакция, необходима быстрая смена видов деятельности,  задачи решают устно, закрепление нового  для них с помощью учебника или дополнительной литературы.

    Визуалы воспринимают информацию зрительно. Первоначальное знакомство с материалом по учебнику, в ходе объяснения рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами. Этим учащимся требуется время на обдумывание полученной информации. Задачи решают письменно.

    Кинестеты воспринимают информацию деятельностно, для них на уроке должен быть раздаточный материал для практических действий.

    Для того, чтобы учесть психофизиологические особенности каждого ученика, важно определить место за партой в классе каждого ребенка. Это обеспечит продуктивное восприятие, предупредит возникновение невроза, стресса и снимет неосознаваемую реакцию защиты от новой информации.

    Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера пространства. В классе их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно третий ряд). Визуалистов следует посадить на первые парты, а кинестетиков — на последние. Для активизации умственной деятельности кинестетиков во время урока желательны движения. Например, они могут мять пальцами пластилин или глину, перебирать четки или шарики, массировать пальцы и др.

    У левополушарных учащихся рабочая полусфера — правая сторона класса. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию. Следовательно, психофизиологическое место левополушарных детей — первый ряд. Они чувствуют себя комфортно в тишине. При посторонних шумах в классе они могут не усвоить информацию.

    Для наиболее лучшего восприятия информации с классной доски правополушарными учащимися сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска — темный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся в классе их необходимо посадить полукругом. Для левополушарных детей сочетание цветов на доске может быть таким: темный фон — светлый мел, а также классическая посадка за партами.

    Остановимся более подробно на такой особенности восприятия, как ведущая сенсорная система или модальность Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами или кинестетиками, левополушарные учащиеся — аудиалами. Для правополушарных визуалов вся информация должна быть представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов.

    Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на протекание у них познавательных процессов.

    В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

    Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности. Учителю необходимо помнить:
            Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т.д.
            Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.
            Работая с учеником- аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.

    Как помочь детям начальной школы?

    1 .Уменьшить нагрузку на левое полушарие за счёт применения новых технологий обучения.

    2. Эмоционально активизировать правое полушарие.

    Существуют специальные приемы обучения правополушарных детей

    1.Фантазирование - сочинение с различными заданиями.
    2. Составление загадок, шуток, прибауток, скороговорок, сочинений.
    3. Составление сказок.
    4. Прием изменения окраски.
    (Шагнули в картинку. Что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы изобразили картинку? Что можно добавить, убрать? Почему?)
    5. Метод введения нового героя.
    (Придумать героя, который бы помог Аленушке, Иванушке и т.д.).
    6. Прием "до сказки". Придумать, что было до сказки. (Описать место, где жили два Мороза и т.д.).
    7. Метод описания. Предложить описать дверец, где жила Золушка, Рыбка, Баба Яга и т.д.
    8. Метод изменения в подсистеме героя сказки.
    Внести вместо одного героя сказки - другого. Как бы изменился сюжет?
    9. Описать ощущения ледяной девочки. Когда ей было хорошо, плохо и т.д.
    10. Прием оживления. Предложить детям описать природу в лице живого существа или стихи по опорным словам.
    11. Словесное рисование. Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.
    12. Метод чудесных превращений.
    (Описать добрые дела, которые могли бы помочь принять облик …).
    13. Прием жизнь в плоскости.
    Предложить представить себя на месте того героя, что есть в изучаемом материале (козленок, медведь, старик, золотая рыбка).
    14. Выводы после наблюдений. (Название сказки - каково может быть - почему?)
    15. Метод проб и ошибок.
    (Помоги себе сам, займи себя, найди то, что тебе дорого, по душе).
    16. Проблемный вопрос.
    Как можно путешествовать, не выходя из дома? и т.д.

    17. Метод дополнения. Учитель начинает - дети заканчивают.
    18. Метод звукового ощущения.
    Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы и т.д.?
    19 Метод ассоциации.
    На что похоже (а), (е)? Это дерево, сугроб и т.д.  

