Школа активиста
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

romanovaei
Данная программа направлена на формирование и развитие социально активной личности. Актуальность программы заключается в её соответствии требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Отличительная особенность программы - гуманистический характер взаимодействия между учителем и учеником, использование проблемного обучения за счёт привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_aktivista_romanova.doc328.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1908»

Принято на    заседании  методического совета       Протокол №___      

от «__»_______20___г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____ Луговая Н.А.

«__» _______20___г

«Утверждаю»

Директор школы

_________ Булаева М.В.  Приказ  № ___

 от «__»_______20___г

                                                           

                                     .                     .

Дополнительная общеразвивающая программа

«Школа активиста»

   Направленность: коррекционно - развивающая

Уровень: базовый

Возраст учащихся: 11-18 лет

Срок реализации: 3 года

                                                                          Автор составитель:

                                                                                                  Романова Елена Ивановна,

                                                                                        педагог дополнительного образования

Москва

2017 -2018 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

Программа коррекционно – развивающей направленности базового уровня.

Актуальность программы.

Обновленный государственный и социальный заказ, выраженный в основополагающих федеральных нормативных документах (законах, концепциях, программах), инициирует создание таких образовательных систем и программ, реализацию таких образовательных технологий, которые обеспечивали бы осуществление гарантированного образовательным учреждением воспитательного процесса, ориентированного на ценности «демократичного общества, нравственные общечеловеческие приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом» (Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»).

Иными словами, институциональные структуры государства и науки согласованно выступают за современный подход к определению «фундаментального образования». Это такое образование, «получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи» (Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»). В этом же документе одной из приоритетных задач, сопутствующих реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, называется «развитие современных форм ученического, студенческого самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности учащихся и студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности учащейся молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив».

Кроме того, Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков «организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества.

Данная программа  направлена на формирование и развитие социально активной личности. Актуальность программы заключается в её соответствии требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.

Отличительная особенность программы -  гуманистический характер взаимодействия между учителем и учеником. Использование проблемного обучения за счёт привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных педагогом.

Актуальность программы обусловлена возросшим интересом общества к вопросам психологии, к повышению психологической культуры населения – с одной стороны, возрастными особенностями подростков (развитие рефлексии, самосознания, возросшее стремление к самопознанию) – с другой. Курс даёт возможность на соответствующих возрастных этапах становления личности способствовать развитию индивида как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться к жизни в сложных современных условиях.

Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству.

Задачи программы

Обучающие:

Формирование навыков общения.

Формирование умения планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда.

Развитие навыков решения проблем

Формирование готовности участвовать в различных социальных проектах

Развивающие:

Формирование умений применения полученных знаний для саморазвития.

Развитие, сплочение и координация ученического коллектива

Предоставление возможности приобретения школьниками новых знаний и навыков в области межличностных отношений и самопознания.

Развитие творческого мышления.

Развитие способностей общения.

Стимулирование изучения и осознания собственных потребностей, мотивов, ценностей.

Воспитывающие:

Воспитание у учащихся эмоционально – ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству.

Воспитание хороших манер.

Воспитание коллективизма, добра, уважения к людям.

Стимулирование общественной активности школьников

Группа учащихся

Участие возможно для всех желающие подростков с 5 по 11 класс, специального отбора нет. В начале сентября проводится запись всех желающих. Возможна дополнительная запись в течение учебного года.

Расписание составляется исходя из интересов и возможностей учащихся, не меняется в течение учебного года.

Особенности организации образовательного процесса

Участие возможно для детей 11-18 лет, специального отбора нет. Форма работы – групповая. Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу во второй половине дня после уроков. Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану.

В течение 1 учебного года программа реализуется в объеме 108 часов.

График работы устанавливается согласно требованиям СанПиН.

Диагностика 2 раза в год (на входе и на выходе) позволяет отслеживать индивидуальные достижения ребёнка.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия 

- уважение  к сверстникам, развитие толерантности;

- способность оценки жизненных ситуаций и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм,

- выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика;

- знание прав учащихся и умение ими пользоваться.

- способность учяаствовать в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе, участие в детский общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).

- уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение  к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов.

