О работе психолого-медико-педагогической службы школы
опыты и эксперименты по психологии на тему

О работе психолого-медико-педагогической службы школы (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rabote_pmps_shkoly.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

О работе психолого-медико-педагогической службы

МОУ «Архангельская СШ».

Школьная психолого-медико-педагогическая служба – это постоянно действующий консультативно-диагностический орган, осуществляющий психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, обеспечивающий квалифицированную помощь педагогическому коллективу, родителям в выборе адекватных условий обучения и воспитания детей.

(это совет специалистов по анализу и решению дидактических, педагогических, психологических проблем учеников).

В своей деятельности служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями  Правительства Российской Федерации, решениями Управления образованием Каргопольского района, уставом МОУ «Архангельская СШ», положением о ПМПС школы.

Основной целью деятельности Службы является психолого-медико-педагогическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе

развития,  обучения, а так же психолого-медико-педагогическое обеспечение ндивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

Целями Службы являются:

Содействие созданию благоприятных психологических условий для адаптации

обучающихся на всех ступенях развития и обучения;

 Содействие администрации и педагогам в создании социальной ситуации развития,

соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей

психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их

родителей, педагогов и других участников образовательного процесса;

 Оказание профессиональной помощи, в определении у обучающихся потенциальных возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

 Содействие в получении обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профильного и профессионального самоопределения, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

 Оказание содействия в воспитании обучающихся, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи Службы:

 защита прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогической поддержкой; содействие ребенку в проблемных ситуациях;

 контроль за обеспечением безопасных условий учебы, воспитания и развития, сохранения здоровья обучающихся и воспитанников;

 обеспечение квалифицированной комплексной диагностикой возможностей и

способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

 содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом

возрастном этапе развития личности;

 реализация программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов

Службы в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и

особенностям учащихся;

 формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

 профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом

здоровье учащихся и воспитанников, психологическая помощь семьям детей групп особого внимания и др.;

 психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их

содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и

особенностям обучающихся;

содействие педагогическому коллективу и администрации в гармонизации социально

-психологического климата в учреждении;

 содействие в обеспечении деятельности педагогов научно-методическими материалами и разработками;

 участие специалистов Службы в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения.

ПМПС сотрудничает:

- ПМПК района и области;

- Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и их прав;

- Подразделение по делам несовершеннолетних ОП «Каргопольский»;

- органы опеки и попечительства;

- ГБСУ АО «Каргопольский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;

- ГКУ АО «Центр занятости населения Каргопольского района»;

- ГБУЗ АО «Каргопольская центральная районная больница имени Н.Д.Кировой».

Документация:

-  План работы на учебный год ПМПС школы;

-  Протокола заседаний;

-  Индивидуальные карты развития обучающихся;

-  Журнал консультаций.

Основные виды деятельности:

  • Аналитическая
  • Диагностическая
  • Консультативная
  • Развивающая
  • Коррекционная
  • Методическая
  • Психологическое просвещение

Диагностическое направление ориентировано на:

- углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе выявление индивидуальных особенностей, в воспитании и обучении.

Диагностическая работа с детьми проводится в групповой и индивидуальной форме.

Специалисты ППС осуществляют:

-проведение диагностического обследования детей с целью определения хода их психологического развития;

-изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения,

-помощь в профессиональном и личностном самоопределении.

Диагностика проводится в подготовительной группе детского сада по изучению готовности ребенка к систематическому обучению в школе; 1 и 5 класс – адаптация к новым условиям обучения; 9 класс – изучение профориентационных интересов и личностных особенностей обучающихся.

При поступление в 1 класс оформляются карты развития ребенка, которые включают в себя данные о семье, условиях проживания, особенности развития, готовность к школе. Таблицы: физическое развитие, особые психологические свойства, познавательные способности; мотивы, интересы, склонности; особенности характера и поведения; воспитанность, успеваемость. Таблицы отражают особенности ребенка с 1 по 11 класс. Как правило, классный руководитель отмечает изменения в поведении, успеваемости, особенностях ученика. Диагностика  проводится в 1, 4, 5, классах (карты  по 7 класс – ФГОС). Сейчас в рамках работы службы уже третий год проходит социально-педагогическое тестирование на употребление наркотиков.

Также диагностика проводится в соответствии с запросом администрации, классного руководителя, отдела опеки. И индивидуально и группами (классами).

  Задачи профилактического направления заключаются в создании условий для полноценного психологического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности. Больше всего уделяется первичной профилактике. То есть стараемся, чтобы обучающиеся нашли занятие по душе, чем-то увлекались. Также через школьную газету, через родительский комитет школы. Например, в школьной газете есть рубрики «ОБЖ», там разные памятки и по профилактике гриппа, и по безопасности на дороге, и безопасности на водных объектах. Рубрика «Кем быть, каким быть» рассказывает о выпускниках нашей школы, где они и как устроились в жизни. Первая заметка этой рубрики об Ольге Швецовой «Она настоящий боец», как после жуткой аварии девушка выжила и встала на ноги, как боролась с трудностями…Рубрика «Личное мнение» в котором освещались темы школьной формы, есть ли выход из безвыходного положения, настроены на позитив (о конце света), о плюсах и минусах компьютера и др. Так как газету читают в каждом классе и во многих семьях, то стараемся использовать и ресурсы школьной газеты. Раз в четверть проходит неделя здоровья, а в апреле – неделя здоровья. В эти дни проходят общешкольные мероприятия, выпускаются стенгазеты, памятки. Вопросы профилактики поднимаются на совещании при директоре, методическом объединении классных руководителей и учителей начальной школы. Также в школе активно работает Совет профилактики.

