Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
    рабочая программа на тему

    Кольцова Наталья Николаевна

    Программа дополнительного образования творческого объединения  «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казурова О.А., Константинов Ю.С. , программа подготовлена  Федеральным центром  детско - юношеского туризма и краеведения, рекомендована для использования  в системе   дополнительного образования детей. Программа расчитана на обучение в течение 4 часов в неделю, 144 на год.  Возраст обучающихся 12-16 лет. Тип программы модифицированная.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл aktivisty_shkolnogo_muzeya_2011-_2012.ra41.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение                                         «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Строитель Яковлевский район Белгородская область»

                                                                                                                                                                                           

    Образовательная программа

    «Активисты школьного музея»

    Автор программы:

    Учитель истории  

    педагог  дополнительного образования,                                                       руководитель школьного музея

     Кольцова Наталья Николаевна

    Тип программы –  модифицированная

     Срок обучения -  3 года

    Возраст обучающихся – 12-16 лет.

            

    г. Строитель – 2011 г.

    Пояснительная записка

       Программа дополнительного образования «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казурова О.А., Константинов Ю.С. , программа подготовлена  Федеральным центром  детско - юношеского туризма и краеведения, рекомендована для использования  в системе   дополнительного образования детей.    

      Цель программы детского туристско-краеведческого объединения «Активисты школьного музея» - всестороннее развитие личности ре бенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.

    Основными принципами туристско-краеведческой деятельности яв ляются:

    - создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объе динения - одного из эффективных инструментов позитивного воздейст вия на личность подростка;

    - формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посред ством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследова тельской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора вос питанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;

    - внедрение и реализация принципа со управления и самоуправления детского объединения;

    Цель достигается через решение следующих задач:

    - формирование лидерских качеств и развитие творческих способно стей личности воспитанника;

    - формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;

    - профессиональная ориентация подростков;

    - формирование прочных трудовых навыков и навыков;

          Задачи данной программы подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотиче ское, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Осо бое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем не посредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жиз нью в природной и социальной сфере - памятники и достопримечатель ности великой истории и культуры России; природный ландшафт; не посредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских городах; включенность подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности; приобретение разнообраз ных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков; формирования дружбы и товарищества путем совместной работы - вот реальные рыча ги воспитания духовности и характера подростков.

      Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно школьный музей - самостоятельный, цельный культурно-исто рический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, кото рый является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может че рез формирование собственных экспозиций в коллективном долгосроч ном образовательном проекте - создании школьного музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изу чая который воспитанники овладеют основами музееведения.

    Структура программы

       Предлагаемая программа носит комплексный характер. Методика по строения отличается тем, что можно на используемом материале разви вать межпредметные связи, формируя комплексное восприятие окру жающего мира. Работая по ней, изучая с учащимися конкретный объ ект, предоставляется возможность сообщить им необходимые знания в области географии и археологии, этнографии и топонимики, истории и архитектуры, литературы и искусствоведения.

          Программа рассчитана на 3 года обучения. Каждый год обучения включает четыре тематических раздела, тесно взаимосвязанных между собой, но самостоятельных по своему внутрен нему строению. Темы разделов пересекаются в каждом году обучения.

    В первом разделе - «Музей-хранитель наследия веков» сообщаются зна ния о музеях, их функционировании, формировании фондов, экспозиций.

    Во втором разделе - «Создание музейных экспозиций» через поиско вую деятельность формируются специальные знания и умения воспи танников.

    Третий раздел - «Основы туристско-экспедиционной деятельности», формирует навыки, необходимые воспитанникам в процессе полевого исследования.

    Четвертый раздел - «Школа экскурсовода», формирует активную жизненную позицию, в нем значительное внимание уделяется внутрен нему миру воспитанника, его личностному росту.

    Программа имеет концентрическое построение, состоит из 3-х  кур сов для каждого года обучения:

    1. «Я, моя семья и школа» - помогающий воспитанникам лучше по нять своеобразие школы в целом и особенности конкретных семей, зна комит с родословием.

    2. «Я и мир вокруг меня» - помогающий воспитанникам лучше по нять своеобразие населенного пункта в целом и особенности конкрет ных улиц.

    3. «Родная сторона» - ориентирующий воспитанников на изучение природных условий, истории возникновения и последующей судьбы на селенного пункта, нацеливающий воспитанников на формиро вание комплексного восприятия региона России через личные впечат ления.

     Значимая сторона программы - постоянное углубление кра еведческого материала на протяжении 3 лет, при неоднократном повто рении материала предыдущих лет на более самостоятельном и осознан ном восприятии материала. Всё это позволяет пройти воспитаннику ин дивидуальный образовательный путь по трём уровням:

    • общекультурный - уровень усвоения предполагает расширение кру гозора ребёнка и информированности в данных образовательных облас тях, совершенствование навыков общения и умений совместной дея тельности в коллективе;

    • углубленный - предполагает развитие компетентности в данной об разовательной области, овладение основными знаниями на уровне пра ктического применения, умение передавать свой опыт младшим членам коллектива;

    • допрофессиональный - предусматривает наличие профессиональ ной ориентации, умение видеть проблемы, формулировать задачи, ис кать средства их решения, получение социального опыта.

      Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется пе дагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения

      В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора детской оздоровительно-познавательной, туристской дея тельности (учитель, родитель, старший школьник, студент педагогиче ского училища, педагогического вуза).

    Содержание программы составлено с учетом принципов концентриче ского освоения окружающей действительности, цикличности проведе ния оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и иссле довательской деятельности, использования должностно - ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельно сти участников детского объединения.

      При реализации программы необходимо отдавать преимущество ак тивным формам работы, предусматривать организацию краеведческих викторин, экскурсионных поездок, подготовку учащимися докладов, исследовательских работ, разнообразной наглядности (альбомы, рас кладушки, плакаты), которая пополнит научно-вспомогательный фонд музея, а так же участие кружковцев в различных культурно-массовых мероприятиях, проводимых на базе школьного музея (экскурсии, му зейные часы, вечера встреч). Реализация  принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реаль ной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, уровня усвоения материала, формирование чувства ответственности за результат своего выбора. Процесс успешного развития навыков нераз рывно связан с активной умственной деятельностью обучающихся, ин дивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в объединении. Воспитанники должны быть призваны активно соучаст вовать в выработке, анализе и реализации действий по решению стоя щих задач.