- сформированность  позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

- сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;

Регулятивные универсальные учебные действия

- умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

- принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения)

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

- формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем (тайм-менеджмент);

- адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи.

- формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;

- самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности;

- принятие ответственности за свой выбор организации своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

- самостоятельно выделять и формулировать цель;

- анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбирать  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

- выдвижение гипотез, их обоснование через поиск решения путем проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные универсальные учебные действия

- участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

- отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;

- предвидеть последствия коллективных решений.

- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);

- планировать общие способы работы группы;

- обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;

- готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку  партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

- использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений.

- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;

- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий;

- разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешение конфликта, принимать решение и реализовывать его;

Воспитательная работа:

Одним из важных принципов работы является индивидуальный подход к каждому ребёнку, к его потребностям. Ценится личность каждого члена группы. Психолог специально организует деятельность детей таким образом, чтобы в процессе работу дети учились вежливому и доброму отношению друг другу. Чтобы дети могли и, главное, имели желание поддерживать друг друга, помогать друг другу. Обсуждение, которое проводится после каждого упражнения, организуется таким образом, чтобы каждый имел право голоса, мог высказаться, мог чувствовать себя значимым.

Работа с родителями

Чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них поддержку и понимание, в начале учебного рода планируется проведение родительских собраний, где будет рассказано о целях и задачах данной программы, планах работы, практической полезности проекта для становления личности подростка.

В течение учебного года возможны консультации для родителей по запросу по темам, связанным с развитием ребёнка в группе, его особенностями. Психолог может делиться с родителями своими наблюдениями за детьми, сделанными выводами, может давать рекомендации о воспитании и поддержке конкретного ребёнка.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2017-2018 учебный год

Структура занятий

Каждое занятие состоит из четырех частей: начало, разогрев, основной этап, рефлексивный круг. 

На начальном этапе создается атмосфера занятия. Каждый участник имеет возможность поделиться теми чувствами и настроениями, с которыми он пришел на занятие, воспоминаниями и размышлениями, оставшимися от прошлых занятий. Это помогает принять свои чувства и включиться в новую работу. На этом же этапе ведущий может использовать различные ритуалы начала занятия.

Стадия разогрева включает в себя упражнения-энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, способствуют сплочению, объединению подростков, включению их в совместную деятельность. На этой стадии ведущий также предлагает упражнения, мотивирующие проживание, изучение темы занятия.

Основной этап предполагает использование самых разных форм активности, проведение 1 - 2 продолжительных упражнений, раскрывающих тему занятия.

На этапе рефлексии участники могут выразить накопившееся напряжение. С помощью разных вопросов ведущего подростки осознают опыт, полученный в ходе занятия:

  • Что больше всего запомнилось?
  • Какие чувства вы испытываете в конце занятия?
  • Что из обсуждавшегося стоит запомнить/может пригодиться в жизни?
  • Что было важным/неприятным/обидным/трудным?

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

0

2

опрос

2

Тема 1.  Я - это Я

0

10

10

анкетирование

3

Тема 2.  Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

0

6

6

анкетирование

4

Тема 3.  Я и мой внутренний мир

0

4

4

Творческая выставка

5

Тема 4.  Кто в ответе за мой внутренний мир?

0

4

4

Анкетирование

6

Тема 5.  Я и Ты

0

8

8

Диагностика отношений в коллективе

7

Тема 6.  Мы начинаем меняться

0

6

6

Анкетирование

8

Тема 7.  Лидер – кто это?

0

10

10

Диагностика лидерских качеств

9

Тема 8.   Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

0

11

11

Диагностика уровня уверенности в себе

10

Тема 9.   Конфликты и их роль в усилении Я

0

8

8

анкетирование

11

Тема 10.   Ценности и их роль в жизни человека

0

6

6

Творческая выставка

12

Тема 11. Эмоциональная сфера человека

0

9

9

Диагностика эмоциональной сферы

13

Тема 12. Социальное восприятие: как узнавать другого человека

0

11

11

Мини - проект

14

Тема 13. Межличностная привлекательность: любовь, дружба

0

11

11

Мини - проект

15

Итоговое занятие

2

0

2

опрос

Итого

4

104

108

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная программа ориентирована на 1 год обучения. При успешной реализации программы возможно продолжение программы и в последующие годы для подростков как данной возрастной группы (11-14 лет), так и других возрастных групп. Формирование такой сборной группы разных возрастов группы возможно, так как период 11-14 лет относится к периоду младшего подросткового возраста, в котором дети имеют сходные интересы и потребности. Кроме того, младшим детям будет полезно учиться на примере старших. Однако в дальнейшем возможен более дифференцированный подход и создание однородной по возрасту группы, если практика покажет, что такое деление более целесообразно и эффективно.