    Активизировать межполушарные взаимодействия позволяет сенсомоторная коррекция, которая обладает оздоравливающим и антистрессвым эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. Для этого можно использовать элементы Кинезиологической гимнастики и  «Гимнастики Мозга», которую разработали американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон.

    Приведу пример использования Гимнастики мозга

    1.«Кнопки мозга»

    Для выполнения этого упражнения необходимо положить одну руку на  область пупка, а другой слегка нажимать на точки под ключицами между ребрами, слева и справа от грудины. Это стимулирует приток крови к мозгу.   Начинаем их аккуратно массировать.

    2. «Перекрестные шаги»

    Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги.

    Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

    Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.

    3. «Ленивые восьмерки»

    Начертить правой рукой на листе бумаги карандашом восьмерку, затем – левой рукой. Затем правой и левой одновременно.   А теперь начертить восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. При этом следим взглядом за пальцами.

    4. «Крюки»

    Вначале упражнения скрестить лодыжки как удобно. Затем, вытянуть руки вперед. Скрестить ладонями другдругуВначале  упражнения скрестите  лодыжки, как удобно. Затем вытянуть    руки вперед,скрестить ладонями друг к другу,сцепив пальцы в замок , вывернуть руки  внутрь на уровне  груди так , чтобы локти  были направлены вниз . Перекрестно менять положение рук и ног

                     Кинезиологическая гимнастика включает в себя:

    1. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

    2. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.

    3. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

    Комплекс№1

    1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
    2. Кулак-ребро-ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях педагог предлагает ребенку помогать себе командами( «кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
    3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
    4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого задания почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
    5. Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
    6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

    Использованная литература:

    1.Вайтсайд Д., Стокс Г. Единый мозг. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграция головного мозга. М.: Диалог–МГУ, 1996.

    2.Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.

    3.Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.

    4.Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет,2010.

    5.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.

    6.http://iemcko.narod.ru/2513.html

    7.http://kineziolog.bodhy.ru


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Индивидуализация учебно- познавательной деятельности младших школьников

    Слайд 2

    Актуальность ФГОС начального общего образования требует от учителя начальной школы измененных подходов в работе, в обучении и воспитании младших школьников. В новом стандарте значительно усилена роль индивидуализации обучения, указано на необходимость формирования универсальных учебных действий как основы «умения учиться». Ведущим компонентом ФГОС являются требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Слайд 3

    Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики Профессор H.H. Трауготт (Россия ): «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации » Профессор Т.П. Хризман (Россия): «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию » Боб Самплс (США): «Мы обнаружили, что если реализуются функции правого полушария, то неизбежно произойдет развитие качеств, связанных с левым полушарием » И. Соньер (Франция): «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!»

    Слайд 4

    Специализация полушарий человеческого мозга Функции правого полушария Непосредственно – чувственное восприятие Прием и переработка невербальных символов Целостное восприятие Быстрое схватывание всех аспектов ситуации Восприятие многомерных связей Пространственное мышление Образное мышление Долговременная память Эмоции Функции левого полушария Прием и переработка вербальной и символической информации Последовательный анализ информации Распределение объектов по классам и категориям Восприятие упорядоченности и связи между явлениями Способность организовывать информацию в виде стройной системы Кратковременная память

    Слайд 6

    Как работает наш мозг? По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйского унвиертсиета , не иеемт занчнеия , в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве . Галвоне , чотбы превая и пслоендяя бквуы блыи на мсете . Осатьлыне бкувы мгоут селдлвтаь в плоонм бсепордяке , всё-рвано ткест чтаитсея без порбелм . Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси , а всё солво цликеом .

    Слайд 7

    Определение ведущего полушария

    Слайд 8

    Оценка ведущего полушария

    Слайд 9

    Определение степени праворукости 1 . Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты). 2. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху). 3. Отвинтить гайку, накрученную на болт. 4. Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит). 5. Вдеть нитку в иголку (для малышей— палочку в кольцо). 6 . Показать, как зажигают спичку. 7. Открыть ( отвинтить ) пробку на пузырьке.