    Организационно-педагогические условия

      Программа предназначена для учителей общеобразовательных учре ждений, педагогов дополнительного образования, социальных педаго гов, работников образовательных учреждений. Программа рассчитана на 3 года обучения, преимущественно для обу чающихся возрастной группы 12-17 лет.  

      Рабочая программа  объединения «Активисты школьного музея»  каждого года   рассчитана на 144 часа на каждый  год обучения (36 учебных недель)..  

      Занятия   проводятся  с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей следует делать больший упор на групповые (2-3 челове ка) и индивидуальные занятия по выполнению творческих заданий, особенно на том этапе обучения, когда на чинается специализация. Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий и консультаций с участниками объединения по их функциональным му зееведческим и краеведческим специальностям.

      При решении педагогом вопросов, связанных с индивидуальными заданиями для занимающихся, необходима их стро гая дифференциация и индивидуализация с учетом физического, поло возрастного, психологического и функционального развития.

    Организация учебного процесса по программе предусматривается в те чение календарного года (36 учебных недель)

     Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопас ности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каж дого годового цикла, проведении каждого занятия, мероприятия.

    Результативность программы.

       Результатом выполнения программы для учащихся является созда ние в музее раздела  о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родите лях и земляках.  

           По результатам трех лет обучения у учащихся должны быть сформи рованы следующие знания, умения и навыки:

    Знания

    Умения и навыки

    Понятие о музее и его предназначении. Понятие о структурной организации музея

    Культурное поведение в музее. Нахождение музейных терминов в тексте, работа со словарем

    Понятие о коллекционировании древностей. Понятие о значении музеев для развития современного общества

    Начальные этапы работы с научно-популярной литературой

    Понятие об основных типах и видах музеев. Ведущие музеи мира

    Определение профиля музея

    Понятие основ исследовательской деятельности

    Начальные выполнения учебно-исследовательской работы

    Понятие термина «фонды музея»

    Различие между подлинником и копией

    Понятие термина «экспозиция»

    Отличие музейных экспозиций по профилю музея

    Понятие основных задач и функций выставки

    Формирование художественного и эстетического вкуса

    Понятие основ экскурсоведения

    Составление вопросов для экскурсовода по интересующей проблеме

    Основные сведения по истории и культуре родного края

    Нахождение объектов культурно-исторического наследия. Ведение исследовательских записей

    Понятие о культурно-образовательной деятельности музея

    Участие в научно-практической конференции

    Основные этапы развития музейного дела в России

    Отбор краеведческого материала по теме

    Понятие о требованиях к организации и проведению поисково-исследовательское работы, к написанию и оформлению учебно-исследовательской работы

    Составление плана поисковой работы. Общение с людьми. Грамотное ведение поисковых и исследовательских записей. Написание и оформление учебно-исследовательской работы

    Понятие об основной учетной документации музея

    Заполнение инвентарной книги. Составление паспорта на музейный предмет

    Понятие о планировании и организации экспозиционной работы

    Составление тематико-экспозиционного плана. Оформление экспозиции. Составление аннотаций к экспозиции

    Понятие об основных требованиях к художественному оформлению выставки

    Оформление стенда, выставки. Подготовка экспонатов для выставки

    Понятие об экскурсионной методике и профессиональном мастерстве экскурсовода

    Создание текста экскурсии. Проведение экскурсии. Сочетание показа с рассказом

    Основные памятники истории и культуры родного края. Понятие о методике проведения экскурсии по городу

    Изучение краеведческих объектов. Разработка маршрута по памятным местам своего края. Проведение экскурсии

    Понятие об организации культурно-образовательной работы в музее

    Выступление с докладом на научно-практической конференции

    Понятие о современном развитии музеев

    Составление рекламной афиши, буклета. Оформление текста для публикации в СМИ

      Учебный   план детского    объединения   «Активисты школьного музея»

    1 год обучения «Я, моя семья и школа».

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    1. Музей - хранитель наследия веков

    48

    20

    28

    1.1.

    Исторические предпосылки возникновения музеев

    6

    2

    4

    1.2.

    Музей в школе - хранитель памяти

    4

    2

    2

    1.3.

    Фонды школьного музея

    12

    6

    6

    1.4.

    Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната

    6

    2

    4

    1.5.

    Музейная экспозиция

    8

    4

    4

    1.6.

    Приемы оформления сменной экспозиции.

    6

    2

    4

    1.7.

    Сбор и обработка воспоминаний

    6

    2

    4

    2. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы

    26

    10

    10

    2.1.

    Семья. Семейные архивы

    10

    4

    6

    2.2.

    Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение

    6

    2

    4

    2.3.

    Проект экспозиции, посвященной истории школы

    10

    4

    6

    3. Основы туристско - экспедиционной работы.

    24

    10

    14

    3.1.

    Основы безопасности при проведении экскурсий, туристских походов и экспедиций

    6

    4

    2

    3.2.

    Туристское снаряжение и уход за ним

    6

    2

    4

    3.3.

    Туристская группа на прогулке (экскурсии), в походе

    6

    2

    4

    3.4.

    Правила организации и проведения похода, экспедиции

    6

    2

    4

    4. Школа экскурсовода.

    46

    10

    36

    4.1.

    Организация школьного музея

    12

    8

    4

    4.2.

    Пути овладения культурой общения

    10

    2

    8

    4.3.

    Развитие творческой активности

    12

    0

    12

    4.4.

    Психолого-педагогическая диагностика обучающихся.

    8

    0

    8

    4.5.

    Подведение итогов года.

    4

    0

    4

    ВСЕГО ЧАСОВ

    144

    50

    94

    Содержание  учебной программы детского  объединения                  «Активисты школьного музея». 1-й год обучения. «Я, моя семья и школа»

    1. Музей - хранитель наследия веков.

    1.1. Исторические предпосылки возникновения музеев.

       Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бы тования наследия. Охрана объектов наследия. Краеведение как комп лексный метод выявления и изучения наследия.  Музеефикация объек тов наследия как способ их охраны и использования.