Данная программа является практико – ориентированной. То есть большую часть времени занимают практические задания, игры, дискуссии на заданную тему. Упор на практическую форму работы связан с возрастными особенностями подростков: им легче усваивать то, что они испытывают на себе, во что эмоционально и физически вовлекаются, разыгрывают. В тоже время предусмотрены и мини – лекции, призванные объяснить детям различные психологические понятия. Мини – лекции экономичны по времени и тесно вплетены в практические задания.

Занятия по форме проведения – групповые, что позволяет удовлетворить одну из важнейших потребностей подростка – потребность в общении, в сравнении себя со сверстниками. Кроме того, у детей появляется возможность потренировать свои коммуникативные навыки.

Всего курс рассчитан на 108 часов. Содержание программы разбивается на несколько смысловых блоков, каждый из которых включает в себя одно или несколько занятий.

Вводное занятие

Задача: мотивировать учащихся к занятиям психологией.

Теория (2 ч) Введение в тему работы, принятие правил групповой работы.

Тема 1.  Я - это Я

Задача: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки.

Практика (10 ч) В данном разделе рассматриваются вопросы, связанные с осознаванием и развитием личностных качеств подростка. Подросток учится прислушиваться к себе, анализировать причины своих поступков. Развивается самоуважение, повышается самооценка. Эти вопросы являются особенно актуальными именно в переходной возрасте, так как именно сейчас активно развивается самосознание подростка.

«Кто я, какой я?», «Я могу!», «Я нужен!», «Я мечтаю», «Я – это мои цели», «Я - это моё детство», «Я - это моё настоящее. Я - это моё будущее».

Тема 2.  Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Задачи: способствовать рефлексии эмоциональных состояний, способствовать адекватному самовыражению.

Практика (6 ч) Этот раздел учит детей распознавать свои чувства и адекватно проявлять их. Подчёркивается право подростка на переживание любых чувств, подбираются адекватные методы для их выражения. Подросток учится разбираться в своих эмоциональных переживаниях и принимать их. Принимая свои переживания, подросток приобретает способность чутко реагировать на чувства других людей.

 «Чувства бывают разные», «Стыдно ли бояться?», «Имею ли я право сердиться и обижаться?».

Тема 3.  Я и мой внутренний мир

Задача: подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

Практика (4 ч) В данном разделе рассматривается понятие «внутреннего мира» человека. Подчёркивается важность наполнения внутреннего мира хорошими качествами и добрыми мыслями. Рассматривается вопрос внутренней и внешней красоты, их взаимосвязи. Подросток учится бережно относиться как к своему внутреннему миру, так и к чужому. Идёт разговор о границах внутреннего мира, о том, что вторжение в эти границы может быть неприятным и опасным.

«Каждый видит мир и чувствует по-своему», «Любой внутренний мир ценен и уникален».

Тема 4.  Кто в ответе за мой внутренний мир?

Задача: подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли.

Практика (4 ч) В данном разделе речь идёт об ответственности подростка за то, что он чувствует и думает, о том, как позитивное мышление способно влиять на жизнь человека и приводить его к успеху. Подростки учатся находить в трудной ситуации полезные, хорошие стороны, используя для этого своё мышление. Речь идёт о силе духа человека, встречающего на своём пути испытание. Даются рекомендации о том, как переживать трудные ситуации.

 «Трудные ситуации могут научить меня», «В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдётся».

Тема 5.  Я и Ты

Задача: обсудить проблемы подростковой дружбы.