    Слайд 10

    Типы учеников по М. Гриндеру на основе функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Левополушарные Правополушарные Видят символы (буквы, слова ) Видят конкретные целостные образы и рискуют отставать в чтении Преуспевают в чтении, алгебре, языке Преуспевают в геометрии, литературе, истории, географии Любят информацию в письменном виде Любят информацию в виде демонстрации опыта, карт, наглядных пособий Готовы работать по инструкциям, схемам, алгоритмам Неохотно принимают такой вид работ Доминирует мотив ответственности, познания Ведущий мотив - мотив самореализации, достижения немедленного успеха. Меньше допускают ошибок после работы с правилами в 5 раз Больше допускают ошибок в 5 раз после работы с правилами Фокусированы вовнутрь (интроверт) Фокусированы на внешнее (экстраверт) Быстрая эмоциональная завершённость (уже не слышит слов нотации) Долговременная эмоциональная реакция Анализ осуществляется от части к целому, видят детали Анализируют от целого к части (не замечает деталей) Любят проверять работу, анализировать учебные действия Не любят проверять, анализировать Предпочитают прочтение художественного текста фильму Предпочитают сначала посмотреть фильм, а потом прочесть книгу Сосредоточены, сконцентрированы Часто отвлекаются, способны к саморазвлечению Испытывают дискомфорт с незавершёнными творческими инструкциями Любит творчество, самостоятельный выбор, использует интуицию Реагирует на словесные замечания Преобладает реакция на невербальные замечания (тон, интонация, взгляд, прикосновения) Необходимы ясные письменные инструкции Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные Повторяет фактическую информацию Творчество, интуиция Переживает реальность после чтения о ней Переживает реальность до чтения о ней

    Слайд 11

    Особенности обучения правополушарных и левополушарных детей.

    Слайд 12

    Количественные и качественные ошибки Правополушарные дети Делают ошибки в словарных словах, в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут с маленькой буквы, для них характерны пропуски, описки. Правополушарные ученики после изучения правил делают ошибок в 4 раза больше. Дело в том, что дети правополушарного типа обладают так называемой врожденной грамотностью, которая позволяет им писать без ошибок, не опираясь на знание правил . Эти дети опираются на зрительные и моторные образы слов, не задумываясь о правописании вообще. Правополушарные, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность Левополушарные учащиеся Делают в 2,5 раза больше ошибок при письме: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше . Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Когда учащиеся изучают правила правописания слов, они расчленяют предложение на слова, слова на части (корень, приставка и т. д.). Чтобы действовать по правилу, надо остановить процесс написания, вспомнить правило, выделить, например, корень из ненаписанного слова, сопоставить его с тем корнем, который приведен в правиле. Левополушарные дети с этим справляются, поэтому грамотность после изучения правил у них улучшается.

    Слайд 13

    Репрезентативные системы Аудиалы воспринимают информацию на слух, у них быстрая реакция, необходима быстрая смена видов деятельности, задачи решают устно, закрепление нового для них с помощью учебника или дополнительной литературы. Визуалы воспринимают информацию зрительно. Первоначальное знакомство с материалом по учебнику, в ходе объяснения рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами. Этим учащимся требуется время на обдумывание полученной информации. Задачи решают письменно. Кинестеты воспринимают информацию деятельностно , для них на уроке должен быть раздаточный материал для практических действий.

    Слайд 14

    Учителю необходимо помнить: Работая с учеником- визуалом , нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т.д. Работая с учеником- кинестетиком , необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д. Работая с учеником- аудиалом , необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д. Основателями Образовательной кинесиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон . В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга», которая помогает раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Программы Образовательной Кинесиологии апробированы и развиваются в 30 странах мира. В 20 из них - в США, Канаде, Германии, Англии, Австрии, Швейцарии и др. - она принята в качестве школьной программы в частных и государственных учебных заведениях. Условия применения методики Точное и систематическое выполнение движений и приемов. Применение на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, в эмоционально комфортной обстановке, возможно – под спокойную музыку. Результативность оптимизация деятельности мозга; гармоничное развитие двухполушарного мышления; развитие интеллектуальных и творческих способностей; улучшение работы долговременной и кратковременной памяти; развитие способностей к обучению и усвоению информации; восстановление работоспособности и продуктивности; снятие стресса, нервного напряжения, усталости; формирование абстрактного мышления.