      Цели и задачи работы музеев. Музейное дело в России. Закон Россий ской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.)

       Классификация музеев. Государственные и частные музеи. Музей-за поведник, домашний музей, музей - выставка. Основы музейного дела.

       Понятие «культура поведения». Правила поведения в музее.

    Практические занятия.

      Сформулировать при помощи изобразительных средств определения основных понятий: окружающий мир, время, культура, культурное на следие, музей, вещь музейного значения, подлинник, копия, реставра ция. Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу». Посещение музеев, знакомство с их работой.

    1.2. Музей в школе - хранитель памяти.

      Туристско-краеведческое движение учащихся Российской Федерации «Отечество», его цели, задачи, участники, программы. Школьный му зей как организационно-методический центр движения «Отечество» в учреждения образования. Задачи собирательской работы, её связь с профилем и тематикой музея, с содержанием туристско-краеведческих экспедиций.

    Сущность понятия «школьный музей», его роль в микрорайоне. Доку менты, регламентирующие работу школьного музея. «Примерное поло жение о музее образовательного учреждения (школьном музее)» - ос новной документ по организации и деятельности школьного музея.

    Понятие «профиль музея». Сущность и специфические особенности школьных музеев разного профиля. Функции школьного музея. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его членов, актив музея.

    Практические занятия.

      Посещение экскурсий в школьном музее. Планирование работы на год.

    1.3. Фонды школьного музея.

      Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учета фондов школь ного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.      Сущность понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фото графии и документы родственников, участников войны, работников ты ла. Медали, ордена, другие награды.

    Практические занятия.

      Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, фор мированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематиче ских, систематических и персональных коллекций. Создание инвентар ной книги собственного «домашнего музея».

    1.4. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната.

      Экспонат - памятник материальной культуры. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Рождение вещи, жизнь вещи, смерть вещи. Задачи учета и научного описания му зейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентар ная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта му зейных предметов и вспомогательные картотеки. Понятие об атрибуции музейных предметов. Взаимообмен экспонатами музея школы с други ми музейными учреждениями и отдельными лицами.

    Практические занятия.

    Классификация предоставленных музейных предметов.

    Формулирование правил хранения фотографий, семейных реликвий.

    1.5. Музейная экспозиция.

      Музейная экспозиция. Основные понятия раздела («экспонат», «экс позиционный материал»,  «тематическаяструктура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.).   Экспозиционные материа лы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисториче ские музеи, исторические отделы краеведческих музеев, этнографиче ские музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом). Экспози ция в школьном музее.

       Тексты в музейной экспозиции, их назначение. Виды оглавительных и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспона там. Приемы размещения текстов в экспозиции.

        Научное определение и описание музейных материалов. Шифр соб ранных предметов и документов. Порядок приема и выдачи музейных материалов.

    Практические занятия.

       Знакомство с постоянной экспозицией музея. Анализ существующей в школьном музее экспозиции по содержанию, приемам построения и оформ ления экспозиции. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспона там школьного музея. Собирательская работа для домашнего музея.

    1.6. Приемы оформления сменной экспозиции.

      Классификация экспозиций. Музейная экспозиция - текст (музейные предметы - вещи) и подтекст (понятия - ценностная ориентация, этно-конфессиональное самосознание, этнические стереотипы поведения). Алгоритм разработки и построение сменной экспозиции по теме прове денного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспо зиционной работы.

    Практические занятия.

       Планирование проекта сменной экспозиции. Разработка и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.

    1.7. Сбор и обработка воспоминаний.

      Правила сбора и обработки воспоминаний. Правила анкетирования и интервьюирования. Работа с информаторами по вопросникам. Современ ные требования к анкетам, интервью. Обработка анкет информаторов.

      Переписка с земляками, ветеранами Великой Отечественной войны: правила оформления писем, выявление адресатов, фиксация ответов, оформление документов для фонда музея

    Практические занятия.

      Проведение анкетирования и интервьюирования членов семьи, родст венников.

    2. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы.

    2.1. Семья. Семейные архивы.

      Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Мое родословное дерево. Семейный архив. Памятные события в истории се мьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Как записать рассказы и воспоминания родственников. Дом – портрет эпохи. Вещи в доме. Обряды рождения дома. Хранители очага, обереги. Моя улица, архитектурные особенности зданий.

    Практические занятия.

      Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связан ных с историей рода и родного края. Составление родословных таблиц. Изыскание семейных реликвий. Описание семейных архивов и релик вий. Обсуждение собранных материалов.

    2.2. Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение.

      Школа, назначение кабинетов и помещений, школьный двор, дорога в школу; названия прилегающих к школе улиц, предприятия и организа ции микрорайона, памятные и примечательные места и пр.

    Практические занятия.

      Составление плана-схемы микрорайона школы и его вычерчивание условными знаками с указанием назначения зданий и сооружений. Чте ние плана школьного двора и школы.

      Экскурсия по территории микрорайона школы и ближнему окруже нию с выяснением назначения различных зданий и сооружений (жи лые, торговые, культурно-досуговые и пр.) и нанесением их на план ме стности.

    2.3. Проект экспозиции, посвященной истории школы.

      История школы (гимназии, лицея). Школьные традиции и достопри мечательности. Роль учителя в школе. Учительские династии и их се мейные реликвии. Выпускники школы, их след в истории края. Публи кации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школь ный музей и архив.    Источники по истории школы в районных, город ских, областных и республиканских архивах. Ведение исторической хроники и летописи школы.

    Практические занятия.

      Подготовка и проведение анкетирования и интервьюирования уча щихся школы на тему: «Какой должна быть экспозиция о школе?» Под готовка к анкетированию и интервьюированию учителей школы.

    3. Основы туристско-экспедиционной работы.

    3.1. Основы безопасности при проведении экскурсий, туристских по ходов и экспедиций.

      Правила поведения во время туристской прогулки, экскурсии, похо да, экспедиции. Правила поведения в городе, в транспорте. Правила по ведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях.    Правила обраще ния с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила  поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Телефоны аварий ных служб.  Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной), экспедиционной группы. Взаимопомощь в походе.

