Азбука общения
классный час по психологии (5 класс) на тему
Знакомство с понятиями вербальное и невербальное общение.
Формирование толерантного отношения к окружающим людям (тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других, развивать умение слушать, понимать, сопереживать.)
Формирование навыка в толерантной манере выражать свои мысли и чувства.
Разрешение межличностного конфликта.
Формирование у учащихся навыков позитивного общения, умения понимать других,
освоение способов общения, позволяющих делать его позитивным и непосредственным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Балаково Саратовской области
Занятие с элементами тренинга для обучающихся 5 –7классов
по теме: «Азбука общения»
Подготовила :
Педагог – психолог Прохоренкова Ольга Владимировна
Балаково2017
Цели и задачи:
Знакомство с понятиями вербальное и невербальное общение.
Формирование толерантного отношения к окружающим людям (тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других, развивать умение слушать, понимать, сопереживать.)
Формирование навыка в толерантной манере выражать свои мысли и чувства.
Разрешение межличностного конфликта.
Формирование у учащихся навыков позитивного общения, умения понимать других,
освоение способов общения, позволяющих делать его позитивным и непосредственным.
Целевая группа: учащиеся 7-го класса
Оборудование:
Бумажное сердце, Компьютер с проектором, карточки с определением.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Разминка. Упражнение «Ты мне нравишься за то, что…»
3. Основная часть. Мини-лекция «Вербальное и невербальное общение».
4. Упражнение: Трудное слово «толерантность»
5. Упражнение: Сложная ситуация. Выходим без потерь…
6. Упражнение: на общение «Другими словами»
7. Заключительная часть. Индийская притча “Мудрецы и слон”
8. Рефлексия.
9. Мысль в подарок.
10.Ритуал прощания.
Ход занятия.
1. Начало.
1.1. Приветствие. (слайд1)
Добрый день, мои дорогие. Я рада нашей встрече. Надеюсь, что, то бесценное время, которое нам дано для решения наших вопросов, будет проведено с пользой.
1.2. Разминка. “Ты мне нравишься за то, что…” (слайд 2)
Как вы думаете, каким должно быть наше высказывание, чтобы его приятно было слушать?
(Варианты ответов учеников : правильным, точным, красивым и т. д.)
Каким, по-вашему, должен быть тон высказывания?
(Варианты уч-ся сводятся, как правило, к доброжелательности).
Я предлагаю вам потренироваться в доброжелательности.
Мы будем передавать это красивое сердце-символ любви, и, обращаясь к однокласснику по имени, глядя ему в глаза, четко произносить то, за что он вам нравится. Например, Жанна, ты мне нравишься за то, что ты такая открытая, доверчивая, и когда тебе делают замечание, ты стараешься не обижаться, а стремишься исправиться.
После окончания игры: Молодцы, ребята. Мы с вами, действительно, прекрасный коллектив, так как вы замечаете в своих одноклассниках так много хороших качеств, а самое главное, вы умеете об этом открыто сказать. Это говорит о том, что вы откровенные и смелые люди.
2. Основная часть.
Мини-лекция «Вербальное и невербальное общение». (слайд 3)
Человек – понятие общественное, в процессе жизни нам приходится взаимодействовать с разными людьми. Я думаю, что никто из присутствующих не будет умалять важность общения в человеческой жизни. Что же такое общение? Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: обмен информацией, обмен действиями и эмоциями.
Общение или коммуникацию можно разделить вербальную, которая осуществляется с помощью речи, и невербальную, осуществляемую с помощью неречевых средств общения.
Вербальное (т.е. речевое )общение – основной способ выражения мыслей, чувств человека. Здесь от человека требуется умение точно и ясно выражать свои мысли, стремление не только говорить, но и , что не менее важно, стремление слушать и слышать собеседника.
Невербальное общение (неречевое) включает в себя звуковые, визуальные, тактильные (осязательные), ароматические и другие источники информации. Ученые утверждают, что невербальная коммуникация способна передать гораздо больше информации, нежели вербальная.
Давайте сегодня посмотрим , насколько мы умеем общаться , как вербальными, так и невербальными способами.
3.Упражнение: Трудное слово «толерантность»
Посмотрите, пожалуйста, на список качеств.
Выберите качества:
Гибкость
Снисходительность
Понимание
Терпение
Уважение
Терпимость
Доброжелательность
Принятие
Прощение
Великодушие
Ребята, все эти качества можно объединить в одно понятие.
Кто знает, как называется такое качество? (Толерантность.)
Ребята давайте разделимся на две равные группы.
Зачитайте, пожалуйста, что понимают под словом “толерантность” разные культуры (карточки с определением даются в группы)
Что такое толерантность?
В Испании – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Во Франции – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам.
В Китае – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В Англии – готовность быть терпимым, снисходительным.
В Египте – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание
Понятие очень объемное. Давайте из всех этих определений выберем лишь то, что для нас особенно актуально сейчас. Составьте свое краткое определение толерантности. (Работа в группах. Представители каждой группы зачитывают свое определение).
(Толерантность – это умение принять другую точку зрения. )
Давайте сами составим правила толерантного общения.