    Слайд 15

    Учитываем психофизиологические особенности каждого ученика! Для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера пространства. В классе их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно третий ряд). У левополушарных учащихся рабочая полусфера — правая сторона класса. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию. Следовательно, психофизиологическое место левополушарных детей — первый ряд. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию Визуалов следует посадить на первые парты, им необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. Кинестетиков — на последние. Для активизации умственной деятельности кинестетиков во время урока желательны движения. Например, они могут мять пальцами пластилин или глину, массировать пальцы и др. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на протекание у них познавательных процессов. Основателями Образовательной кинесиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон . В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга», которая помогает раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Программы Образовательной Кинесиологии апробированы и развиваются в 30 странах мира. В 20 из них - в США, Канаде, Германии, Англии, Австрии, Швейцарии и др. - она принята в качестве школьной программы в частных и государственных учебных заведениях. Условия применения методики Точное и систематическое выполнение движений и приемов. Применение на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, в эмоционально комфортной обстановке, возможно – под спокойную музыку. Результативность оптимизация деятельности мозга; гармоничное развитие двухполушарного мышления; развитие интеллектуальных и творческих способностей; улучшение работы долговременной и кратковременной памяти; развитие способностей к обучению и усвоению информации; восстановление работоспособности и продуктивности; снятие стресса, нервного напряжения, усталости; формирование абстрактного мышления.

    Слайд 16

    Как помочь детям начальной школы? 1 .Уменьшить нагрузку на левое полушарие за счёт применения новых технологий обучения. 2. Эмоционально активизировать правое полушарие. 3. Исходя из особенностей сенсорного восприятия детей: для правополушарных классная доска должна быть светлой, мел тёмным, посадка полукругом; для левополушарных – доска тёмная, мел светлый, посадка за партами;

    Слайд 17

    Приемы обучения правополушарных детей 1. Фантазирование - сочинение с различными заданиями. 2. Составление загадок, шуток, прибауток, скороговорок, сочинений. 3. Составление сказок. 4. Прием изменения окраски. (Шагнули в картинку. Что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы изобразили картинку? Что можно добавить, убрать? Почему?) 5. Метод введения нового героя. (Придумать героя, который бы помог Аленушке, Иванушке и т.д.). 6. Прием "до сказки ". Придумать , что было до сказки. (Описать место, где жили два Мороза и т.д.). 7. Метод описания. Предложить описать дверец, где жила Золушка, Рыбка, Баба Яга и т.д. 8. Метод изменения в подсистеме героя сказки. Внести вместо одного героя сказки - другого. Как бы изменился сюжет? 9. Описать ощущения ледяной девочки. Когда ей было хорошо, плохо и т.д. 10. Прием оживления. Предложить детям описать природу в лице живого существа или стихи по опорным словам. 11. Словесное рисование. Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д. 12. Метод чудесных превращений. (Описать добрые дела, которые могли бы помочь принять облик …). 13. Прием жизнь в плоскости. Предложить представить себя на месте того героя, что есть в изучаемом материале (козленок, медведь, старик, золотая рыбка). 14. Выводы после наблюдений. (Название сказки - каково может быть - почему?) 15. Метод проб и ошибок. (Помоги себе сам, займи себя, найди то, что тебе дорого, по душе). 16. Проблемный вопрос. Как можно путешествовать, не выходя из дома? и т.д. 17. Метод дополнения. Учитель начинает - дети заканчивают. 18. Метод звукового ощущения. Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы и т.д.? 19 Метод ассоциации. На что похоже (а), (е)? Это дерево, сугроб и т.д.