      Знакомство с «Инструкцией по организации и проведению турист ских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации».

    Практические занятия.

      Игры на темы: «Что делать в случае ... (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и пр.)?», «Дей ствия в чрезвычайной ситуации во время экскурсии, на туристской про гулке, в походе, экспедиции», «Правила перехода улицы».

    3.2. Туристское снаряжение и уход за ним.

       Личное туристское снаряжение для туристской прогулки, экскурсии, похода, экспедиции. Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Кухонное и кост ровое снаряжение. Требования к упаковке продуктов. Укладка рюкза ка, соблюдение гигиенических требований. Снаряжение для наблюде ний за природой и выполнения простейших краеведческих заданий.

    Практические занятия.

      Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и примене ния его. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки.

    3.3. Туристская группа на прогулке (экскурсии), в походе, экспедиции.

      Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в турист ской группе. Ритм и темп движения туристской группы. Правила пере хода дорог, улиц. Взаимопомощь в туристской группе. Привалы проме жуточный, обеденный. Распорядок дня. Бивак, требования к бивакам, устройство и оборудование бивака. Охрана природы на туристской про гулке, экскурсии, в походе, экспедиции.

    Практические занятия.

      Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия), по ход. Планирование и организация бивака на местности, организация бивачных работ.

    3.4. Правила организации и проведения похода, экспедиции.

      Этапы организации экспедиции. Распределение должностей и зада ний в группе. Планирование индивидуальной деятельности по этапам экспедиции, в соответствии с полученной должностью.

    Планирование и разработка маршрута. Туристская схема и топогра фическая карта, маршрутные документы. Отчет о проведении похода, экспедиции.

    Практические занятия.

      Обработка результатов похода, экспедиции в соответствии с должно стными обязанностями в группе. Индивидуальный отчет по этапам экс педиции.

    4. Школа экскурсовода.

    4.1. Организация школьного музея.

      Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объе динение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учре дительные документы школьного музея. Охрана труда и техника безо пасности в фондовых и иных помещениях музея.

    Практические занятия.

      Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школь ного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утвер ждение его состава.

    4.2. Пути овладения культурой общения.

      Этика взаимоотношений детей и взрослых. Пути овладения коммуни кативной культурой. Правила интервьюирования жителей. Проведение социологического опроса. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Правила коллективного создания текста экскурсии в школьном музее по вновь созданной экспозиции. Технология коллективного про ведения экскурсии в школьном музее по экспозиции. Технология кол лективного проведения экскурсии по памятным местам окрестностей школы.

    Практические занятия.

      Прослушивание экскурсий разных типов (по населенному пункту, в музее, по памятным местам).

    4.3. Развитие творческой активности.

    Практические занятия.

      Участие в организации и проведении конкурсов детских работ «От крытки для ветеранов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Сбор и оформление воспоминаний ветеранов.

    4.4. Психолого-педагогическая диагностика обучающихся.

    Практические занятия.

      Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Выяв ление психолого-педагогического портрета окружения обучающихся. Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, ти па памяти и пр. Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью опреде ления (выявления) общего физического и функционального уровня раз вития воспитанников.

    4.5. Подведение итогов года.

       Подведение итогов годовой работы. Разбор деятельности каждого уча стника, его вклада в общее дело. Подведение итогов индивидуальных проектов. Планы на следующий учебный год.

    Учебный  план детского   объединения «Активисты школьного музея».

    2 год обучения. «Я и мир вокруг меня».

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    1. Музей — хранитель наследия веков.

    66

    22

    44

    1.1.

    Исторические предпосылки возникновения музеев

    6

    2

    4

    1.2.

    Школьный музей

    6

    2

    4

    1.3.

    Комплектование фондов школьного музея

    12

    4

    8

    1.4.

    Вещественные музейные источники и архивные материалы

    12

    4

    8

    1.5.

    Источники информации. Подтверждение достоверности фактов

    6

    2

    4

    1.6.

    Музейная экспозиция. Принципы и методы построения экспозиции

    6

    2

    4

    1.7.

    Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество»

    12

    4

    8

    1.8.

    Фотография в музее

    3

    1

    2

    1.9.

    Игры и праздники

    3

    1

    2

    2. Создание музейной экспозиции «Моя улица».

    50

    16

    34

    2.1.

    Концепция экспозиции школьного музея

    12

    4

    8

    2.2.

    Планирование проекта экспозиции «Моя улица»

    12

    4

    8

    2.3.

    Военная слава земляков

    6

    2

    4

    2.4.

    Технология составления текста экскурсии

    12

    4

    8

    2.5.

    Технология формирования интереса к экскурсии

    8

    2

    6

    3. Основы туристско-экспедиционной работы.

    64

    16

    48

    3.1.

    Проведение похода, экспедиции, обеспечение безопасности

    16

    4

    12

    3.2.

    Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

    8

    4

    4

    3.3.

    Организация питания в походе, экспедиции

    10

    2

    8

    3.4.

    Основы топографии и ориентирования

    12

    4

    8

    3.5.

    Учет и хранение краеведческих материалов в полевых условиях

    18

    2

    16

    4. Школа экскурсовода.

    36

    8

    28

    4.1.

    Экскурсионная работа. Классификация экскурсий

    12

    4

    8

    4.2.

    Организация экскурсии

    10

    2

    8

    4.3.

    Развитие навыков общения при проведении экскурсий

    10

    2

    8

    4.4.

    Подведение итогов года

    4

    0

    4

    ВСЕГО ЧАСОВ

    216

    62

    154

    Содержание  учебной  программы детского объединения                  «Активисты школьного музея». 2-й год обучения. «Я и мир вокруг меня».

    1. Музей - хранитель наследия веков.

    1.1. Исторические предпосылки возникновение музеев.

      Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бы тования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Кра еведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

      Современное понимание термина «музееведение». Предмет исследо вания науки о музее. Ключевые понятия музееведения (музей, верни саж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).

      Государственные и частные музеи. Учет изобразительных источников и коллекций специального хранения. Назначение и определение в госу дарственном музее постоянных и сменных экспозиций.

    Практические занятия.

     Творческое сочинение учащихся: «Наследие, которым я дорожу». Со ставление словаря музейных терминов.