(Работа в группах). После выступления каждой группы, зачитываем правила на слайде
- Обойтись без крика и оскорблений
- Слушать друг друга, не перебивая
- Уважать собеседника – не переходить на «личность»
- Быть готовым признать правоту другого человека
- Стремиться учитывать интересы других
- Принимать людей такими, какие они есть!
- Не сравнивать с другими
Эти правила будем постоянно соблюдать!
3.1. Упражнение: Сложная ситуация. Выходим без потерь…
Посмотрите, как порой непросто сказать другому человеку нужные слова. А как тяжело бывает в трудной жизненной ситуации, когда от наших слов порой зависит очень многое.
Представьте себе ситуацию, в которой может оказаться любой из учащихся:
Друг попросил вашу тетрадь, чтобы списать у вас домашнее задание. Начинается урок - его нет. Вы волнуетесь. Учитель, как назло, спросил именно вас. Двойка. Друг ваш явился на урок спустя еще 10 минут, отговорившись какой-то несерьезной причиной, что-то вроде «не слышал звонка» или т.п.
1) Ваши первые слова, которые он услышит?
(Как правило, ученики стремятся обвинить другого и сами же говорят, что конфликт неизбежен.)
2) Как вы думаете, можно ли сказать о своем недовольстве так, чтобы товарищ ваш признал свою неправоту и согласился с вашими доводами?
3) С какого слова вы начинали все свою возмущенную тираду?
( Ты…..)
Я предлагаю попробовать по-другому…
Исходя из заданной ситуации, продолжите фразы …
1. Я надеюсь…
2. Я жду…
3. Мне хотелось бы…
4. Я был бы рад, если бы…
5. Я боюсь, что…
6. Меня обижает, когда…
7. Я думаю, что…
8. Я сожалею, что…
9. Мне кажется, что…
10. Я дорожу…
Знаете ли вы, что ученые давно заметили, что фразы « Ты…», как правило, обвиняют человека и он реагирует на обвинения раздражением, даже если он не прав. Использование же в речи высказываний «Я …» позволяет выслушать вас спокойно, потому что вы говорите о своих эмоциях и чувствах, тем самым оставляя собеседнику возможность самому оценить свой поступок.
3.2. Упражнение на общение «Другими словами»
Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.
Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5–6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками. Ведущий и еще 2–3 добровольца выступают в роли арбитров — следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).
Обсуждение:
Кому насколько сложно было выполнять это задание?
С чем конкретно связаны затруднения: недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то?
В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же мысль с помощью разных фраз?
Заключительная часть.
4. Индийская притча “Мудрецы и слон”
Ребята, послушайте, пожалуйста, индийскую притчу “Мудрецы и слон” и скажите, в чём была ошибка мудрецов? Так почему же бывает трудно общаться?
Мудрецы и слон.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
И в чем же была ошибка мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Были эти мудрецы действительно мудрыми?
Как можно разрешить этот конфликт?
Каким бы мог быть конец сказки?
Итог: Молодцы, вы правы.
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
Никто не хотел слушать, что говорят другие, а пытался криком доказать свою точку зрения.
А в результате, у них возникла ссора и конфликт. Конфликт был основан на различиях в
восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.
Какой вывод можно сделать из этого?
(После высказываний детей, подводим итог:
Нужно прислушиваться к мнению других
Нет смысла кричать
Должна быть согласованность в действиях…)
Да, действительно, договориться бывает нелегко, т.к. все люди разные, у всех разные характеры, иногда не точно выражаем свою мысль, не умеем сдерживать свои отрицательные эмоции, не хватает терпения, выдержки, не умеем остановиться первыми в споре, не хочется уступать и т.д.)
5. Рефлексия.
Мы сегодня говорили о том, как непросто порой нам понять друг друга, но как важно уметь общаться, что значит быть внимательным не только к себе, но и к другим.
Ребята, мы завершаем занятие. Я благодарю вас за прекрасное общение. Передавая сердечко, закончите фразу: “Чтоб нам легко было договориться /общаться я буду/не буду…”.
6. Мысль в подарок.
Сила и слабость
Агрессия – признак слабости,
Гнев, ругань и крики – тоже.
Кто дико рычит от ярости,
Тот мало, что в жизни может.
Воинствуют, преимущественно,
Лишь люди духовно хилые.
Спокойствие – признак могущества,
Спокойствие – признак силы.
Игорь Тютюкин
7. Ритуал прощания. (Аплодисменты)
Список используемой литературы:
Источник:http://pritchi.ru/post_15157; ресурсы сети интернет; Самоукина Н. - ИНТОР, 1997; Журнал "Вопросы психологии" (1980-1997гг.); И.Егорова Школа толерантности, школа дружбы.// Воспитание школьников.- 2008; Н.И.Дереклеева «Модульный курс коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить вместе: Классные часы. Беседы. Тренинги. Круглые столы. Деловые игры.» – М.: ВАКО, 2004.-(Педагогика. Психология. Управление); Игорь Тютюкин«ЦЕЛЕБНЫЕ СТИХИ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-профилактическая игра «Азбука общения»
Цель игры - гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней, развитие у школьников позитивных личностных качест...
Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».
Цель: 1. Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2. Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить тактически...

классный час "Азбука общения"
Цель классного часа: развитие умения сотрудничать в команде, развитие самоуважения и уважения к другим. Проводится в игровой форме, присутствуют элементы тренинга и этической беседы....



