Программа тренингового занятия с подростками
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Зайцева Инна Александровна

В материале дано описание некоторых упражнений для проведения тренинговых занятий с подростками. Материал будет полезен психологам для работы с детьми 7-10 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа тренингового занятия для подростков

(Составитель - педагог-психолог Зайцева И.А.)

Цель – ранняя профилактика внутриличностных  и межличностных конфликтов

Продолжительность занятия: 1 час 30 минут.

Ход тренингового занятия

Упражнение 1. Знакомство.

Цель – знакомство участников тренинга с активизацией их внимания, памяти, воображения.

Инструкция: закройте глаза, пусть вам вспомнится какой-нибудь очень близкий человек, друг или родственник. Представьте себе, что этот человек говорит о том, чему, по его мнению, вам стоит здесь на тренинге научиться. Сформулируйте для себя его пожелания, откройте глаза, представьтесь группе и  скажите о пожеланиях относительно работы в ней.

Вопросы для обсуждения.

1. Насколько то, чего ждут от меня другие, совпадает с моими собственными желаниями?

2. Кто из участников тренинга пожелал примерно того же, что и я?

Упражнение 2. «Кто я?».

Цель – создание условий для осознания участниками тренинга своего отношения к самому себе.

Инструкция. Участникам тренинга предлагается ответить на вопрос «Кто я?», завершив предложения:

Я словно птичка, потому …

Я превращаюсь в тигра, когда …

Я могу быть ветерком, потому что …

Я словно муравей, когда …

Я стакан воды, который …

Я чувствую, что я кусочек тающего льда …

Я  прекрасный цветок …

Я чувствую, что я скала …

Я сейчас лампочка …

Я тропинка …

Я словно рыба …

Я интересная книжка …

Я песенка …

Я мышь …

Я словно буква «О» …

Я макаронина …

Я светлячок …

Я чувствую, что я вкусный завтрак …

Обсуждение.

Упражнение 3. «Человек-чувства».

Цель – создание условий для осознания участниками тренинга своих эмоций и чувств.

Инструкция.  Каждый участник определяет (соотносит) каждое из 8 чувств цвету, после чего не оглядываясь на свой выбор, разукрашивает всеми этими цветами фигуру человека.

Обсуждение.

Упражнение 4. «Откровенно говоря».

Цель развитие способности участников тренинга к открытости и доверительности в общении.

Перед участниками в центре круга находится стопка карточек.

Инструкция:  вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным. Участники группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы неискренни и неоткровенны, вам придется взять другую карточку, с новым текстом, и попробовать ответить еще раз.

Откровенно говоря, когда я иду в школу …

Откровенно говоря, я скучаю, когда …

Откровенно говоря, мне очень трудно забыть …

Откровенно говоря, я до сих пор не знаю …

Откровенно говоря, мне до сих пор …

Откровенно говоря, мне радостно, когда …

Откровенно говоря, мне очень хочется …

Откровенно говоря, я думаю, что самое важное в жизни …

Откровенно говоря, я всей душой ненавижу …

Откровенно говоря, когда я вижу красивого человека …

Откровенно говоря, когда я болею …

Откровенно говоря, я радуюсь, когда …

Откровенно говоря, я едва сдерживаю гнев, когда …

Откровенно говоря, я счастлив, когда …

Откровенно говоря, я раздражаюсь, когда …

Откровенно говоря, я умиляюсь, когда …

Откровенно говоря, я боюсь, когда …

Откровенно говоря, я удивляюсь, когда …

Откровенно говоря, когда я праздную день рождения …

Откровенно говоря, когда я думаю о будущем …

Обсуждение.

Упражнение 5. «Прошлое, настоящее и будущее».

Цель - помочь подросткам осознать, как их воспринимают окружающие.

Инструкция.  На стул, расположенный так, чтобы все его видели, приглашается доброволец. Остальные некоторое время разглядывают его, всматриваются, изучают, ловят впечатления, возникающие при этом.

        Затем группа по очереди делится впечатлениями, которые вызвал у участников тренинга сидящий в центре.

        Сначала участники обсуждения сообщают сидящему на «горячем» месте свои догадки и предположения о том, каким этот человек был в раннем детстве, какими ласкательными и уменьшительными именами звала его мама и другие близкие, как его дразнили в школе, каким характером он отличался и т.д.

        Игрок, которому и о котором все это рассказывается, не может вступить в разговор. Он лишь слушает и мысленно отмечает для себя совпадения, точные или неточные догадки, переживания, эмоции, которые возникают у него при этом.

        Затем группа сообщает игроку, занимающему «горячий» стул, свои догадки и предположения относительно того, каков этот участник вне занятий в данной группе, как к нему относятся в школе, каков он в семье, как его воспринимают люди в его настоящей жизни.

        И наконец, группа сообщает сидящему на «горячем» стуле о том, что, по ее мнению, они ждут от этого человека в будущем, каким он будет каким он будет через десять или через двадцать лет, каким он сам желает стать к этому времени, чего хочет добиться.

        После этого слово предоставляется подростку, занимающему «горячее» место. Они волен говорить все, что накипело к этому моменту на душе. Он вправе комментировать или обойти молчанием отдельные реплики, фразы, сообщения.

Упражнение 6.

Проективная методика «Пончик без повидла».

Цель: выявление личностных особенностей поведения в ситуациях незначительных неприятностей.

- Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживается, что отсутствует один существенный ингредиент-повидло внутри.

Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Отнесёте бракованный пончик назад в булочную и потребуете взамен новый.

2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Интерпретация: - если педагог выбрал первый вариант, перед Вами человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым чувством превосходства - уж он-то не позволит застать себя врасплох.

Если педагог выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко ладить и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.

Выбор третьего пункта свидетельствует об умении данного педагога быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношении с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьёзных мероприятий, нужно проследить, чтобы не возникло конфликтов.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности сотрудника к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнёрам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Зная об особенностях сотрудников можно грамотно использовать их сильные стороны и не давать проявиться слабым.

Упражнение 7. «Работа с ассоциативными картами «Я и все,все,все…»».

Упражнение 8. «Свеча».

Цель – проведение рефлексии обратной связи

        Участники тренинга передают друг другу горящую свечу, говорят о своих впечатлениях о групповом занятии и высказывают свои добрые пожелания участникам тренинга.

  1. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 226 ис.
  2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002. 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для подростков «Умеем ли мы общаться»

 Тренинговое занятие для подростков«Умеем ли мы общаться?»...

Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков

Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в  обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.Цель группы: развитие социальной компетент...

Программа тренинговых занятий с подростками. Курс «Школа лидера».

Актуальность программы  связана с  возникшей в  условиях современной политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа личности – человека, ув...

«Творческие способности и пути их развития» Тренинговое занятие для подростков

Профильная суточная смена школьных активов. Смена прошла в форме семинара-тренинга «Модель ученического самоуправления». Смена проходила в помещении школы с организацией ночёвки в походных услови...

презентация к тренинговому занятию с подростками по работе со страхами

Презентация к тренинговому занятию с подростками по работе со страхами...

Рабочая программа тренинговых занятий направленных на развитие коммуникативных умений подростка

Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и дея...

Программа тренинговых занятий для подростков Школьной Службы Примирения

Цель  программы – подготовка медиаторов среди учащихся МБОУ СОШ №2  для разрешения конфликтных ситуаций.Школьная служба примирения(ШСП) – это команда школьников и взрослых, котор...