Практика (8 ч) Данный раздел раскрывает особенности подростковой дружбы. Обсуждается понятие «хороший» друг, какими качествами он должен обладать. Обсуждается, почему одни дети популярны в коллективе, имеют много друзей, а других детей не принимают, избегают и не любят. Что нужно делать, чтобы стать хорошим другом. Данная тема особенно актуальная именно в подростковом возрасте, так как общение со сверстниками – главная, ведущая деятельность для подростка.

 «Я и мои друзья», «У меня есть друг», «Я и мои «колючки», «Что такое одиночество?», «Я не одинок в этом мире».

Тема 6.  Мы начинаем меняться

Задачи: помочь подросткам осознать свои изменения, мотивировать подростков к позитивному самоизменению.

Практика (6 ч) В данном разделе обсуждаются изменения, происходящие как в теле, так и в душе подростка. Речь идёт о том, чтобы не бояться этих изменений, а радоваться им, понимать, что они являются показателем взросления. Подростки учатся понимать и принимать своё тело. Данная тема тоже очень актуальная в подростковом возрасте, так как это период самого бурного развития и преобразований – как физических, так и духовных.

 «Нужно ли человеку меняться», «Нужно ли мне меняться?», «Самое важное – захотеть меняться»

Тема 7.  Лидер – кто это?

Задачи: выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала; создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала; организовать занятия по овладению подростками знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала.

Практика (10 ч) В данном разделе подросткам предлагается порассуждать на темы: «Кто такой лидер», «какие качества мне нужно развивать, чтобы стать лидером», «Правила успешного лидера».

Образ «лидера», Тренинг командообразования, Тренинг коммуникативной и конфликтной компетенции,  Тренинг «принятие решений», Тренинг «тайм-менеджмент», Тренинг креативности, Тренинг ассертивности.

Тема 8.   Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Задачи: помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека.

Практика (11 ч) Данный раздел сообщает подросткам о важности веры в себя и в свои силы. Идёт речь о том, что именно вера в себя позволяет преодолевать сложные испытания. Проводится разделение между уверенность в себе и самоуверенностью. Рассматриваются минусы чрезмерной уверенности в себе: неадекватная самооценка и, как следствие, одиночество. Рассказывается о способах повышения уверенности в себе.

 «Зачем человеку нужна уверенность в себе», «Источники уверенности в себе», «Какого человека мы называем неуверенным в себе?», «Я становлюсь увереннее», «Уверенность и самоуважение», «Уверенность и уважение к другим», «Уверенность в себе и милосердие», «Уверенность в себе и непокорность».

Тема 9.   Конфликты и их роль в усилении Я

Задачи: помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Практика (8 ч) В этом разделе рассказывается о том, что представляет из себя конфликт, и как на него правильно реагировать так, чтобы он не перерос в ссоры и не привёл к разрыву отношений. Рассматриваются различные типы конфликтов и возможные реакции на них, рассматриваются плюсы и минусы каждого типа реагирования.  Рассказывается о том, что такое конструктивное решение конфликта и как его достичь. Предлагается схема анализа любого конфликта.

 «Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице», «Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта», «Конструктивное решение конфликтов», «Конфликт как возможность развития», «Готовность к разрешению конфликта».

Тема 10.   Ценности и их роль в жизни человека

Задача: побудить учащихся задуматься о собственных жизненных ценностях.

Практика (6 ч) В данной теме рассматривается понятие ценностей и их роли в жизни человека. Ценности рассматриваются как понятия, определяющие весь жизненный путь человека: кого он будет любить, кем станет. В подростковом возрасте происходит активное формирование ценностей, многие из них навязываются массовой культурой. Занятия по данному разделу побуждают подростков к самостоятельному выбору ценностей.

 «Что такое ценности?», «Ценности и жизненный путь человека», «Мои ценности»

Тема 11. Эмоциональная сфера человека

Задача: обратить внимание подростков на важность эмоциональной сферы в жизни.

Практика (9 ч) В данном разделе подростки вновь обращаются к чувствам, но уже на более высоком уровне. Рассматриваются различные законы эмоциональной жизни человека. Рассматриваются способы поддержания себя в позитивном эмоциональном тонусе.

