Программа по медиации.
элективный курс (9 класс) по теме

Программа по медиации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obucheniya_mediatorov.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа

 имени Михаила Тимофеевича Калашникова»

Рассмотрено

Руководитель МО

_____        /__________/

Протокол №____        

«___» _________20__г.

Согласовано

Заместитель директора по  УВР   МБОУ «Парбигская СОШ им. М.Т. Калашникова»

_____        /А.Е.Суханова

«___» _________20__г.

Утверждено

Директор МБОУ «Парбигская СОШ им. М.Т. Калашникова»

_____        /А.К. Сосновский        /

Приказ №______

 «___» _________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Обучение медиаторов

для школьной службы примирения

Педагог-психолог Смирнова Т.С.

2017 г

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности для обучающихся  13-16лет.

Настоящая программа составлена в соответствии нормативными документами, регулирующими работу школьных социальных служб медиации, предназначеных для урегулирования конфликтных ситуаций, поиска путей решения коммуникативных проблем, анализа ошибок во взаимоотношениях между учащимися и взрослыми. Все виды деятельности и мероприятия направлены на создание благоприятной атмосферы общения и сведение к минимуму конфликтных ситуаций в процессе обучения и общения.

Минобрнауки России в ноябре 2013 г. выпустил Рекомендации по организации служб школьной медиации вобразовательных организациях, которые являются основой для разработки региональных и муниципальныхпрограмм, а также стратегий и планов. Служба школьной медиации – новое перспективное направление в работе социальногопедагога, позволяющее повысить и его личный статус, и статус школы в целом. Она должна обеспечитьзащиту прав детей и создать условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на  основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими  взаимоприемлемого решения. Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве  посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Организация служб школьной медиации в образовательных организациях осуществляется согласно распоряжению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р "О плане первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах  детей на 2012–2017 годы".

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда противостоящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Цель программы:практико-ориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Задачи:

  • Сформировать представления у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов.
  • Создать условия для освоения учащимися позиции медиатора.
  • Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивных навыков у учащихся, необходимых для работы медиатора.

   На занятиях у детей развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми, поиска путей выхода их конфликтных ситуаций. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

   На занятиях учащиеся не только получают знания о том,  как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

   Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению конфликтных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Целевая группа: учащиеся 13-16 лет.

Программа рассчитана на 34 занятия в год.

Проводятся они в группе 12-15 человек.

Периодичность проведения – 1 раз в неделю.  

Время занятия- 40 минут.

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;

познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;

коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;

личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Формы учета оценки планируемых результатов:

1.        Опрос

2.        Наблюдение

3.        Диагностика:

•        нравственной самооценки;

•        этики поведения;

•        отношения к жизненным ценностям;

•        нравственной мотивации.

Тематическое планирование

Дата по плану

Дата

проведения

Название блока

Кол-во часов

1

Вводный блок

2

Наши занятия: что и как?

1

Что такое медиация?

1

2

Блок «Прикладная  конфликтология»

4

Что такое конфликт?

1

Из-за чего возникают и как развиваются конфликты в школе?

1

Что такое «продуктивное разрешение конфликта в школе»?

1

Как противостоять агрессии?

1

3

Блок «Технология медиации»

13

Медиация конфликтов: как это делается?

1

Что такое эффективная коммуникация?

1

Как правильно слушать собеседника?

1

Что такое бесконфликтный стиль общения?

1

Что такое «конфликтная личность», и как общаться с такими людьми?

1

В чём разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»?

1

Как организовать подготовительный этап медиации?

2

Как провести основной этап медиации?

2

Как закончить медиацию?

2

Возникли проблемы: что делать?

1

4

Блок «Мотивационное решето»

3

Каким должен быть «настоящий медиатор»?

1

Зачем люди становятся медиаторами?

1

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

1

5

Блок «Самодиагностика»

4

Опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций

1

Тест Томаса-Килмена для определения доминирующей модели поведения в конфликтной ситуации

1

Диагностика выявления особенностей ведения переговоров

1

Тест «Рука» для исследования особенностей личности

1

6

Блок «Предупреждаем конфликт»

6

Акция «В мире со всеми»

2

Классные часы «Мост дружбы»

4

7

Итоговый блок

2

Чему мы научились?

Так кто же вы такие школьные медиаторы?

Итого

34 часа

Планируемые результаты работы:

  • активное участие в  альтруистической деятельности,  проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
  • создание условий для реальной деятельности школьной службы медиации;
  • объективная    оценка    поведения    реальных    людей с точки зрения соответствия нравственным ценностям;

- приобретение опыта  управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Список литературы

  1. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые задания/авт.-сост. О.А. Уварова.- Волгоград: Учитель, 2015.
  2. Конфликт и выход из него. Методические рекомендации для социальных педагогов. Томск 2005.
  3. Ваш психологический портрет. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2008.
  4. Большая книга тестов. Узнай себя и своих близких/ [сост. И.А. Зайцева]. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  5. EduNeoактуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.[Электронный ресурс]. Режим доступа: eduneo.ru.  Доступ свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"

Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...

программа по обучению педагогов (школьников) медиации

Программа по обучению педагогов (школьников) медиацииЦель программы - состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей...

Программа урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса «Восстановительная медиация»

laquo;В целях развития дружественного к ребенку правосудияпредусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных наразрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактикупр...

Презентация куратора Службы школьной медиации "Служба школьной медиации: истоки и методики".

Я использую презентацию "Служба школьной медиации: истоки и методы" для  информирования  родителей, педагогов и учащихся о Службе школьной медиации в нашей школе. 2 часть -  п...

Памятка: «Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»

Памятка: «Порядок работы медиатора в программах восстановительной медиации»...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО МЕДИАЦИИ (для обучающихся 1-11 классов) «Основы бесконфликтного общения»

Данная программа составлена для обучающихся 1-11 классов МКОУ Козловская СОШ на основе комплекта рабочих программ «Медиация школьных конфликтов». Автор – А.В. Микляева,  доктор ...

Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций, особенности проведения процедуры медиации

Понятие медиации, ее цели, задачи.а также особенности процедуры ее проведения....