 

Развивающее и коррекционное направление предполагают активное воздействие всех специалистов ПМПС на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка.

Планы и программы развивающей и коррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер. Социальное и социально-педагогическое в рамках внеурочной деятельности. Несколько лет в 1 классе функционирует кружок «Психогимнастика» и «Мостик», в 4 классе «Учусь учиться», 9 класс «Выбор будущей профессии», «Познай себя». В декаду правовых знаний (декабрь) профилактические классные часы и развивающие занятия проводятся по всех классах. В школе реализуется программа «Полезные привычки-навыки-выбор» с 1 по 11 класс, а также региональная программа «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения» с 1-11 кл. Индивидуальная коррекционная работа по запросу родителей. К сожалению, на сегодняшний момент у нас нет в школе логопеда, в логопедической помощи нуждаются многие воспитанники детского сада и школы. Спасибо Валентине Николаевне, выручает нас, иногда родители обращаются за помощью  к ней или в социально-реабилитационный центр.

    Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами  со всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами и администрацией школы. Индивидуальное и групповое консультирование:

-проведение индивидуального и группового консультирования учащихся по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и личным проблемам;

-обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; тренинги дружбы, общения, саморазвития и др.

-оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, это уже индивидуально,

   - проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания; участие в разработке программ «ЩИТ» -комплексная программа профилактики, программа работы лагеря «Солнышко», программа воспитания и социализации обучающихся.

- консультирование и просвещение родителей по формированию ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Разработка и оформление газет, памяток, буклетов, например, к родительским собраниям.

О методической работе. Постоянно пополняется методическая копилка ПМПС школы, оформляются папки, которые используются классными руководителями в работе: «В помощь учителю», «Изучение воспитанности обучающихся», «Работа с одаренными детьми», ПМПК (документы и образцы), «сопровождение ЕГЭ и ГИА» и др. Также Федеральные государственные стандарты на всех ступенях обучения имеют свой отпечаток. Работа ПМПС с учетом ФГОС. Статусы ребенок инвалид и ребенок с ОВЗ и специфика работы с ними. Есть папка с материалами, но пока есть и вопросы по организации работы с разными категориями детей.

________________________________________

Как правило, заседания по плану организуются раз в четверть, по необходимости чаще. На заседаниях заслушиваются вопросы сопровождения адаптации 1,5,10 классов, заполнение карт развития, реализация программ, о взаимодействии с родителями, о работе школьной службы, и др.

В последние годы интерес у обучающихся к вопросам психологии возрастает. В школе организуются олимпиады по психологии от «Мега-талант» и САФУ «Будущее Арктики». На данный момент решается вопрос о поездке обучающихся в Архангельск на очный тур олимпиады. Также с удовольствием некоторые девушки изучают психолого-педагогическую литературу и готовятся к конференциям. В школе ежегодно проходит день самоуправления. Для педагогов учащиеся готовят и проводят двухчасовой тренинг.

Вроде бы в школе работа отлажена, специалисты сопровождения не меняются, есть определенные наработки, школа небольшая и стараемся помочь всем обратившимся за помощью. Но есть и ряд проблем:

  1. Нет в штате школы своего медика.
  2. Нет логопеда и дефектолога.
  3. Работники-совместители. Например, руководитель МО классных руководителей и социальный педагог; педагог-психолог и заместитель директора по ВР, то есть если посмотреть на количественный состав, то он небольшой.
  4. Заинтересованность и активность родителей в вопросах воспитания.
  5. Усталость и перегруз педагогов и обучающихся, гонка за выполнением программ.
  6. Дефицит времени и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

Работающие  в  школе  специалисты:  педагоги,  психологи,  логопеды,  социальные педагоги, медицинские работники  призваны действовать в интересах ребенка....

План работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ГКОУ ДД «Хуры тын» на 2017-2018 учебный год.

1.Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности воспитанников: памяти, внимания, работоспособности, развития речи.2.Обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогичес...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума (2016-2017 учебный год)

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМП консилиум) – обязательный компонент функционирования современного образовательного учреждения. Особую роль он играет в психолого-медико-педагогичес...

Отчет о работе психолого-медико-педагогического консилиума ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школы-интерната за 2018-2019 учебный год

ПМПк школы-интерната является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной...

презентация на тему Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-медико-педагогического консилиума

Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого медико педагогического консилиумаФункциональные обязанности логопеда ПМПкПроводит диагностику детей с целью выявления речевых наруш...

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...