    1.2. Школьный музей.

      Роль школьных музеев. Формы деятельности школьного музея: му зей-мастерская (студия), музей-ярмарка. Роль школьного музея в мик рорайоне. Функции школьного музея. Специфические особенности школьных музеев нашего профиля. План работы музея на год.

      Обязанности активистов школьного музея, планирование работы на год. Организация и ведение переписки со школьными музеями.

    Практические занятия.

      Составление плана работы актива школьного музея на год. Переписка со школьными музеями.

    1.3. Комплектование фондов школьного музея.

      Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное сна ряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов му зейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения. На значение полевой документации. Тетрадь записи  воспоминаний и рас сказов по результатам собеседования с местными жителями. Обеспече ние научной и физической сохранности находок.

    Практические занятия.

      Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектова ния. Составление планов поисково-собирательской деятельности. Рас пределение обязанностей между участниками поисково-собирательской работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.

    1.4. Вещественные музейные источники и архивные материалы.

      Состав и структура музейного фонда. Обменный фонд. Дублетный фонд. Организация фондовой работы. Вещественные музейные этногра фические источники и архивные материалы (документальные фото, письма, изоисточники). Пути комплектования фондов школьного му зея. Порядок передачи ценных документов в государственные музеи и архивы.

    Практические занятия.

      Порядок приема и выдачи музейных материалов. Учет и описание письменных источников по архивным правилам.

    1.5. Источники информации. Подтверждение достоверности фактов.

      Библиотека, как мерило истинности информации. Методика исполь зования источника: прямое и ретроспективное. Инициативное докумен тирование, расширение круга источников, поиск нужного информато ра. Проведение социологического опроса.

    Правила ведения беседы, интервью. Вопросники, анкеты. Письмен ное оформление информации. Формы записи воспоминаний.

    Практические занятия.

    Анализ каталогов-путеводителей по музейным собраниям. Проведение бесед, интервью, их оформление.

    1.6. Музейная экспозиция. Принципы и методы построения экспозиции.

      Экспозиция музея. Принципы и методы построения экспозиции. На учное проектирование экспозиций. Составление тематико-экспозици-онного плана. Тематико-экспозиционный план школьного музея. Мон тажный лист экспозиции. Этикетаж. Подбор цветового решения. Худо жественное оформление экспозиций.

    Практические занятия.

      Составление тематико-экспозиционного плана. Изучение и отбор ма териалов для экспозиции. Создание экспозиции по конкретной теме.

    1.6. Определение степени сохранности экспоната. Атрибуция.

      Алгоритм ознакомления с музейной экспозицией, музейным экспона том. Шифр собранных предметов и документов. Определение степени сохранности экспоната. Атрибуция. Особенности отбора экспонатов для  экскурсий различной тематики. Создание и оформление маршрута экс курсии.

    Практические занятия.

    Атрибуция музейного экспоната (по выбору воспитанника).

    1.7. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».

      Цели, задачи, участники движения «Отечество». Целевые програм мы. Формы участия в движении. Школьный музей как организацион но-методический центр движения «Отечество» в учреждения образова ния. Организация участия обучающегося в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах. Туристско-краеведческая программа школы (гимназии, лицея).

    Практические занятия.

      Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции по при нятию туристско-краеведческой программы школы (гимназии, лицея).

      Участие в подготовке и проведении школьных конкурсов: «Моя ули ца», «Образцовый дом», «Любимые уголки моего двора», «Как предки выбирали место для строительства дома», «Вот эта улица, вот этот дом», «По улицам моей памяти».

    1.8. Фотография в музее.

      Фотография. Основы построения фотографии. Виды съемки. Типоло гия фотоаппаратов. Правила фотографирования зданий. Фотовыставки современных и старинных изображений одной улицы.

    Практические занятия.

    Фотографирование зданий, улицы, природных объектов. Портретная съемка.

    1.9. Игры и праздники.

      Игры и игрушки наших предков, родителей. Современные игры. Уличные подвижные игры. Праздники государственные и местные.

    Практические занятия.

      Сбор материалов об играх улицы, квартала. Коллективное составле ние сценария «Вечерние посиделки». Поздравление соседей с предстоя щими праздниками.

    2. Создание музейной экспозиции «Моя улица».

    2.1. Концепция экспозиции школьного музея.

      Тематико-экспозиционный план и архитектурно-художественное ре шение экспозиции. Виды экспозиций: тематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приемы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Правила ра боты в библиотеке, аннотированный список литературы.

    Практические занятия.

    Работа в библиотеке. Оформление карточек по теме исследования.

    2.2. Планирование проекта экспозиции «Моя улица».

      Основные улицы населенного пункта. Легенды об историческом про шлом улицы и их отражение в топонимах. Отличительные черты архи тектуры улицы. Устройство деревянных и каменных домов. Отличи тельные черты природы улицы. Ландшафтный дизайн. Видовой состав древесных, кустарниковых, кустарничковых и травянистых растений. Виды декоративных растений. Образцовый двор.

      Планирование проекта экспозиции «Моя улица». Правила оформле ния фотовыставки. Опрос населения: разработка опросника, правила единой записи.

    Практическая работа.

      План улицы. Изготовления макета улицы в экспозиции. Опрос населения по разработанной теме и оформление документов для фонда музея. Анкетирование старожилов. Обработка полученной информации, оформление результата. Изготовление макета зданий улицы для экспо зиции.

    2.3. Военная слава земляков.

       Военные традиции земляков. Жители родного края - участники Ве ликой Отечественной войны и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России.

      Картотека ветеранов. Правила сбора фактического материала о жизни ветеранов. Оформление данных в текст экскурсии. Помощь ветеранам. Книга Памяти школы.

    Практические занятия.

      Выявление ветеранов Великой Отечественной войны, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение карто теки участников Великой Отечественной войны и других военных дей ствий. Проведение конкурсов детских работ: «Открытки для ветера нов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Сбор и оформление воспоминаний ветеранов.

    2.4. Технология составления текста экскурсии.

