Азбука общения
классный час по психологии (5 класс) на тему

Прохоренкова Ольга Владимировна

 

Знакомство с понятиями  вербальное и невербальное общение.

Формирование толерантного отношения к окружающим людям (тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других, развивать умение слушать, понимать, сопереживать.)

Формирование навыка в толерантной  манере выражать свои мысли и чувства.

Разрешение межличностного конфликта.

Формирование у учащихся навыков позитивного общения,  умения понимать других,

освоение способов общения, позволяющих делать его позитивным и непосредственным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_obshcheniya_1.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

 г. Балаково Саратовской области

Занятие с элементами тренинга для обучающихся 5 –7классов

по теме: «Азбука общения»

Подготовила :

Педагог – психолог Прохоренкова Ольга Владимировна

Балаково2017

Цели и задачи:

Знакомство с понятиями  вербальное и невербальное общение.

Формирование толерантного отношения к окружающим людям (тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других, развивать умение слушать, понимать, сопереживать.)

Формирование навыка в толерантной  манере выражать свои мысли и чувства.

Разрешение межличностного конфликта.

Формирование у учащихся навыков позитивного общения,  умения понимать других,

освоение способов общения, позволяющих делать его позитивным и непосредственным.

Целевая группа: учащиеся 7-го класса

 Оборудование:

Бумажное сердце, Компьютер с проектором, карточки с определением.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка. Упражнение «Ты мне нравишься за то, что…»

3. Основная часть. Мини-лекция «Вербальное и невербальное общение».

4. Упражнение: Трудное слово «толерантность»

5. Упражнение: Сложная ситуация. Выходим без потерь…

6. Упражнение: на общение «Другими словами»

7. Заключительная часть. Индийская притча “Мудрецы и слон”

8. Рефлексия.

9. Мысль в подарок.

10.Ритуал прощания.

Ход занятия.

1. Начало.

1.1. Приветствие. (слайд1)

 Добрый день, мои дорогие. Я рада нашей встрече. Надеюсь, что, то бесценное время, которое нам дано для решения наших вопросов, будет проведено с пользой.

1.2. Разминка. “Ты мне нравишься за то, что…” (слайд 2)

Как вы думаете, каким должно быть наше высказывание, чтобы его приятно было слушать?

              (Варианты ответов учеников : правильным, точным, красивым и т. д.)

 

Каким, по-вашему, должен быть тон высказывания?

              (Варианты уч-ся сводятся, как правило, к доброжелательности).

Я предлагаю вам потренироваться в доброжелательности.

Мы будем передавать это красивое сердце-символ любви, и, обращаясь к однокласснику по имени, глядя ему в глаза, четко произносить то, за что он вам нравится. Например, Жанна, ты мне нравишься за то, что ты такая открытая, доверчивая, и когда тебе делают замечание, ты стараешься не обижаться, а стремишься исправиться.

После окончания игры: Молодцы, ребята. Мы с вами, действительно, прекрасный коллектив, так как вы замечаете в своих одноклассниках так много хороших качеств, а самое главное, вы умеете об этом открыто сказать. Это говорит о том, что вы откровенные и смелые люди.

2. Основная часть.

Мини-лекция «Вербальное и невербальное общение». (слайд 3)

Человек – понятие общественное, в процессе жизни нам приходится взаимодействовать с разными людьми. Я думаю, что никто из присутствующих не будет умалять важность общения в человеческой жизни. Что же такое общение? Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: обмен информацией, обмен действиями и эмоциями.

Общение или коммуникацию можно разделить вербальную, которая осуществляется с помощью речи, и невербальную, осуществляемую с помощью неречевых средств общения.

 Вербальное (т.е. речевое )общение – основной способ выражения мыслей, чувств человека. Здесь от человека требуется умение точно и ясно выражать свои мысли, стремление не только говорить, но и , что не менее важно, стремление слушать и слышать собеседника.

Невербальное общение (неречевое) включает в себя звуковые, визуальные, тактильные (осязательные), ароматические и другие источники информации. Ученые утверждают, что невербальная коммуникация способна передать гораздо больше информации, нежели вербальная.

 Давайте сегодня посмотрим , насколько мы умеем  общаться , как вербальными, так и невербальными способами.

3.Упражнение: Трудное слово «толерантность» 

Посмотрите, пожалуйста, на список качеств.

Выберите качества:

Гибкость

Снисходительность

Понимание

Терпение

Уважение

Терпимость

Доброжелательность

Принятие

Прощение

Великодушие

Ребята, все эти качества можно объединить в одно понятие.

Кто знает, как называется такое качество? (Толерантность.)

Ребята давайте разделимся на две равные группы.

Зачитайте, пожалуйста, что понимают под словом “толерантность” разные культуры (карточки с определением даются в группы)                             

Что такое толерантность?

В Испании – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Во Франции – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или    действовать иначе, чем ты сам.
В Китае – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В Англии – готовность быть терпимым, снисходительным.
В Египте – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание

Понятие очень объемное. Давайте из всех этих определений выберем лишь то, что для нас особенно актуально сейчас. Составьте свое краткое определение толерантности. (Работа в группах. Представители каждой группы зачитывают свое определение).

(Толерантность – это умение принять другую точку зрения. )

Давайте сами составим правила толерантного общения.

(Работа в группах). После выступления каждой группы, зачитываем правила на слайде

  • Обойтись без крика и оскорблений
  • Слушать друг друга,  не перебивая
  • Уважать собеседника – не переходить на «личность»
  • Быть  готовым признать правоту другого человека
  • Стремиться учитывать интересы других
  • Принимать людей такими,  какие они есть!
  • Не сравнивать с другими

Эти правила будем постоянно соблюдать!

