Как правильно хвалить ребенка?
статья по психологии на тему

Ульянова Кристина Александровна

Как правильно хвалить ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_hvalit_rebyonka.docx118.88 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЁНКА. (Часть 1)

 Поступок или качество, незамеченное

взрослым, перестаёт иметь ценность для

ребёнка и исчезает из его поведения.

Денисенкова Н.С.

На консультацию к психологу приходят родители с целым рядом вопросов: как сделать так, чтобы ребёнок самостоятельно одевался? что делать, чтобы отучить от плохих  слов? как развить доброту? как приучить к порядку? что сделать, чтобы ребёнок умел делиться с другими? и др.  В сущности, все эти вопросы сводятся к одному: как влиять на ребёнка?                          Поощрение и наказание – два самых основных инструмента.  С их помощью родители строят личность ребёнка, подобно тому, как скульптор из куска мрамора создаёт произведения искусств: там отколоть, тут зашкурить, там подштриховать. Существует мнение, что в период взросления каждый ребёнок демонстрирует весь спектр поступков: от самых патологических, низких и подлых до тех, которые вызывают слёзы гордости на глазах впечатлительных мам и пап. Вот здесь основной работой родителей становится – отсекать всё лишнее и поддерживать то, что позже станет основой моральных и нравственных ценностей. Для детей, реакция взрослого – компас в мире людей. У малышей  пока нет собственной системы ценностей, она только строится. Именно через поведение взрослых дети понимают, что правильно, что нет, что важно, а что несущественно, какие поступки хорошие, а какие – плохие.Как хвалить ребёнка

Всегда ли похвала полезна?

Как ни странно, проблема поощрения, его интенсивности, эмоциональности, частоты, обоснованности намного сложнее и многообразнее, чем проблема наказания. Похвала – очень не простое и не однозначное средство воспитания. Она может как помогать ребёнку, развивая в нём лучшие черты, так и вредить, пробуждая негативные стороны личности или провоцируя эмоциональное напряжение и внутренние конфликты.

В качестве иллюстрации, приведу «взрослый» пример. Представьте, что к вам на обед заявляется нежданный гость. Чтобы его чем-то накормить, вы готовить куриный суп-пюре из пакетика, добавляете туда остатки вчерашней курицы и подаёте вместе с рисом быстрого приготовления. Ваш гость говорит: «Ты отличный повар! замечательно готовишь!». Что Вы почувствуете? подумаете? Поверите вашему гостю, либо отметите по себя -  «Если она думает, что я хороший повар, она либо врёт, либо понятия не имеет о вкусной еде».

Ещё пример: Вы ходите на образовательные курсы. После оживлённой дискуссии, в которой вы принимали активное участие, к вам подходит один из слушателей и говорит: «У вас блестящий ум!». Что хочется ответить на такое замечание? Какие мысли и чувства зарождаются, услышав такую похвалу? («Ему что-то от меня надо. Интересно что...» или «Но как я буду выглядеть на следующем собрании?Я не во всём так разбираюсь»).

И для убедительности – последний пример. Вы только что начали учиться игре в теннис, но как бы вы  ни старались, подачи ещё не получаются. Сегодня же была игра с новым партнёром, и самая первая подача получилась идеально! Ваш партнёр говорит: «О! Здорово! Отличная подача!». Ваши чувства? Мысли?... Такая, казалось бы, заслуженная и достойная похвала может привести к повышению тревожности: «Я никогда так больше не смогу ударить по мячу. Теперь я действительно переживаю».

Возможно, после этих примеров вам удалось прочувствовать  некоторые тонкости и сложности похвалы, которая может вызывать не только приятные чувства, но и порождать тревогу, недоверие к тому, кто хвалит, актуализировать неуверенность. У детей всё так же.  Помню, как однажды была в гостях у подруги, и к нам подошла её пяти-летняя дочка, только что закончившая свой рисунок.

Дочка (маме, протягивая рисунок): Хороший?                                                                                                                                Мама:Какой красивый рисунок!                                                                                                                                                      Дочка: Ну он хороший?                                                                                                                                                                       Мама: Я же сказала, красивый... фантастический рисунок!                                                                                                            Дочка: Тебе он не нравится! (и в слезах убежала к себе в комнату).

 

Оценочная и описательная похвала.

Какие слова первыми приходят в голову, когда вы собираетесь похвалить ребёнка? Молодец! Здорово! Замечательно! Очень красиво! Умничка! Хороший мальчик! Хорошая девочка! И далее по списку оценивающих ребёнка слов, которые, так глубоко засели в нашем сознании...

Посмотрите, к какому неожиданному эффекту могут приводить обычные слова похвалы, так легко слетающие с языка взрослых.  

Мама: О! Ты убралась в комнате! Какая хорошая девочка!                                                                                                         Девочка: «Если бы она узнала, что я часть игрушек запихнула под диван, она бы так не считала» – чувство вины.

Ваш маленький ребёнок только что первый раз сам оделся.                                                                                                         Мама: Молодец! Умничка!                                                                                                                                                            Мальчик:«Значит, если у меня в следующий раз не получится – я не молодец?!» – тревога.

