Профилактика эмоционального выгорания педагогов
план-конспект по психологии на тему

Халитова Джамиля Чолпонбаевна

Разработка занятия с педагогами по профилактике эмоционального выгорания на работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_halitova_d.ch_.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

«КАК ЖИТЬ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ И НЕ СГОРЕТЬ НА РАБОТЕ»

Конспект занятия с педагогом-психологом

Целевая аудитория: педагогические работники

Время проведения: 1 час

Цель: Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

1. Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.

2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике

эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Ход мероприятия

Ведущий:  Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем занятии. Мы предлагаем всем расслабиться и настроиться на положительные эмоции.

Предлагаем Вашему вниманию видеоролик.

(шуточный видеоролик «Один день из жизни учителя»)

Ведущий: Итак, вы улыбнулись, а это уже хороший знак! Давайте проделаем следующее упражнение. Я покажу вам три жеста. Ваша задача внимательно посмотреть, а потом по моему сигналу всем одновременно показать тот жест, который вам больше всего понравился (руки скрещены на груди (поза Наполеона), руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями, руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки).

(ведущий подводит итог упражнения: если большинство показывают открытые ладони, значит группа готова к работе)

Ведущий: Сегодня нам предстоит поработать в группах и в коллективе. Для того, чтобы мы настроились друг на друга, предлагаю поиграть в игру. Сейчас мы с вами будем считать, соблюдая следующие правила:

во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально);

во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;

в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий должен снова начинать с единицы.

(ведущий подводит итоги упражнения, спрашивает, было ли это легко или трудно, почему)

Ведущий: Римский император Диоклетиан после 20 лет очень успешного правления и очень высоких достижений, плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

В процессе подготовки к нашему занятию мы провели опрос среди педагогов на выявление уровня эмоционального выгорания. Судя по полученным данным (на слайде показаны результаты опроса), многие из нас готовы завтра уехать в деревню сажать капусту! Чтобы это предотвратить, сегодня мы попытаемся разобраться, что такое эмоциональное выгорание, как его предотвратить и как справиться, если оно уже имеется.

Профессия педагога одна из тех, обладатели которой подвержены эмоциональному выгоранию. Давайте подумаем, почему? Назовите факторы, которые способствуют эмоциональному выгоранию наших коллег.

(Участники отвечают, ответы фиксируются на доске)

Ведущий: Молодцы! А сейчас мы вместе попытаемся выработать некоторые схемы поведения и действий, которые помогут нам в некоторых случаях минимизировать или хотя бы снизить негативное влияние этих факторов.

Предлагаю участникам рассчитаться на красивых, белых и пушистых. Каждая группа размещается за отдельным столом и получает задание.

  1. Вам дан лист, на котором написана одна из проблем, которая может служить причиной долговременного стресса, эмоционального напряжения. Ваша задача написать 3 способа решения этой проблемы. Старайтесь предложить нестандартные, необычные решения (3 минуты).
  2. Теперь передаем листы по часовой стрелке соседней команде. Задание: вы видите проблему и  способы ее решения. Напишите хотя бы по одному «плюсу» и «минусу» к каждому решению (3 минуты).
  3. Снова передаем лист по кругу. Задание: из предложенных решений выбрать наиболее оптимальное с учетом плюсов и минусов либо предложите свой вариант решения, если ни один из предложенных вам не понравился (2 минуты).

(группы по очереди представляют результат своей работы, ведущий подводит итоги)

Ведущий: Спасибо! Вы хорошо поработали, а сейчас мы предлагаем вам посмотреть еще один небольшой видеоролик.

(видеоролик про ученика)

Ведущий: Наверняка вы узнали в герое видеоролика некоторых своих учеников. Вспомните, какие реакции вызывает у вас подобная картина в реальной жизни? А что мешает отнестись иногда к некоторым вещам с юмором, как в сюжете?

(ответы участников)

Ведущий: Одним из мощных резервов, который помогает нам справляться со многими стрессовыми ситуациями, является чувство юмора. Предлагаем  выполнить следующее упражнение (работа в группах).

Выберите любую букву алфавита и составьте предложение (как можно длиннее, на сколько хватит фантазии), чтобы все слова в этом предложении (включая служебные части речи) начинались только на эту букву. Предложение должно иметь определенный смысл.