      Методика экскурсионной работы. Подготовка к учебной экскурсии: отбор экспонатов и составление маршрута. Работа над содержанием экскурсии. Тема и цель экскурсии. Структура содержания. Составление вступительной и заключительной бесед к подготавливаемым в школь ном музее экскурсиям. Разработка части экскурсии в школьном музее. Профессия - экскурсовод.

    Практические занятия.

      Подготовка текста экскурсии «Вот эта улица, вот этот дом».

    2.5. Технология формирования интереса к экскурсии.

      Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. План экскурсии. Отработка порядка показа. Составление рассказа по темати ческим группам экспонатов. Реклама предстоящей экскурсии.

    Практические занятия.

      Фестиваль рекламы будущей экспозиции «Моя улица».

    3. Основы туристско-экспедиционной работы.

    3.1. Проведение похода, экспедиции, обеспечение безопасности.

      Виды походов, понятие «школьная экспедиция». Участники экспеди ции. Права и обязанности участников похода. Должности в группе по стоянные и временные. Распределение обязанностей в группе. Мар шрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник. Отчетная до кументация. Требования к отчету. Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Правила поведения в населенном пункте. Взаи моотношения с местным населением. Правила преодоления естествен ных препятствий.

    Практические занятия.

      Подбор экспедиционной группы. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Оформление путевого дневника. Работа с краеведческой литературой.

    3.2. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

      Медицинская аптечка. Ее комплектование, хранение, транспортиров ка. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста. Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при раз личных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном уда ре, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся. Правила переноски пострадавшего.

    Практические занятия.

      Комплектование медицинской аптечки. Оказание первой доврачеб ной помощи условно пострадавшему: определение травмы, практиче ское оказание помощи. Переноска пострадавшего.

    3.3. Организация питания в походе, экспедиции.

      Значение правильного питания в походе, экспедиции. Набор продук тов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготов ление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Организация пи тания в однодневном походе.

    Практические занятия.

      Составление меню и списка продуктов для 1-2 дневного похода. За купка, упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

    3.4. Основы топографии и ориентирования.

      Топографическая карта, ее назначение, отличие от туристской схемы. «Путешествие» по карте. Компас, его устройство. Азимут. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Прие мы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки.

    Практические занятия.

      Упражнения на запоминание условных знаков. Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение ази мута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков.

    3.5. Учет и хранение краеведческих материалов в полевых условиях.

      Организация учета и обеспечение сохранности краеведческих матери алов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований - одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть понятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения.

      Основные формы и назначение полевой документации учета краевед ческих материалов: полевой дневник; акт приема предметов музейного значения; полевая опись; тетрадь для записи воспоминаний и расска зов; журналы (тетради) фото и видео съемок; легенды.

      Камеральная обработка полученной информации и уточнение матери алов по результатам экспедиции. Систематика и оформление собранно го материала. Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки кра еведческих материалов.

    Практические занятия.

      Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учета и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответст вии с ролевыми функциями актива школьного музея.

    4. Школа экскурсовода.

    4.1. Экскурсионная работа. Классификация экскурсий.

      Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и при родного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Правила осмотра экскур сионного объекта (музея) при проведении экскурсии с экскурсоводом. Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных ис точников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии Ма стерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение матери алом, этика. Аудитория школьного музея и формы работы с ней.

    Практические занятия.

      Прослушивание тематической экскурсии с заданием установить стру ктуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения. Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам. Заслушива ние и обсуждение отдельных частей экскурсий.

    4.2. Организация экскурсии.

      Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памят ным местам. История населенного пункта как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии по населенному пункту и памятным мес там, их классификация. Памятники истории и культуры, их эмоцио нальное воздействие, познавательное и воспитательное значение.

      Особенности экскурсионной работы в школьном музее. Выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интере сующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатах, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).

    Практические занятия.

      Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Работа в экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методи кой проведения экскурсий. Репетиции экскурсий.

    Проведение экскурсии по своему населенному пункту. Обсуждение и разбор экскурсий.

    4.3. Развитие навыков общения при проведении экскурсий.

      Освоение правил общения и преодоление коммуникативных трудно стей. Шкала самоэффективности. Единство рационального и эмоцио нального в экскурсии. Требования к языку экскурсовода. Маршрут экс курсии. Отбор экспонатов в зависимости от состава экскурсантов. Ис пользование различных словесных методов и приемов в ходе экскурсии.

    Практические занятия.

      Прослушивание, обсуждение и коллективное утверждение текста экс курсии. Анализ экскурсии «Моя улица», проведенной товарищем. Проведе ние экскурсии в школьном музее группой экскурсоводов. Проведение экскурсии на местности «По памятным местам улицы» группой экскур соводов.

      Составление фотоколлажа «Здравствуй, это МЫ!» используя индиви дуальные проекты «Здравствуй, это Я!», «При солнышке тепло, при ма тери добро», «Ты мой милый, батюшка родимый», «Славное имя моей семьи» (один по выбору воспитанника).

    4.4. Подведение итогов года.

      Практические занятия Подведение итогов годовой работы. Проведе ние экскурсии для родителей и друзей в экспозиции «Моя улица».

    Учебный  план детского   объединения «Активисты школьного музея».

    3 год обучения. «Родная сторона».

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    1. Музей - хранитель наследия веков.

    72

    24

    48

    1.1

    Виды и формы работы музеев. Крупнейшие музеи России

    6

    2

    4

    1.2

    Историко-культурные памятники

    6

    2

    4

    1.3

    Организация фондовой работы в музее

    10

    2

    8

    1.4

    Тематико-экспозиционный комплекс, его содержание и значение

    6

    2

    4

    1.5

    Определение и описание экспонатов

    12

    4

    8

    1.6

    Функции и формы деятельности школьного музея

    8

    4

    4

    1.7

    Виды информационного обслуживания экспозиции

    12

    4

    8

    1.8

    Исследовательская деятельность в школьном музее

    12

    4

    8

    2.  Создание музейной экспозиции «Родная сторона».

    34

    10

    24

    2.1.

    Музейная экспозиция «Родная сторона»

    6

    2

    4

    2.2.

    Создание проекта экспозиции «Родная сторона»

    6

    2

    4

    2.3.

    Мой населенный пункт

    12

    4

    8

    2.4.

    Монтаж экспозиции «Родная сторона»

    10

    2

    8

    3. Основы туристско-экспедиционной работы.

    68

    12

    56

    3.1.

    Проведение многодневного похода, обеспечение безопасности

    20

    4

    16

    3.2.

    Первая доврачебная помощь в походах и экспедициях

    12

    4

    8

    3.3.

    Топография и ориентирование на местности

    12

    4

    8

    3.4.

    Поход, экспедиция по родному краю

    24

    0

    24

    4.Школа экскурсовода.

    42

    8

    34

    4.1.

    Экскурсионная работа. Методика подготовки и проведение экскурсий

    12

    4

    8

    4.2.

    Пешеходная экскурсия с вовлечением зрителей в диалог

    14

    2

    12

    4.3.

    Технология проведения вечера-встречи в школьном музее

    10

    2

    8

    4.4.

    Подведение итогов года

    6

    0

    6

    ВСЕГО        ЧАСОВ

    216

    54

    162

    Содержание  учебной  программы детского   объединения                                      «Активисты школьного музея». 3-й год обучения. «Родная сторона».

    1. Музей - хранитель наследия веков.

    1.1. Виды и формы работы музеев. Крупнейшие музеи России.

      Современное понимание термина «музееведение» как научной дисци плины. Предмет исследования науки о музее. Основы организации му зейного дела. Ключевые понятия музееведения. Типология музеев. Ори ентация в музее. Определение ценности экспоната - предмета матери альной культуры, документа, фотографии.

      Крупнейшие музеи России. Золотое кольцо России. Рекламные му зейные проспекты.

      Музеи на общественных началах. Взаимодействие государственных и общественных музеев. Понимание термина «школьный музей». Профи ли школьных музеев. Сущность и специфические особенности школьно го музея.

    Практические занятия.

      Составление словаря музейных терминов. Викторины и кроссворды на музейную тематику. Экскурсия в один из школьных музеев области.

    1.2. Историко-культурные памятники.

      Объекты исторического краеведения: историко-культурные памятни ки, их идейно-эмоциональное воздействие, познавательное и воспита тельное значение. Краткая характеристика типов историко-культурных памятников, являющихся объектом краеведческого изучения. Методы изучения памятников. Учет, обеспечение сохранности, исполь зование памятников истории и культуры. Исторические источники.

    Практические занятия.

      Составление обзора объектов исторического краеведения.

    1.3. Организация фондовой работы в музее.

      Основные направления фондовой работы: комплектование, учет, хра нение, изучение фондов, проведение консультаций. Комплектование музейных фондов. Учет музейных фондов. Научная каталогизация му зейных фондов. Музейные каталоги и их системы. Архивная книга - её содержание, строение, правила занесения экспонатов. Фонд временного хранения.

      Хранение музейных фондов. Режим хранения фондов (температурно-влажностный, световой, биологический; защита от загрязнителей воздуха, от механических повреждений; защита в экстремальных ситуаци ях). Задачи консервации и реставрации музейных предметов.

      Особенности фондовой работы в школьном музее.

    Практические занятия.

      Анализ условий хранения музейных предметов в экспозициях и пере движных выставках. Первичная научная обработка собранной коллек ции. Ведение книг учета. Составление научного паспорта по предмету.

    1.4. Тематико-экспозиционный комплекс, его содержание и значение.

      Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико-хронологический метод построения экспозиции. Этапы создания музей ной экспозиции. Общие требования к обеспечению сохранности предме тов в экспозиции и фондах.

    Практические занятия.

      Сравнительный анализ инструкций по хранению музейных предметов и технике безопасности.

    1.5. Определение и описание экспонатов.

      Определение и описание предметов. Организация хранения экспона тов. Вспомогательные картотеки. Терминология экспоната. Знаковое значение предметов обихода.

    Практические занятия.

      Пополнение картотеки музейного фонда справочными карточками.

    1.6. Функции и формы деятельности школьного музея.

      Полифункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая де тей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества род ного края; форма сохранения и представления материальных и духов ных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей. Роль школьного музея в микрорайоне. Формы деятельности школьного музея: музей-клуб, музей-театр и др. Переписка музея, её регистрация.

    Практические занятия.

      Планирование работы на год деятельности школьного музея. Перепи ска музея.

    1.7. Виды информационного обслуживания экспозиции.

      Реклама экспозиции. Активные способы проведения экскурсии. Ме тодика подготовки и проведения комплексной экскурсии. Особенности проведения экскурсии в пределах микрорайона.

    Практические занятия.

      Составить экскурсию по экспозиции музея с элементами театрализованного представления. Составить экскурсию по экспозиции музея, по населенному пункту с вовлечением зрителей в диалог.

    1.8. Исследовательская деятельность в школьном музее.

      Порядок изучения литературы, источников и экспонатов. Отбор и си стематизация необходимых сведений и фактов. Использование турист ских схем, географических карт, фотографий.

      Технология социологического опроса жителей микрорайона. Народ ные знания, календарь. Запись воспоминаний на диктофон. Разработка анкет по сбору информационного материала.

      Организация сбора экспонатов. Подлинники и макеты.

      История города как предмет экскурсионного изучения. Экскурсион ное ориентирование по населенному пункту.

    Практические занятия.

      Сбор информации и экспонатов. Работа с мемуарной литературой, экспедиционными дневниками, записями воспоминаний и письмами.

    2, Создание музейной экспозиции «Родная сторона».

    2.1. Музейная экспозиция «Родная сторона».

      Образ населенного пункта в школьном музее. Методика проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонст рации, сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мыс ленной реконструкции событий. Детальное изучение экспонатов, выяв ление их истории и содержания.

    Практические занятия.

      Варианты использования музейного экспоната в ходе экскурсии. Мон таж музейной экспозиции «Родная сторона»

    2.2. Создание проекта экспозиции «Родная сторона».

      Этнографическая экспозиция. Изучение и отбор материала. Темати ческий и тематико-экспозиционный план. Художественное решение экспозиции. Алгоритм изготовления текстов, аннотаций, элементов оформления. Приемы монтирования различных экспонатов.

    Практические занятия.

      Планирование этнографической экспозиции (объем работ, план рабо ты, распределение должностей). Составление тематической экспозиции из имеющихся экспонатов.

    2.3. Мой населенный пункт.

      Название населенного пункта в литературных источниках. История его возникновения. Населенный пункт на плане, туристской схеме и карте. Рельеф. Почва и геологическое строение. Водоёмы. Климат. Рас тительный покров. Животный мир.

      Симеотика и топонимика пространства населенного пункта. Отличи тельные черты архитектуры.

    Специализация и функции населённого пункта. Основные источники дохода жителей. Проверка достоверности материала.

    Практические занятия.

      Составление комплексной картосхемы по имеющимся данным. Оформление справочных карточек по содержанию экспозиции «Родная сторона» (выделение отдельных цифр, цитат, стихотворений).

    Подготовка текста музейной экскурсии «Родная сторона».

    2.4. Монтаж экспозиции «Родная сторона».

      Тематическое комплектование экспонатов, связанное с изучением ка кого-либо исторического процесса, события, здания, улицы. Подбор цветового решения для экспозиции.

      Составление схемы маршрута пешеходной экскурсии по картосхеме. Объекты пешеходной экскурсии по населенному пункту, их классифи кация. Составление библиографии по теме экскурсий.

    Практические занятия.

      Составление библиографии. Подготовка экскурсионного маршрута по экспозиции.

    3. Основы туристско-экспедиционной работы.

    3.1. Проведение многодневного похода, экспедиции, обеспечение без опасности.

      Подготовка к походу, экспедиции. Техника и тактика пешеходного туризма. Туристское снаряжение. Специальное снаряжение для транс портировки краеведческих материалов. Организация безопасности при проведении туристских походов и экспедиций. Организация бивуака. Разжигание костра. Питание в походе, экспедиции. Оформление марш рутного листа. Основные формы и назначение полевой документации учета краеведческих материалов: полевой дневник; акт приема предме тов музейного значения; полевая опись; тетрадь для записи воспомина ний и рассказов; журналы (тетради) фото и видео съемок; легенды.

      Камеральная обработка полученной информации и уточнение матери алов по результатам экспедиции. Систематика и оформление собранно го материала. Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях.

    Практические занятия.

      Подготовка к пешему походу, экспедиции. Определение объема рабо ты в походе, экспедиции, утверждение плана работы, распределение должностей. Изготовление полевых документов учета и описания крае ведческих материалов. Проведение похода, экспедиции.

    3.2. Первая доврачебная помощь в походах и экспедициях.

      Профилактика заболеваний и травматизма. Походная медицинская аптечка. Назначение и дозировка препаратов. Перечень и назначение, показания и противопоказаниях применению лекарственных препара тов. Личная аптечка, индивидуальные лекарства, необходимые в зави симости от хронических заболеваний.

      Первая помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Искусственное дыхание. Респираторные и простудные заболева ния. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и же лудочные заболевания.

      Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промыва ние желудка.

      Способы транспортировки пострадавшего.

    Практические занятия.

      Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).

      Приемы транспортировки пострадавшего.

    3.3. Топография и ориентирование на местности.

      Понятие о карте топографической, спортивной. Компас, работа с ком пасом. Азимут, движение по азимуту. Измерение расстояний на карте и на местности. Движение по карте.

    Практические занятия.

      Разработка маршрута экспедиции-похода на карте. Ориентирование на местности при помощи карты и компаса.

    3.4. Поход, экспедиция по родному краю.

    Практические занятия.

      Организация и проведение похода, экспедиции по родному краю. Сбор и фиксации материалов. Организация учета и обеспечение сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов. Ведение по левой документации для учета краеведческих материалов: полевой дневник; акт приема предметов музейного значения; полевая опись; те традь для записи воспоминаний и рассказов; журналы (тетради) фото и видео съемок; легенды. Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспорти ровки краеведческих материалов. Камеральная обработка полученной информации, систематика и оформление собранного материала. Отчет о походе, экспедиции.

    354. Школа экскурсовода.

    4.1. Экскурсионная работа. Методика подготовки и проведение экс курсий.

      Методика подготовки и проведения экскурсий. Основные принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, логиче ская и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и конкретность. Специфика и особенность методики экскурсий в школьном музее.

      Особенности методики проведения экскурсии по городу (населенному пункту) и памятным местам.    Требования к маршруту. Приемы показа памятных мест, исторических объектов.

    Практические занятия.

      Исследовательская работа по сбору материала для «Портфеля экскур совода». Защита экскурсионных маршрутов, разработанных самостоя тельно. Проведение экскурсий для учащихся с последующим обсужде нием.

    4.2. Пешеходная экскурсия с вовлечением зрителей в диалог.

      Особенности методики проведения пешеходной экскурсии. Требова ния к маршруту. Роль моторного метода. Приемы показа памятных мест, исторических объектов.

    Практические занятия.

      Проведение пешеходной экскурсии по экспозиции музея, по населен ному пункту с вовлечением зрителей в диалог.

    4.3. Технология проведения вечера-встречи в школьном музее.

      Технология проведения вечера-встречи в школьном музее. Особенно сти проведения мероприятий для ветеранов Великой Отечественной войны.

    Практические занятия.

      Проведение вечера-встречи в школьном музее с ветеранами войны.

    4.4. Подведение итогов года.

    Практические занятия.   Подведение итогов годовой работы. Оформление летописи воспомина ний. Проведение экскурсии для родителей и друзей в экспозиции «Родная сторона».

    Список  литературы

    1. Методические рекомендации по организации деятельности     школьных  музеев и развитию детских краеведческих объединений.

    (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11)

    1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
    2. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
    3. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.
    4. Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи. Методические рекомендации. М.: 2002 г.
    5. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
    6. Школьные музеи. Сб. документов. – М., 1987.
    7. Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

    Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

    Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

    Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

    Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

    Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

    Использование возможностей школьного музея в организации итоговых уроков и дополнительного образования учащихся.

    Проблемы воспитания учитель решает на каждом уроке. Урок можно проводить не только в кабинетной системе, но и в другом учебном пространстве. Например – в школьном музее....

    Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

    Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

    «Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

    Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

    Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

    laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...