 «Почему нам нужно изучать чувства», «Основные законы психологии эмоций», «Запреты на чувства», «Эффект обратного действия», «Передача чувств по наследству», «Психогигиена эмоциональной жизни».

Тема 12. Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Задачи: обучать подростков понимать других людей, содействовать оптимизации общения подростков с окружающими.

Практика (11 ч) Данный раздел учит подростков понимать другого человека, правильно трактовать его вербальную и невербальную информацию. Рассматриваются различные способы невербальной подачи информации: через мимику, жесты, позы. Подростки анализируют, из чего складывается впечатление о человеке, как добиться благоприятного впечатления.

 «Как мы получаем информацию о человеке», «Учимся понимать жесты и позы», «Жесты», «Невербальные признаки обмана», «Понимание причин поведения людей», «Впечатление, которое мы производим», «Из чего складывается впечатление о человеке», «Способы понимания социальной информации», «Влияние эмоций на познание».

Тема 13. Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Задача: способствовать рефлексии процесса общения со сверстниками.

Практика (11 ч) В данном разделе рассматривается ещё одна очень актуальная тема: первой влюблённости, первой любви. Рассказывается о составляющих привлекательности человека.

 «Привлекательность человека», «Взаимность или обоюдная привлекательность», «Дружба. Четыре модели общения», «Романтические отношения или влюблённость», «Любовь», «Половая идентичность и её развитие у подростков», «Переживание любви», «Что помогает и что мешает любви».

Итоговое занятие

Теория (2 ч) Обмен опытом, чувствами между участниками программы.

Задача: обобщение опыта, обмен впечатлениями, пожелания по дальнейшей работе.

Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год

п/п

Число

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

теоретическая

1

Вводное занятие

Кабинет психолога

-

2

теоретическая

1

Вводное занятие

Кабинет психолога

-

3

практическая

1

Я - это Я

Кабинет психолога

-

4

практическая

1

Я - это Я

Кабинет психолога

-

5

практическая

1

Я - это Я

Кабинет психолога

-

6

практическая

1

Я - это Я

Кабинет психолога

-

7

практическая

1

Я - это Я

Кабинет психолога

-

8

практическая

1

Я - это Я

Кабинет психолога

-

9

практическая

1

Я - это Я

Кабинет психолога

-

10

практическая

1

Я - это Я

Кабинет психолога

-

11

практическая

1

Я - это Я

Кабинет психолога

-

12

практическая

1

Я - это Я

Кабинет психолога

анкетирование

13

практическая

1

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Кабинет психолога

-

14

практическая

1

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Кабинет психолога

-

15

практическая

1

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Кабинет психолога

-

16

практическая

1

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Кабинет психолога

-

17

практическая

1

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Кабинет психолога

-

18

практическая

1

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

Кабинет психолога

анкетирование

19

практическая

1

Я и мой внутренний мир

Кабинет психолога

-

20

практическая

1

Я и мой внутренний мир

Кабинет психолога

-

21

практическая

1

Я и мой внутренний мир

Кабинет психолога

-

22

практическая

1

Я и мой внутренний мир

Кабинет психолога

Творческая выставка

23

практическая

1

Кто в ответе за мой внутренний мир?

Кабинет психолога

-

24

практическая

1

Кто в ответе за мой внутренний мир?

Кабинет психолога

-

25

практическая

1

Кто в ответе за мой внутренний мир?

Кабинет психолога

-

26

практическая

1

Кто в ответе за мой внутренний мир?

Кабинет психолога

анкетирование

27

практическая

1

Я и Ты

Кабинет психолога

-

28

практическая

1

Я и Ты

Кабинет психолога

-

29

практическая

1

Я и Ты

Кабинет психолога

-

30

практическая

1

Я и Ты

Кабинет психолога

-

31

практическая

1

Я и Ты

Кабинет психолога

-

32

практическая

1

Я и Ты

Кабинет психолога

-

33

практическая

1

Я и Ты

Кабинет психолога

-

34

практическая

1

Я и Ты

Кабинет психолога

Диагностика отношений в коллективе

35

практическая

1

Мы начинаем меняться

Кабинет психолога

-

36

практическая

1

Мы начинаем меняться

Кабинет психолога

-

37

практическая

1

Мы начинаем меняться

Кабинет психолога

-

38

практическая

1

Мы начинаем меняться

Кабинет психолога

-

39

практическая

1

Мы начинаем меняться

Кабинет психолога

-

40

практическая

1

Мы начинаем меняться

Кабинет психолога

анкетирование

41

практическая

1

Лидер – кто это?

Кабинет психолога

-

42

практическая

1

Лидер – кто это?

Кабинет психолога

-

43

практическая

1

Лидер – кто это?

Кабинет психолога

-

44

практическая

1

Лидер – кто это?

Кабинет психолога

-

45

практическая

1

Лидер – кто это?

Кабинет психолога

-

46

практическая

1

Лидер – кто это?

Кабинет психолога

-

47

практическая

1

Лидер – кто это?

Кабинет психолога

-

48

практическая

1

Лидер – кто это?

Кабинет психолога

-

49

практическая

1

Лидер – кто это?

Кабинет психолога

-

50

практическая

1

Лидер – кто это?

Кабинет психолога

Диагностика лидерских качеств

51

практическая

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Кабинет психолога

-

52

практическая

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Кабинет психолога

-

53

практическая

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Кабинет психолога

-

54

практическая

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Кабинет психолога

-

55

практическая

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Кабинет психолога

-

56

практическая

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Кабинет психолога

-

57

практическая

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Кабинет психолога

-

58

практическая

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Кабинет психолога

-

59

практическая

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Кабинет психолога

-

60

практическая

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Кабинет психолога

-

61

практическая

1

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

Кабинет психолога

Диагностика уровня уверенности в себе

62

практическая

1

Конфликты и их роль в усилении Я

Кабинет психолога

-

63

практическая

1

Конфликты и их роль в усилении Я

Кабинет психолога

-

64

практическая

1

Конфликты и их роль в усилении Я

Кабинет психолога

-

65

практическая

1

Конфликты и их роль в усилении Я

Кабинет психолога

-

66

практическая

1

Конфликты и их роль в усилении Я

Кабинет психолога

-

67

практическая

1

Конфликты и их роль в усилении Я

Кабинет психолога

-

68

практическая

1

Конфликты и их роль в усилении Я

Кабинет психолога

-

69

практическая

1

Конфликты и их роль в усилении Я

Кабинет психолога

анкетирование

70

практическая

1

Ценности и их роль в жизни человека

Кабинет психолога

-

71

практическая

1

Ценности и их роль в жизни человека

Кабинет психолога

-

72

практическая

1

Ценности и их роль в жизни человека

Кабинет психолога

-

73

практическая

1

Ценности и их роль в жизни человека

Кабинет психолога

-

74

практическая

1

Ценности и их роль в жизни человека

Кабинет психолога

-

75

практическая

1

Ценности и их роль в жизни человека

Кабинет психолога

Творческая выставка

76

Практическая

1

Эмоциональная сфера человека

Кабинет психолога

-

77

Практическая

1

Эмоциональная сфера человека

Кабинет психолога

-

78

практическая

1

Эмоциональная сфера человека

Кабинет психолога

-

79

практическая

1

Эмоциональная сфера человека

Кабинет психолога

-

80

практическая

1

Эмоциональная сфера человека

Кабинет психолога

-

81

практическая

1

Эмоциональная сфера человека

Кабинет психолога

-

82

практическая

1

Эмоциональная сфера человека

Кабинет психолога

-

83

практическая

1

Эмоциональная сфера человека

Кабинет психолога

-

84

практическая

1

Эмоциональная сфера человека

Кабинет психолога

Диагностика эмоциональной сферы

85

практическая

1

Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Кабинет психолога

-

86

практическая

1

Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Кабинет психолога

-

87

практическая

1

Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Кабинет психолога

-

88

практическая

1

Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Кабинет психолога

-

89

практическая

1

Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Кабинет психолога

-

90

практическая

1

Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Кабинет психолога

-

91

практическая

1

Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Кабинет психолога

-

92

практическая

1

Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Кабинет психолога

-

93

практическая

1

Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Кабинет психолога

-

94

практическая

1

Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Кабинет психолога

-

95

практическая

1

Социальное восприятие: как узнавать другого человека

Кабинет психолога

Мини - проект

96

практическая

1

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Кабинет психолога

-

97

практическая

1

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Кабинет психолога

-

98

практическая

1

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Кабинет психолога

-

99

практическая

1

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Кабинет психолога

-

100

практическая

1

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Кабинет психолога

-

101

практическая

1

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Кабинет психолога

-

102

практическая

1

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Кабинет психолога

-

103

практическая

1

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Кабинет психолога

-

104

практическая

1

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Кабинет психолога

-

105

практическая

1

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Кабинет психолога

-

106

практическая

1

Межличностная привлекательность: любовь, дружба

Кабинет психолога

Мини - проект

107

теоретическая

1

Итоговое занятие

Кабинет психолога

-

108

теоретическая

1

Итоговое занятие

Кабинет психолога

опрос

Формы аттестации и оценочного материала  

Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется на протяжении всего периода обучения. Существует несколько инструментов отслеживания результативности:

- внешний контроль: психодиагностика, которая проводится психологом (диагностика уровня уверенности в себе, лидерских качеств, эмоциональной сферы, отношений в коллективе), а также мини – проекты по тематике.

- самоконтроль – самостоятельное оценивание своей работы учащимися, рефлексия своей работы, обработка анкет по тематике работы.

- взаимоконтроль – обсуждение работ в группах, мини – проекты, творческие выставки.

Материалы для диагностики для ведущего программы.

Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ) (методика Н. Холла)

Методика показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии. Уже является неоспоримым фактом то, что эмоциональный интеллект не менее, и даже более чем классический IQ способствует успеху и психическому и физическому благополучию человека.

Инструкция. Ниже Вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла).

Тестовый материал (вопросы):

1 Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2 Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

3 Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4 Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5 Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6 Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7 Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8 После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9 Я способен выслушивать проблемы других людей.

10 Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11 Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12 Я могу действовать успокаивающе на других людей.

13 Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

14 Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

15 Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

16 Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17 Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18 Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19 Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20 Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21 Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

22 Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23 Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

24 Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25 Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26 Я способен улучшить настроение других людей.

27 Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28 Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29 Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30 Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Ключ к методике

Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30. Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Управление эмоциями других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов теста EQ.

По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

Интерпретация.

Уровни парциального (отдельно по каждой шкале) эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов: 14 и более — высокий; 8–13 — средний; 7 и менее — низкий.

Интегративный (сумма по всем шкалам) уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям: 70 и более — высокий; 40–69 — средний; 39 и менее — низкий.

1. Эмоциональная осведомленность - это осознание и понимание своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря эмоций. Люди с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем у другие осведомлены о своем внутреннем состоянии.

2. Управление своими эмоциями - это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость и т.д., другими словами, произвольное управление своими эмоциями

3. Самомотивация - управление своим поведением, за счет управления эмоциями.

4. Эмпатия - это понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе.

5. Распознавание эмоций других людей - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

Методика "Лидер"

Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером.

В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

Текст опросника

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да, б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да, б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

а) да, б) нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то? а) да, б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да', б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

а) да, б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

а) да, б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? а) да, б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

а) да, б) нет.

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? а) да, б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет.

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

а) да, б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.

17. Какое из этих двух мнений вам ближе:

а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? а) да, б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да, б) нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? а) да, б) нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

а) да, б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? а) да, б) нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек;

б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

а) да, б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

а) коллегиальный, б) авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

а)да, б) нет.

32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? а) да, б) нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет.

36. Что бы вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека;

б) работать самостоятельно, без руководителя.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?

а) согласен, б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? а) да, б) нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) у меня опускаются руки;

б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают? а) да, б) нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? а) да, б) нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?

а) введу нужные изменения немедленно;

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? а) да, б) нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да, б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

а) да, б) нет.

47. Кем вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым;

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? а) да, б) нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? а) да, б) нет.

Оценка результатов и выводы

В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.

Ключ: 1а, 2а, 36,4а, 5а, 6б,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 136,146,15а, 166,17а, 186,196,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256,26а, 276,28а, 296,306, 31а, 32а, 336,34а, 356,366,37а, 386,39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а,476,48а, 496,506.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.

Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

И, наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности. Методика диагностики самооценки применяется для быстрой оценки своих возможностей.