Ребёнок протягивает вам только что нарисованный рисунок:                                                                                                      Мама: Замечательный рисунок!                                                                                                                                                    Ребёнок: «Она действительно так думает?» - неуверенность, сомнение. 

Как же, в таком случае, правильно хвалить ребёнка, чтобы создать и поддерживать у него позитивный и реалистичный образ самого себя?

Используйте так называемую «описательную» похвалу. Алгоритм такой похвалы довольно прост: расскажите ребёнку, что именно вы видите, а затем поделитесь своими чувствами от увиденного. Этого уже будет достаточно. Для усиления эффекта похвалы, вы можете закончить фразу одним собирательным словом, отражающим то качество, которое вы хотите воспитать в своём ребёнке.  

Описательная похвала:

1. Опишите, что вы видите(«Я вижу чистый ковёр. Все игрушки стоят на своих местах. Книжки убраны на полку»)

2. Скажите, что вы чувствуете(«Как приятно входить в убранную комнату!»)

3. Подытожьте похвальное поведение каким-нибудь словом(«Вот что я называю аккуратностью!»)

После таких слов ребёнок думает: «Да, я и правда молодец! В следующий раз надо будет опять так же сделать».

Посмотрим на примерах:

Мама: «Я вижу, ты правильно надел рубашку, застегнул молнию на штанах, и сам одел ботинки. Как много всего  у тебя получилось сделать! Вот что я называю старательностью!»                                                                                                     Ребёнок: «а я и правда молодец!»

Мама: Мне очень нравятся цвета, которыми ты нарисовала этот рисунок. А эта красненькая божья коровка на домике – просто прелесть!»                                                                                                                                                                                      Ребёнок: «Мне тоже нравится мой рисунок. Видимо, я хорошо рисую. Завтра сделаю ещё».

Как видите, при таком способе похвалы слова «молодец», «умничка», «хороший рисунок» - перемещаются во внутренний пласт ребёнка. А это намного важнее, когда ребёнок сам себя считает хорошим, способным, хвалит себяСамооценка строится не столько из того, что другие люди думают о тебе, сколько из того, что я сам думаю о себе.

 

Другие виды поощрения:

Следует сказать, что похвала является не единственным способом поощрения детей. К сожалению, большинство родителей используют лишь некоторые привычные формы: подарок, словесная похвала, дополнительное время у телевизора, чем сильно ограничивают свои возможности влияния на ребёнка.

Улыбка или одобрительный жест, ласка, нежность, дополнительное внимание не менее значимы для ребёнка. Словами «какой ты у меня умничка» можно не столько оценить какой-либо поступок, сколько передать ребёнку общий положительный эмоциональный настрой взрослого, чувство одобрения его поведения. Чтобы эти слова не превратились в оценку, произносите их просто так, вне контекста, без объяснения ребёнку причины. Он «умничка и молодец» не почему-то (убрался в комнате, хорошо себя вёл, помог, быстро поел, вовремя лёг спать и.т.д.) , а просто так, просто потому что он есть и вы его любите. Безоценочная похвала без объяснения причин нужна ребёнку не меньше, чем хорошо аргументированные поощрения.  

 Какие ещё виды поощрения используют родители:

  • устраивать праздники;
  • совместные походы куда-то;
  • взять с собой на работу (это очень ответственно!);
  • обратить внимание других на поощряемое поведение (дети получат порцию одобрения от большего количества людей);
  • подарки (традиционный способ);
  • доверить ответственное, «взрослое» задание;
  • дополнительное внимание, ласка, нежность.
  • др.

Очевидно, что список этот дополняем разными идеями. Одна мама проявила изобретательность. Её четырёх-летний малыш  без ума от сказочного персонажа – Ильи Муромца с большими-большими плечами. Каждый раз, желая поощрить ребёнка за хороший поступок или поведение, она включалась в игру и говорила ему: «кажется, твои плечи выросли ещё чуть-чуть. Скоро будут совсем большими, как у Ильи Муромца. Нужно будет новые рубашки покупать!». Мальчик каждый раз был в восторге!  

Заканчивая беседу о том, как правильно хвалить ребёнка, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что хвалить ребёнка необходимо. Выбирая же слова для похвалы и методы поощрения ребёнка, будьте внимательны к тем эффектам, которые они на самом деле  оказывают.  В следующей статье мы продолжим тему похвалы и поощрения и остановимся подробнее на вопросе:  За что хвалить ребёнка.

детский психолог Хомерики Нина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации психолога "Как правильно хвалить ребенка"

Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых)....

Как правильно хвалить ребёнка

"Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!" - советует в книге "Нестандартный ребенок" психиатр и психотерапевт В. Леви....

Консультация для родителей "Доброе и полезное слово: как правильно хвалить малыша"

Доброе и полезное слово: как правильно хвалить малышаХвалим и объясняем            С самого нежного возраста каждый ребенок нуждается в...

Как правильно хвалить ребенка

Рекомендации для родителей и педагогов...

Как правильно хвалить

Материалы для родителей...

Как правильно хвалить ребенка и поддерживать в ситуациях неудач.

Дети от природы любопытны и талантливы. Для них естественно хотеть узнавать, учиться, пробовать. Но уже в начальной школе родители замечают снижение мотивации к учебе. В...