    Слайд 18

    Образовательная кинезиология Пола и Гейла Деннисон Результативность гимнастики мозга Оптимизация деятельности мозга; гармоничное развитие двухполушарного мышления; развитие интеллектуальных и творческих способностей; улучшение работы долговременной и кратковременной памяти; развитие способностей к обучению и усвоению информации; восстановление работоспособности и продуктивности; снятие стресса, нервного напряжения, усталости; формирование абстрактного мышления.

    Слайд 19

    Основателями Образовательной кинесиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон . В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга», которая позволяет эффективно и в корректной форме определить причины возникновения тех или иных трудностей (в обучении, профессиональной деятельности, во взаимоотношениях), болезненных состояний, стрессов, неудач и выявить оптимальные пути их устранения. Эта система помогает раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Программа "Гимнастика Мозга" была разработана для неуспевающих детей, диагностированных как "неспособных к обучению". Результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании. Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Программы Образовательной Кинесиологии апробированы и развиваются в 30 странах мира. В 20 из них - в США, Канаде, Германии, Англии, Австрии, Швейцарии и др. - она принята в качестве школьной программы в частных и государственных учебных заведениях. Условия применения методики •Точное и систематическое выполнение движений и приемов. •Применение на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, в эмоционально комфортной обстановке, возможно – под спокойную музыку. Результативность •оптимизация деятельности мозга; •гармоничное развитие двухполушарного мышления; •развитие интеллектуальных и творческих способностей; •улучшение работы долговременной и кратковременной памяти; •развитие способностей к обучению и усвоению информации; •восстановление работоспособности и продуктивности; •снятие стресса, нервного напряжения, усталости; •формирование абстрактного мышления. Гимнастика мозга «Кнопки мозга» Для выполнения этого упражнения необходимо положить одну руку на область пупка , а другой слегка нажимать на точки под ключицами между ребрами , слева и справа от грудины . Это стимулирует приток крови к мозгу. Начинаем их аккуратно массировать 2. «Перекрестные шаги» 1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. 2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. 3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот . 3. «Ленивые восьмерки» Начертить правой рукой на листе бумаги карандашом восьмерку, затем – левой рукой. Затем правой и левой одновременно. А теперь начертить восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. При этом следим взглядом за пальцами. 4. «Крюки» Вначале упражнения скрестите лодыжки , как удобно . Затем вытянуть руки вперед ,скрестить ладонями друг к другу ,сцепив пальцы в замок , вывернуть руки внутрь на уровне груди так , чтобы локти были направлены вниз . Перекрестно менять положение рук и ног

    Слайд 20

    Кинезиологическая гимнастика включает в себя: 1. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность . Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности . 2 . Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие . Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения . 3. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов . Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

    Слайд 21

    Комплекс №1

    Слайд 22

    Использованная литература Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. Сазонов В.Ф . Кинезиология , снимающая стресс. (Введение в психо -ориентированную кинезиологию ). Рязанский государственный университет,2010. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. Вайтсайд Д., Стокс Г. Единый мозг. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграция головного мозга. М.: Диалог–МГУ, 1996. http://iemcko.narod.ru/2513.html http://kineziolog.bodhy.ru

    Слайд 23

    Благодарю за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, как условие успешности обучения

    -Актуальность проблемы активизации-Игра, как один из видов детской деятельности ( предметные игры, настольно печатные игры, словесные игры)-Познавательный  интерес- как один из важнейших мотивов ...

    Оптимизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

    Сообщение на МО учителей иностранного языка ( из опыта работы)...

    Развитие творческих способностей как условие эффективного формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников.

    С целью помочь учителям и родителям организовать творческую деятельность младших школьников, развить творческие способности, предлагаются общедоступные тесты для определения с...

    Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

    Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка...

    Создание условий для активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ во внеурочной деятельности

    Введение ИКТ во внеурочную деятельность в начальной школе раскрывает перед обучающимися большие возможности. Использование ИКТ позволяет развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных п...

    Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

    в статье содержатсятся  практико-ориентированные аспекты организации внеурочной деятельности....

    ТЕМА: «Взаимодействие игровой и учебно -познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ»

    quot; Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ"...