 3.1. Упражнение: Сложная ситуация. Выходим без потерь…

 Посмотрите, как порой непросто сказать другому человеку нужные слова. А как тяжело бывает в трудной жизненной ситуации, когда от наших слов порой зависит очень многое.

Представьте себе ситуацию, в которой может оказаться любой из учащихся:

Друг попросил вашу тетрадь, чтобы списать у вас домашнее задание. Начинается урок - его нет. Вы волнуетесь. Учитель, как назло, спросил именно вас. Двойка. Друг ваш явился на урок спустя еще 10 минут, отговорившись какой-то несерьезной причиной, что-то вроде «не слышал звонка» или т.п.

1) Ваши первые слова, которые он услышит?

  (Как правило, ученики стремятся обвинить другого и сами же говорят, что конфликт неизбежен.)

2) Как вы думаете, можно ли сказать о своем недовольстве так, чтобы товарищ ваш признал свою неправоту и согласился с вашими доводами?

3) С какого слова вы начинали все свою возмущенную тираду?

 ( Ты…..)

 

 Я предлагаю попробовать по-другому…

Исходя из заданной ситуации, продолжите фразы …

1. Я надеюсь…

2. Я жду…  

3. Мне хотелось бы…

4. Я был бы рад, если бы…

5. Я боюсь, что…

6. Меня обижает, когда…

7. Я думаю, что…

8. Я сожалею, что…

9. Мне кажется, что…

 10. Я дорожу…

  Знаете ли вы, что  ученые давно заметили, что фразы « Ты…», как правило, обвиняют человека и он реагирует на обвинения раздражением, даже если он не прав. Использование же в речи высказываний  «Я …» позволяет выслушать вас спокойно, потому что вы говорите о своих эмоциях и чувствах, тем самым оставляя собеседнику возможность самому оценить свой поступок.

3.2. Упражнение на общение «Другими словами»

Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5–6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками. Ведущий и еще 2–3 добровольца выступают в роли арбитров — следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).

Обсуждение:

Кому насколько сложно было выполнять это задание?

С чем конкретно связаны затруднения: недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то?

 В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же мысль с помощью разных фраз?

 

Заключительная часть.

4. Индийская притча “Мудрецы и слон”

Ребята, послушайте, пожалуйста, индийскую притчу “Мудрецы и слон” и скажите, в чём была ошибка мудрецов? Так почему же бывает трудно общаться?

Мудрецы и слон.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

И в чем же была ошибка мудрецов?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Были эти мудрецы действительно мудрыми?

Как можно разрешить этот конфликт?

Каким бы мог быть конец сказки?

Итог: Молодцы, вы правы.

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

Никто не хотел слушать, что говорят другие, а пытался криком доказать свою точку зрения.

А в результате, у них возникла ссора и конфликт. Конфликт был основан на различиях в

восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.

Какой вывод можно сделать из этого?

(После высказываний детей, подводим итог:

Нужно прислушиваться к мнению других

Нет смысла кричать

Должна быть согласованность в действиях…)

Да, действительно, договориться бывает нелегко, т.к. все люди разные, у всех разные характеры, иногда не точно выражаем свою мысль, не умеем сдерживать свои отрицательные эмоции, не хватает терпения, выдержки, не умеем остановиться первыми в споре, не хочется уступать и т.д.)

5. Рефлексия.

Мы сегодня говорили о том, как непросто порой нам понять друг друга, но как важно уметь общаться, что значит быть внимательным не только к себе, но и к другим.

 Ребята, мы завершаем занятие. Я благодарю вас за прекрасное общение. Передавая сердечко, закончите фразу: “Чтоб нам легко было договориться /общаться я буду/не буду…”.

6. Мысль в подарок.

Сила и слабость

Агрессия – признак слабости,

Гнев, ругань и крики – тоже.

Кто дико рычит от ярости,

                                                  Тот мало, что в жизни может.

Воинствуют, преимущественно,

Лишь люди духовно хилые.

      Спокойствие – признак могущества,

Спокойствие – признак силы.                        

  Игорь Тютюкин

7. Ритуал прощания. (Аплодисменты)

Список используемой литературы:

Источник:http://pritchi.ru/post_15157; ресурсы сети интернет; Самоукина Н. - ИНТОР, 1997; Журнал "Вопросы психологии" (1980-1997гг.); И.Егорова Школа толерантности, школа дружбы.// Воспитание школьников.- 2008; Н.И.Дереклеева «Модульный курс коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить вместе: Классные часы. Беседы. Тренинги. Круглые столы. Деловые игры.» – М.: ВАКО, 2004.-(Педагогика. Психология. Управление); Игорь Тютюкин«ЦЕЛЕБНЫЕ СТИХИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-профилактическая игра «Азбука общения»

Цель игры - гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней, развитие у школьников позитивных личностных качест...

Азбука общения.

Об основных правилах общения....

Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».

Цель: 1.     Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2.     Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить  тактически...

Азбука общения

Использовала для открытого классного часа в 7 классе...

Азбука общения презентация

Презентация к классному часу...

Классный час "Азбука общения"

Классный час для 5 класса....

классный час "Азбука общения"

Цель классного часа: развитие умения сотрудничать в команде, развитие самоуважения и уважения к другим. Проводится в игровой форме, присутствуют элементы тренинга и этической беседы....