Инструкция. Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале: Очень часто - 4 балла Часто - 3 балла Иногда - 2 балла Редко - 1 балл Никогда - 0 баллов

А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки:

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

Методика «Оценка отношений подростка с классом»

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

АНКЕТА

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто. А – знает больше, чем я;

Б – все вопросы стремится решать сообща;

В – не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А – используют индивидуальный подход;

Б – создают условия для помощи со стороны других;

В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В – помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А – некому помогать;

Б–не мешают при выполнении задачи;

В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А–я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б – мои усилия достаточно вознаграждены, В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.

А – создают дух соперничества между учениками,

Б–не уделяют им достаточного внимания,

В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б – возможность получения новой информации от других людей;

В – возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться.

А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б – в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А – имел ко мне индивидуальный подход;

Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

В – тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей, Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы.

А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

Б – работать индивидуально с преподавателем,

В – работать со сведущими в данной области людьми.

На основании ответов с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» – «П», «коллективистический» – «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде:

a И + b П + c К,

где a - количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, b – «прагматическому», c – «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистическое

коллективистическое

прагматическое

1В 8А 2А 9Б ЗБ 10Б 4Б 11А 5Б 12А 6Б 13В 7Б 14В

1Б 8В 2В 9А 3В 10В 4А 11В 5В 12Б 6А 13Б 7А 14А

1А 8Б 2Б 9В ЗА 10А 4В 11Б 5А 12В 6В 13А 7В 14В

Организационно – педагогические условия реализации программы

Учебно – информационное обеспечение программы

Раздаточные материалы для участников. Наглядные пособия (схемы, плакаты).

Фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие курс. Методические разработки педагога (план – конспекты занятий, методические разработки к отдельным разделам образовательной программы).

Методическое обеспечение

Основные методы и формы, используемые на занятиях

Методы:

- групповая дискуссия,

- ролевая игра,

- психогимнастика,

- рисунок,

- когнитивные методы,

- развитие воображения,

- коммуникативные игры,

- интеллектуальные задания,

- психологическая информация

- диагностика

- самодиагностика

- наблюдение

- показ

- объяснение

- изучение

- самостоятельная работа

- контроль

Формы:

- мини - лекции

- беседы

- практические задания

- групповая

- подгрупповая

- показ

Материально- техническое оснащение

Школьный класс с партами на 15 человек (или более), просторный, с возможностью организации свободного пространства в центре (для активных двигательных упражнений, ролевых игр, сценок). Желательны компьютер и проектор (для просмотра презентаций, наглядно иллюстрирующих различные темы курса).

ЛИТЕРАТУРА

Литература, используемая педагогом – психологом:

Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 510 с.

Киселёва М. В. Арт – терапия в работе с детьми. – Спб.: Речь, 2008. – 160 с.

Микляева А. В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – Спб.: Речь, 2006. – 336 с.

Скурат Г. Г. Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми. – Спб.: Речь, 2008. – 122 с.

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. – М.: Генезис, 2008. – 256 с.

Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – М.: Генезис, 2010. – 207 с.

Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – М.: Генезис, 2010. – 167 с.

Литература для детей:

Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. – М.: «Амрита – Русь», 2004. – 288 с.

Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости. – М.: «Книжный дом локус», 2003. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"

Программа дополнительного образования творческого объединения  «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...

Огонёк активистов и конкурс Лидер

Сценарий мероприятия...

сценарий награждения лидеров и активистов детской организации

Сценарий церемонии награждения лидеров и активистов детской организации, проводимого накануне празднования Нового года....

Сценарий районного сбора лидеров и активистов

Сбор имеет свою программу. В сценарии представлен текст торжественной части и ток-шоу "100 вопросов к взрослому"....

«Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория»

Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория» предоставляет возможность обучающимся поселковых школ наравне с городскими школьниками получить качественное ...

Социальный проект активистов школьного музея имени Валерия Левушкина «Память сердца»

Данная презентация составлена по материалам поисковой работы школьного музея. Может быть использована на уроках истории, обществознания, во внеклассных мероприятиях....

школьный конкурс лидеров и активистов школы "Как вести за собой"

Сценарий школьного конкурса лидеров и активистов школы "Как вести за собой" для учащихся 5-8 классов...