(участники зачитывают предложения)

Ведущий: Как известно, оптимист видит наполовину полный стакан. Иногда очень полезно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Это помогает нам находить дополнительные источники силы и энергии. Следующее упражнение так же можно использовать с целью профилактики эмоционального выгорания.

Итак, народная мудрость гласит, что безвыходных ситуаций не бывает. И, как говорится, даже если вас проглотили, у вас есть как минимум два выхода! (шутка)

Задание по группам: У каждой группы на листе написана крайне неприятная ситуация (на работе). Ваша задача найти как можно больше положительных моментов в данной ситуации (3 мин.):

1. Вы получили выговор от администрации за опоздание на урок.

2.Ваш коллега случайно испортил классный журнал и Вам его придется переписать.

3. На родительское собрание не пришел ни один родитель.

(группы представляют результаты работы, ведущий подводит итоги работы)

Ведущий: Однако, случается так, что чувство юмора иссякло, видеть положительное во всем становится все сложнее, и нас посещает мысль «Не хочу работать…». На этот случай предлагаем вашему вниманию следующий сюжет.

(шуточная презентация «Если вы не хотите работать…»)

(после просмотра все участники снова садятся в один круг)

Ведущий: Каждый из нас уникален и неповторим. Хотя бы только за это мы должны любить и уважать себя следующее упражнение поможет нам поднять свою самооценку, подчеркнуть свои самые лучшие качества, о которых, может быть, не все знают.

Каждый участник по очереди вытягивает утверждение и читает его вслух. Если Вы считаете, что высказывание подходит Вам, вы с ним согласны, то оставляете его себе. Если нет, то Вы можете положить этот лист и взять другой. Вы вправе выбирать до тех пор, пока не найдете подходящее для Вас утверждение.

У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!

Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!

Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!

У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!

У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!

Я СЧАСТЛИВА! и т.д.

(ведущий подводит итог упражнения, участники обсуждают чувства, которые они испытывали, когда выполняли его)

Ведущий: Но наша самооценка также складывается и из мнения окружающих. Очень важно понимать, что ты кому-то нужен, что тебя ценят и уважают.

У вас в руках листы с нарисованным солнцем. В центр солнца впишите свое имя и передайте его соседу справа. Теперь в одном  из лучиков солнца напишите что-нибудь хорошее о том человеке, чье солнце оказалось у вас в руках (то качество, за что вы его уважаете, цените). Снова передайте лист соседу справа. И так до тех пор, пока ваше солнце не вернется к вам. Посмотрите, какое оно доброе и позитивное, сколько в нем энергии! Повесьте солнце на видное место, пусть оно служит для вас источником вдохновения и сил в сложные моменты!

Ведущий: А закончить наше занятие нам бы хотелось притчей.

(Ведущий берет стакан с водой и рассказывает)

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с водой. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?" - "50 грамм!", "100 грамм!", - предполагали студенты. - Я и сам не знаю, - продолжил профессор. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут? - Ничего, - ответили студенты. - Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор. - У вас заболит рука, - ответил один из студентов. - Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день? - Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории. - Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени? - Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты были удивлены и обескуражены. - Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор. - Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории. - Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Спасибо за совместную работу. Желаем удачи и хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение по профилактике эмоционального выгорания педагогов "Зоопарк"

Данное упражнение можно использовать психологам для работы с педагогами и заместителями директоров по УВР любых образовательных учреждений. Цель упражнения: изучение расстановки приоритетов в професс...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактика эмоциональнго выгорания педагогов - одно из главных направлений работы педагога - психолога в общеобразовательной школы. В данной статье вы познакомитесь с профилактическими упражнениями...

Профилактика эмоционального выгорания педагога.

Услышав данные советы психолога по профилактике эмоционального выгорания педагога, взяла их на заметку и хочется представить здесь как памятку для всех учителей!...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

В данном конспекте представлены материалы для работы психолога с педагогами по проблеме эмоцилонального выгорания....

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,...

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Брать-давать»

Через элементы психогимнастики, гештальт-терапии, активной виуализации создаются  условия, способствующие снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыко...