Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Михайлова Наталья Владиленовна

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди учащихся 9 классов показана значимость и актуальность подобной формы работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-konferenciya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проектное задание

Выполнила учитель истории высшей категории Михайлова Н.В.

Школа №1 Волховского района Ленинградской области

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА БАЗЕ МУЗЕЯ.

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ

                           КАК ВИД НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА

     Научно-исследовательская работа – одно из основных направлений деятельности любого музея, и школьного, в частности.   Это направление определяется задачами накопления документальных свидетельств и источников знаний, их обработки и введения в научный оборот. Научные исследования в  музеях проходят те же стадии, что и любое научное исследование: 1) идет формирование источниковой базы, то есть сбор и систематизация фактов; 2) собранные факты обобщаются, формулируются возможные гипотезы для их осмысления и установления места данных фактов в системе науки и культуры; 3) выбираются способы оптимального донесения до общества (школьной аудитории) основных положений данного научного исследования. Для музеев первый этап связан с комплектованием фондов, отбором предметов из среды бытования, учетом  музейных предметов , их первоначальной  систематизацией и классификацией. На втором этапе  реализуются различного рода  собственно музееведческие задачи: уточнение классификации предметов, выявление свойств музейных предметов и т.п. Третий реализуется через выбор форм представления результатов музейных исследований: экспозиция, выставка, реферат учащихся, научно-исследовательские конференции.

     В процессе  изучения происходит выявление свойств музейных  предметов (коллекций, собраний) как источников знаний, эмоций. Изучение музейных фондов ведется на основе методов, разработанных профильными дисциплинами, в частности для исторических памятников – методы археологии, этнографии, истории и т.д.

     Начинается изучение любого музейного предмета с атрибуции. Атрибуция  (определение) – выявление присущих музейному  предмету признаков. Атрибуция также  предполагает выяснение авторской, социальной, этнической и др. принадлежности предмета. В работе помогают  монограммы, альбомы, каталоги, справочники. Итак, важнейшее направление исследовательской работы школьного музея это атрибуция музейных предметов».     В коллекции нашего музея этот вид исследовательской деятельности характерен прежде всего для экспозиции «История нашего края», имеющем этнографическую направленность. Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы , учащиеся делают сообщения о предметах быта наших предков. Это сообщения о прялках, веретенах, лаптях, изделиях из бересты, старинных утюгах, посуде.     Конечно, научные исследования должны быть увязаны с концепцией работы музея. Главная задача школьного музея – воспитание нравственности и патриотизма у учащихся. Исследую материалы о прошлом края, молодое поколение усваивает нравственные нормы, традиции предыдущих поколений.      На базе школьного музея учащиеся проводят научные исследования, посвященные истории края, истории Малой Родины. Сами рефераты  становятся впоследствии экспонатами, которые исследуются уже последующими поколениями учащихся.

     В этом плане показательная работы, написанная в 2008 году учеником школы Петряевым Василием «История села Сясьские Рядки». По своей сути это было настоящее историческое исследование с привлечением разнообразной литературы: от данных архивов до монографий. Василий исследовал историю села Сясьские  Рядки от первого упоминания в писцовых книгах в 1582 году до Великой Отечественной войны.  В реферате в главе «Петровские затеи» автор рассказывает о деятельности Петра Великого в нашем крае, о строительстве одной из самых первых верфей в устье реки Сясь, о создании на Сясьской судоверфи крупных судов для Балтийского флота «Михали Архангел» и «Ивангород». Далее в исследовании раскрывается проблема необходимости строительства обводных каналов. Приведены карты, таблицы, старинные фотографии родоначальника российской цветной фотографии Прокудина-Горского, на которых запечатлены  Сясьские  Рядки начала XX века.

Работа Василия представлена на различных конкурсах и олимпиадах. Василий Петряев стал призером областной олимпиады по краеведению. Позднее он становится обладателем президентского гранда.

     В  текущем учебном году мы продолжили исследовать историю села Сясьские Рядки.  Данное исследование было включено в планирование работы краеведческого кружка. Учащиеся поставили задачу рассмотреть подробно историю села в XIX веке, которая была тесным образом связана с функционированием Тихвинской водной системы, составной частью которой была река Сясь.  Отдельным экспонатом в музее становится карта, на которой выделен отрезок реки Сясь. Далее учащиеся свои личные исследования – проекты  и наработки предыдущего автора кладут в основу научно-исследовательской конференции, проводимой на базе музея.

     Подготавливается вопросник для каждого участника конференции. Ими становятся ученики 9 классов. На конференцию решено было пригласит руководителя местного краеведческого музея.

     Урок-конференция относится к разряду нетрадиционных уроков. Данное мероприятие рассчитано на 2 урока.  Первый урок, проходящий в виде пленарного заседания, посвящен докладам  по следующим темам;

- Начальная история села;

- Петровские времена;

- История села в XIX  веке. Тихвинская водная система;

- Духовная жизнь села.

     Все доклады сопровождаются презентациями.  

     Думаю, что очень уместно будет вспомнить принципы  проведения нетрадиционных уроков:

  1. В организации урока нужно отказаться от шаблона;
  2. Максимально вовлечь учащихся в активную деятельность на уроке;
  3. Основой эмоционального тона на уроке должна стать не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
  4. Поддерживать множественность мнений, альтернативность;
  5. Уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию.

     Что дает применение нетрадиционных уроков в учебном и воспитательном процессах? Как показывает  практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

  1. Использование коллективных форм работы;
  2. Привитие интереса к предмету;
  3. Развитие  умений и навыков самостоятельной работы;
  4. Более полное осуществление практической, воспитательной и развивающей целей обучения;
  5. Становление новых отношений  между учителем и учениками.

     Во время освещения членами краеведческого кружка своих исследований, учащиеся отвечают на вопросы, представленные в вопроснике.  Именно на основании ответов проводится вторая часть конференции –  дискуссия. Где ученики могут ответить строго по материалам исследований, а могут выступить с дополнениями к изучаемым вопросам.

     Подобная работа раскрывает не только познавательные задачи, но и решает существенные воспитательные проблемы.  Учащиеся знакомятся с историей Малой Родины , учатся соотносить историю маленького городка с историей  огромной страны. Конечно, это активизирует интерес к предмету, рождает чувство гордости и уважения к родной истории.

     Необходимо отметить тот факт, что подобная форма работы, которая сначала предполагает научное исследование, которое становится самостоятельным экспонатом школьного исследования, а затем на базе этого исследования проводятся  научно-практические конференции,  
становятся традиционной в нашей школе. Не менее интересна работа выпускницы нашей школы Щукиной Любови «Чтобы свеча не погасла».  Это виртуальное путешествие по реке Сясь, в котором рассказывается о храмах, исторических памятниках, находящихся на берегах  нашей реки. Работа снабжена интересной презентацией, которая позволяет воочию  знакомиться  с памятниками культуры.  Пленарное заседание также готовят члены краеведческого кружка, а участникам раздается вопросник, ответы на который становятся основой для обсуждения  поднятых проблем.

     На базе школьного музея  был проведен нетрадиционный урок с использованием театральной педагогики. Тема урока «Быт и традиции русского купечества».  Одним из самых интересных экспонатов музея является письменный стол дореволюционной эпохи, вероятно, из купеческого дома. В ходе урока  с использованием данного экспоната разыгрывается сценка из жизни  новоладожских купцов, в которой заложены ошибки.  В ходе урока ребята отвечают на вопросы о том, а могли ли такие сцены произойти в реальной жизни.  Помимо стола из купеческого дома,  другим важным экспонатом для этого урока является карта, выполненная членами краеведческого кружка, на которой нанесены названия ярмарок, существовавших на территории края до революции.

     Итак, подводя итог вышесказанному, могу сделать следующие выводы:

  1. На базе школьного музея проводится большая научно-исследовательская работы, в результате которой создаются настоящие исторические краеведческие исследования – проекты ;
  2. Материалы данных исследований углубляют знания учащихся по краеведческим вопросам;
  3. На основе данных исследований проводятся разнообразные мероприятия: от нетрадиционных уроков до внеклассных мероприятий;
  4. Данные исследования, а также работы, проводимы на их основе, активизируют познавательную активность;
  5.  Углубленное освещение краеведческих вопросов в нетрадиционной форме не только расширяет круг знаний, но  углубляют нравственное воспитание учащихся, воспитываются чувство уважения к минувшему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных компетенций учащихся на базе школьного музея

Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта – одна из задач современной школы. Каждое учебное заведение находит свой путь ее решения, исходя из специфики учреждения, е...

Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма.

Статья "Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма"....

Презентация к классному часу на базе школьного музея "Добрая память"

Презентация к классному часу о земляках-героях  из цикла классных часов, посвященных ВОв. Учащиеся сами составляют комментарий к слайдам. Информацию можно получить как из библиотечных источ...

Методическая разработка по организации и проведению поисковой работы в рамках социального проекта «Восстановление исторической памяти» на базе школьного музея МБОУ Степано-Савченской ООШ.

В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...